Школьный учитель…Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. Учитель в ответе за своего ученик - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Ответственность» 1 127.84kb.
С. Улахан – Кюель 2013 г 1 261.03kb.
Программа по курсу «Священной истории». Учитель второй квалификационной... 1 72.31kb.
Технология поэтапного формирования универсальных учебных действий. 1 111.84kb.
Егэ-форма государственной итоговой аттестации выпускников школ: «штатный... 1 115.01kb.
Пояснительная записка Отличительная черта современного мира высокие... 1 173.81kb.
В методическом объединении работает 6 педагогов: Задонская М. 1 316.31kb.
Комплексная система оценивания учебных достижений младших школьников 1 170.11kb.
Влияние телевидения на формирование нравственных ценностей у подростающего... 1 34.74kb.
Программа проведения Дня открытых дверей моу школы №58 г о. 1 46.26kb.
Программа «Школы социального проектирования и самовыражения и самореализации... 1 58.75kb.
Какие знания преподавать в XXI веке 1 65.06kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Школьный учитель…Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего - страница №1/1

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ

НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Школьный учитель…Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. Учитель в ответе за своего ученика. Я – учитель литературы и знаю, какая ответственность лежит на мне, потому что такой предмет, как литература – прежде всего обращён к душе и сердцу ребёнка.

Урок литературы – это особый урок. И требования к нему особые – он должен строиться по законам искусства. Отсюда и вытекает ряд его особенностей. Урок литературы немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости, которая достигается с помощью музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Всё это является составными элементами эмоциональной драматургии уроков литературы. Иначе говоря, всё работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят.

Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Несмотря на вековые традиции, школа всегда активно включается во внедрение новых технологий. Сегодня в каждом учебном заведении есть компьютерные классы, выход в Интернет. Это большое подспорье в организации учебных занятий, в том числе и по литературе.

Безусловно, использование информационных технологий на каждом уроке будем неуместным. Литература – это, прежде всего, общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь учителя и ученика, их диалог.

Однако разумное внедрение информационных технологий поможет сделать урок более ярким, наглядным, запоминающимся. Начинать можно с создания презентаций, которые помогут рассказать о биографии и творчестве писателя; в презентацию можно включать актёрское чтение, репродукции картин, музыкальное сопровождение, тем самым соединив в ней разные виды искусств.

Применение компьютера на уроке литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели ( ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений и т.д.).

Это тем более удобно для сельских школ и школ небольших городков, где не имеется своих драматических театров, музеев, регулярно организуемых художественных выставок.

В практике преподавания литературы важное место принадлежит взаимодействию литературы с другими видами искусства.

Хорошая традиция школьного изучения литературы – широкое использование на уроках произведений изобразительного искусства, которое в своём развитии неизбежно

отражает те вечные вопросы, которые волновали и художников слова. Расширяя общеэстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства в их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова.

В школьном изучении литературы с привлечением произведений изобразительного искусства необходимо учитывать как различие обоих видов художественного творчества. Так и их определённое сходство. И если различие в характере воспроизведения действительности писателями и художниками позволяет подчеркнуть специфику литературы как искусства слова, что является одной из главных целей привлечения произведений изобразительного искусства на уроках литературы, то сходство позволит решить задачи и интерпретации тех или иных проблем писателем и художником. Вполне очевидное различие литературы и изобразительного искусства состоит в том, что писатель, воссоздающий действительность, пользуется словом – условным знаком, не обладающим чертами визуального сходства с тем, что обозначает, а художник прибегает к зримому подобию чувственных предметов. Свою невещественность художественная литература искупает оперативным и компактным изображением жизни во всей её многоплановости. Поскольку слово является точным эквивалентом наших мыслей и эмоций. Художественная литература способна переносить читателя через любые пространства в повествовании. В то время как изобразительное искусство имеет дело со строго ограниченным пространством.

