Самообследование мбудо «центр развития творчества детей и юношества» за 2013-2014 учебный год - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет за 2012/2013 учебный год 2 265.98kb.
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса на 2013-2014 учебный... 1 141.99kb.
Центр развития творчества детей и юношества научное общество учащихся 1 250.58kb.
2013 — 2014 учебный год Рабочая программа предмета «Английский язык»... 3 790.16kb.
«Рукодельники» Жаворонко Е. В. 2013 – 2014 учебный год 1 281.6kb.
2-3 марта в моу дод «Центр развития творчества детей и юношества»... 1 105.9kb.
«Современное дополнительное образование детей. Новые контексты. 1 173.26kb.
Программа по развитию устной речи для 1 класса на 2013-2014 учебный год 1 117.33kb.
2013 год мкоу «усть-волчихинская сш» на 2013 – 2014 учебный год 2 329.9kb.
Рабочая программа по физике в 9 (общеобразовательном) классе базовый... 1 192.77kb.
Учебный план моу сош №32 Копейского городского округа на 2013-2014... 1 304.52kb.
Тема: инновационные процессы в школе как содержательно – инновационная... 1 67.33kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Самообследование мбудо «центр развития творчества детей и юношества» за 2013-2014 - страница №1/1

САМООБСЛЕДОВАНИЕ МБУДО «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

ЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» (далее Центр) находится в Зауральной части города Оренбурга по адресу: ул. Центральная, д.13. Созданный в 1993 г. как «Центр технического творчества учащихся» и реорганизованный в «Центр развития творчества детей и юношества» в 1998 г., Центр является инновационным муниципальным учреждением дополнительного образования детей и юношества.

Юридические и фактические адреса:

460034, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Центральная, д13 – главный корпус



Структурные подразделения – детские клубы по месту жительства:

460045, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Беляевская №61 – детский клуб «Чайка»

460021, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Восточная №1а – детский клуб «Исток»

460040, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Гагарина №25 – детский клуб «Пионер»



Телефоны:

8 (3532) 76-26-09 (Центральная, 13)

8 (3532) 71-74-70 (Беляевская, 61)

8 (3532) 35-87-19 (Гагарина, 25)

8 (3532) 33-42-18 (Восточная, 1а)

Факс: 8 (3532) 76-26-09

Е – mail: centr_orenburg@mail.ru - главный корпус

Е – mail: club-istok@mail.ru – детский клуб «Исток»

Е – mail: pioneer.detskijklub@yandex.ru – детский клуб «Пионер»

Е – mail: detskiyklub.chayka@mail.ru – детский клуб «Чайка»



Учредитель: Управление образования администрации г. Оренбурга

Лицензия №1422 от 09 января 2014 года серия 56Л01 №0000951

по 4 направлениям:



  • художественно-эстетическое;

  • культурологическое;

  • социально-педагогическое;

  • физкультурно-спортивное.

Деятельность Центра осуществляется в соответствии с нормативными документами в сфере образования: Конвенция ООН «О правах ребёнка», Конституция РФ, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», другими законодательными актами.

Основными задачами Центра являются:

1. обеспечение ребенку комфортности, эмоциональной среды, способствующей созданию «ситуации успеха» и обстановки развивающего обучения;

2. компенсация потребностей детей в интересующих их видах и направлениях деятельности, ограниченно или вовсе не представленных в основном образовании;

3. содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.

Участниками образовательного процесса являются дети в возрасте от 4 до 18 лет, их родители и педагогические работники:



  • - педагоги дополнительного образования;

  • - педагоги-организаторы;

  • - педагоги-психологи;

  • - концертмейстеры.


Цель на 2013-2014 учебный год: формирование демократических ценностных ориентиров, гражданских позиций обучающихся, на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного Оренбургского края.

Задачи:

Педагогические:

- формирование у детей духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

- формирование у детей устойчивых мотивов и потребности в бережном отношении к культуре своей малой родины.

