«Социализация», «Перестройка» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
На пути к устойчивому будущему: проблемы экологического образования... 1 53.6kb.
Социализация личности младшего школьника на основе этнокультурных... 1 274.55kb.
Основные направления деятельности мобуг №2 г 1 166.69kb.
Дети и родители группы «Ягодка», воспитатель Реутина З. А 1 54.51kb.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»... 1 75.31kb.
Администрация города Нижнего Новгорода 1 308.46kb.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Добру откроем мы... 1 47.42kb.
С. Н. Красавка И. В. Кудряшова мбдоу д/с «Малыш» с. Новая Красавка... 1 38.68kb.
Образовательная область «Познание». Непосредственная образовательная... 1 64.45kb.
Закрепить название съедобных и несъедобных грибов, познакомить с... 1 53.53kb.
План воспитательной работы на 2013-2014 учебный год 2 359.2kb.
У самовара я и моя семья Цели 1 65.79kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
«Социализация», «Перестройка» - страница №1/1

Полякова Любовь Геннадьевна

Учитель истории и обществознания первой квалификационной категории,

Победитель конкурса «Учитель года –2005»,

Победитель конкурса лучших учителей РФ, 2008 г. (ПНПО).

Награждена знаком «За заслуги в образовании» (2008 г.)
МОУ СОШ №8

Республика Татарстан,

г. Лениногорск
Мастер-класс
«Использование дидактической многомерной технологии (ДМТ)

на уроках истории и обществознания (на примере изучения тем «Перестройка» и «Социализация»
Цель мастер - класса – показать на примере уроков истории и обществознания в 10 и 11 классах применение дидактической многомерной технологии (ДМТ), способствующей решению проблем познавательной деятельности учащихся.
Задачи: 1) Анализ познавательных проблем учебной деятельности.

2) Основные черты ДМТ.

3) Принципы работы дидактической многомерной технологии на примере уроков истории и обществознания..

Форма представления опыта:

-представление коллегам тезисов своего вступления;

-имитационная игра с коллегами с демонстрацией приёмов эффективной работы

Литература


  • Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. – М.: Народное образование, 2002.

  • Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И. М., Русское слово, 2004.

  • Оборудование: Раздаточный материал: Логико-смысловые модели (ЛСМ) по теме «Социализация», «Перестройка».


Ход проведения.

1. Вопрос анализа познавательных затруднений учащихся в процессе обучения предметам социально-гуманитарного цикла (возможны 2 варианта).

ВАРИАНТ 1.Предложить коллегам самим сформулировать ответ на вопрос: Какие проблемы возникают у современного ученика в процессе изучения предметов социально-гуманитарного цикла? Для этого формируются малые группы (по 6-8 человек). Для выработки тезисов каждой группе отводится 3-5 минут, а для выступления до 2-х минут.

ВАРИАНТ 2. Предложить слушателям свои тезисы.

- К познавательным трудностям относится несформированность умений работать с текстом и учебной литературой в целом. В последнее время всё более расширяется информационное поле в области таких предметов, как история и обществознание; ученик «утонул» в огромном количестве оценок, интерпретаций, суждений прошлого.

- Особо выделяется своей трудностью задача оформления больших массивов учебного материала в виде наглядного и компактного планшета – «учебника на стене». Следует отметить, что информация в вербальной форме по теме урока усваивается не более, чем на 30 %, а в визуальной достигает 90 %.

- В преподавании общественных дисциплин используются схемы, таблицы, опорные схемы, но они представляют «молчащую наглядность», так как мышление не вступает с ними в диалог.

- Необходимо отметить, что одни учащиеся лучше усваивают материал, если увидят его написанным на доске или прочитают в книге, другие – если его объяснить устно, третьим надо непременно всё сделать самим (провести опыт или нарисовать схему). Это связано с тем, что преобладающий канал восприятия может быть различным: у одних – аудиальный (лучше усваивают на слух), у других – визуальный (доминирует зрение), у третьих – кинестетический (запоминают при помощи движений),

- Усвоение знаний затруднено состоянием здоровья учащихся, так как значителен процент детей, которые имеют серьёзные врождённые отклонения или приобретают различные болезни в результате неблагополучной экологической ситуации.

- Процесс интериоризации (перевода знаний из внешнего плана во внутренний) включает три различных этапа: ознакомление с учебным предметом; составление связанного, систематизированного вербального описания на основе данных предыдущего этапа; логико-смысловая обработка информации. В практической педагогике изучение нового материала на уроках часто совпадает с завершением второго этапа интериоризации, когда материал представляется в одномерно – вербальной форме. В таком виде материал могут фиксировать в памяти лишь учащиеся с хорошими способностями.

- Перестройка структуры урока, при которой ученик становится субъектом познавательной деятельности, решает многие педагогические затруднения, но остаются проблемы усвоения знаний, так как чаще всего он запоминает и понимает лишь тот материал, который обсуждался на уроке при его непосредственном участии. Это приводит к фрагментарности знаний (как бы мы ни отдавали приоритет развитию мышления учащегося, в вузах требуются студенты с определённым стандартом знаний).

- Одним из приоритетных направлений социально-гуманитарного образования является воспитание гражданина, патриота, личности, способной отвечать за свои поступки. Проблемным является то, что СМИ и современное массовое киноискусство развивает дешёвый вкус, примитивность интересов, потребностей, мышления.