Одним из основных видов изобразительного искусства, использование которого имеет давние традиции при изучении литературы в школе, является живопись. Тематический диапазон живописного искусства находит отражение в системе жанров. По предмету изображения принято различать следующие жанры живописи: портрет, пейзаж, интерьер, натюрморт, бытовой, исторический, батальный и др. В живописи разные жанры нередко вступают во взаимодействие: портрет на фоне пейзажа, историко-бытовая картина, искусствоведы говорят об историческом портрете и т.п. Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами

Пейзаж как жанр живописи легко сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Натюрморт может привлечь внимание читателя к словесным описаниям вещей. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении, полотна , относящиеся к анималистическому жанру, предоставляют возможность сопоставить изображение животных мастером пластического искусства с их описанием в художественных произведениях ( «Кусака» Л.Н.Андреева, «Белый пудель» А.И.Куприна, «Кладовая солнца» М.М.Пришвина) или их фрагментами. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе. Наиболее широко соприкасается с составными элементами анализа бытовой жанр. По сути дела, разбор картин бытового жанра можно соединить с такими элементами анализа литературного произведения, как «тема», «идея», «сюжет», «герой», «описания» ( обстановка, наружность героя, вещи, пейзаж, художественная деталь), «композиция».

Стремясь подчеркнуть близость живописи к литературе и найти родственные признаки, объединяющие искусство слова и изображения, искусствоведы часто используют термин «литературность живописи», которая, в частности, проявляется в её повествовательности. Повествовательность живописи находит наиболее полное выражение в бытовой картине, которую нередко называют и жанровой, и сюжетно-событийной, и тематической, и сюжетно-тематической.

В силу того, что живопись как искусство пространственно-пластическое лишена временного развития. Событие, действие картины воплощается лишь в одном из моментов. Но , воспринимая его, зритель не только воссоздаёт явления и предметы, запечатлённые на полотне, но и устанавливает, в каких связях и отношениях они находятся друг с другом. Эти связи и отношения позволяют судить о характере того или иного события, действия, которое в воображении зрителя развёртывается во времени. Поразительная связность повествования, свойственная, например, бытовым полотнам 40-60-х годов 19 в., зачастую подчёркивается различными текстами,

которые вводятся в композицию живописных полотен. Словесные элементы включал в свои холсты П.А.Федотов. Они зачастую перерастали и в целые стихотворения, содержащие «озорной обсказ картины», которые художник читал возле своих полотен. Часто вводил тексты в картины В.Г.Перов.

Итак, сюжетность, повествовательность живописного полотна достигается определённой трактовкой художником места, времени, обстановки действия, взаимоотношений героев картины, меткостью и выразительностью деталей. Но, в отличие от писателя, который погружает читателя во все перипетии действия, изображает жизнь в развитии, художник – живописец показывает своих героев в каком-то одном моменте действия, в замкнутых рамках картины. Например, о многом может рассказать внимательному зрителю картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова». Сложный драматический сюжет полотна раскрывается в реакции многочисленных действующих лиц на происходящее. По их сочувственному, или ироническому, или явно недоброму отношению к героине легко можно представить предшествующее событие, что будет, когда сани с боярыней скроются за поворотом. Художественно полноценное восприятие развития событий, захвативших художника, в немалой степени связано и с осознанием судьбы героини, т.е. её прошлого и будущего по отношению к эпизоду, запечатлённому на полотне. История предстаёт здесь в живых человеческих характерах, и её знание является необходимым условием понимания суриковского холста.

Повествовательность, «литературность» живописи, её способность в одной картине «рассказать» о многом и служат весомым основанием для привлечения картин, в том числе бытовых (жанровых, сюжетных) картин, на уроки литературы. При этом демонстрация произведений живописи на уроках литературы несовместима с развлекательными, украшательскими функциями.

В отечественной методике сложились устойчивые традиции сопоставления бытовых картин с литературными произведениями по тематическому принципу, когда полотна художников соотносятся с темой, идейной направленностью созданий писателей, когда сравниваются общность сюжетов и близость судеб героев холстов живописцев и литературных произведений.

