№
п/п
|
План. дата
|
тема (содержание) урока
|
кол.
часов
|
Введение 1 час
|
1
|
|
Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык в современном мире. Роль и место русского языка в современном мире.
|
1
|
Повторение изученного в 5 – 7 классах ( 7 + 2 = 9 часов ).
|
2
|
|
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности.
|
1
|
3
|
|
Знаки препинания в сложном предложении. Типы сложных предложений и средства связи в них.
|
1
|
4
|
|
Буквы н и нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. Активизировать и закрепить знание правил написания н/нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.
|
1
|
5
|
|
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Вспомнить и закрепить правописание не с различными частями речи.
|
1
|
6
|
|
Слитное и раздельное написание не/ни с местоимениями и наречиями. Повторить и закрепить правописание не/ни с местоимениями и наречиями.
|
1
|
7-8
|
|
Подробное изложение с грамматическим заданием, со зрительной подготовкой. Закрепить умения писать изложение от третьего лица, сжато и подробно передавать содержание некоторой части текста.
|
2
|
9
|
|
Правописание дефиса. Закрепить правописание дефиса в разных частях речи.
|
1
|
10
|
|
Контрольная диктант с грамматическим заданием. Контроль и оценка знаний учащихся за предыдущие годы обучения.
|
1
|
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
|
11
|
|
Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные единицы синтаксиса. Значение лингвистических понятий синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, текст; повторить синтаксические единицы языка.
|
1
|
12
|
|
Урок Р/р. Текст как единица синтаксиса. Закрепить умения определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов. Создавать текст с учетом речевой ситуации, характера адресата речи. Выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства.
|
1
|
13
|
|
Пунктуация. Знаки препинания, их функции. Систематизировать знания о функциях знаков препинания, изученные в предыдущих классах пунктуационные правила.
|
1
|
Словосочетание ( 5 часов ).
|
14
|
|
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Повторение пройденного о словосочетании и предложении.
|
1
|
15
|
|
Виды словосочетаний по способу связи слов. Связь слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.
|
1
|
16
|
|
Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.
|
1
|
17
|
|
Синтаксический разбор словосочетаний. Алгоритм синтаксического разбора словосочетания.
|
1
|
18
|
|
Зачет по теме «Словосочетание». Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
|
1
|
Простое предложение ( 3 + 1 = 4 часа)
|
19
|
|
Предложение как основная единица синтаксиса. Предложение как минимальное речевое высказывание. Строение предложения. Виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
|
1
|
20
|
|
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
|
1
|
21
|
|
Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. Использование в текстах разных стилей прямого и обратного порядка слов. Выделение с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительное чтение предложения.
|
1
|
22
|
|
Урок Р/р. Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности. Структура текста-описания. Составление собственного текста на основе увиденного. Соблюдение норм русского литературного языка.
|
1
|
Простые двусоставные предложения.
|
Главные члены двусоставного предложения ( 8 + 2 = 10 часов ).
|
23
|
|
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.
|
1
|
24
|
|
Сказуемое, его основные типы и способы его выражения. Связь подлежащего со сказуемым. Простое глагольное сказуемое.
|
1
|
25-26
|
|
Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое, способы его выражения. Структура составного глагольного сказуемого. Распознавание в тексте составного глагольного сказуемого по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений.
|
2
|
27-28
|
|
Составное сказуемое. Составное именное сказуемое, способы его выражения. Структура составного именного сказуемого. Различие составного глагольного и составного именного сказуемого. Способы выражения именной части составного именного сказуемого.
|
2
|
29-30
|
|
Урок Р/р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) Тульской области.
|
2
|
31
|
|
Тире между подлежащим и сказуемым. Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
|
1
|
32
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
|
1
|
Второстепенные члены предложения ( 9 + 2 = 11 часов ).
|
33
|
|
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение. Роль дополнения в предложении. Различение подлежащего и прямого дополнения.
|
1
|
34
|
|
Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованные и несогласованные определения, способы их выражения.
|
1
|
35
|
|
Второстепенные члены предложения. Приложение. Знаки препинания при приложении. Приложение как разновидность определения.
|
1
|
36-37
|
|
Обстоятельство. Способы его выражения. Виды обстоятельства по значению: места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки. Сравнительный оборот, знаки препинания при нем.
|
2
|
38-39
|
|
Синтаксический разбор двусоставного распространенного предложения.
|
2
|
40-41
|
|
Урок Р/р. Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности. Обучение составлению текста-характеристики человека.
|
2
|
42
|
|
Повторение по теме «Двусоставные предложения». Главные и второстепенные члены предложения. Систематизация знаний по теме.
|
1
|
43
|
|
Контрольная работа по разделу «Главные и второстепенные члены предложения». (Тест в формате ЕГЭ).
|
1
|
Простые односоставные предложения ( 18 + 3 = 21 часов).
|
44-45
|
|
Односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Главный член односоставного предложения. Односоставное предложение с главным членом подлежащее.
Назывное предложение. Структурные особенности назывных предложений. Распознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях.
|
2
|
46-47
|
|
Определенно-личные предложения. Структурные и смысловые особенности значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными.
|
2
|
48-49
|
|
Неопределенно-личные предложения. Структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений. Сфера их употребления. Способы выражения сказуемого в неопределенно-личных предложениях.