Организационные:

- пройти процедуру лицензирования;

- улучшить состояние материальной и материально–технической базы Центра, за счет активизации работы со спонсорами, родительской общественностью, грантовой деятельности;

- совершенствовать материально-техническое, содержательное и информационное обеспечение агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

- совершенствовать систему работы педагогов (контроль режима работы, методической подготовки занятий, документации, выполнения образовательных программ);

- провести мероприятия по мотивированию педагогов на повышение качества педагогической деятельности;

- повышать уровень внешних и внутренних результатов деятельности коллективов через создание условий, мотивацию педагога и воспитанников к творческому росту;

- показать опыт работы с родителями ЦРТДиЮ для ОУ города с целью обмена опытом и приобретения нового опыта по работе с родительской общественностью;

- совершенствовать систему информирования педагогов воспитанников о мероприятиях различного уровня (своевременно, многоканально);

- продолжить разрабатывать и внедрять инновационные формы работы педагогов: мультимедийные презентации, электронные портфолио, рекламные ролики, фильмы и другие в рамках популяризации наследия.

- повышать профессиональные компетенции работников Центра в области здоровьесбережения.
Концептуальная модель Центра

Направления деятельности Центра:

1. Учебная деятельность:


  • учебная деятельность Центра, которая осуществляется через функционирование объединений многопрофильного направления в соответствии с программами, утверждёнными на методическом совете;

  • организационная деятельность, направленная на совершенствование содержания, форм, методов работы по развитию профессионального творчества;

  • создание условий для разработки и внедрения различных программ (разноуровневых, интегрированных, авторских и пр.), анализ качества этих программ;

  • анализ и систематизация педагогической деятельности (существующей и формирующейся) с учетом территориальной, профильной специфики, категории детей, индивидуальной и коллективной деятельности;

  • отдельным направлениям деятельности Центра является учебно-методическое, содержательное и информационное обеспечение летней оздоровительной компании.

  • организация и методическая деятельность по разработке и внедрению форм массовых мероприятий, смотров, конкурсов, олимпиад, конференций, фестивалей;

  • экспозиционная деятельность (проведение тематических, авторских и пр. выставок, смотров-конкурсов лучших работ учащихся педагогов учреждений дополнительного образования города)

2. Информационно-методическая деятельность:

  • обеспечение содержания образования педагогов дополнительного образования соответствующего профиля в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • разработка педагогами совместно с научными руководителями личных проектов реализации личностно–профессиональных притязаний. Подобные проекты являются основой профессионального роста, самообразования педагогов, средством формирования их профессиональной мобильности;

  • разработка, апробация и внедрение новых образовательных технологий обучения, в том числе здоровьесбергающих;

  • совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса на основе применения современных информационных технологий. Учебно-методическая деятельность ориентирована на потребности и интересы личности педагога в профессиональном росте и саморазвитии. Она предполагает использование новейших достижений науки, педагогической теории и практики в процессе обучения, экспериментальную проверку и внедрение новых технологий и прогрессивных форм повышения квалификации в образовательном процессе. Основа учебно-методической деятельности – разработка программ, методик и педагогических технологий, содержание которых определяется категорией и профессиональным уровнем педагогов.


Деятельность Центра

Деятельность Центра отличается личностно-деятельным характером учебного процесса, где ребенок может выбрать любое творческое объединение и в течение года переходить из одного объединения в другое. В Центре постепенно идет переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к технологиям личностно-ориентированного обучения. Развитие у обучающихся установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей.

Этому должен способствовать выбор методов и форм обучения, характерными чертами которого являются:

• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;

• направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы обучающимися;

• личностно-ориентированная технология, которая способствует изменению системы взаимоотношений педагог - ребенок.

Образовательный процесс построен таким образом, при котором обучающиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения.

Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой. Используются групповые, индивидуальные и индивидуально-групповые формы занятий. Усилия педагогов направлены на создание развивающей, свободной, комфортной, доброжелательной, многообразной, располагающей к общению среды.


Социальный заказ

Социальный заказ, реализуемый учреждением, складывается из нескольких составляющих:

  • федеральный компонент;

  • региональный компонент;

  • муниципальный компонент.

Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» и документе «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», в котором деятельность учреждения дополнительного образования детей направлена на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию свободного времени». Как основное направление деятельности данная цель нашла свое отражение в Уставе Центра. Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и предполагает участие обучающихся в областных проектах, конкурсах, выставка и фестивалях. Муниципальный компонент предполагает проекцию государственных требований к работе учреждения в городе Оренбурге. Это участие в реализации программ по работе с семьей, по молодежной политике, программы летней оздоровительной кампании.
Режим работы Центра

В Центре занятия в творческих объединениях организуются в течение всей недели. Режим работы с 8-00 до 20-00 часов. Центр работает в соответствии с годовым календарным планом работы и расписанием занятий творческих объединений, утвержденными директором Центра. Центр организует работу с учащимися в течение всего календарного года - 36 рабочих недель проводятся занятия в объединениях, в летнее время на базе Центра и клубов по месту жительства «Чайка», «Пионер», «Исток» работает детский лагерь дневного пребывания детей (1 и 2 смены).

Таким образом, режим работы Центра позволяет детям, которые посещаются образовательные учреждения, как в первую, так и во вторую смену заниматься в творческих объединениях.

Контингент обучающихся

Количество обучающихся в учреждении


Количество воспитанников

2011/2012

учебный год

2012/2013

учебный год

2013/2014

учебный год

Художественно-эстетическое

1080

1181

1334

Социально-педагогическое

1820

1862

1632

Туристско-краеведческое

35

30

-

Культурологическое

50

113

221

Физкультурно-спортивное

343

416

273

Всего:

3328

3602

3460

Изменения численности контингента за 2010 -2014 годы



Возрастная характеристика детского коллектива


Категория детей

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

До 6 лет

343

10,3

562

15,6

250

7,2

6-9 лет

1529

46

2077

57,7

2608

75,4

10-14 лет

697

21

557

15,5

355

10,3

15-18 лет

759

22,7

387

10,7

220

6,4

Старше 18 лет

0

0

19

0,5

27

0,7

Всего:

3328

100

3602

100

3460

100

Анализ статистических данных контингента обучающихся указывает на то, что среди воспитанников объединений немного преобладают дети младшего школьного возраста. Статистические данные определяются сложившейся социальной ситуации в микрорайоне (новое строительство высотных домов, приток молодых семей, увеличение числа учащихся начальных классов). Ввиду сложившейся ситуации наибольшим спросом у родителей пользуются творческие объединения для данной категории детей. А так же с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста, поэтому в связи с большим спросом, расширяется спектр образовательных услуг для этой категории детей.
Работа с трудными подростками

Учебный год

Количество мероприятий

2011-2012

12

2012-2013

17

2013-2014

25

В календарно-тематический план воспитательной деятельности Центра с 2010 года включен раздел «Работа с трудными подростками», в котором планируются культурно-массовые мероприятия для данной категории детей. Педагогами-организаторами разрабатываются сценарии мероприятий для трудных подростков с активным включением данной категории детей к их проведению. В 2013-2014 учебном году были проведены 25 воспитательных мероприятий различного уровня: «Творчество от слова «творить» - мастер-класс по бисеронизанию 25.09.14г., «Приятные мелочи своими руками» - мастер-класс по мыловарению 13.10.14г., «Суд над пороками людей» в рамках Всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей» 26.11.14г., «Мой досуг» - диспут среди обучающихся старших групп 16.11.14г., «Концерт», посвященный дню инвалидов с участием в подготовке концерта трудных подростков 09.12.14г., «Мое призвание» - беседа о профессиях, востребованных на современном рынке труда 24.01.14г. и др.



Педагогом дополнительного образования Пименовым И.В. в 2010 году была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кондиционный бодибилдинг», которая имеет физкультурно-спортивную направленность и предполагает обучение управлению собственными агрессивными эмоциями в процессе тренировочного процесса. По данной программе обучается 15 подростков, которые в школе отнесены к категории «трудных». По итогам реализации программы прослеживается положительная динамика (27% снижения уровня агрессивности среди подростков и юношей).

Результаты участия в мероприятиях различного уровня




2011-2012 гг.

2012-2013 гг.

2013-2014 гг.

