Школьный экологический туризм и краеведение - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Школьный экологический туризм и краеведение - страница №1/1

ШКОЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ.

Программа «Школьный экологический туризм и краеведение» состоит из шести основных разделов:- Введение, -

Экологические проблемы и устойчивое развитие, -

Экологический туризм - основа экологического краеведения,-

Реализация программы школьного экологического туризма, -

Полевые наблюдения и исследования в походе, -

Подготовка и проведение одно- и многодневных эколого-краеведческих походов и экспедиций.

Цели и задачи «Школьный экологический туризм и краеведение» заключается в систематизации и углублении имеющихся экологические знания учащихся, а также подготовке их к практическим действиям, реализации собственных оригинальных экологических исследований в экологической экспедиции (эколого-туристической экспедиции) и просто туристическом походе.

В результате освоения программы происходит органическое проникновение учащихся в мир новых информационных технологий с помощью Интернет-ресурсов, мультимедийных технологий, научной литературы, различных тематических баз данных. Это не только расширяет общий кругозор учащихся, но и способствует осознанию необходимости овладения новыми передовыми технологиями, способными 'поднять качество получаемой информации и самого познавательного процесса на новый уровень, в отдельных случаях - перейти на более свободный - индивидуальный режим освоения нового материала.

Программа «Школьный экологический туризм и краеведение» не заканчивается с окончанием школьного учебного процесса (учебного года), она логически подготавливает учащихся к участию в экологических экспедициях, походах, школьных выездных лагерей, сочетая, таким образом, активный отдых на природе, оздоровление и возможность сбора фактического материала для реализации намеченных групповых и индивидуальных научных экологических и краеведческих исследований.

Таким образом, последующая эколого-туристическая (эколого-краеведческая) экспедиция после окончания учебного года может рассматриваться, как дополнительный интерактивный экологический практикум.

Программа«Школьный экологический туризм и краеведение» включает использование разнообразного демонстрационного материала, компьютерного практикума, ролевых игр, конкурсов и экскурсий.

Практические работы включают различные виды индивидуальной, групповой и коллективной работы с различными источниками информации. Подготовка, верстка и выпуск экологических новостей, бюллетеней - готовит учащихся к анализу и представлению результатов своих исследований, проектов.

Ролевые игры позволяют в активной форме проигрывать варианты возможных ситуаций, в том числе - и ситуацию принятия ответственных решений. Как итоговые занятия к подведению изучения результатов по отдельным разделам программы, предполагается проведение ролевой игры-соревнования «Экологический биатлон» и «Посвящение в экологи».

Программа факультативных занятий предполагает и проведение_экскурсий, например, экскурсия в природу с целью освоение методики лихеноидикации окружающей среды.

Однодневный эколого-туристический поход выходного дня.

Малая экологическая экспедиция по теме «Изучение весенних цветковых растений рекреационной зоны города» (или другого населенного пункта).

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Экология - комплексная наука. Определение экологии, как науки, ее объект, цели и задачи. Экологические аспекты современной жизни (экология города, экология жилища, экологические проблемы окружающей среды и т. д.). История развития экологии, основные экологические понятия. Очерк-схема эволюции живых систем и человека на Земле.



Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики.



ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Экологические проблемы - их классификация и типы. Глобальные экологические проблемы России.

Решение экологических проблем: на уровне мирового сообщества, государства, общественной экологической организации, гражданина.

Понятие устойчивого развития. Устойчивое развитие человеческого общества -залог экологического равновесия в системе «природа - человек - общество».

Национальная стратегия устойчивого развития России до 2020 года. Место и роль России в мировом сообществе. Повестка дня на 21 век.

.,. ' Реализация краеведческих и экологических исследовательских проектов школьников, как вклад в общее дело стабилизации экологической ситуации в России.



Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики.



Научная гостиная: Презентация экологических научно-исследовательских проектов. Выбор предполагаемой темы и объекта исследования, выбор краеведческого маршрута и/или научно-исследовательской экспедиции по Липецкому краю..

