Сборник инструктивно-методических материалов Выпуск 2 Качество образования это уровень успешности - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
По предмету «география» для 6-9 класса основное (общее) образование... 9 901.39kb.
Кинель-Черкасская дюсш/ Методические рекомендации по оформлению методических... 1 265.35kb.
Основная образовательная программа основного общего образования по... 1 113.07kb.
Предварительный этап (абитуриенты) формирование контингента 1 82.49kb.
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 5 1404.97kb.
Цель работы: определение факторов успешности финансовой консолидации... 3 271.61kb.
В общегосударственном плане новое качество образования это его соответствие... 1 88.47kb.
Сборник методических разработок в рамках курса 2 361.76kb.
Программа по обществознанию 10-11 класс 1 73.08kb.
М. П. Мусоргского (на примере «Сорочинской ярмарки») 1 125.37kb.
Ю. С. Типологические особенности взаимосвязей системной гемодинамики... 1 314.41kb.
Уроков по порядку № урока в разделе, теме Тема урока Плановые сроки... 1 150.91kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Сборник инструктивно-методических материалов Выпуск 2 Качество образования это уровень - страница №1/4

Муниципальное казенное учреждение

«Аттестационно-диагностический центр»




Система оценки

качества образования
Сборник инструктивно-методических материалов
Выпуск 2
uzeba


Качество образования – это уровень успешности,

социализации гражданина, а также уровень условий

освоения им образовательной программы

образовательного учреждения.
А.Адамский

г. Армавир

2013

Система оценки качества образования: сборник инструктивно-методических материалов / выпуск 2. – Армавир: Муниципальное казенное учреждение «Аттестационно-диагностический центр», 2013.

Законодательством Российской Федерации в области образования к компетенции образовательного учреждения отнесено обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Системный подход к оценке качества образования предусматривает осуществление мониторинга качества всех направлений деятельности образовательного учреждения.


В данном сборнике представлены примерные мониторинги и материалы из опыта работы по организации внутренней системы оценки качества образования, оценке результативности профессиональной деятельности педагогов, организации межшкольных консультационных занятий по подготовке выпускников 11 классов к государственной (итоговой) аттестации по математике.
Сборник адресован руководителям образовательных учреждений, педагогическим работникам, участвующим в проведении мониторингов по оценке качества образования.
Составители: Е.В.Черепова, директор МКУ АДЦ, координатор

муниципальной системы оценки качества образования

Л.Н.Руденко, ведущий специалист МКУ АДЦ

А.А. Булашева, главный специалист МКУ АДЦ

Т.И.Левачева, главный специалист МКУ АДЦ

А.И.Самсонов, главный специалист МКУ АДЦ



Рецензент: Д.А.Товстоляк, заместитель начальника управления образования администрации муниципального

образования город Армавир



Основные направления оценки
качества образования

1_1

1. Качество условий обеспечения образовательного процесса оценивается в соответствие с ГОСТ, нормами СанПиН, современными требованиями к оборудованию и обеспечению образовательного процесса (наличие современных технических средств обучения, учебного оборудования, материалов, учебников, пособий, справочной, художественной и пр. литературы, квалифицированных педагогических кадров и др.).

2. Качество образовательного процесса – в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования, требованиями государственных образовательных стандартов, образовательными потребностями обучающихся. Для чего экспертизе подвергаются образовательная программа, в которой отражены формы организации учебной, внеучебной, воспитывающей деятельности, учебный план ОУ, рабочие (учебные) программы педагогов, в том числе программы кружков, секций, объединений.

3. Качество результата образования рассматривается как соответствие социальному заказу, который сформулирован следующим образом: сохранить и укрепить здоровье школьников (воспитанников), улучшить социальную ориентацию обучающихся, повысить функциональную грамотность, дать возможность самореализоваться средствами дополнительного образования. Поэтому в качестве результата образования рассматриваются такие критерии, как здоровье обучающихся и воспитанников, итоги промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, творческая активность (участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях), устройство после выпуска.