Город

ской

Област

ной

Всерос

сийский

Город

ской

Област

ной

Всерос

сийский

Город

ской

Област

ной

Всерос

сийский

Между

народный

Количество педагогов, принявших участие

30

12

-

31

17

11

36

4

6

2

Итого: 42

Итого: 59

Итого: 48

Количество обучающихся, получивших результат в конкурсах, соревнованиях и т.д.

87

16

9

46

4

10

133

10

23

3

Итого: 112

Итого: 60

Итого: 169

Из таблицы видно, что педагоги Центра находятся в постоянном поиске новых конкретных форм работы с детьми для выявления и поддержки творческих способностей каждого ребенка и привлечение их к участию в конкурсах и выставках. Каждого педагога и каждого ребенка, которые приходят в ЦРТДиЮ, несомненно, ждет успех, потому что атмосфера Центра необыкновенна и наполнена духом творчества и радостью открытий.


Характеристика педагогического коллектива

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Распределение работников по должностям

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

Руководители

12

12

10

Методисты

4

4

3

Педагоги дополнительного образования

64

88

59

Педагог-психолог

-

-

-

Педагоги-организаторы

5

5

5

ИТОГО

86

109

77

Количественный рост педагогического коллектив в этом учебном году обусловлен увеличением численности детского контингента (на 274 воспитанника по сравнению с прошлым годом).


Образовательный ценз педагогического состава

Образование

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

высшее

43

53

59

неполное высшее

-

3

3

среднее специальное

32

51

9

среднее

11

2

6

ИТОГО

86

109

77


Категорийный ценз педагогического состава


Категории

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г

2013-2014 уч.г.

высшая

11

12

14

первая

38

33

39

вторая

31

47

6

не имеют категории

6

17

18

ИТОГО

86

109

77

Коллегиальные органы Центра

В Центре определенные полномочия имеют следующие коллегиальные органы:



Педагогический совет – это орган самоуправления педагогических и административных работников Центра, созданный в целях развития и совершенствования образовательного процесса в Учреждении.

Педагогический совет под председательством директора Учреждения:



  • обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания дополнительного образования;

  • обсуждает и принимает к реализации дополнительные образовательные программы;

  • рассматривает состояние итогов учебной работы Учреждения, результатов промежуточной и итоговой аттестации, мер и мероприятий по их подготовке и проведению, мер по сохранению контингента обучающихся;

  • рассматривает состояние и итоги воспитательной работы, дисциплины обучающихся, заслушивает отчеты работы педагогов дополнительного образования и других работников;

  • рассматривает состояние и итоги методической работы, совершенствование педагогических и информационных технологий, методов и средств обучения по реализуемым формам обучения;

  • организует работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив по использованию и совершенствованию методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий;

  • принимает решение об исключении обучающегося из Учреждения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

  • может принимать решение об объявлении конкурса на замещение педагогических должностей и утверждать его условия.

Методический совет имеет право:

- осуществлять экспертную оценку дополнительных образовательных программ, учебных планов педагогических работников Центра;

- принимать участие в анализе деятельности Центра;

- оказывать методическую помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой деятельности детей, а также помощи детским и юношеским общественным объединениям и организациям.



Аттестационная комиссия по оценке возможностей лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, которая рассматривает возможность приема на работу и назначения на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н), но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности

Профсоюзный комитет уполномочен:

- вносить предложения по установлению доплат и надбавок сотрудникам;

- контролировать состояние ОТ (охраны труда) и ТБ (техники безопасности) в учреждении;

- разбирать спорные вопросы на Комиссии по трудовым спорам


Связи и контакты Центра

Центр на протяжении многих лет успешно осуществляет сотрудничество с различными социальными институтами по реализации образовательных программ, в том числе:



  • учреждениями системы образования: ОГПУ ИПКиППРО, ОГУ, ОДТДиМ, ДТДиМ, Центром подростков и др.

  • учреждениями других ведомств, общественными организациями: Центральной городской библиотекой им. Некрасова, Библиотечная информационная система №2, 8, Центром планирования семьи и репродукции, Центром профилактики инфекционных заболеваний и СПИД, управлением соцзащиты, родительской общественностью.

