Совершенствование процесса обучения - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Совершенствование учебного процесса на основе компетентностного подхода... 1 93.75kb.
Данная программа направлена на совершенствование учебно-воспитательного... 1 86.61kb.
Самоанализ деятельности мо начальных классов за 2010-2011 учебный... 1 87.7kb.
Целью образовательной политики гимназии сегодня является совершенствование... 1 53.04kb.
Особое значение для внедрения в практику любых форм и приемов дифференцированного... 1 93.61kb.
Колллективный способ обучения 1 262.23kb.
«Дикие животные». Совершенствование навыков звукового и слогового... 1 79.52kb.
Процесса обучения в объеме 3 часов в неделю (102 часа в год ) 1 267.49kb.
Методическая тема: «Компетентностный подход как способ достижения... 1 182.65kb.
Формирование профессиональных компетентностей классных руководителей... 1 20.75kb.
Процесса управления использованием оборотного капитала характеризует­ся... 1 47.72kb.
Актуальность проблемы стр 1 131.09kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Совершенствование процесса обучения - страница №1/1

Совершенствование процесса обучения

М.Н. Скаткин


Домашняя учебная работа как форма внеаудиторной работы представляет собой одно из явлений образовательного процесса. В педагогической литературе XI-XXI веков встречаются следующие названия рассматриваемого явления: домашняя учебная работа, домашнее прилежание, домашнее приготовление, домашние учебные занятия, домашнее обременение, задавание уроков, самостоятельная домашняя работа. В каждом из этих понятий сделан акцент на определённой стороне рассматриваемого явления «домашняя работа». Например, домашняя учебная работа подразумевает, что дома ребёнок выполняет учебную работу, возможно и не определённую учителем. А домашнее прилежание называет не только место выполнения работы, но и качества личности ребёнка, которые от него требуются при этой работе. Под домашним обременением просматривается некое принуждение над ребёнком, выраженное в определении заданий для работы после уроков, которое должно быть выполнено. Домашнее приготовление раскрывает идею подготовки ребёнок к предстоящим урокам.

Домашняя учебная работа (далее – домашняя работа) это организации школьниками внеаудиторной работы по выполнению заданий, полученных от учителя, или собственному выбору во внеурочное время. Главной отличительной домашней работы от аудиторной являются изменившиеся условия: отсутствие учителя, местонахождение ребенка вне школы, временной интервал на выполнение заданий, самостоятельная организация деятельности, возможность помощи членов семьи. Главная характеристика домашней работы – индивидуальная деятельность школьника, предполагающая самостоятельную организацию, планирование и выполнение работы. Это находит подтверждение в понимании домашней работы как формы самостоятельной учебной работы (К.Д. Ушинский, З.С. Попова, З.П. Шабалина), как самостоятельно выполненного учебного задания вне рамок существующего расписания уроков (Х.А. Древелов).

Домашняя учебная работа школьников как один из видов внеаудиторной деятельности является частью образовательного процесса, при этом находится в связи с другими его элементами и частями. Наиболее ярко выражена связь между и домашней работой уроком, которая может проявлять в различных отношениях между данными элементами образовательного процесса. По мнению Г.А. Аракеляна, домашняя работа может занимать три положения по отношению к уроку: подчиненное, равноправное, независимое. Независимое положение домашней учебной работы подтверждает М.Л. Косицына,2 указывая на то, что «функции домашнего задания не ограничиваются обслуживанием урока». По мнению исследователя, домашние задания должны быть направлены на всесторонние познавательные возможности школьника, их основа – сочетание обязательности и добровольности, удовлетворение индивидуального интереса и склонностей, стимулирование поисково-исследовательского начала и самообразования.

Исследование литературы, результаты анкетирования учителей и учащихся, результаты обсуждения на научно-практических конференциях и семинарах, личный педагогический и родительский опыт автора позволяют рассмотреть домашнюю работу школьников как систему и процесс.

В качестве элементов домашней работы как системы можно выделить:

- функции и роль домашней работы,

- цели домашней работы,

- способы управление домашней работой,

- содержание,

- условия выполнения,

- оценивание,

- регуляторы на разных этапах образовательного процесса.

Домашняя учебная работа должна иметь связи и отношения с другими элементами образовательного процесса как системы. Так, цели домашней работы должны быть связаны с общими целями образования, целями этапа образовательной деятельности (в том числе, надпредметными), целями предмета, темы и урока, личными целями учащихся. В то же время домашняя работа школьников может решать особенные цели и задачи, присущие только данному виду деятельности.

Домашняя учебная работа как часть динамического процесса должна меняться в соответствии с этапами образовательного процесса, усложняясь и развиваясь. Различия между этапами могут проявляться в функциях, способах выполнения, объеме, степени обязательности.

Цели, содержание и методы ведения урока, непосредственно связаны с целями, содержанием, и характером домашней работы. Некоторые этапы урока напрямую связаны с последующим выполнением домашней работы: проверка домашней работы, задавание уроков на дом. Опыт деятельности, полученный аудиторно, существенно и непосредственно влияет на организацию деятельности домашней работы. Однако домашняя учебная работа школьников как один из видов учебной деятельности должна иметь связи со всеми видами образовательной деятельности: не только с уроком, но и с другими аудиторными видами деятельности, внеучебной работой, дополнительным образованием детей, социально-творческой деятельностью, социальной жизнью ребенка и его семьи – всем, что составляет образовательный процесс.