Привычным стало использование картин при изучении произведений Н.А.Некрасова, когда полотна В.Г.Перова «Проводы покойника» и В.М.Максимова «Больной муж» сопоставляются с поэмой «Мороз, красный нос», холст «Ремонтные работы на железной дороге» К.А.Савицкого – со стихотворением «Железная дорога» , а картины Г.Г.Мясоедова «Земство обедает» и «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» - с лирикой поэта. Изучение героических былин традиционно сопровождается привлечением известного полотна В.М.Васнецова «Богатыри», а изучение русских народных сказок - рассматриванием его же картин «Алёнушка» и « Иван – царевич на сером волке». Полотно П.А.Федотова «Завтрак аристократа» сопоставляется с комедией Н.В.Гоголя «Ревизор». Идейно близок «Вишнёвому саду» А.П.Чехова холст И.М.Крамского «Осмотр старого дома». Полотно Н.Н.Ге «Что есть истина? Христос и Пилат» стало привлекаться в процессе разбора «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Конечно, перечень бытовых жанровых картин, традиционно сопоставляемых с тематикой и идейным пафосом художественных произведений, которые включаются в школьные программы по литературе , может быть несколько расширен в зависимости от конкретного учителя.

Сопоставление бытовой картины с произведением художника слова является испытанным средством конкретизации представлений учащихся о литературном герое. Добротный материал для таких сопоставлений дают картины художников – передвижников, обращавшихся к самым острым проблемам современности. Одним из талантливейших мастеров бытовой картины был И.М.Прянишников. ему не чужды были сюжеты, подсказанные русской литературой. Под прямым воздействием пьесы А.Н.Островского «Шутники», поставленной на сцене Малого театра, он создал картину «Шутники. Гостиный двор в Москве». Одним из лучших произведений И.М.Прянишникова является картина «Порожняки». М.Е.Салтыков – Щедрин назвал её лучшей картиной из тех, что экспонировались на Первой передвижной выставке.

Полотно «Порожняки» может быть привлечено в процессе разбора глав «Пир – на весь мир» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и соединено с образом Гриши Добросклонова. Разбирая картину, полезно обратить внимание учеников на специфические средства создания образа-персонажа в живописи и литературе. Если художник при создании образа характеризует человека с помощью портрета, жестов, детали, пейзажа, композиции всего полотна, то поэт имеет более широкие возможности. Создавая образ, он описывает и историю жизни героя, характеризует его через описание размышлений и переживаний, даёт его оценку другими действующими лицами.

Чуткого отношения словесника заслуживают картины, созданные на мотивы литературных произведений. К числу таких картин относится полотно В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», сюжет которого почерпнут из русского эпоса «Слово о полку Игореве». Сюжетом повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» навеян романтический по настроению холст И.Н.Крамского «Русалки». Основой для создания картины Ю.М.Непринцева «Отдых после боя» послужила поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

Привлекая полотно В.М.Васнецова, воссоздавшего картину бранного поля, при изучении замечательного памятника древнерусского эпоса, неправомерно ограничиваться лишь сходством сюжетов обоих произведений. Заслуживают внимания и изобразительно – пластические средства полотна, рождённые поэтической атмосферой «Слова о полку Игореве». Художник неоднократно говорил о том, какое огромное влияние оказало на него «Слово…»: «Читаешь и не начитаешься, слушаешь и не наслушаешься…Ароматами родной страны дышит «Слово…»». Созданию картины предшествовали два года напряжённого труда, многочисленные эскизы. Холст живописца является изобразительным аналогом героического предания: образный строй полотна, система средств пластического выражения, поэтическая атмосфера во многом созвучны художественной системе «золотого слова» русской литературы. Сопоставление картины В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», проникнутой высокой любовью к отечеству, со «Словом о полку Игореве» даёт возможность не только установить сюжетную близость полотна литературному источнику, но и показать высокое художественное мастерство древнерусского автора, которое нашло талантливый изобразительный отклик в творчестве замечательного

художника.

Соединяя в школьном изучении литературы слово и живопись, надо не пройти мимо творчества тех писателей, которые отдали щедрую дань рисованию. Имя Лермонтова здесь следует назвать одним из первых. Было время, когда поэт всерьёз предназначал себя к поприщу художника. М.Ю.Лермонтову принадлежит 13 картин, написанных маслом. Свыше 40 акварелей, сотни рисунков карандашом и пером. Живописное видение мира, свойственное Лермонтову, нашло непосредственное отражение в его литературном творчестве. Привлечение картин поэта, в том числе его пейзажей, поможет учащимся не только конкретнее представить место действия лермонтовских произведений, но и понять роль пейзажа в них, найти внутреннюю связь между картинами природы в литературных и живописных произведениях Лермонтова.