Формы взаимодействия с семьей и общественностью;

1. С семьёй:

- приглашение и участие родителей в праздничных мероприятиях Центра;

- участие родителей в образовательном процессе;

- проведение для родителей индивидуальных и групповых консультаций педагогов, психолога.

2. Формы взаимодействия:

- с общеобразовательными школами №6, 11, 35, 51, 60, 64, 65, 73, 76 организация совместных выставок, проведение экскурсий, проведение интеллектуально-досуговых мероприятий;

- с библиотеками города: организация тематических выставок, работа с библиотечными фондами;

- с отделом культуры: организация и проведение совместных выставок и концертов;

- с управлением социальной защиты населения: организация культурно-массовых мероприятий для различных слоев населения;

- с первичной организацией ВОИ «Хозяюшка» всероссийского общества инвалидов: организация благотворительных культурно-массовых мероприятий для инвалидов;

- с Комитетом по делам молодёжи: подготовка и проведение совместных мероприятий;

- с редакцией газеты «Вечерний Оренбург»: периодическое издание статей о деятельности ЦРТДиЮ.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ ЦЕНТРА

В основе деятельности Центра лежат ценности, наиболее значимые как для педагогического, так и для детского коллективов.



  • рационально-познавательные ценности (Знание, Разум, Наука, Истина, Рациональность, Объективность, Труд, Техника, Цивилизация и т. п.);

  • нравственно-культурные ценности (Красота, Добро, Творчество, Искусство Культура и т.п.);

  • социально-значимые ценности (Семья, Равенство, Справедливость, Демократия, Гражданственность, Отечество, Общество, Земля, Мир и т. п.);

  • индивидуальные ценности (Свобода, Достоинство, Уникальность каждого Человека).

Педагогическим коллективом Центра выработаны приоритеты воспитательной политики:

  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

  • развитие национальных культур;

  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства;

  • формирование культуры мира и межличностных отношений;

  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности;

  • формирование здорового образа жизни.


Структура контингента учащихся

Анализируя статистические данные по количеству контингента обучающихся, можно сделать вывод о ежегодном росте числа детей, посещающих творческие объединения Центра (примерно на 7% в год). Это обусловлено разрастанием микрорайона, приездом молодых семей с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, а также с государственной политикой, стимулирующей рождаемость.

Увеличивается количество объединений художественно-эстетической направленности - это в основном объединения, занимающиеся ДПИ (декоративно-прикладным искусством). В 2013 г. в рамках этого направлении появились новые творческие объединения «Мишка Тедди и компания», «Модница», «Текстильный дизайн», «Юный модельер», «Страна чудес» по изобразительному творчеству.

В 2013 году в Центр поступили заявки от СОШ №6, 11, 35, 51, 60, 64, 65, 73, 76 на организацию совместной работы по обеспечению внеурочной деятельности младших школьников по следующим направлениям: художественное, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое. По данным направлениям были разработаны следующие программы «Инфознайка», «Волшебный бисер», «Три сигнала светофора», «Подвижные игры с элементами УШУ», «Волшебный завиток», «Мастерилка», «Веселая мастерская», «Бумажные фантазии».

С ростом потребности в услугах системы дошкольного образования, открытием групп развития детей дошкольного возраста (ГРДДВ), количество обучающихся дошкольного возраста увеличивается.

Уменьшение количества детей старшего возраста настораживает, но, в то же время, у этих детей, посещающих занятия, наблюдается осознанное отношение к избранному виду деятельности и стремление к результативности, а также определяются первые пробы выбора будущей профессии.

Для улучшения ситуации необходимо продумать программу работы с подростками, где мероприятия необходимо простаивать с учетом возрастных особенностей детей (желание общаться, чувствовать себя равным среди взрослых и сверстников, стремление к самостоятельности и т.д.).

Одним из решений является работа с проектами, где ребенок может быть в роли генератора идеи, участником реализации и увидеть конечный продукт своей деятельности, кроме того, сам принцип командной работы предполагает субъект-субъектные отношения между взрослым и ребенком.


Образовательная деятельность

Образовательный процесс Центра – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач воспитания, обучения и развития личности.

Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.

Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом обучения, что возможно при развитии таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, общение.

