Рукабер Зинаида Павловна, учитель истории и обществознания Тема : «Киевская Русь при Ярославе Мудром» §8: учебник - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок обществознания в 5 классе. Учитель: М. В. Бондаренко, учитель... 1 74.58kb.
Исследовательская работа по истории 1 173.34kb.
«История Конституции основа демократии России» 1 112.11kb.
Составила и провела учитель истории и обществознания Пережогина Н. 1 43.14kb.
Урок по теме Киевская Русь 10 класс 1 27.76kb.
X игорь (912-945) Ольга (945-966) Святослав Игоревич (966-972) 1 199.58kb.
Конспект урока Тема: Тема одиночества в рассказе В. Г. Распутина... 1 98.3kb.
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические... 1 68.75kb.
Рабочая программа по истории ( 10 класс – профильный уровень) 1 125.42kb.
«Великая Отечественная война. Начальный период» (слайд №1) Яловая О. 1 226.14kb.
Из опыта работы учительницы истории и обществознания головинской... 7 837.17kb.
Информационные процессы. Демонстрационный 1 26.32kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рукабер Зинаида Павловна, учитель истории и обществознания Тема : «Киевская Русь - страница №1/1

МОУ «Кушмангортская ООШ», Чердынский район, Пермский край

Рукабер Зинаида Павловна, учитель истории и обществознания


Тема: «Киевская Русь при Ярославе Мудром» (§8: учебник Пчёлова Е.В., М.: 2007).

Предмет: История России, 6 класс

Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа

Технология: технология индивидуализированного обучения и ИКТ

Цель: дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении;

Развивающие: продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность.

Воспитывающие: воспитание патриотизма, привитие уважения к историческому прошлому своего народа.

Проект урока



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организация урока

Целеполагание



1/


Знакомит с темой урока и задачами


Ставят перед собой цель: достичь определённого

результата



II

Повторение:

  • беседа

(по изученному материалу);

  • тест.

4,5/


Организует работу учащихся

Отвечают на вопросы учителя

2,5/


Инструктирует.

Выполняют компьютерный тест (прил. 2).

III

Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками, учебником, ресурсами интернета (прил.1)

22/


«Карта успеха»

Имя

Тест

«А» - 3

«Б» - 4

«В» - 5

Тест

Оценка

за урок


1

2

3

4

5

6

7

8

9







Наташа




+

+

+

+

+

+

+
















Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.

Работают с текстом.

Готовят ответы на предложенные вопросы



IV

Закрепление:

  • беседа по вопросам с/р;

  • тест.

10/

Организует дискуссию по вопросу - Уровень «В»

Участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения.

3/

Инструктирует.

Выполняют компьютерный тест (прил. 3).

V

Рефлексия

1,5/


Подводит итоги.

Оценивают свои собственные достижения, сопоставляют с предполагаемым результатом.

VI

Домашнее задание

0,5/


Составить кроссворд по теме или выполнить задание на карточке; индивидуально–творческое задание

Записывают по желанию

домашнее задание



Ход урока

  1. Оргмомент. Целеполагание

У.: У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Мстислав Удалой, Андрей Боголюбский, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным… Сегодня мы будем говорить об Ярославе Владимировиче. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже более 1000 лет. И хотя было немало других действующих лиц отечественной истории, обладавших теми же качествами, закрепилось это прозвище только за ним.

Так почему же именно Ярослава назвали Мудрым?

Поставьте перед собой цель, которую хотите достичь на уроке. Работать будем по карточкам трёх уровней: «А», «Б», «В». Карта успеха поможет фиксировать ваши достижения.

Я хотел (а) бы заработать отметку _____________________________.



  1. Повторение изученного материала 1. Беседа (актуализация знаний).

У.: В древнерусских былинах Владимир выведен под именем «Владимир Красное Солнышко» и описан с большой любовью. Почему князь Владимир оставил о себе добрую память?

Предполагаемые ответы учащихся. (Князь Владимир упорядочил управление государством и защитил его жителей от набегов; отказался от первобытного язычества и крестил Русь в православное христианство; способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой греческой культуры).



Выводы: при князе Владимире Древнерусское государство окрепло. Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы населения, способствовало развитию культуры. Но расцвет Древнерусского государства приходится на период правления князя Ярослава, старшего сына Владимира.

2. Компьютерный тест (по теме «Крещение Руси» §7, приложение 3).

III. Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками (приложение 1).

IV. Закрепление

Беседа по вопросам самостоятельной работы, (дискуссия по вопросу - Уровень «В»).

    1. Так почему же Ярослава прозвали Мудрым?

Предполагаемые ответы учащихся. (Он разгромил печенегов, и они перестали совершать набеги на Русь. Он утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера и построил там город Юрьев. При нем были построены соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде. При нем был основан Киево-Печерский монастырь. Он создал первый письменный свод законов на Руси. Он открывал новые школы при монастырях и церквах, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский, покупал за границей много книг).

