Сформировать задачи курса социально- экономической географии России - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Целью интегрированного курса является повышение коммуникативной компетенции... 1 48.74kb.
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура... 1 168.88kb.
И здесь надо сказать, что в настоящее время социально-экономическое... 3 577.69kb.
Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека... 2 272.11kb.
№46 1 политическое развитие россии в начале века 1 75.18kb.
Рабочая программа по географии для 8 класса, составлена на основе... 1 589.57kb.
Урок географии 7 класс 1 66.97kb.
Вопросы (примерные) к экзамену (3-й семестр) I. Методические цели... 1 67.27kb.
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России 1 65.58kb.
Ооо «Торгово-издательский дом «Русское слово рс», 2010 1 187.13kb.
Курсовая работа по экономической теории Тема: Безработица и ее типы. 3 355.63kb.
ПрднамИнформационное агентство «web-мониторинг» 60 2854.72kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Сформировать задачи курса социально- экономической географии России - страница №1/1

Урок № 1

Тема: Введение. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

Цели:

  1. Сформировать задачи курса социально- экономической географии России.

  2. Показать значение географии, как науки, в изучении окружающего мира.

  3. Определить место России среди государств СНГ и стран мира по площади и

численности населения.

  1. Познакомить учащихся с административно-территориальным делением

страны.

  1. Продолжить формирование умения использовать различные источники

географической информации.

  1. Вызвать интерес к изучению географии хозяйства и населения России.


Оборудование: Политико-административная и физическая карты России, атласы, контурные

карты, учебник 9 класса «География России. Население и хозяйство» / В.П. Дронов,

В.Я Ром.
Ход урока

I. Оргмомент

II. Изучение нового материала

Экономическая и социальная география это не только школьная дисциплина, но и серьезная наука, основателем которой является Николай Николаевич Баранский.

Экономическая география изучает хозяйство страны и делится на отрасли: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения

и т. д.


Мы будем изучать географию населения и хозяйства России. И первая часть нашего курса это география компонентов хозяйства и населения. Но, изучив географию транспорта, промышленности, сельскою хозяйства, очень трудно представить образ какой-то отдельной части страны, необходимо и комплексное изучение отдельных районов: хозяйства Урала, Европейского Севера, Западной Сибири и т. д.

В настоящее время география занимается не только описанием, но и объяснением, прогнозом, управлением и правильным размещением новых хозяйственных объектов - дорог, городов, ГЭС, заводов и т. д.



описание―› объяснение―› предсказание―› управление―› создание новых объектов

В 9 классе мы познакомимся с проблемами хозяйства России экономическими, социальными, экологическими, демографическими. Выявив отличительные черты территории (ее хозяйства, населения, проблемы), мы должны и предположить, а затем аргументировано объяснить (что очень сложно сделать), какое будущее имеет эта территория. Например, Сибирь и Дальний Восток слабо заселены, здесь на огромных площадях нет дорог, между населенными пунктами большие расстояния. В будущем здесь необходимо осваивать богатейшие природные ресурсы, строить города, заводы, дороги. А в некоторых городах Сибири настолько много «грязных» предприятий (например, в Кузбассе), что дальнейшее строительство с экологической точки зрения невозможно.

Где и почему построены в России города и заводы, дороги и порты, дома отдыха и шахты? Почему город Санкт-Петербург, основанный Петром Великим, процветает и сейчас, а из Воркуты люди уезжают? Почему исчезли тысячи городов, десятки городов?

Как избежать ошибочного выбора места для создания новых объектов? Сейчас в России тысячи недостроенных заводов, дорог, электростанций и т. д. Это выброшенные на ветер деньги населения страны.

География должна помочь обществу в решении хозяйственных проблем и создать у каждого жителя России «образ страны», «образ республики, области, образ города», «образ села», то есть образ его Родины.

Для понимания образа территории необходимо знать, как исторически развивалась экономика (хозяйство) территории, как заселялась территория, какими природными ресурсами она обладает. И, конечно же, нам очень пригодятся знания о природных условиях России и ее частей. Мы помним, что люди селятся в районах с благоприятными условиями. Таковыми являются равнинный рельеф; наличие реки, озера, моря; теплое лето и мягкая зима; достаточное увлажнение, пышная растительность и т. д.

Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т. е. выполнять прикладные задачи.

