«Собственные и нарицательные имена существительные» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Собственные и нарицательные имена существительные» - страница №1/1

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Предмет: русский язык Класс: 3

Снеткова Анна Сергеевна, учитель начальных классов первой категории, МОУ «Лихославльская СОШ №2», г. Лихославль.

Конспект урока  

 Цели урока:

Познакомить с понятием собственные и нарицательные имена существительные;

Углубить представления учащихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен  существительных.

Учить решать проблемные задачи.

Закреплять ранее изученный материал;

Обогащать словарный запас, развивать речь;

Развивать мышление, внимание, речь учащихся

Воспитывать интерес к урокам русского языка.



Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы, компьютерная презентация с заданиями.

Ожидаемые результаты: Умение распознавать в речи имена существительные собственные и нарицательные, приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен  существительных.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Орфографическая минутка.

3. Каллиграфическая минутка.

4. Словарно – орфографическая работа.

5. Актуализация опорных знаний.

6. Целеполагание.

7. Знакомство с новым материалом.

8. Компетентностно-ориентированное задание.

9. Закрепление пройденного материала

10. Проверка усвоения материала.

11. Итог урока.


Этапы урока:


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1 мин

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новыми понятиями, мы понаблюдаем за грамматическими признаками новых понятий и повторим то, что мы уже знаем.


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.



Настройка на плодотворную работу.


Орфографическая минутка

3 мин

Прочитать слова. Вставить буквы, определить место орфограммы в слове, по существенным признакам найти «лишнее» слово

Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов Дети читают и определяют лишнее слово в данном ряду. Доказывают по каким признакам исключают.

Каллиграфическая минутка

2 мин

Вспомните из каких элементов состоит буква Т. Прописать её и соединения с другими буквами.

Анализируют конструкцию письменных букв Т, т. Вспоминают способы соединения букв. Каллиграфически прописывают буквы и соединения в тетради.

Словарно – орфографическая работа

5 мин

Вспомните, какие словарные слова вы знаете на букву т. Какие орфограммы там встречаются?

Дети называют словарные слова на Т. Определяют орфограмму и её место в слове. Произносят слово орфографически верно. Записывают слова в тетрадь.

Актуализация опорных знаний

2 мин

Учитель задаёт вопросы об имени существительном, о постоянных и непостоянных признаках части речи. Для повторения используется игра «Найди лишнее»

Дают определение части речи, называют постоянные и непостоянные признаки имени существительного, приводят примеры слов в доказательство своего ответа. Из ряда слов с именами существительными находят «лишнее» слово по существенным признакам. Доказывают свой выбор.

Знакомство с новым материалом Сообщение темы, цели

11 мин

Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одном признаке имен существительных. Учитель задаёт вопросы о жительстве учащихся, так, чтобы на доске образовалось два столбика имён существит. – собственные и нарицательные. Направляет деятельность учащихся, подводит их к правилу и к выводу о том, что имена существительные делятся на собственные и нарицательные.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ответы записывают в тетрадь. Затем анализируют два ряда слов. Доказывают почему одни пишутся со строчной буквы, а другие с заглавной. Делают вывод, читают правило в учебнике.

Физминутка

2 мин

Сообщает о важности сохранения зрения

Выполняют зрительно-двигательную гимнастику для глаз.

Компетентностно-ориентированное задание

3 мин

А сейчас мы понаблюдаем, изменяются ли по числам нарицательные и собственные имена существительные. Давайте проверим сначала нарицательные имена сущ-е. , а затем собственные.


Учащиеся изменяют по числам имена сущ. собственные и нарицательные, делают вывод о том, что нарицательные изменяются по числам, а собственные изменить не удаётся. В подтверждении своих выводов читают правило в учебнике.

Закрепление пройденного материала

8 мин

Учитель предлагает компетентностно-ориентированное задание. У вас есть карточка. «Найди пару».Помогите словам найти пару и соедините их линией. Работать вы будете в паре.



Учащиеся работают в паре с соседом по парте. Распределяют слова по парам. Соединяют ответы линией. Отвечают на вопрос: Почему одни и те же слова написаны по-разному и отнесены в разные группы? Делают вывод о том,

 что надо сделать, чтобы мы точно знали, какое это существительное: собственное или нарицательное? Составляют и записывают предложение с любой парой слов.




Рубрика «Это интересно»

1 мин

Учитель сообщает интересные факты из русского языка. О том, что некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет.


Учащиеся пытаются самостоятельно определить происхождение тех или иных нарицательных имён.

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.


5 мин

Сейчас вам предстоит поработать с тестом , который поможет вам различать собственные и нарицательные имена существительные.

Задачная формулировка: замените в нужных случаях маленькую букву в начале слова на большую (заглавную) Ответьте на вопросы: что называют имена существительные, как они пишутся в разных случаях.




Прочитать слова в тесте, найти какие слова нарицательные, а какие собственные имена. Заменяют в нужных случаях маленькую букву в начале слова на заглавную. Доказывают свой ответ, подтверждают ответ правилом.

Итог урока

2 мин

Понравился ли вам урок?

Понравился ли ты сам себе на уроке?

Трудно ли тебе было работать?

Узнал ли ты что-то новое для себя на уроке?




Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. Аспект – оценка собственного продвижения.




Ход урока.

1. Организационный момент. (настройка на урок)

Стимул: - Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новыми понятиями

Задачная формулировка: понаблюдать за грамматическими признаками новых понятий и повторить то, что мы уже знаем.

Начинаем работать.


