Сборник методических разработок в рамках курса - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник инструктивно-методических материалов Выпуск 2 Качество образования... 4 1397.16kb.
Конкурс методических разработок и видеоуроков педагогов 1 73.63kb.
Методы тренировки в дзюдо являются составляющей для применяемых методических... 1 121.73kb.
О направлении методических материалов орксэ 1 169.67kb.
Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности... 1 166.41kb.
Положение о порядке выбора комплекта учебников, учебных пособий,... 1 59.73kb.
Ю. С. Типологические особенности взаимосвязей системной гемодинамики... 1 314.41kb.
Урок 15. Игра в песочек. Эпиграф, знаете ли… Открыл я как-то сборник... 1 267.21kb.
Тема духовная жизнь общества задания уровня А 1 120.98kb.
«Текстовая информация и компьютер» является важной и нужной, поэтому... 1 75.18kb.
Сборник задач по информатике и икт улан-Удэ 2011 ббк 74. 263. 11 1997.82kb.
Цели образования основного общего образования, планируемые образовательные... 34 4245.87kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Сборник методических разработок в рамках курса - страница №1/2


Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-методический центр Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга»

Сборник методических разработок

в рамках курса

«Основы религиозных культур

и светской этики»
Екатеринбург

2012
Составители:

Маркетирование, компьютерная верстка:

Е.Н. Селиванова

Н.В. Кардашина

(с) МБУ ИМЦ Орджоникидзевского района
г. Екатеринбурга, 2012 г.


Оглавление


Журавлёва Н.А.,
учитель музыки,
МБОУ СОШ № 95 3

Журавлёва Н. А.,


учитель музыки,
МБОУ СОШ № 95 5

Иванова Е. И.,


учитель начальных классов высшей категории,
МБОУ СОШ № 22 11

Васильева Е.Л.,


Учитель ОРКиСЭ,
МБОУ СОШ № 67 14

Кельбас Е. А,


учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 67 19

Белоусова Т.С., Скопцова Е.Н.,


Учителя младших классов,
МБОУ Гимназии №144 22

Хаткевич Г. Ф.,


Учитель истории, обществознания,
МБОУ СОШ №117 32


«Роль курса ОРКСЭ в духовно-нравственном воспитании обучающихся»

Журавлёва Н.А.,
учитель музыки,
МБОУ СОШ № 95


Перед началом изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» очень важно познакомить родителей (законных представителей) с основными целями и задачами нового предмета, смотивировать их на поддержку детей при выборе модуля и совместной подготовке творческих заданий, поэтому в нашей школе перед внедрением курса всегда проводится такое собрание.

Цель собрания: Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, законодательства РФ в связи с введением курса ОРКСЭ.

Задачи:


  • Ознакомление с особенностями курса «Основы религиозных культур и светской этики».

  • Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.

  • Согласование действия учителя и родителей в совместном процессе духовно-нравственного воспитания школьников.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация курса; учебные пособия для учащихся, книги для родителей; творческие работы учащихся, семей по отдельным темам.

Ход собрания.



  1. Выступление зам. директора по УВР с учебным планом школы (о введении курса ОРКСЭ). Акцент на статьи Конституции России (ст.14), закона «Об образовании» и другие документы, в которых отражены право выбора.

  2. Выступление учителя.

    1. О роли курса, целях, задачах предмета в виде презентации УМК:

  • Основы православной культуры

  • Основы исламской культуры

  • Основы иудейской культуры

  • Основы буддийской культуры

  • Основы мировых религиозных культур

  • Основы светской этики

    1. Демонстрация учебников для учащихся, книги для родителей.

    2. Готовые творческие работы учащихся, семей по отдельным темам.

    3. Рекомендации родителям по совместной деятельности с детьми при подготовке творческих работ (интервью, мини-проект, сообщение, экскурсия, заочная экскурсия, рисунок, слайд-шоу, галерея образов, мини-сочинение, эссе, презентация, иллюстрация, буклет, открытка, аппликация, коллаж, эскиз, например, герба или флага семьи и т.д.).

    4. Советы родителям.

Помните! Что совместная деятельность родителей и ребенка приводит к взаимопониманию, уважению и созданию доброй, доверительной атмосферы в семье.

Любое мнение ребенка ценно.

Не говорите категорично «нет», а попытайтесь вместе разобраться, если позиция ребенка вам не нравится.

Помните, что данный курс направлен на духовно-нравственное воспитание детей и является очень важным для изучения в школе на современном этапе развития общества.



  1. Администрация и учитель отвечают на вопросы родителей.

  2. Заполнение заявления родителем (законным представителем) по выбранному модулю курса ОРКСЭ.

Урок №1. Россия – наша Родина

Журавлёва Н. А.,
учитель музыки,
МБОУ СОШ № 95


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок №1. Россия – наша Родина.

Воспитывает не только историческая память

в своем городе и своем селе.

Воспитывает человека его страна.

Д.С. Лихачев

Цель: формирование чувства гордости за свою Родину, образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.

Задачи:


Воспитательная: воспитание национального самосознания, уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

Образовательная: расширить и углубить представление учащихся о России; формировать активную жизненную позицию гражданина России.

Развивающая: развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса; умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей учащихся.

Основные термины и понятия: Россия, Родина, Патриот, Отечество, Столица, Президент, Государственные символы, Духовные традиции.