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ -ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Экологический туризм - основа экологического краеведения. Активное познание природы и ее богатств - главная особенность экологического туризма. История экологического туризма и краеведения в мире и России: природные рекреационно-туристские ресурсыРоссии - лечебные ресурсы, оздоровительно-туристские ресурсы, природные ресурсы.

Экологические путешествия по Липецкой области. Составление и разработка Программы школьной эколого-краеведческой экспедиции на примере реализованного проекта.

Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики.



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Правила безопасности и поведения в условиях проведения выездных лагерей, походов, экспедиций. Правила поведения в природе.

Характеристика и разработка этапов реализации Программы школьного экологического туризма:

- предварительно-теоретический (разработка маршрута, с учетом изучение


географии, культуры и биоразнообразия местности);

  • технический (анализ предполагаемого маршрута по следующим параметрам:
    техническая возможность преодоления маршрута, безопасность, насыщенность
    маршрута природными и культурологическими объектами (ландшафты, заповедные
    территории, памятники природы и культуры);

  • подготовительно-методический (подбор и изучение методик, используемых в
    результате реализации научно-исследовательской и краеведческой программы);

- организационно-практический (реализация экспедиции или похода по
разработанному маршруту);

  • научно-практический (обработка результатов полевых исследований);

  • информационно-просветительский (интерпретация результатов экспедиции в
    виде видеофильмов, разработки лекториев, фотогазет, научно-исследовательских и
    краеведческих проектов).

Видеосалон: Экологические путешествия по России.

Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики.



Практические работы

№ 1.Подготовка компьютерного практикума по теме: «Антропогенное воздействие человека на природу».

№ 2. Изучение карты России: центры экологического разнообразия и деградации.

v -' №3. Разработка экологических и краеведческих проектов 4 № 4. Подготовка и проведение однодневного похода выходного дня.

ПОЛЕВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОХОДЕ

Полевые исследования в походе. Правила ведения полевого дневника. Работа с компасом, картой, геопоисковым навигатором. Экологическая экскурсия: цели, задачи. Туристический поход: цели, задачи.

Уникальные природные ландшафты и природные комплексы.

Правила сбора гербария во время движения на маршруте. Фотосафари на редкие и охраняемые виды. Лекарственные растения белорусской флоры. Ядовитые и съедобные растения и грибы. Редкие и охраняемые растения России. Структура описания популяции растения - флористическое, геоботаническое.

Редкие и охраняемые животные белорусской фауны. Опасные животные. Методики описания объектов животного мира, учет численности животных на маршруте экскурсии.

Рекреационная нагрузка на территорию. Методика определения рекреационной нагрузки.

Описание природных, культурных и исторических объектов на маршруте.

Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики..



Практические работы
№ 1. Составление электронной тематической базы данных объектов своей местности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОДНО- И МНОГОДНЕВНЫХ ПОХОДОВ

И ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ Подготовка к проведению похода и эколого-туристической экскурсии

Техника безопасности в походе. Основные правила поведения в походе. Правила поведения в природе.

Необходимое снаряжение в одно- и многодневном походе. Туристический лагерь - устройство и организация. Экологические правила организации передвижного туристического лагеря.

Природные ориентиры. Погода - спутник туриста. Признаки хорошей погоды и ее ухудшения.



Исследовательская деятельность

Экологический туризм, как метод рационального рекреационного природопользования. Изучение и познание исторического и культурного наследия Беларуси в рамках реализации программы школьного экологического туризма и краеведения.

Экологический туризм и краеведение, как одна из форм общественного экологического мониторинга. Объекты мониторинга в эколого-туристической экспедиции: воздух, вода, живые объекты (растения, животные), рекреационная нагрузка на территорию, памятники природы, культуры, охраняемые природные и культурно-исторические объекты.

Научные исследования в походе и эколого-краеведческой экскурсии, как фактологическая база для реализации научно-исследовательских проектов в области экологии1, биологии, истории, культуры родного края.

Создание проекта эколого-туристического похода, экскурсии: цели, задачи, разработка маршрута, планирование исследовательской и воспитательно-развлекательной программы.