Решение задач образовательного процесса Центра лежит в нескольких плоскостях:


  • в изучении личности ребенка, в выявлении его актуальных личностных и образовательных потребностей и прогнозировании его развития;

  • в разработке образовательных программ и диагностических методик оценивания результатов их реализации;

в разработке форм и методов организации образовательного процесса, учитывающих специфику его участников (возрастные, социальные и др. характеристики).

В последнее время у части педагогов обозначилась тенденция на развитие у детей познавательных, эвристических способностей, изменилась цель образовательного процесса – научить получать знания самостоятельно, развивать способности каждого ребенка. Это говорит о том, что дополнительное образование расширяет рамки и переходит на деятельность, где ребенок вырабатывает субъективно новый продукт. Данная тенденция связана на наш взгляд с приобретением опыта работы у молодых педагогов, повышением общего уровня педагогической компетенции и компетентности педагогического коллектива, который происходит в результате методической работы, построения системы мотивации педагогов, разработки педагогами программ по второму и третьему году обучения. Результатом стало увеличение числа детей, участвующих в выставках всероссийского, областного и городского уровня, рост призовых мест на областном и городском уровне, увеличение числа детей, которые осваивают программы второго и третьего года обучения.


Воспитательная деятельность

Содержание воспитания

Педагогическая миссия в процессе воспитания – воплощение системообразующих ценностей через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение, взаимодействие детей и взрослых.

Воспитательные приоритеты Центра представлены в виде ступеней личностного роста: самовыражение, самопознание, саморазвитие, самоопределение, самореализация.

Этап самовыражение характеризуется тем, что идет активное познание, освоение окружающего мира. Доминантой этого познания является игра, игровая деятельность. Развитие личности ребенка происходит в процессе присвоения им опыта и традиций, норм жизни и форм их выражения. На данной ступени очень важно ребенку дать чувство защищенности, что дает игра (ролевая, по правилам), где есть ясные и понятные правила, а также присутствие и участие доброго педагога и родителей. На данном уровне реализуются следующие программы: «Бумажные фантазии», «Веселя мастерская», «Колокольчик», «Топотушки», «Веселые нотки», «Музыкальные нотки» и др.



Самопознание – этот уровень характеризуется тем, что формируется стремление на все иметь свою точку зрения, мнение о собственной социальной значимости, идет процесс развития самопознания. В отношениях со сверстниками усиливается конформизм, в отношениях со взрослыми предпочтение отдается демократическому стилю взаимодействия. На данном этапе развитие ребенку предлагается несколько направлений творческой деятельности, углубляющие знания, полученные не I ступени. Ведущая деятельность – учение, но по-прежнему много времени уделяется игре, которая принимает социальную окраску. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых.

На данной ступени реализуются следующие программы: «Мастерилка», «Три сигнала светофора», «Мягкая игрушка», «Модница», «Волшебная кисточка», «Страна чудес», «Музыкальная шкатулка», «Зеленая тропинка», «Юный эрудит», «Речецветик», «ДЮП» и др.



Саморазвитие – интеллектуальное развитие переходит в качественную стадию, на смену конкретному мышлению приходит логическое: обучающегося интересуют вопросы философского плана (проблемы происхождения мира, человека). Обучающиеся на данном этапе хотят не только соревноваться, они хотят «умных» взрослых разговоров о жизненных ценностях, будущей профессии, дружбе, семье. Они любят философские беседы о смысле жизни и тайнах смерти. Ведущая деятельность – интимно-личностное неформальное общение со сверстниками, которые являются для них наиболее значимыми, чем взрослые; происходит социальное обособление от своей генеалогической семьи. Игра ребенка перерастает в фантазию подростка и проявляется в творческих порывах: сочинять стихи, вести дневник, заниматься техническим конструированием, научными изобретениями. На данном этапе реализуются следующие программы: «Юный лингвист», «Английский язык», «Навигатор», «Юный биолог», «Юный физик», «Юный исследователь края», «Текстильный дизайн», «Мишки Тедди и их друзья», «Волшебный мир кожи», «Загадочный мир индийского танца», «Золотой ларчик» и др.