Таким образом, оценка качества образования понимается как интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия образовательной практики государственным нормативным требованиям и стандартам, социальному заказу и образовательным потребностям обучающихся.




Мониторинг содержания и полноты выполнения образовательных программ

Пояснительная записка

1. Общие положения.

Цель мониторинга: соблюдение соответствия программно-мето- дического обеспечения требованиям действующего законодательства в ОУ.

Задачи мониторинга:



  • Контроль соответствия планирования учебного материала и полноты его выполнения государственным требованиям.

  • Выбор адекватных форм контроля за реализацией образовательной программы в ОУ.

  • Обеспечение успешного прохождения процедуры государственной аккредитации ОУ.

2. Правовые основания проведения мониторинга:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года
3266-1 «Об образовании»;

Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 19.03.2001 № 196;

Письмо департамента образования и науки Краснодарского края № 47-3315/10-14 от 06.04.2010г. «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательных учреждений»;

Положение «О структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений муниципального образования город Армавир, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ управления образования администрации МО город Армавир № 31-04/285 от 05.04.2011г.)
3. Проведение мониторинга основывается на принципах:


  • объективности, достоверности, полноты и системности информации; открытости, прозрачности процедур оценки соответствия условий ведения образовательной деятельности нормативным требованиям;

  • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки соответствия условий ведения образовательной деятельности нормативным требованиям.

  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учётом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

  • сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами.

4. Объект мониторинга:



  • структура и содержание образовательной программы;

  • полнота выполнения образовательной программы.

5. Периодичность проведения мониторинга:

Два раза в год: в начале учебного года (структура и содержание образовательной программы), в конце учебного года (полнота выполнения образовательной программы).

6. Реализация мониторинга:



Управление образования:

- принимает управленческие решения, влияющие на устранение нарушений, выявленных в ходе установления соответствия программно-методического обеспечения требованиям действующего законодательства в ОУ;

- осуществляет контроль за исполнением ОУ плана по устранению выявленных нарушений.
Муниципальное казенное учреждение «Аттестационно - диагностический центр»:

организует сбор, обработку и анализ материалов мониторинга, устанавливает соответствие программно-методического обеспечения требованиям действующего законодательства в ОУ.


Образовательные учреждения:

- проводят мониторинг соответствия структуры и содержания образовательной программы установленным требованиям (в начале учебного года), мониторинг полноты выполнения образовательной программы (в конце учебного года);

- на основании проведенных в учреждении мониторингов осуществляют формирование и передачу в МКУ АДЦ необходимых сведений и (или) документов в соответствии с приказом и графиком УО по содержанию мониторинга;

- составляет план действий по устранению выявленных несоответствий программно-методического обеспечения требованиям действующего законодательства;

- устраняет выявленные несоответствия в указанные сроки.


  1. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, обработку данных мониторинга, их анализ и использование, распространение результатов.

Мониторинг соответствия структуры и содержания образовательной программы установленным требованиям

Показатели

Фактические значения показателей

(Реквизиты документа)

1.

Наличие основной образовательной программы школы:




По реализации ФГОС




По реализации ФГТ по БУП-2004 года




2

Соответствие ООП требованию по формированию:

Общие положения (пояснительная записка)






Учебный план




Программы, реализуемые в ОУ




Документы, регламентирующие организацию образовательного процесса:

- Годовой календарный учебный график;



- Расписание учебных занятий, факультативных занятий, внеурочной деятельности обучающихся;



- Рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля усвоения образовательной программы;







- Свод инструкций по обеспечению комплексной безопасности образовательного процесса;










Документы, регламентирующие систему оценки текущей учебной деятельности учащихся







Перечень используемых учебников, учебных пособий, учебного и лабораторного оборудования




3.

