Сарпова Наталья Михайловна учитель начальных классов - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учитель начальных классов моу «бсош№2» Витман Наталья Васильевна... 1 40.92kb.
Конкурс на лучшее, оригинальное название, девиз и песню отряда 1 44.7kb.
Веселый космический полет 1 67.1kb.
На уроках трудового обучения в начальной школе 1 150.78kb.
Учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения... 1 119.19kb.
«Истории отечественной строки» 1 132.88kb.
Программа проведения Дня открытых дверей моу школы №58 г о. 1 46.26kb.
Сценарий медиаурока Преподаватель учитель начальных классов Думнова... 1 150.6kb.
Учитель начальных классов Егорова Галина Алексеевна 1 76.71kb.
Гуль Раисы Фёдоровны учитель начальных классов I квалификационная... 1 306.33kb.
Рабочая программа «Школа вежливых наук» 1 92.56kb.
Употребление союза -ки в современном уйгурском языке 1 41.15kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Сарпова Наталья Михайловна учитель начальных классов - страница №1/1

Сарпова Наталья Михайловна учитель начальных классов

районного муниципального образовательного учреждения ПХЗ ПО НПЗ

основная общеобразовательная школа

посёлка Барлакский Мошковского района.

тел\факс рабочий 8(248) 43-035

мобильный 89039345730

Формирование учебной мотивации у младших школьников.

Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной сельской школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем на селе, самоустранения родителей от воспитания детей и отсутствия дошкольных образовательных учреждений в сельских населённых пунктах, всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.

Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.





























Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

В данной публикации я преследую цель не только побудить к дискуссии заинтересованных лиц по теме – формирование учебной мотивации у младших школьников, но и поделиться с коллегами частью своего позитивного опыта в решении данной проблемы.

За время работы в течение последних четырёх лет, над данной проблемой, у меня сложилась определённая система, направленная на формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников, которая затем была оформлена в структурно-логическую модель.
















Развитие учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации, укрепляет желание детей овладевать знаниями.

П
Начало урока

Объяснение нового материала



Закрепление,

тренировка,

отработка умений
риёмы формирования учебной мотивации, используемые на основных этапах урока.








Конец урока


Домашнее задание



Повторение








Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов. Приём «Фантастическая добавка»: учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Приём «Удивляй»: в юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8м в длину и 6м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах»». Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нетку». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», жёлтые – это «хозяева». Хозяева приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.

Ф.И. «гостя»

Вставь пропущенную букву и напиши проверочное слово.

Оценка, которую ставит «хозяин».

Ф.И. хозяина.



1

по…зда -




2

г…лубок -




3

м…сной -




Детям эта игра нравится, кроме всего прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.

Школьники младшего школьного возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2 классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке: отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель - помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

В этом же случае можно дать возможность ученикам соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.


15



20

30

?


Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:



  • найди лишнее число в каждом ряду

  • зачеркни его

  • оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания

  • подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово

  • запиши его




20

25

32

37

46

48

51

55

61

64

75

84

94

Ю

Т

З

У

М

Г

Е

Я

А

Й

Р

И

Н
















































































61, 25, 48, 84, 55, 94, 75, 37 51, 20, 32,46, 64


За время работы заметила что, больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Тема «Термометр». Проблемные вопросы: почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник? Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром? В каком случае водный термометр покажет неверную температуру? Проблемные задачи: осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы. Регулярно используя в течение нескольких лет приём, «Творчество работает на будущее», моими учениками была создана огромная копилка дидактических пособий.

Дидактический материал ученика 3 класса по русскому языку по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных».

Ф.И. ___________________________

Допиши окончание имени существительного, укажи склонение и падеж.



окончание

падеж

склонение

после болезн…







без помощ…







в тетрад…







в битв…







без радост…







в театр…







к бабушк…







по речк…







на опушк…






Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

Приёмы создания ситуаций успеха.

Преодоление страха

аха

«Ничего страшного…Бывает что люди боятся…»

Скрытая инструкция


«Ты же помнишь, что…»




Авансирование

«У тебя получится…»




Персональная исключительность

«Только у тебя может

получиться…»







Усиление мотивации

Усиление мотивации

Усиление мотивации

ние мотивации

мотивации





«Нам это нужно, для…»


Высокая оценка детали

«Вот эта часть у тебя замечательна!»


Нужно стараться

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Список используемой литературы:


  1. Белоглазова Е.А. занимательный материал о растениях. /Начальная школа. – 2001.- №7/

  2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник психодиагностика и коррекция развития. – М.: Институт практической психологии, 1998

  3. Гатальская Г.В. В школу с радостью. – Минск: Амалфея, 1998

  4. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. – М.: Вита Пресс, 2003

  5. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации. \Начальная школа. – 2004.- №11.\

  6. Гугучкина Е.Е., Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2001

  7. Краткий словарь современных понятий и терминов/под редакцией Макаренко В.А. – М.: Республика, 1995

  8. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: 1998

  9. Педагогические технологии/под редакцией Кукушина В.С. – Ростов-на-Дону: Март, 2002

  10. Хоритонова Л.А. Проблемные ситуации на уроках природоведения. \ Начальная школа. – 1998. - №4.\

Internet ресурсы:



  1. http //festival.1semtember.ru

  2. www.gos-referat.ru