Ступень самоопределение характеризуется интересом к будущей профессии, желание подростка проводить досуг в референтной группе, для него важно, чтобы понимали, признавали их «самость», важно выразить собственную точку зрения в диалоге или творческой работе, становится привлекательным как индивидуальное, так и коллективное творчество и различные формы активной коммуникации и поисково-исследовательской деятельности. В этом возрасте складывается образ жизни, выступающий моделью для построения собственного жизненного пути. Задача педагога на данном этапе развития личности подростка – формирование жизненной позиции, то есть общего отношения к жизни как таковой и своему «Я» как строителю этой жизни. На данном этапе реализуются следующие программы: «Юный модельер», «Город мастеров», «Декоративное плетение», «Бокс», «Путь к совершенству», «Выше радуги» и др.



Самореализация – цель данного этапа личностного развития заключается в обогащение базовой культуры и базового образования, дифференциация и профессионализация дополнительного образования. Педагог на этом этапе должен помогать в узнавании, постижении самого себя, создавать условия, чтобы можно было вырастить собственные способы, средства для самопознания, самовыражения, самодеятельности. На данном этапе происходит активный период допрофессиональной подготовки обучающегося. На данном этапе реализуются следующие программы: «Создаем газету», «Матрица», «Кондиционный бодибилдинг», «Историческое краеведение», «Футбол» и др.

Формирование воспитывающей среды

Центр гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета; формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося.

В соответствии с воспитательными целями:

- формируется информационное пространство образовательного учреждения,

- обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;

- осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде;

- открытый характер воспитательной системы обеспечивается: контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.
4. МИССИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Перед педагогическим коллективом поставлены цель и задачи на 2013-2014 учебный год:



Цель: формирование демократических ценностных ориентиров, гражданских позиций обучающихся, на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного Оренбургского края.

Задачи:

Педагогические:

- формирование у детей духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

- формирование у детей устойчивых мотивов и потребности в бережном отношении к культуре своей малой родины.

Организационные:

- пройти процедуру лицензирования;

- улучшить состояние материальной и материально–технической базы Центра, за счет активизации работы со спонсорами, родительской общественностью, грантовой деятельности;

- совершенствовать материально-техническое, содержательное и информационное обеспечение агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

- совершенствовать систему работы педагогов (контроль режима работы, методической подготовки занятий, документации, выполнения образовательных программ);

- провести мероприятия по мотивированию педагогов на повышение качества педагогической деятельности;

- повышать уровень внешних и внутренних результатов деятельности коллективов через создание условий, мотивацию педагога и воспитанников к творческому росту;

- показать опыт работы с родителями ЦРТДиЮ для ОУ города с целью обмена опытом и приобретения нового опыта по работе с родительской общественностью;

- совершенствовать систему информирования педагогов воспитанников о мероприятиях различного уровня (своевременно, многоканально);

- продолжить разрабатывать и внедрять инновационные формы работы педагогов: мультимедийные презентации, электронные портфолио, рекламные ролики, фильмы и другие в рамках популяризации наследия.

- повышать профессиональные компетенции работников Центра в области здоровьесбережения.
5. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Всего в Центре реализуется 66 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по 4 направлениям, охватывая разные возрастные категории (с 4 лет до 18 лет). Все программы утверждаются на методическом совете.

Анализируя программы, можно сделать вывод, что все программы оформлены и сделаны по единой структуре: титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, методическое обеспечение программы, сведения об авторе, литература, аннотация, приложения. В каждой программе определены возраст обучающихся, срок обучения, этапы обучения, образовательные результаты. Анализ классификации программ позволяет сделать вывод о том, что наибольшее их количество в художественно-эстетической направленности – 45 %.




Направленность

Количество программ

%

1.

Художественно-эстетическая

30

45%

2.

Культурологическая

3

4,5%

3.

Социально-педагогическая

28

43%

4.

Физкультурно-спортивная

5

7,5%

ИТОГО:

66

100

Сроки реализации дополнительных образовательных программ:




Срок реализации

Количество

%

1 год

18

27

2 года

25

38

3 года

21

32

Более трех

2

3

Проводя анализ образовательных программ по критерию продолжительности их освоения, можно сделать вывод, что преобладают двухгодичные – 38 % и трехгодичные – 32%, что свидетельствует о хорошей сохранности контингента обучающихся.