Соответствие рабочих программ государственным требованиям:

Соответствие наименования предмета в рабочей программе, учебном плане, классном журнале






Наличие авторских и (или) примерных программ по всем предметам учебного плана






Обоснование рабочих программ 2 вида







Соответствие количества часов в учебном плане и в рабочей программе







Наличие в календарно-тематическом планировании плана и факта







Соответствие структуры рабочих программ 2 вида установленным требованиям







Количество программ 2 вида соответствует указанному количеству в протоколе педагогического совета №1




Мониторинг содержания и полноты выполнения

дополнительных образовательных программ


Показатели

Фактические значения

Общие сведения о ведении дополнительных образовательных программ в образовательном учреждении

1. Ведение ДОП в соответствии с перечнем программ, указанных в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Соответствует /

не соответствует



2. Направленность ДОП:

- художественно-эстетическая;

- научно-техническая;

- спортивно-техническая;

- физкультурно-спортивная;

- туристско-краеведческая;

- эколого-биологическая;

- военно-патриотическая;

- социально-педагогическая;

- культурологическая;

- естественнонаучная.


Перечислить

3. Количество ДОП





4. Количество объединений по каждой направленности:

- художественно-эстетическая;

- научно-техническая;

- спортивно-техническая;

- физкультурно-спортивная;

- туристско-краеведческая;

- эколого-биологическая;

- военно-патриотическая;

- социально-педагогическая;

- культурологическая;

- естественнонаучная.





5. Количество учащихся, обучающихся по ДОП


чел.

6. Количество педагогов, ведущих ДОП


чел.

7. Количество педагогов, специальность которых соответствует образовательным программам

чел.

  1. Наличие учебного плана по ДОП




реквизиты

  1. Соответствие количества часов в учебном плане и рабочей программе




Соответствует / не соответствует

Соответствие структуры и содержания дополнительных образовательных программ государственным требованиям

1. Титульный лист:

  • наименование образовательного учреждения;

  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

  • название дополнительной образовательной программы;

  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

  • срок реализации дополнительной образовательной программы;

  • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

  • название города, населенного пункта;

  • год разработки дополнительной образовательной программы;

  • Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, регалии.




Соответствует /

не соответствует



2. Пояснительная записка:

  • обоснование программы:

  • направленность дополнительной образовательной программы;

  • новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;

  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;

  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;

  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • организация учебной деятельности:

  • формы режим занятий;

  • количество учебных часов в неделю

  • количество учащихся в группе, объединении

  • работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)

  • прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения.


Соответствует /

не соответствует


3. Учебно-тематический план

Соответствует /

не соответствует



4. Содержание программы:

  • в расчёте на один год обучения, раскрывается через краткое описание тем (теория и практика);

  • название раздела, тем; (номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану).

  • основные теоретические понятия;

  • примерное содержание деятельности;

  • оборудование, оснащение;

  • место проведения занятия;

  • требования к знаниям и умениям (ЗУН)

в соответствии с основными требованиями к знаниям. Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с образовательной программой курса. В результате работы по программе (название) обучающиеся

должны знать (в расчёте на один учебный год):_________________________,

должны уметь (в расчёте на один учебный год):_

________________________.



Соответствует /

не соответствует



5. Методические рекомендации:

  • формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

  • приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

  • формы подведения итогов по каждой теме или разделу.




Соответствует /

не соответствует



6. Список литературы:

  • основополагающая литература педагога для реализации программы,

  • рекомендуемая литература для воспитанников, родителей.




Соответствует /

не соответствует



Мониторинг полноты выполнения образовательной программы

п/п

Наименование предметов

Наименование примерной (авторской) программы, с указанием авторов, года издания

Количество часов по предметам




Учебный план

Примерная (авторская)

программа

Рабочая программа

Календарно-тематический план

Журнал




базовый план

ОУ

Вид

Кол-во часов

Начальное общее образования





































Основное общее образование





































Среднее общее (полное) образование





































Итого







Наименование предметов указывается в соответствии с учебным планом, включая предметы компонента ОУ.