2. Орфографическая минутка. М__РЯК М__ТРО ЗВ__ЗДА

Стимул: (Вставить буквы, определить место орфограммы в слове, по существенным признакам найти «лишнее» слово).
Задачная формулировка: (Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.) Чтобы определить какую букву будем писать на чистописании послушайте задание: Эта буква находится в «лишнем» слове, она обозначает согласный, твёрдый, глухой звук.
3. Каллиграфическая минутка (прописать букву Т, т и соединения с буквой)

4. Словарная работа. Вспомните и запишите словарные слова с буквой «Т».
5. Актуализация опорных знаний.

- Мы с вами узнали достаточно много об имени существительном. Мы знакомы с постоянными и непостоянными признаками имён существительных, это мы сейчас и повторим. Что такое имя существительное?

Как изменяются имена существительные?

Какие имена существительные называют одушевлёнными?

Какие имена существительные называют неодушевлёнными7

Какие имена существительные называют несклоняемыми?

Какие имена существительные относятся к 1 скл, 2 скл, 3 скл?

- Молодцы. Уже много знаем, но ещё предстоит узнать многое.

Игра «Найди лишнее» В каждой группе выбери лишнее слово. Объясни свой выбор.

1. Конь, зверь, часть, огонь.

2. Село, гнездо, кино, ведро.

3. Мышка, чашка, кукла, города.

4. Лиса, книга, бабочка, чайка.

5. Медаль, пень, осень, гуашь.


6. Знакомство с темой урока.

Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одном признаке имен существительных.

Скажите, пожалуйста, в каком городе мы живём? Но ведь наш город сам по себе не существует, он находится где? (в стране) Итак у нас появилось второе слово. Кто догадался, какой следующий будет вопрос? Как называется наша планета? (планета Земля)

Что же у нас получилось?

У нас с вами получилось два столбика слов. Что можно сказать о первом столбике слов? Как написаны слова? (со строчной буквы) А как написаны слова второго столбика? ( с заглавной буквы)

Всё это мы уже изучали и знаем, какие слова пишутся со строчной, а какие с заглавной буквы. Но сегодня мы дополним наши знания. Дело в том, что все имена существительные можно разделить на 2 большие группы: собственные и нарицательные. Как вы думаете, какие из этих слов будут собственными? Какие нарицательными? У каждого есть имя – это собственное или нарицательное имя сущ-е? Давайте прочитаем правило на стр.50.


Итак, мы разделили имена существительные на две группы.

Те слова, которые мы написали с большой буквы,  называются собственные имена существительные. Они называют такие предметы, которые единичные,  неповторимы.

Что значит слово «единичное»?

Имена существительные, которые называют неединичные предметы, называются нарицательными.

 - Подпишите названия в каждый столбик.
7. Физ- минутка для глаз.
8. Компетентностно-ориентированное задание. Компетентность информационная.

Аспект – извлечение первичной информации.

А сейчас мы понаблюдаем, изменяются ли по числам нарицательные и собственные имена существительные. Давайте проверим сначала нарицательные имена сущ-е.



(СТОЛ СОБАКА ДЕВОЧКА СТОЛЫ СОБАКИ ДЕВОЧКИ)

Вывод: нарицательные имена сущ-е – изменяются.

Теперь собственные (Москва Россия Пушкин)

Вывод: имена собственные по числам не изменяются. Правило стр 51.



Слова «омонимы»

Рассмотри пары слов. Почему одинаковые слова записаны по-разному?

Дружок- дружок Серёжка- серёжка. Роза-роза

 С данными словами придумайте и запишите сочетания слов или предложение.


9. Закрепление нового материала

Вот теперь мы дополнили наши знания и самое время выполнить некоторые упражнения.



Компетентностно-ориентированное задание. Компетентность информационная.

Аспект – извлечение первичной информации. (работа в парах.) (6-8 пар слов)

У вас есть карточка. «Найди пару».

Помогите словам найти пару и соедините их линией. Работать вы будете в паре.
котёнок пушок корова зорька корабль удача журнал огонёк

город орёл яркий «Огонёк мягкий Пушок птица Орёл

неожиданная «Удача» утренняя Зорька
- Распределите имена существительные по группам.

Почему одни и те же слова написаны по-разному и отнесены в разные группы?



Проблема!  - Что надо сделать, чтобы мы точно знали, какое это существительное: собственное или нарицательное? -  Составим и запишем предложение
10.  Рубрика «Это интересно»

– Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет.



Пломбир – от названия французского города Пломбьер.

Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира.



Геркулес (силач) от имени героя.

Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых забылись.



Петр(греч)–камень.
Софья(греч)–мудрость.
Марина (лат) – морская.
11. Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

Стимул: Сейчас вам предстоит поработать с тестом , который поможет вам различать собственные и нарицательные имена существительные.

Задачная формулировка: замените в нужных случаях маленькую букву в начале слова на большую (заглавную)
1. Имена существительные собственные называют:

- неединичные предметы

- предметы, которые единичны, неповторимы

2. Нарицательные существительные пишутся:

- с большой буквы

- с маленькой буквы

3. В какой строке все слова написаны верно:

- дерево, бабушка, москва

- дом, цветок, Пушкин

4. В какой строке допущена ошибка:

- мартышка, васильев, машина

- Москва, Волга, Лихославль


12. Итог урока. Компетентность разрешения проблем. Аспект – оценка собственного продвижения.

Понравился ли вам урок?

Понравился ли ты сам себе на уроке?

Трудно ли тебе было работать?

Узнал ли ты что-то новое для себя на уроке?
- Что нового узнали на уроке?

- Что для вас было уже легко?

- Что было еще трудно?

- А что показалось самым интересным?


Презентация
Список литературы:
1.Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. – М.: Вентана – Граф, 2008.

2. Русский язык: учебник 3 класс. Иванов С. В., Кузнецова М. И. - М.: Вентана – Граф, 2008.

3. Сухин И. Г. Занимательные материалы для начальной школы. М., 2004

4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Абсолютная грамотность за 15 минут. М., 2003