Создание личностно ориентированной среды на уроках русского языка, литературы и словесности - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы 1 73.68kb.
Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы... 1 297.55kb.
«Сущность выразительного чтения» Выступление на методическом объединении... 1 164.69kb.
Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство... 2 579.11kb.
Районного методического объединения учителей русского языка и литературы... 1 43.82kb.
Учебное занятие. Русский язык в 10-11 классах. Тема: «Особенности... 1 58.41kb.
Методическая тема школы: Формирование устойчивого нравственного поведения... 1 431.86kb.
Методическая тема «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников... 1 68.58kb.
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и... 5 710.08kb.
2011 – 12 год. Анализ работы методического объединения учителей русского... 1 230.97kb.
Урок русского языка в 3 классе, проведенный на Неделе русского языка 1 43.38kb.
Экономическая суть страхования” Студентка группы ое-051 Ткачук Юлия... 1 192.02kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Создание личностно ориентированной среды на уроках русского языка, литературы и словесности - страница №1/1

Татьяна Викторовна Жежель, учитель русского языка и литературы МОУ гимназия № 4 города Канска Красноярского края.

Создание личностно ориентированной среды на уроках русского языка, литературы и словесности.

Дитя входит в духовную жизнь

окружающих его людей единственно

через посредство отечественного языка.

К.Д.Ушинский

В национальном образовании несколько лет назад был провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает личностно ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. У ученика при таком подходе происходит развитие положительных свойств и возможностей, имеющихся в его личностном багаже.

Какие же позиции личностно ориентированного обучения считаю наиболее приемлемыми на уроках русского языка, литературы и словесности?

Ученик

Учитель

1. Ученик – субъект обучения. Взаимо-действие с учителем, одноклассника-ми, текстом и его автором через диа-лог, обмен мыслями, сотрудничество.

2. Усвоение знаний из цели образова-ния превращается в средство развития способностей.

3. Выбор цели и способа учения.

4. Использование заложенных приро-дой свойств личности как потенциала личностного развития ученика.





1. Формирование личности ученика.

2. Создание активной речевой среды, способствующей развитию познава-тельных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуаль-ным языком и стилем.

3. Изменение структуры урока.

4. Организация педагогического про-цесса на мотивационной основе.



Таким образом, меняется критерий ценности учителя – он тоже самоценен как явление. При этом учитель и ученик образуют систему отношений, где каждый для другого выступает в качестве источника импульсов для его личностного саморазвития.

Личностно ориентированная среда на уроках русского языка, литературы и словесности – это, прежде всего, развивающая речевая среда, основой которой является текст. Использование текста как средства осуществления личностно ориентированного подхода обеспечивает решение таких важных проблем гимназического образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

Обязательными условиями работы на уроке являются:

۩ предоставление ученику возможности выбора цели урока, текста, заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п.;

۩ ориентация на диалог и полилог;

۩ создание атмосферы доброжелательности;

۩ поощрение самостоятельности, инициативы, творчества.

Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка, литературы и словесности способствуют такие виды уроков, как уроки- исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора. На подобных уроках учитель создаёт условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.

Такой урок состоит из следующих этапов:

۩ постановка цели: ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают инструкции по выбору и выполнению заданий;

۩ планирование: школьники вникают в содержание и идею текста, размышляют над способом выполнения заданий, определяют потребность в справочной литературе, вырабатывают план действий;

۩ исследование текста, решение промежуточных задач;

۩ дискуссия: устные отчёты о проделанной работе, уточнения, дополнения, анализ, корректировка наблюдений, выводы;

۩ итоговая творческая работа. На этом этапе происходит обобщение ма-териалов в устной или письменной форме, учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценивает не только результат, но процесс работы.

Созданию личностно ориентированной среды на уроках русского языка, литературы и словесности способствует также применение соответствующих образовательных технологий: технологии разноуровневого обучения, проектного обучения, технологии рефлексивного обучения, технологии критического мышления, модульной технологии, технологии индивидуальной образовательной траектории, технологии опережающих заданий, информационно-коммуникационных технологий.

Опыт работы по формированию творческой личности, с индивидуальным языком и стилем, показывает, что можно добиться существенных позитивных изменений: возрастает читательская активность учащихся, их стремление к диалогу с автором текста, учителем, одноклассниками, желание обогатить свой язык и речь, научиться ярко, образно, точно выражать свои мысли и чувства, собственное отношение к обсуждаемой теме.



Дорогие коллеги! На дворе XXI век. Надо меняться. Изменимся мы – станут лучше наши ученики.