В строке «Итого» указать количество рабочих программ 1 и 2 вида в соответствии с решением

педагогического совета (протокол)
Оценка качества основной общеобразовательной программы

дошкольного образования

Разработано по рекомендациям ГОУ КК ККИДППО






Показатель

Критерии оценки

Документы, подтверждающие выполнение показателя

1

Соответствие структуры ООП ДО ФГТ

Наличие обязательной части

ООП ДО










Наличие части, формируемой участниками образовательного процесса




1.1.1

1.1. Соответствие обязательной части ООП ДО федеральным государственным требованиям

Содержание Пояснительной записки соответствует ФГТ

Пояснительная записка раскрывает:

1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении



Обязательная часть ООП ДО, раздел «Пояснительная записка»










2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования










3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования










4) особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и др.)










5) принципы и подходы к формированию Программы




1.1.2




Описание организации режима пребывания детей в ДОУ соответствует ФГТ

1) Режим пребывания детей в ДОУ учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников


Обязательная часть ООП ДО, раздел «Организация режима пребывания детей в ДОУ»

Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающей личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;












2) Режим пребывания детей в ДОУ учитывает социальный заказ родителей (вариативность режимов)










3) Проектирование воспитательно-образовательного процесса соответствует контингенту воспитанников, их индивидуальным и возрастным особенностям

  • Режим работы дошкольного учреждения.

  • Продолжительность НОД.

  • Сетка НОД с пояснительной запиской (согласована с органом сомоуправления ст.32 п.8 Закон об образовании).

  • График загруженности залов.

  • Форма календарно-тематического плана. (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и др




1.1.3




Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей соответствует ФГТ

Содержание воспитательно-образовательной работы по каждой из 10 образовательных областей включает:

1) Цель (цели) и задачи ОО для каждой возрастной группы




Обязательная часть ООП ДО, раздел «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей»










2) Формы организации образовательной деятельности, осуществляемой как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов










3) Средства, методы и приёмы работы с детьми













4) Возможные пути интеграции различных ОО













5) Перечень программ, технологий, методических пособий, согласующихся с ФГТ и примерной ООП ДО по концептуальным основам, целям, задачам и принципам










6) Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса




1.1.4




Содержание коррекционной работы соответствует ФГТ

В разделе отражена система комплексного сопровождения детей с ОВЗ:

1) Мероприятия по психолого-медико-педагогическому обследованию детей с целью выявления их особых образовательных потребностей



Обязательная часть ООП ДО, раздел «Содержание коррекционной работы»










2) Мониторинг динамики развития детей













3) Планирование коррекционных мероприятий













4) Описание социальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ













5) Перечень специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования










6. Взаимодействие педагогов ДОУ, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ОВЗ




1.1.5




Планируемые результаты освоения детьми ООП ДО соответствуют ФГТ

1) Планируемые итоговые результаты освоения ООП ДО описывают интегративные качества личности (9)

Обязательная часть ООП ДО, раздел «Планируемые результаты освоения детьми ООП ДО»










2) Промежуточные результаты освоения ООП ДО раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей

1.1.6




Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО соответствует ФГТ

Система мониторинга

1) Обеспечивает оценку итоговых и промежуточных результатов освоения ООП ДО



Обязательная часть ООП ДО, раздел «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО»

2) Позволяет оценить динамику достижений каждого ребёнка










3) Включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга с указанием методики и автора (Сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов)



















1.2.1

1.2. Соответствие части ООП ДО, формируемой участниками образовательного процесса, федеральным государственным требованиям (пр. № 655)

Видовые особенности ДОУ

Указаны приоритетные направления деятельности ДОУ в том числе:

-по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях,

-по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур,

- по физическому,

-социально-личностному,

-познавательно-речевому,

- художественно-эстетическому развитию;


Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательного процесса

1.2.2




Специфика национально-культурных, демографических, климатических условий осуществления образовательного процесса

Указано использование регионального компонента в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Реализация региональных или муниципальных программ, отражающих национально-культурные, демографические, климатические особенности осуществления образовательного процесса

2

Соответствие соотношения частей ООП ДО, их объёма федеральным государственным требованиям

1) Время необходимое для реализации ООП ДО составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-часовым пребыванием

ООП ДО










2) Объём обязательной части ООП составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы













3) Объём части, формируемой участниками образовательного процесса составляет не более 20% общего объёма Программы



следующая страница >>