Итак, использование живописи на уроках литературы основывается на глубинном взаимовлиянии литературы и живописи. Понимание эстетической идеи живописца, проникновение в мир эмоций художника, всегда обогащают зрителя, делают его представления о мире и искусстве глубже, богаче. Рассматривание и анализ произведений живописи на уроках литературы , благодаря зримому и особенно запоминающемуся образу, делают более доступным для учащихся постижение писательской мысли, его эстетического идеала, способствуют углублённому пониманию специфики искусства слова и изобразительного искусства.

Важная особенность литературы, отличающая её от других видов искусств, - возможность превращать в словесные образы содержание , смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их словами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразительные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка.

Музыка стиха… Музыкальность прозы писателя… Эти привычные выражения говорят о тесном взаимопроникновении двух видов искусства – литературы и музыки. В далёком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошёл процесс расчленения . Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И.А.Крылова, «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина, «Певцы» И.С.Тургенева, «Слепой музыкант» В.Г.Короленко и др. многие произведения литературы положены на музыку.

Воздействуя на чувства, музыка создаёт на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. В отличие от литературы, музыка не может передать конкретных явлений и понятий. Зато она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека

Образная суть музыки состоит в интонировании: она отражает внутренний мир человека, его переживания способом, сходным с интонацией человеческой речи. Но если в речи интонация является сопутствующим элементом, то в музыке, отделяясь от речи, интонация приобретает самостоятельность, становится основным средством выражения, эмоциональным подобием жизненного переживания, интонационная сущность музыки неизбежно обогащается и приёмами звуковой изобразительности внешнего мира, когда музыкальный образ передаёт звуки природы и человеческой жизни.

Повышенная эмоциональность музыки, её способность глубоко и взволнованно выразить жизнь души, её сходство с интонациями человеческой речи роднят литературу и музыку как виды искусства и создают предпосылки для использования музыкальных произведений на уроках литературы. Нередко источником вдохновения для композитора выступает литературное произведение. Музыка и литературный текст, соединяясь в песне, романсе, опере, образуют новое художественное единство, которое начинает жить по своим законам.

Музыкальный материал на уроках литературы следует использовать систематически, на протяжении всего учебного года. Музыка может включаться в уроки изучения обзорных тем, сопутствовать знакомству школьников с жизнью и творчеством писателя. Но все же наиболее широкое использование музыка найдёт на уроках анализа литературного произведения. Анализ «музыкальных страниц» литературных произведений с возможным попутным прослушиванием созвучных им записей или поэтических произведений, переложенных на музыку, способен не только оживить эмоциональность восприятия учащихся, но и прояснить особенности авторской позиции.

Тесная взаимосвязь литературы и музыки может быть продемонстрирована учащимся при изучении целого ряда монографических тем историко – литературного курса старших классов. Особенно наглядно это представлено второй половиной 19 века. Музыка этого времени занимает значительное место в духовной жизни России и в системе искусств. Музыка входит в мир литературных героев, их музыкальность во многом определяет отношение к ним автора. Музыка спорит с литературой в сфере эмоционального воздействия на человека. Писатели и композиторы сходятся в признании её неограниченных возможностей.

Через всю жизнь пронёс любовь к музыке великий драматург А.Н.Островский. Получивший домашнее музыкальное воспитание, он обладал чутким слухом, охотно пел лёгким баритоном романсы русских композиторов, среди которых особенно почитал М.И.Глинку. Богатство музыкальных впечатлений, приобретённых драматургом, нашло своё естественное отражение в его пьесах.

Конечно, нельзя не вспомнить о русском романсе, как музыкальном жанре, соединившем русскую лирическую поэзию и музыку. В русском романсе нашла отражение история русской поэзии от предшественников Пушкина до наших дней.