Посвящение в экологи: напутствие будущим экологам, исследователям природы, туристам.



Демонстрации

Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики.



Практические работы

№ 2. Подготовка экологического календаря экологических дел своей школы.

№ 3. Подготовка напутствия будущим экологам, исследователям природы, туристам. Разработка гимна и клятвы эколога.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления:



  • об экологии, как комплексной науке;

  • об основных экологических понятиях;

  • об основных положениях Национальной стратегии устойчивого развития России;

  • о классификации и определении основных типов экологических проблем;

  • об основных экологических проблемах России;;

  • об основных путях реализации охраны природы в России;

  • об основных центрах биоразнообразия и деградации в России;

  • о цели и задачи экологического туризма;

  • о истории развития экологического туризма;

  • о правилах поведения в туристическом походе и эколого-туристической экскурсии;

  • о правилах техники безопасности в походе;

  • о правилах использования туристического снаряжения;

  • о правилах использования природных ориентиров в лесу;

  • об основных правилах работы в редакторе Paint;

  • об основных правилах работы с экологическими обучающими программами;

Учащиеся овладевают следующими способами деятельности:

- объяснить современное представление об экологии, как комплексной науки;

- объяснять с точки зрения современного экологического понимания термины


биосфера, ноосфера, окружающая среда, фактор среды (экологический фактор) и др.;

  • характеризовать основные уровни организации живых систем;

  • характеризовать основные положения Национальной стратегии устойчивого развития
    РБ;

  • характеризовать основные экологические проблемы России;

  • отличать глобальные экологические проблемы от других;

  • характеризовать основные среды жизни;

  • пользоваться Красной книгой ;

  • объяснить наличие в России центров биоразнообразия;

  • описывать, собирать, составлять гербарии видов растений и животных;

  • интерпретировать и обрабатывать полученные результаты исследований;

  • ориентироваться в природе;

  • пользоваться походной аптечкой;

  • пользоваться туристическим снаряжением;

  • работать с компьютерными программами по обработке данных;

  • самостоятельно проводить социологические опросы;

- работать с экологической литературой;

работать со средствами визуализации полученной информации: фотокамерой, сканнером; составлять проекты эколого-туристических экскурсий и походов.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Алексеев, С.В. Экология. - Санкт-Петербург: СМИО ПРЕСС. - 1997.



  1. Зайцева, С., Масловский, О., Ярошевич Е, Стасева, И., Чуйко, Е.,
    Хвисевич, Ю. Экологический мониторинг Осиповичского района: методики,
    результаты исследований, оценка состояния. - Мн.: Аль-Пак. - 2003. - 92 с.

  2. Киселев, В.Н., Чубанов, К.Д., Бойко, А.В. и др. Лихеноиндикация
    загрязнения воздушной среды промышленных центров // Экология, 1986, №2.

  3. Конюшко, B.C., Лешко, А.А., Чубаро, С.В. Страницы экологического
    краеведения: Учеб.-метод. материалы для факультативных занятий, кружковой работы
    и курсов по выбору. - Мн.: НИО. - 2000. - 348 с.

  4. Краеведение. Под ред. Даринского, А.В. - Москва: Просвещение. -19

  5. Масловский, Е.Н., Пронькина, Г.А., Парфенов, В.И., Ярошевич, Е.Н. и др.
    Ключевые ботанические территории. Москва-Минск, 2005

  6. Сергейчик, С.А. Растения и экология. - Минск: Ураджай. - 1997.

  7. Ярошевич, Е.Н. Новый взгляд на школьный экологический туризм, как
    эффективную форму педагогического взаимодействия в системе формирования здорового
    жизни учащихся»/Сборник материалов международной научно-практической
    конференции «Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей:
    состояние и перспективы развития», НДОЛ «Зубренок», 2006 г.

  8. Учебная экологическая тропа. Методические рекомендации. Отв. за вып.
    Урбан, Н.В. - Мн.: Полымя. -1984. - 32 с.

  9. Красная книга России.