Распознавать неопределенно-личные предложения в тексте, в структуре сложного предложения, использовать в собственных высказываниях.
|
2
|
50-51
|
|
Безличные предложения. Структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи. Распознавать безличные предложения в тексте, употреблять в собственной речи.
|
2
|
52
|
|
Обобщенно-личные предложения, их функции, способы выражения сказуемого. Распознавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять их в собственных высказываниях (пословицы, афоризмы, крылатые выражения).
|
1
|
53-54
|
|
Урок Р/р. Обобщение и расширение представления о типе речи – рассуждение. Прямой и обратный способы доказательств. Тезис и антитезис. Риторический вопрос в рассуждении.
|
2
|
55-56
|
|
Неполные предложения. Распознавать неполные предложения в тексте, грамотно употреблять в собственных высказываниях, пунктуационно правильно оформлять неполные предложения на письме.
|
2
|
57-58
|
|
Синтаксический разбор односоставного предложения.
|
2
|
59-60
|
|
Урок Р/р. Рассказ на свободную тему. Сочинение-рассуждение.
|
2
|
61-62
|
|
Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».
|
2
|
63
|
|
Контрольный диктант по теме: «Односоставные предложения» с грамматическим заданием.
|
1
|
Однородные члены предложения ( 16 + 2 = 18 часов).
|
64
|
|
Понятие об осложненном предложении. Способы осложнения простого предложения.
|
1
|
65-66
|
|
Однородные члены предложения. Средства связи однородных членов предложения. Нахождение однородных членов в предложении. Пунктуация при однородных членах предложения.
|
2
|
67-68
|
|
Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными и разделительными) и интонацией. Ряды однородных членов предложения. Пунктуация при однородных членах предложения.
|
2
|
69-70
|
|
Однородные и неоднородные определения. Различие однородных и неоднородных определений. Постановка знаков препинания при однородных и неоднородных определениях.
|
2
|
71-72
|
|
Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. Разделительные знаки препинания между однородными членами.
|
2
|
73-74
|
|
Урок Р/р. Изложение. Текст – сравнительная характеристика двух лиц.
|
2
|
75-76
|
|
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.
|
2
|
77-78
|
|
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Вариативность постановки знаков препинания.
|
2
|
79-80
|
|
Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения».
|
2
|
81
|
|
Контрольная работа по разделу «Однородные члены предложения».
|
1
|
Обращения, вводные слова и междометия ( 12 + 3 = 15 часов ).
|
82
|
|
Обращение, его функции и способы выражения. Распространенные и нераспространенные обращения. Выделительные знаки при обращении. Одиночные и парные знаки препинания.
|
1
|
83
|
|
Знаки препинания при обращении. Употребление обращений в речи. Нахождение обращений в тексте. Конструирование предложения с обращениями.
|
1
|
84
|
|
Урок Р/р. Эпистолярный жанр. Составление делового письма. Использование обращений, учитывая адресата и цель делового письма.
|
1
|
85
|
|
Вводные слова, словосочетания, знаки препинания при них. Группы вводных слов по значению.
|
1
|
86
|
|
Вставные конструкции (слова, словосочетания, предложения).
|
1
|
87
|
|
Вводные предложения, знаки препинания при них.
|
1
|
88
|
|
Вставные конструкции, знаки препинания при них. Особенности употребления вставных конструкций. Смысловые отличия вставных конструкций от вводных слов и предложений.
|
1
|
89-90
|
|
Урок Р/р. Сочинение публицистического стиля. Публичное выступление на общественно значимую тему. Отбор, обработка и структурирование информации. Аргументация своих взглядов, убеждений.
|
2
|
91
|
|
Междометия в предложении. Выделительные знаки при междометиях.
|
1
|
92-93
|
|
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
|
2
|
94-95
|
|
Систематизация и обобщение изученного по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями».
|
2
|
96
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями».
|
1
|
Обособленные члены предложения ( 19 + 2 = 21 час ).
|
97-98-99
|
|
Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения, их роль в речи. Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них.
|
3
|
100-101
|
|
Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.
|
2
|
102-103
|
|
Обособленные приложения, выделительные знаки препинания при них.
|
2
|
104-105
|
|
Урок Р/р. Сочинение-рассуждение на основе литературного произведения дискуссионного характера.
|
2
|
106-107
|
|
Обособленные обстоятельства, выделительные знаки препинания при них. Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
|
2
|
108-109
|
|
Обособление обстоятельства, выраженных существительными с предлогами. Постановка знаков препинания в указанных конструкциях.
|
2
|
110-111
|
|
Уточнение как вид обособленного члена предложения. Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них.
|
2
|
112-113
|
|
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
|
2
|
114
|
|
Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.
|
1
|
115-116
|
|
Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».
|
2
|
117
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Обособленные члены предложения».
|
1
|
Прямая и косвенная речь ( 9 + 2 = 11 часов ).
|
118
|
|
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Выразительное чтение предложений с прямой речью.
|
1
|
119-120
|
|
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания при прямой речи.
|
2
|
121
|
|
Прямая и косвенная речь. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при косвенной речи.
|
1
|
122-123
|
|
Урок Р/р. Рассказ по данному началу.
|
2
|
124
|
|
Цитаты и знаки препинания при них. Знаки препинания при цитировании.
|
1
|
125-126
|
|
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
|
2
|
127
|
|
Систематизация и обобщение изученного по теме «Прямая и косвенная речь». Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
|
1
|
128
|
|
Контрольная работа (тест) по теме: «Прямая и косвенная речь».
|
1
|
Повторение и систематизация изученного в 8 классе ( 6 + 2 = 8 часов ).
|
129
|
|
Синтаксис и морфология. Обобщающее повторение частей речи, их грамматические признаки, синтаксическая роль в предложении.
|
1
|
130
|
|
Синтаксис и пунктуация. Предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами.
|
1
|
131-132
|
|
Урок Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение.
|
2
|
133
|
|
Синтаксис и культура речи. Грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, предложений.
|
1
|
134
|
|
Итоговая контрольная работа.
|
1
|
135-136
|
|
Повторение изученного в 8 классе. Игра «Самый умный». Подведение итогов года.
|
2
|