Каждый из вас скоро будет частью экономики России. Необходимо понимать проблемы страны и своей местности, научиться находить пути их решения. Каждый гражданин должен знать свою страну, отличие своей малой родины от других территорий. Россия живет в эпоху перемен. Перемены касаются экономики, условий жизни и работы людей. Сейчас они касаются ваших родителей, а через несколько лет вам придется решать проблемы страны.


Политико-государственное устройство Российской Федерации

Сегодня мы познакомимся с субъектами России, узнаем административно-территориальное устройство нашей Родины.

В конце 1991 г. произошел распад СССР на отдельные новые, независимые государства. Большинство из них образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ не вошли государства Балтии (Литва, Латвия, Эстония).

Цель образования СНГ - восстановление в новых условиях экономических, культурно-исторических связей и общей оборонной политики, нарушенных в период распада СССР.



Площадь России составляет 17,1 млн км², это ⅛ часть суши. Россия занимает первое место в мире, опережая Канаду (10 млн км²), США (9,6 млн км²), Китай (около 9,6 млн км²), Бразилию (около 8, 5 млн км²).

Согласно официальным данным, в ходе Всероссийской переписи населения 2010 года было учтено 142905,2 тыс. человек, постоянно проживающих в Российской Федерации. Были также переписаны 90,2 тыс. граждан России, находившихся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов власти Российской Федерации (включая проживающих с ними членов их семей), и 487,3 тыс. лиц, временно находившихся на территории России и постоянно проживающих за рубежом.

Российская Федерация занимает 8-е место в мире по численности постоянного населения после Китая (1325 млн. чел.), Индии (1150 млн. чел.), США (304 млн. чел.), Индонезии (229 млн. чел.), Бразилии (190 млн. чел.), Пакистана (162 млн. чел.) и Бангладеша (145 млн. чел.).

Россия ― многонациональная страна. В ней проживает более 160 народов.

По Конституции (Основному закону страны) Российской Федерации Россия является федерацией― союзным государством, состоящим из республик, автономных округов и областей.

Россия - крупнейшее государство в СНГ. В ее состав входят 83 субъекта Федерации: 21 республика, 4 автономных округа, 1 автономная область, 9 краев, 46 областей и 2 города федерального значения. Они подразделяются на административные и национальные образования.

Административные образования:


  • края 9

  • области 46

  • два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)

Национальные образования:

  • республики 21

  • автономная область 1 — (Еврейская АО)

  • автономные округа 4 — (Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО)

0dcde55b84

Края (административный центр):



  1. Алтайский край (Барнаул)

  2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

  3. Хабаровский край (Хабаровск)

  4. Краснодарский край (Краснодар)

  5. Красноярский край (Красноярск)

  6. Пермский край (Пермь)

  7. Приморский край (Владивосток)

  8. Ставропольский край (Владивосток)

  9. Забайкальский край (Чита)

856b57ee50

Республики (административный центр):



  1. Адыгея (Майкоп)

  2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)

  3. Башкортостан (Уфа)

  4. Бурятия (Улан-Удэ)

  5. Дагестан (Махачкала)

  6. Ингушетия (Магас)

  7. Кабардино-Балкария (Нальчик)

  8. Калмыкия (Элиста)

  9. Карачаево-Черкесия (Черкесск)

  10. Карелия (Петрозаводск)

  11. Коми (Сыктывкар)

  12. Марий Эл (Йошкар-Ола)

  13. Мордовия (Саранск)

  14. Саха (Якутия) (Якутск)

  15. Северная Осетия — Алания (Владикавказ)

  16. Татарстан (Казань)

  17. Тыва (Кызыл)

  18. Удмуртия (Ижевск)

  19. Хакасия (Абакан)

  20. Чечня (Грозный)

  21. Чувашия (Чебоксары)

Федеральные округа

Центральный


центральный фо

Центр ФО г. Москва


Северо-западный


северо-западный фо

Центр ФО г. Санкт-Петербург


Южный


file:map of russia - southern federal district.svg

Центр ФО г. Ростов-на-Дону



Северо-Кавказский

file:map of russia - north caucasian federal district.svg

Центр ФО г. Пятигорск

Приволжский


приволжский фо

Центр ФО г. Нижний Новгород


Уральский


уральский фо

Центр ФО г. Екатеринбург


Сибирский


сибирский фо

Центр ФО г. Новосибирск


Дальневосточный


дальневосточный фо

Центр ФО г. Хабаровск



III. Заключительная часть урока

Итоги


Домашнее задание § 1, отметить на контурной карте субъекты РФ.