Как не вспомнить о романсе при изучении творчества А.С.Пушкина. Его поэзия имела для русского романса совершенно исключительное значение. Музыкальные стихи Пушкина привлекли внимание многих мастеров русского романса. М.И.Глинка по праву занимает среди них первое место. В разные годы он написал десять романсов на стихи поэта. Подлинным шедевром является знаменитый романс «Я помню чудное мгновенье». М.И.Глинка как «гений музыки» сумел постичь красоту чувств поэта и передать его в проникновенной, запоминающейся музыке. Прослушивание романса на уроке литературы углубит восприятие и постижение школьниками пушкинского шедевра, расширит их эстетические представления.

Трудно пройти мимо романсов и песен при изучении творчества С.А.Есенина. Могучая лирическая стихия, свойственная его поэзии, нашла воплощение в многочисленных произведениях разных композиторов. Широкую известность получили песни и романсы на стихи С.Есенина - «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу», «Над окошком месяц», «Клён ты мой опавший», «Отговорила роща золотая», - которые хорошо знакомы школьникам и которые, тем не менее, будут встречены с большим интересом.

Включение романсов и песен в уроки изучения лирической поэзии стало традицией преподавания литературы. Формирование вдумчивых читателей возможно лишь на пути глубоко продуманных сопоставлений поэтического текста с музыкальным интонированием и живописными полотнами, которые ведут школьников к постижению особенностей лирики и неповторимой красоты отдельных лирических произведений.

Три вида искусства: живопись, литература и музыка. Особенно близко сходятся они в изображении природы. Глядя на картины А.Саврасова и И.Шишкина, В.Поленова и А.Куинджи, И.Левитана и К.Коровина, многих других прекрасных русских пейзажистов, можно с лёгкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.Пушкина и М.Лермонтова, А.Фета и А.К.Толстого, Ф.Тютчева, Н.Некрасова, Б.Пастернака…И как бы сами собой зазвучат в душе знакомые мелодии М.Глинки или Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского или А.Глазунова, словом то, что будет соответствовать увиденной картине и собственному мироощущению.

Сравнивая музыку Рахманинова с живописными этюдами В.Д.Поленова, можно увидеть, как по-разному передана проникновенная любовь к родине: россыпь музыкальных аккордов, подчёркивающих необъятность России у композитора Рахманинова, дополняется тихим очарованием красок неброской русской природы на полотнах художника Поленова.

При сопоставлении музыкального и живописного произведений можно предложить учащимся обосновать, близки ли эти произведения или нет. Дополняют ли друг друга или резко отличимы? Будет ли удачей предложить просмотр художественного полотна на фоне музыкального этюда?

После знакомства учеников с живописными и музыкальными этюдами более понятным для них становится прозаический этюд. На уроках литературы в 5 классе можно обратиться к этюдам М.М.Пришвина из книги «Глаза земли».



Этот материал интересен для работы в силу ряда причин:

  1. Дневниковые записи по своей сути располагают к доверительности, искренности

  2. Они малы по объёму, композиционно закончены.

  3. Учитель имеет возможность сразу после чтения выявить уровень читательского восприятия, постижения идеи произведений, их художественных особенностей; варьировать систему творческих заданий.

  4. Эссе, дневниковая запись дают возможность подбора и прослушивания соответствующих музыкальных фрагментов (музыкальных этюдов) не только для создания музыкального фона для прозаического произведения с целью эмоционального воздействия на читателя, но и для более глубокого проникновения читателя, слушателя в замысел автора.

  5. Материал позволяет использовать различные приёмы развития творческих способностей учеников.

Основой привлечения живописи и музыки на уроки литературы является взаимосвязь искусств. «…Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия…Вместе они образуют единый мощный поток, который несёт на себе драгоценную ношу национальной культуры», - писал А.Блок, подчёркивая взаимовлияние разных видов искусства.

Образовать душевно и эмоционально - нелёгкая задача. Потому и возникает необходимость соединения литературы с другими видами искусства. Такие уроки пробуждают интерес учащихся к предмету, развивают образное восприятие окружающего мира, умение сопоставить увиденные и прочувствованные образы в различных видах искусства, воспитывают вкус, внутреннюю культуру, обогащают словарный запас учащихся.