Управление домашней работой школьников может осуществляться через домашние задания и самостоятельное управление школьниками своей работой (инициативная домашняя работа).

Содержание домашней работы характеризуются способами деятельности, видами и типами заданий, объемом и ресурсными затратами. Способы деятельности определяют источники работы с информацией, индивидуальный или групповой характер работы. Объем домашней работы связан с ресурсными затратами: использованием времени, здоровьем учащегося. Данные трудозатраты должны планироваться и анализироваться в соответствии с нормированием времени, отведенного для домашней работы для учащихся разных возрастов. Также как один из ресурсов может рассматриваться помощь родителей и репетиторов.

Оценивание домашней работы должно быть частью системы оценивания результатов образовательной деятельности. Оценке подлежат предметные, надпредметные и личностные результаты. Необходима связь самооценки и внешней оценки. Вид оценки за работу (отметка, балл, установление наличия работы, устная оценка) и ее значимость должны быть определена до момента выполнения домашнего задания. Возможна рейтинговая накопительная оценка в рамках предмета, где определены баллы за выполнение домашней работы.

Условия выполнения домашней работы характеризуют гигиенические условия работы: наличие рабочего места, благоприятная семейная обстановка - и доступность источников информации (учебников, учебных пособий, Интернета). При отсутствии условий для реализации домашней работы должна быть возможность ее выполнения вне дома.

В качестве регуляторов домашней работы могут выступать следующие инструменты: предметные и надпредметные образовательные программы, нормирование времени на выполнение домашних заданий, учет индивидуальных особенностей учащихся, учет трудоемкости заданий, процесс согласования домашней учебной работы между учителями школы (параллели), между учителями и учениками, между учителями, учениками и их родителями.

Функции домашней работы являются системообразующим элементом системы. Они должны определять ее роль на разных этапах образовательного процесса, особенности организации работы и параметры домашних заданий. Этапы образовательного процесса могут характеризоваться доминирующей функцией домашней работы.

Результативность системы домашней работы может быть рассмотрена, с одной стороны, через анализ достижения целей домашней работы и предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. С другой стороны, результативность системы домашней работы может определяться тем влиянием, которое она оказывает на образовательный процесс и его результаты. В качестве вариантов влияния системы домашних заданий на образовательный процесс можно рассматривать следующие: развитие, стагнация, деградация.

В педагогической литературе часто встречаются отожествление и подмена понятий «домашняя работа» и «домашнее задание». Исследователи вопросов домашней работы школьников рассматривали домашние задания как:


  • часть, звено учебного процесса (М.А. Молчанова, В.Г. Федорович, Г.А. Аракелян,

А.Ф. Кузнецова)

  • форма учебного процесса (Н.А. Мясковская, И.В. Ильинская)

  • неотъемлемая принадлежность урока (С.В. Иванов)

  • индивидуальная форма учебных занятий (Н.Н.Поспелов)

  • домашняя учебно-образовательная работа (М.Л. Косицына)

  • форма самостоятельной учебной работы (К.Д. Ушинский, З.С. Попова, З.П. Шабалина)

  • вид учебной деятельности (С.В. Калинина)

  • форма самостоятельной деятельности (К.Д.Ушинский)

  • часть самостоятельной деятельности (С.Л. Мендлина)

  • звено, связующее школьные уроки и занятия разных дней (И.И. Прокопьев)

  • самостоятельно выполненное учебное задание вне рамок существующего расписания

уроков (Х.А. Древелов).

В результате исследования «Система домашних заданий как инструмент управления качеством образовательного процесса» выявлено, что домашние задания являются элементом системы домашней учебной работы школьников и выполняют функцию управления, то есть являются инструментом управления домашней работой и проявляют свою сущность через систему заданий для организации школьниками домашней работы. Таким образом, домашняя работа и домашние задания – это два разных педагогических явления, однако их рассмотрение возможно только во взаимосвязи друг с другом.

Между домашней работой и домашним заданием может быть выделена временная и функциональная связи. Временная зависимость выражается в последовательности: планируемая домашняя работа – домашнее задание – реальная домашняя работа. Функциональная зависимость проявляется в том, что содержание планируемой домашней работы школьников вербализуется (находится) в содержании текста домашнего задания как указание на домашнюю учебную работу и отражает параметры домашней работы.

Домашние задания управляют домашней работой школьников, а значит, и определяют ее параметры, к которым можно отнести:

- цели,

- степень обязательности (обязательное, по желанию),



- способы выполнения (индивидуальные, групповые),

- степень индивидуализации (задание для всего класса, дифференцированное – задание для разных групп школьников, индивидуальное задание),

- степень самостоятельности при выборе домашней работы,

- сроки выполнения (к следующему уроку, отсроченное),

- объем,

- учебное содержание в виде заданий и упражнений,

- виды заданий (задача, вопрос, упражнение, тест, творческое задание, учебная проблема),

- информационные источники,

- формы работы с материалом (устная, письменная, сочетание устной и письменной формы).

Учет, выбор и определение параметров домашней работы, их фиксация в домашних заданиях может влиять на достижение различных образовательных результатов школьников.

1. Аракелян Г.А. Совершенствование домашних заданий как одно из условий предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1976.

2. Косицына Л.М. Содержание и организация домашних заданий в старших классах средней школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Алма-Ата, 1972.



3. Правительство Великобритании планирует активно развивать структуру специальных клубов и центров, где школьники могут делать домашнее задание, если дома им заниматься трудно.