Выводы:

У.: В правление Ярослава Мудрого (1019-1054) Древнерусское государство окончательно сложилось и переживало свой расцвет. Ярослав Мудрый действительно был мудр, и его деяния служили на благо государства, способствовали его процветанию. С этого князя брали пример многие русские правители. Своих потомков он призывал к миру «Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…». («Повесть временных лет»).

Как вы думаете, услышали ли Ярослава Мудрого его потомки?

Актуален ли призыв Ярослава Мудрого к миру в наши дни? Обоснуйте ответ.



2. Компьютерный тест (по теме «Киевская Русь при Ярославе Мудром» §8, приложение 3).

V. Рефлексия

У.: Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Продолжите высказывание (см. памятку на доске):



Я узнала, что….

Я убедился в том, что …

Я обнаружила, что…

Я нашёл подтверждение тому, что…

Я даже не предполагала, что …

Проанализируем карту достижений. (В классе … человек, из них уровня «В» достиг … человек, уровня «Б» - …, уровня «А» - …человек). Видим, что есть к чему ещё стремиться: внимательнее читать текст, …



  1. Индивидуальное домашнее задание

С помощью картины составьте рассказ о суде на Руси

(«Историк», «Художник» и «Герои картины» готовят электронную презентацию по картине Билибина И.Я. «Суд во времена «Русской Правды»,1907 г. или по картине Кившенко А. Д. «Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава», 1880. При этом учащиеся дают историческую справку о событии, изображённом на картине, рассказывают о причинах побудивших живописцев создать эти картины, и от имени выбранного персонажа создают текст, оживляя её репликами).





Литература


  1. История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 кл.: атлас. - 12-е изд., стереотип. – М.: «Дрофа», 2009

  2. Князьков С.А. Картины по Русской истории. Картина №5 Киевская Русь «Суд во времена Русской Правды» И.Я.Билибина. М.: изд. «Юный художник», 1993

  3. Майков А.Н. Методические рекомендации к курсу «История России с древнейших времен до конца 18 века». 6-7 классы – М.: «Просвещение» 2001

  4. Макаров Ю.А. Технология индивидуализированного обучения. – Пермь, 2003

  5. Плотникова Е.В. и др. Компетентностные формы промежуточной аттестации. Методическое пособие. – Пермь, 2010. С. 65

  6. Пчелов Е.В. История России. 6 класс - М.: «Русское слово», 2007

  7. Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России. - 6 класс. - М.: «ВАКО», 2009

Приложение 1

Рабочий лист _________________________________ .
Уровень «А»

  1. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.

  1. Прочитайте (§8 пункт 1 «Усобица сыновей Владимира», стр. 54-56; атлас стр. 3).

  2. Отметьте, кто после смерти Владимира в 1015 году стал киевским князем?

  1. Ярослав;

  2. Святополк;

  3. Борис.

  1. Найдите и подчеркните карандашом, за что Святополка, прозванного «Окаянным», не любили в народе?



2. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.

  1. Прочитайте (§8 пункт 2 «Ярослав Мудрый - киевский князь», стр. 56-57). Подчеркните карандашом в учебнике, покажите друг другу по карте «Русь в начале X-XII века» направления военных походов Ярослава и основанные им города.

  2. Каким образом династия Рюриковичей вошла в семью королевских династий? Приведите примеры.

  3. Отметьте, в каком году Ярослав разбил печенегов под Киевом?

1) в 1036; 2) в 1026;
3) в 1016;
4) в 1006.

3. Власть и законы. “Русская Правда”.

1. Прочитайте (§8 пункт 3 «Начало русского законодательства», стр. 58-59).

2. Рассмотрите картину художника И.Я. Билибина «Суд во времена Русской Правды»:


  • Что происходит с изображённым в центре картины мужчиной?

  • Почему он опустился на колено и протянул руку к костру?

  • Подчеркните в учебнике карандашом описание этого эпизода.

3. Прочитайте отрывок из «Русской правды» и назовите, на какую общественную структуру возлагала обязанность данная статья?

«Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник, а убийцу не ищут, то виру (штраф) за него в размере 80 гривен платить той………….., на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина (простолюдина) платить виру (князю) в 40 гривен»



4. Разгадайте путаницу. Переставьте буквы в словах и у вас получится:

  • Историческое произведение, в котором повествование велось по годам (летам) «ОПСЬЛЕТИ» __________________________.

  • Имя летописца, одного из авторов «Повести временных лет» (XII век) «СТОРНЕ» _______________.

  • Имена первых святых Древней Руси, которыми стали «ОРБИС» и «ЛЕБГ» ___________ и ____________.

  • Княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол «БИУСЦЫО» _________________ .

  • Название первого писаного свода законов на Руси «ПРАДАВ_ ЛАВАЯРОС» _______________ _________________ .

5.



  • Назовите этот храм ______________________________________ .

  • Когда он построен? _______________________________________.

  • После какого события? ___________________________________ .