На основании Положения о подведении итогов освоения дополнительной образовательной программы в МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества», каждое полугодие учебного года проводится изучение уровня освоения дополнительных образовательных программ обучающимися. По итогам сводного протокола определен следующий уровень освоения дополнительных образовательных программ МБУДО «ЦРТДиЮ»: высокий - 35%, средний – 54%, низкий – 11%. Из них по направлениям:

художественно-эстетическое: высокий – 54,3%, средний – 42%, низкий – 3,7%.

социально-педагогическое: высокий – 29,3%, средний – 56,2%, низкий – 14,5%.

физкультурно-спортивное: высокий – 46,3%, средний – 53,7%, низкий – 0%.

культурологическое: высокий – 21,7%, средний – 59,7%, низкий – 18,6%.

Полученные результаты по определению уровня освоения дополнительных образовательных программ позволяют сделать вывод, что лучший результат определился в художественно-эстетическом направлении, а худший в социально-педагогическом и культурологическом, полностью отсутствует низкий уровень в физкультурно-спортивном отделе. Вывод: необходимо в следующем учебном год при корректировке дополнительных программ обратить внимание на содержание программ социально-педагогического и культурологического направления (возможно, что возникает большая разница между социальным заказом на данные услуги между возможностями обучающихся).


Общие выводы по итогам анализа всех позиций

Сильные стороны деятельности учреждения:

- стремление к развитию и инновационной деятельности. Каждый год расширяется спектр образовательных услуг и растёт численность учащихся, посещающих Центр.

- наличие команды единомышленников, разделяющих ценности и нормы учреждения, имеющие опыт преодоления кризисных ситуаций.

- сильный программно-методический ресурс. В основе образовательного процесса программ Центра, не зависимо от их направленности, лежит межличностное взаимодействие педагога и обучающегося. Воспитанник выносит главное из этого взаимодействия: что он нужен, значим, что он способен добиться успеха; идет проверка и понимание жизненных ценностей, которые еще не сформировались, усваиваются навыки и потребности сознательного подчинения нормам, принятым в коллективе, обществе, навыки бесконфликтного общения.



Слабые стороны учреждения:

Анализ результатов деятельности обозначил проблемы, на которые следует обратить внимание:

- несмотря на увеличение призовых мест у многих педагогов присутствует недостаточная мотивация на результативность деятельности, выраженную в объективных показателях (диплом, грамота, благодарность, сертификат и др.);

- недостаточное финансирование тормозит развитие тех объединений, которые требуют больших материальных затрат;

- недостаточно условий (кадровых и методических) для организации работы с подростками;

- требует дальнейшего развития эффективность форм работы с родителями.


Финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения.

Выявленные по результатам самообследования проблемы и пути их решения

Анализ дополнительных образовательных программ показал, что в ЦРТДиЮ имеют место проблемы, требующие своевременного решения:



  1. Не все педагоги имеют высокий уровень педагогической подготовки в вопросах дополнительного образования.

Предполагаемые пути решения:

  • курсовая переподготовка по вопросам дополнительного образования детей и новым ФГОС;

  • пополнение книжного фонда научно-методической и образовательной литературой;

  • расширение локальной компьютерной сети для увеличения числа рабочих мест педагога (выход в сеть Интернет, работа с компьютером и т.д.).

  1. Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Предполагаемые пути решения:

  • спонсорская помощь;

  • повышение социальной активности и укрепление связи с учреждениями и организациями при проведении мероприятий.

  1. Развитие интереса к занятиям в детских творческих объединениях.

Предполагаемые пути решения:

  • выпуск рекламной продукции;

  • проведение «Дня открытых дверей», презентаций;

  • организация экскурсий по детским объединениям;

  • организация показательных выставок;

  • интеграция с ОУ района в области дополнительного образования.

Деятельность в выделенных аспектах позволит организовывать плодотворную работу педагогов дополнительного образования с обучающимися в разных направлениях; поможет развить способности детей и вместе с ними стремиться к совершенству, к достижению новых высот в личностном развитии каждого участника образовательно-воспитательного процесса.