Русская литература. Материалы электронного учебника М. В. Осмоловского и И. Ю - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по русской литературе для 5-7 классов соответствует учебнику... 1 58.96kb.
М. А. Булгакова (на материале романов «Белая гвардия» и «Мастер и... 1 371.26kb.
Моу орловская сош им. И. Ф 1 387.05kb.
Практическая работа №9 Тема: Техники получения обратной связи с учащимися 1 95.42kb.
Гоу верхневилюйская республиканская гимназия им. М. А 1 42.73kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» 11 клас с 1 318.17kb.
Билет №47 Русская журналистика второй половины 19 века. Тенденции... 1 230.39kb.
Обряд «Веселая ярмарка» Все участники одеты в русские народные костюмы. 1 39.22kb.
Программа курса "За страницами учебника математики", предназначенного... 1 76.1kb.
Образовательная программа для педагогов и школьников «Петербург и... 1 32.84kb.
Литература (11 класс) Учебник: «Литература ХХ в. 11 класс» 1 78.31kb.
Одной из стержневых проблем общественного развития является гармонизация... 1 95.39kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Русская литература. Материалы электронного учебника М. В. Осмоловского и И. Ю - страница №1/1

Русская литература. Материалы электронного учебника М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

www.literatura548,.narod.ru

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ И ДИСПУТАМ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Тексты всех произведений, включённых в программу, можно скачать здесь: ТЕКСТЫ,

а также по гиперссылкам в заглавиях на этой странице

ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА

I. «Он между нами жил...»: жизнь и поэзия в судьбе А.С.Пушкина.

1. Что такое лирика как род литературы? Какое место занимала лирика в русской литературе первой половины 19 века?


2. В чем особенность лицейской лирики А.С.Пушкина? Какие темы преобладают в этот период?
2. Какие стихотворения А.С.Пушкина связаны с воспоминаниями о лицее и лицейских друзьях? Подготовьте информацию об одноклассниках Пушкина.
3. Чьи имена упоминаются в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)? Выучите наизусть отрывок из этого стихотворения.


4. Для подготовки к семинару можете использовать эту ссылку: ПУШКИНСКИЙ ВЫПУСК


II. «Хочу воспеть свободу миру...»: вольнолюбивая лирика Пушкина.

1. Когда в творчестве Пушкина социально-политическая тема становится ведущей? Кто оказал влияние на формирование вольнолюбивых взглядов поэта?


2. Что объединяет стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Анчар»? Выучите наизусть одно из них.
3. Сопоставьте оду «Вольность» Пушкина с одноимённым произведением А.Н.Радищева. Чему посвящена ода Пушкина? К чему призывал Радищев, к чему призывает Пушкин?
4. В чём взаимосвязь оды «Вольность» и стихотворения «К Чаадаеву»? Каков жанр этого стихотворения? С помощью каких художественных средств переданы тема дружбы и мотив ожидания свободы?
5. Какую роль в стихотворении «Деревня» играет контраст? Какие жанровые признаки присутствуют в этом стихотворении?
6. Можно ли утверждать, что послание «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд...») является гимном декабристам? Как раскрывается в стихотворении душевное состояние поэта? Что означает строка «И братья меч вам отдадут»? Кто из декабристов откликнулся на это стихотворение Пушкина? Кто ещё из поэтов 19 века писал о декабристах?
7. Как соотносится древнегреческий миф об Арионе с идейным содержанием пушкинского стихотворения «Арион»?
8. С помощью каких художественных средств создаётся образ «древа яда» в стихотворении «Анчар»? Каков символический смысл этого образа?
9. Что изменилось в общественно-политических взглядах поэта со временем? Чем отличается подход к теме свободы в стихотворениях петербургского периода и периода конца 1820-х гг.?

III. «И жизнь, и слёзы, и любовь»: тема любви в лирике Пушкина.

1. Когда в русской поэзии впервые прозвучала тема любви к женщине? В чём новаторство любовной лирики Пушкина?


2. Расскажите об адресатах любовной лирики поэта. Какие стихотворения посвящены каждой из них?
3. Подготовьте выразительное чтение одного (или двух) из перечисленных стихотворений: «Признание», «Её глаза», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье...», «Талисман» («Там, где море вечно плещет...»), «Сожжённое письмо», «Елизавете Ушаковой» («Вы избалованы природой...»), «Всё в жертву памяти твоей...», «Мадонна», «На холмах Грузии», «Ты и вы».


Список адресатов любовной лирики А.С. Пушкина можно скачать здесь: АДРЕСАТЫ ПУШКИНСКОЙ ЛИРИКИ ЛЮБВИ

IV. «Глаголом жги сердца людей»: тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

1. Кто из предшественников Пушкина посвящал стихи теме поэта и поэзии? В чём оригинальность трактовки этой темы у Пушкина? Каково предназначение поэта, по мнению Пушкина?


2. Прочитайте стихотворения «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Памятник». Какова общая идея этих стихотворений? Выучите одно из них наизусть и проанализируйте с точки зрения жанра, идеи, художественных средств. Как связаны эти стихотворения с произведениями Ломоносова и Державина? В каком из стихотворений звучат библейские мотивы?