Уровень «Б»

1. Как вы думаете, какие последствия для внутриполитического развития Древнерусского государства имело участие кочевников в междоусобных княжеских столкновениях?

2. С помощью текста учебника определите, какие поступки Ярослава Владимировича в годы усобицы можно считать мудрыми?

3. Укажите, кто здесь лишний. Объясните, почему?

Владимир Святославич, Ярослав Владимирович, Илья Муромец. Расскажите об одном из них

(Нужно пополнить свои знания сведениями из дополнительной литературы, ресурсов Интернета: http://digestweb.ru/27727-yaroslav-mudryj-v-chem-byla-ego-mudrost.html, http://dugward.ru/library/ishimova/ishimova_istoriya1.html и др.).

4. О каком русском князе идёт речь в документе? Соотнесите портреты и описания:

1.

Святослав Игоревич,

945-972 г.г.





А

Крупный государственный деятель, подлинный реформатор; он организовал оборону земель от набегов печенегов. Провел христианизацию Руси, реорганизовал управление русскими землями. Любил жаловать простых людей пирами и подарками… Православная церковь объявила его святым, а в народе его называли «Красное солнышко».

2.

Владимир Святославович,

980-1015 г.г.





Б

«При нем, как говорит летописец, "вера христианская нача плодитися и расширятися". Вызывая мастеров из Византии, он строил храмы (из которых наиболее знаменитым был кафедральный собор Святой Софии в Киеве), основывал монастыри, продолжал организацию церковного управления и способствовал распространению и упрочению христианства в обширных пределах своего государства».

3.

Ярослав Владимирович,

1019-1054 г.г.





В

«И легко ходил в походах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… и посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
























1.




2.




3.









5. Определите события, относящиеся ко времени правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.

Владимир Святославич





















Ярослав Мудрый





















1. Строительство крепостей на юге Руси.

2. Создание библиотек.

3. Переход от завоеваний к защите своих границ.

4. Разгром печенегов под Киевом.

5. Строительство храма святой Софии в Киеве.

6. Крещение Руси.

7. Попытка объединить верования различных славянских племен.

8. Заселение крепостей на юге Руси жителями северных территорий.



Уровень «В»

  • Прочитайте и сравните два высказывания ученых о деятельности Ярослава:

“В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории” (С.М.Соловьев);

“Ярослав заслужил в летописях имя государя Мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ” (Н.М. Карамзин)



  • А как вы оцениваете деятельность Ярослава Мудрого?

Приложение 2



Компьютерный тест (повторение):

1. Киевская Русь приняла христианство при князе Владимире Святославиче в:

1) 988 году;

2) 978 году;

3) 998 году;

4) 968 году.

2. Кто первый принял православную веру?

1) Владимир;

2) Олег;

3) Ольга;

4) Святослав.

3. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:

1) киевских князей упрочить государство и свою власть;

2) князя Владимира породниться с правителями европейских стран;

3) киевских князей избежать порабощения хазарами;

4) жителей Киевской Руси перейти в христианство.

4. Согласно летописи, князь Владимир принял крещение в городе...

1) Киев;

2) Константинополь;

3) Корсунь;

4) Новгород.

5. Автором картины «Крещение Руси», 1892 г., является художник

1) И.Е. Репин;

2) И.Я. Билибин;

3) В.И. Суриков;

4) В.М. Васнецов

6. Деятельность князя Владимира была направлена на:

1) установление определенных норм сбора дани;

2) строительство оборонительных рубежей на южных границах государства;

3) ведение военных походов против Тюркского каганата;

4) строительство городов Новгорода и Киева.


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Эталон ответа

1

3

1

3

4

2

Приложение 3



Компьютерный тест (итоговый контроль):

1. Святополка Владимировича, прозванного «Окаянным» не любили в народе за:

1) братоубийство;

2) он призвал на Русь поляков и печенегов;

3) оба утверждения верны;

4) правильный ответ отсутствует.

2. Ярослав Мудрый княжил в Киеве с:

1) 1009 по 1054 год;

2) 1019 по 1054 год;

3) 1029 по 1054 год;

4) 1039 по 1054 год.

3. Все названные события – убийство Бориса и Глеба; окончательный разгром печенегов; начало вторжений половцев в русские земли произошли в:

1) IX веке;

2) X веке;

3) XI веке;

4) XII веке.

4. Софийские соборы были построены в:

1) Киеве;

2) Новгороде;

3) Полоцке;

4) во всех перечисленных выше городах.

5. Автором картины «Суд во времена Русской Правды», 1907 г., является художник

1) И.Е. Репин;

2) И.Я. Билибин;

3) В.И. Суриков;

4) В.М. Васнецов.

6. В первом своде древнерусских законов “Правда Ярослава”, который в 1016 г. создал в Новгороде Ярослав Мудрый, термин “вира” означает:

1) штраф за определенные преступления;

2) ежегодную дань князю;

3) категорию зависимого населения;



4) правильный ответ отсутствует.


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Эталон ответа

3

2

3

4

2

1