Оборудование: интерактивная доска, флаг, герб, текст гимна России, запись Гимна России, видеоряд портретов известных людей России, действующего президента, героев России, великих людей, политическая карта России, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, видеозапись мультфильма «Детство Ратибора», компьютерная презентация к уроку, видеоклип «С чего начинается Родина?»; аудиозапись мелодичной музыки, альбомные листы, краски (красная, синяя), кусочки поролона размером 3 х 5 х 5.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

II. Изучение нового материала. Просмотр видеоклип «С чего начинается Родина?» После просмотра ответить на этот вопрос.

2.1.Беседа с учащимися.

2.1.1. Работа над понятиями.

– Что для нас слово значит Родина?

После того, как дети скажут «Россия», прочитать слова С. Есенина: «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то».

Слова, которые называют дети (семья, дом, Родина, мама, папа, двор и т.п.), учитель закрепляет на магнитной доске карточки с этими словами. Карточки готовятся заранее.

– А вот что для меня значит Родина: «Родина – это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие над домом. Это мой город.

Это имена замечательных людей. Это ты и я с нашими чувствами, с нашими радостями и заботами».

– Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Соберите пословицы из слов и скажите, как вы их понимаете?

– Прочитайте пословицы:

Родина – матушка, а хлеб – батюшка.

Родину-мать умей защищать.

Ответы учеников.

– Почему же мы Родину называем матушкой, мамой?

– Мы дети нашей Родины и она заботиться о нас. Кормит, дарит красоту, бережет, одевает и т.д.

– А что мы может сделать для своей Родины? (Защищать от врагов, беречь ее леса, поля, реки).

Учитель приводит слова К.Д. Ушинского о Родине (см. приложение), а также объясняет, откуда произошло само слово Родина?

Слово Родина произошло от древнего слова Род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода.

– Подберите однокоренные слова к этому слову.

– Дайте определение слову Родина.

Запись в тетрадь определения: РОДИНА – это и отечество, и страна, и место рождения человека.

– Подбери синонимы к слову Родина.


      1. Работа с политической картой мира.

– Как называется страна, где мы живем? Покажите на карте.

На свете много разных стран,

Но есть одна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

– Что вы можете сказать о ее территории, реках, морях, города? (Показать на карте)

– Назовите столицу России, покажите ее на карте.

– Каждый человек, живущий на нашей планете испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю.



      1. Определение символов нашей страны.

– Родина начинается с символов страны. Что такое символы?

– Продолжите ряд: флаг… (герб, гимн).

Рассказы учащихся о символах нашего государства.

Демонстрируется Российский флаг.

– Что символизируют цвета Российского флага?

– Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.

Звучит гимн РФ.

– Кто является президентом нашей страны?



      1. Работа с портретами.

– Какие русские военачальники, писатели, художники, музыканты вам известны?

– Можно ли назвать их гордостью России? Почему?

– А кого мы называем патриотом?

Галерея «Ими гордится Россия».

Подведение итогов беседы.


    1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

Задание: познакомиться с содержанием статьи в учебнике, используя метод «Инсерт». Заполнить таблицу в тетради

V

Знал


+

Интересно, новое



-

О чем думал иначе. Не знал



?

Неясно, непонятно















– Обсуждение.

– Ответы на вопросы учебника.

2.3. Практическая (творческая) работа.

Ребята, на заранее подготовленных альбомных листах с разлинованными равновеликими тремя горизонтальными полосками (на нижней полосе листа парафином заранее написано имя ученика, который получает этот лист), разукрашивают флаг РФ.

(Учитель все это проделывает на листе ватмана прикрепленного к доске, где парафином написано его имя).

Все работы прикрепляются на доске вокруг плаката с изображением флага России.

– Что общего в наших рисунках?

– Каждый из нас – частичка России. И от нас зависит будущее нашей Родины.

III. Закрепление материала с использованием интерактивной доски.

3.1. Соотнеси понятие и его значение.



Столица




Это и отчество, страна, и место рождения человека

Россия




Глава государства

Родина




Современное название нашего государства

Президент




Человек, любящий Родину, родное государство

Патриот




Главный город страны

Гимн




Отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах

Флаг




Торжественное, музыкальное произведение прославляющее страну

Герб




Это слово голландского происхождения и означает «корабельное знамя»

3.2. Обсуждение результатов.

IV. Подведение итога урока. Вернемся к вопросу «С чего начинается Родина?»

– Мы смогли на него ответить?

– Кто расскажет, что значит для него Родина.

– Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после урока?

– Как объяснишь слова: патриот, Отечество, Родина?

– О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам семьи или друзьям?

– А о ком захотел узнать подробнее? Почему?

V. Задание на дом.


  1. Творческое (по выбору)

А) Нарисовать рисунок на тему «С чего начинается Родина?».

Б) Придумать и нарисовать флаг и герб вашей семьи на альбомном листе или на компьютере.

2. Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

VI. Рефлексия.

– Оказывается…

– Самым неожиданным для меня было …

– Мне больше всего …

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Наше Отечество наша родина – матушка Россия, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

К.Д. Ушинского

Государственный флаг Российской Федерации

Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.



Государственный герб Российской Федерации

Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет - символ чистоты, красный - символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.



Государственный гимн Российской Федерации

Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

Что такое Родина? Это запах хлеба,

Солнышко лучистое, голубое небо.

Это травы сочные, это реки быстрые.

Это степи пыльные и луга душистые.

Что такое Родина? Все, что людям свято

И могила павшего за Родину солдату.

Пусть восходит солнце над Отчизной нашей,

Нет любимей Родины, и милей и краше.

Основы религиозных культур и светской этики как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников


следующая страница >>