V. Философская лирика Пушкина.

Прочитайте стихотворения «Телега жизни», «Не дай мне Бог сойти с ума», «Что в имени тебе моём?», «Когда за городом печально я брожу», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жёны непорочны...», «Осень» («Октябрь уж наступил...»). Над какими проблемами задумывается поэт в этих стихотворениях? Выучите наизусть и прокомментируйте одно из них.



Вы также можете ознакомиться с некоторыми стихотворениями А.С. Пушкина в переводе на английский язык: ЛИРИКА ПУШКИНА В АНГЛИЙСКОМ ПЕРЕВОДЕ

РОМАН В СТИХАХ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

  1. Прочитайте главу «Дворянский быт онегинской поры» из книги Ю.М.Лотмана «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий».

  2. Каким мы видим Онегина в первой главе романа? Можно ли сказать, что главный герой изображён здесь сатирически?

  3. Как воспитывался Онегин? Насколько детство героя было типичным для юного дворянина? Кто еще из героев Пушкина воспитывался подобным образом?

  4. Расскажите об образе жизни героя в Петербурге. Почему поверхностного образования оказалось достаточно для того, чтобы «свет решил, что он умён и очень мил»?

  5. Пушкин говорит о «неподражательной странности» своего героя. Что необычного в характере Онегина?

  6. Выучите наизусть отрывок из 1 главы (две строфы), характеризующий главного героя романа.

  7. С какой целью Онегин едет в деревню? Меняется ли его образ жизни?

  8. Как объяснить отношение соседей к Онегину? Связано ли это отношение с «реформами», проведенными героем в своем хозяйстве?

  9. Что сближает Онегина с Ленским? Как автор подчёркивает непохожесть двух героев?

  10. Каково отношение автора к романтизму Ленского? Почему вы так думаете?

  11. Как характеризует Ленского его влюблённость в Ольгу?

  12. Кто виноват в ссоре Онегина и Ленского?

  13. Какие чувства испытывает Ленский перед дуэлью? А Онегин?

  14. Каким было бы будущее Ленского, если бы он не был убит на дуэли?

  15. Выучите наизусть отрывок из романа (две строфы), характеризующий Ленского.

  16. Как автор относится к Ольге и Татьяне? Почему Онегин советовал Ленскому «выбрать другую»?

  17. Почему Пушкин подчеркивает внешнюю непривлекательность Татьяны? Каков внутренний мир этой героини?

  18. Что в характере Татьяны раскрывает ее письмо к Онегину? Сопоставьте мнения по этому поводу Белинского и Писарева.

  19. Выучите письмо Татьяны наизусть.

  20. Какова роль сна Татьяны в постижении ее характера? Что предвещает ее сон? (см. комментарии Лотмана к 5 главе)

  21. Почему Татьяна полюбила Евгения? Насколько реальный Онегин соответствовал тому образу, который создала Татьяна в своем воображении?

  22. Почему автор «приводит» Татьяну в опустевший дом Онегина? Удалось ли героине «разгадать» своего избранника?

  23. Каким вернулся Онегин из путешествия? Изменился ли он внутренне?

  24. «Что шевельнулось в глубине души холодной и ленивой: досада, суетность иль вновь забота юности – любовь»? – пишет Пушкин о чувствах Онегина после встречи с Татьяной. А как по-вашему, что испытал герой, какие чувства им овладели?

  25. Выучите письмо Онегина наизусть.

  26. Изменилась ли Татьяна в финале романа? Справедлива ли героиня по отношению к Онегину, считая его страсть обидной для себя? Почему, любя Онегина, она отвергает его чувства?

  27. Как выражено отношение автора к герою в 8 главе? Почему роман не завершен?

  28. Прокомментируйте следующие суждения:

а) «Нам очень хочется думать, что Онегин должен был найти себе место на Сенатской площади» (Н. Долинина).

б) «Онегин не стал декабристом, но он принадлежал к тому же типу людей» (Макогоненко).

в) «Проклятие всей жизни Онегина в том и заключается, что хотя он головой выше светского общества, он настолько же им испорчен, что навсегда расстаться с ним, зажить другой, более достойной и осмысленной жизнью он не в состоянии. Именно это делает Онегина типом «лишнего человека» (Д. Благой).

  1. Почему в романе важно «присутствие» автора? Кто он? Какое отношение имеет автор к героям романа?

  2. Как автор относится к Онегину? Меняется ли авторское отношение к герою по ходу сюжета?

  3. Заполните таблицу.

Темы авторских отступлений

Глава, строфа

Комментарий (идея отступления)

11.Автобиографические оотступления

Гл.1, строфы II,XXIX,XXX,LXI; гл.8, строфы I - IV




2.Любовь

Гл.4, строфа VII;гл. 8,строфа XXIX




3.Театр

<…>




4. <…>

<…>




32.Чем авторские лирические отступления интересны современному читателю? Выучите одно из лирических отступлений наизусть (не менее двух строф).

33.Как вы понимаете слова В.Г.Белинского о том, что роман «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение»?

34.Какую оценку получил роман Пушкина в критических исследованиях Белинского, Булгарина, Герцена, Писарева, Мережковского, Набокова? Составьте тезисы по материалам 2 – 3 статей.

Русская литература. Материалы электронного учебника М.В. Осмоловского и И.Ю. Осмоловской

www.literatura548,.narod.ru