  1. По вопросу ознакомления с сущностью Дидактической многомерной технологии обращаем внимание коллег к логико-смысловым моделям (ЛСМ), представленным в презентации «Перестройка».

Дидактическая многомерная технология разработана доктором педагогических наук Штейнбергом В.Э. Технология в общем смысле слова – это высокая культура и эффективность труда, опирающаяся на совершенные методики и инструменты, образцы и стандарты, на проектирование и прогнозирование, на знание механизмов развития и функционирования систем.

Основой многомерной технологии становятся дидактические многомерные инструменты (ДМИ) – универсальные, наглядные, программируемые, материализованные понятийно-образные модели многомерного представления и анализа знаний. С их помощью мы создаем логико-смысловую модель (ЛСМ) – образ-модель представления знаний на основе опорно-узловых каркасов. Опорно-узловой каркас – это вспомогательный элемент логико-смысловых моделей в виде опорно-узловых координат и матриц.



Конструирование моделей включает следующие процедуры:

- в центр будущей системы координат помещается объект конструирования: тема, проблемная ситуация и т.п.;

- определяется набор координат – «круг вопросов» по проектируемой теме, в число которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения, содержание, способы изучения, результат и гуманитарный фон изучаемой темы, творческие задания по отдельным вопросам;

- определяется набор опорных узлов – «смысловых гранул» для каждой координаты, путем логического или интуитивного определения узловых, главных элементов содержания или ключевых факторов для решаемой проблемы;

- выполняется ранжирование гранул и расстановка на координатах путем выбора оснований и формирование однорядовых шкал;

- осуществляется перекодирование информационных фрагментов для каждой гранулы, путем замены информационных блоков ключевыми словами или словосочетаниями.

Получаемые при этом многомерные модели определяются как «Логико-смысловые модели» (ЛСМ) представления и анализа знаний, они содержат два компонента: логический – в виде определенного порядка координат и узлов, и смысловой – в виде содержания координат и узлов. Таким образом, формируется системное представление знаний в виде многомерного смыслового пространства.

На наш взгляд, многомерная дидактическая технология позволяет решить целый ряд важнейших задач:

- она соединяет отдельные параграфы наших учебников в укрупненные темы;

- логически выстраивает материал, дает возможность правильно отобрать информацию;

-позволяет выделить причинно–следственные связи и закономерности исторического развития;

- выделяет основные термины и понятия, развивает предметную речь учащихся;

-вооружает ученика и учителя необходимым инструментарием для анализа исторического процесса;

-соединение вербального и визуального каналов информации приводит к резкому повышению усвояемости материала.



Сегодня мы используем дидактическую многомерную технологию при изучении темы «Перестройка».
Цели урока:

  1. Выяснить необходимость проведения реформ в стране.

  2. Охарактеризовать содержание проведенных реформ.

  3. Оценить их результаты и влияние проведенных реформ на дальнейшее развитие нашего государства.

Перестройка в СССР затронула самые различные сферы жизни государства и общества. Она включила в себя:

- курс на ускорение социально-экономического развития;

- курс на демократизацию;

- курс на перестройку экономической системы;

- курс на реформу политической системы.

Анализ этих процессов и является задачами данного урока. На данном уроке мы будем использовать следующее оборудование:

- экран;

- мультипроектор;

- текст закона «О выборах народных депутатов СССР» (ноябрь 1988г.)
При изучении данной темы мы составим логико-смысловую модель «Перестройка».

На координате №1 мы отметим главные цели нашего урока. На координате №2 – причины реформ, которые выведут ученики на основе уже изученного материала.

Ученикам предлагается познакомиться с подразделом учебника «Курс на ускорение» и выделить основные пути его осуществления. Эти основные пути программы мы отмечаем на координате №3 «Ускорение».

Координата №4 «Демократизация» заполняется в результате объяснения учителя.

Координата №5 «Перестройка» заполняется в результате работы учащихся с учебником.

Координата №6 «Реформа политической Системы» заполняется в результате объяснения учителя и работы учащихся с текстом закона «О выборах народных депутатов СССР

При выполнении домашнего задания ученикам предлагается не только проанализировать материал учебника, но и дать свою оценку проводимых реформ, и попытаться самостоятельно заполнить координаты №7 и №8 – «Результаты» и «Последствия».

Таким образом, благодаря дидактической многомерной технологии, мы не просто познакомились с новым материалом, но и четко выделили цели изучаемой темы, причины реформ, выделили узловые моменты каждого направления реформ, выстроили их в логической последовательности, показав, что каждое новое направление реформирования, вызвано неудачами реформ на предыдущем этапе и предложили ученикам самостоятельно смоделировать дальнейшее развитие событий.

3. Уважаемые коллеги, я рассказала об использовании дидактической многомерной технологии. Каким образом вы можете использовать данную технологию на своих уроках? В течение 5 минут разработайте собственную модель урока, применяя данную технологию.

Группам предлагается заполнить ЛСМ по теме «Социализация».

Коллеги демонстрируют заполненные ЛСМ.
4. Подведение итогов. Рефлексия.

При рефлексии коллегам предлагается высказать своё мнение по вопросу применения ДМТ.


«Считаете ли Вы данную технологию эффективной и почему?»


При ответе используйте прием «Незаконченное предложение»

Я считаю данную технологию эффективной ……………….., потому что …………….



Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –


Урок, рожденный вдохновеньем…

Желаю Вам успехов в профессиональной деятельности!