Рыльцева Надежда Алексеевна Учитель начальных классов моу сош №1 2005 I - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения... 1 119.19kb.
Учитель начальных классов Егорова Галина Алексеевна 1 76.71kb.
«Собственные и нарицательные имена существительные» 1 100.06kb.
Веселый космический полет 1 67.1kb.
Безопасность в общественном и личном транспорте 1 81.81kb.
Учитель начальных классов моу сибирская сош 1 81.58kb.
Подготовила учитель начальных классов моу сош №3 Новакова Е. 1 36.07kb.
«Покорение космоса» Учитель Онищенко Надежда Алексеевна 1 37.03kb.
«Истории отечественной строки» 1 132.88kb.
«Особенности изучения поэтических произведений на уроках литературного... 1 62.67kb.
Программа проведения Дня открытых дверей моу школы №58 г о. 1 46.26kb.
Сглаживание и аналитическое выравнивание временных рядов. Фильтры... 1 25.28kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рыльцева Надежда Алексеевна Учитель начальных классов моу сош №1 2005 I - страница №1/2

Вернуться на страницу методическая копилка учителей начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Острогожска
Районный конкурс программ

по профилактике табакокурения

Программа






Автор:

Рыльцева Надежда Алексеевна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №1

2005
I. Пояснительная записка.
В условиях современного общества обострились многие социальные проблемы. Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказались наиболее не защищенными, уязвимыми и психологически не готовыми к жизненным трудностям.

В последние годы возросла необходимость усиления внимания к детям аддитивного поведения.

Аддитивное - это такое поведение, когда проявляется предрасположенность к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков.

Аддитивное поведение может проявляться у значительной части детей и подростков, если не принять систему педагогически целесообразных мер, направленных на профилактику разных мер этого поведения. Данная работа окажется успешной только при условии комплексного решения задач, обеспечивающих предотвращение бед. Понятно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить.

Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе(один учитель, возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением), а с другой - психологическими способностями школьников младших классов.

Необходимо выделить несколько фактов, определяющие особенности профилактической работы с младшими школьниками:

  1. Учитель является для младших школьников непререкаемым авторитетом.

  2. Младшие школьники чаще, чем взрослые воспринимают мир в полярных категориях «хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «плохой - хороший» и т.п.

  3. Большая связь младших школьников со своими родителями.

  4. Образность решения ребенка позволяет видеть ему то, что говорит учитель более образно, фантастично, сказочно.

  5. Тяга и склонность к игре.

Курение как привычка в среде младшего школьного возраста встречается в единичных случаях. При этом необходимо различать два вида раннего курения - «игру», обоснованную на любопытстве, подражании взрослым, случайном нерегулярном экспериментировании и ранее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлечению в компанию старших курящих подростков. Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы, то второй помимо этого должен дополняться психологической и педагогической коррекцией поведения ребенка в рамках - воспитательных программ.

Предупреждение табакокурения среди детей младшего школьного возраста основано на разъяснении вредных последствий курения для организма, затрудняется отсутствием у детей этого возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению. Это обусловливает определеннее требования к ранней профилактике курения. Так, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее надо беречь.

Основным направлением работы по предупреждению табакокурения должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является избежание вредных привычек, в частности табакокурения.,

Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. В отличии от этого запугивание последствиями курения не только перестает восприниматься детьми , но и формирует у них не осознанный страх за здоровье курящих родителей.

Таким образом, основными задачами предупреждения табакокурения младшими школьниками является разъяснение пользы от физической культуры, закаливания организма, ведение, правильного здорового образа жизни, несовместимости этого с табакокурением, а также разъяснение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

Ранняя профилактика аддитивного поведения должна строиться осторожно, по принципу»не навреди»; не вызове противоположного эффекта «не пробуди интереса». Расширенная роль игровых методов позволяет «обходным путем» внедрить нужную информацию в сознание ребенка.

Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно-развитого человека, способного самостоятельно справляться в собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приема психоактивных веществ.

В соответствии с федеральной целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002/2004 г.г.» и Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в общеобразовательной среде Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России представило в помощь образовательным учреждениям программу и учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного», которые были взяты за основу профилактической работы в МОУ СОШ №1 города Острогожска с учащимися 3 «Б» класса с целью формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста и дополнены программой «Мы выбираем - НЕТ!».
Общие сведения о программе.

Цель программы:

  1. Помочь ребёнку овладеть основами эффективной социальной адаптации, т.е. гармоничного существования в обществе.

  2. Научить сопротивляться вредным влияниям среды (сверстников и взрослых).

  3. Развитие творческих способностей ребёнка через личностно – ориентировочный подход, направленных на формирование на-тка безопасного поведения.

Задачи:

  1. Дать детям представление о ценности здоровья.

  2. Формировать навыки здорового образа жизни.

  3. Развивать умение оценивать свое состояние, поступки, поведение; анализировать поступки, поведение других людей.

  4. Позволить детям получить необходимые знания, которые помогут предупредить формирование вредных привычек.

Принципы организации профилактической работы:

  1. возрастного соответствия;

  2. опережающих воздействий;

  3. комплектности;

  4. альтернативности;

  5. «запретной» информации.


Формы проведения занятий.

  1. Игры-тренинги;

  2. Инсценировка литературно-художественных текстов;

3) Диагностика:

  • Тестирование;

  • анкетирование;

  • ассоциация психологического состояния детей с цветом и настроением;

4) устный журнал;

5) Клуб интересных встреч;

6) презентация;

7) постановка кукольного спектакля;

8) акции;

9)беседы;
Реализация программы:

Система классных часов продолжительностью 25-30 минут

II. Тематический план.




п/п

Тема

Кол-во часов занятий

1.

Вводное занятие “ Нужна ли нам профилактика.”

0.5/0.5

2.

Табак и пассивное курение.

1

3.

Тренинг “ Умей сказать Нет! “

1

4.

Устный журнал “Физкульт-ура ”

1

5.


Искусство на страже здоровья,

  • Кукольный спектакль “ Ребята и зверята ”

  • Создание рисованного фильма “Здоровье без проблем ”.

2


6.

Клуб интересных встреч.

  • Встреча с представителями правоохранительных органов.

  • Экскурсия в ТМО.

2

7.


Итоговое занятие.

1

8.

Всего

9


III. Содержание и структура тем.

  1. . Вводное занятие «Нужна ли нам профилактика ».

    • Организационный момент.

    • Вводное слово учителя.

    • Краткое ознакомление с программой.

    • Проведение анкетирования среди учащихся и их родителей.

    • Подведение итогов.




  1. Табак и пассивное курение.

    • «Мое настроение сейчас …».

    • Чтение сказки. Обсуждение.

    • Знакомство со статьями закона.

    • Акция «Взрослые ! Мы обращаемся к вам !».

    • «Мое настроение после…».




  1. Тренинг «Умей сказать «нет!».

    • «Мое настроение сейчас…»

    • Тест «Самооценка».

    • Проективный рисунок: «Я - реальное», «Я - глазами других»,

«Я - идеальное».

  • Тренинг «Умей сказать «нет!».

  • Тренинговое упражнение «Давай покурим».

  • Выбор индивидуально-психологического щит

«Мой щит - моя защита».

  • «Мое настроение после…».


4 Устный журнал «Физкульт-ура!»

  • «Мое настроение сейчас…»

  • Инсценированное представление.

  • Творчество - за безопасность.

  • «Мое настроение после…».


5 Искусство на страже здоровья.

  • Кукольный спектакль «Ребята и зверята против!».

  • Премьера спектакля.

  • Просмотр фрагментов мультфильмов (диафильмов).

  • «Ну, погоди!», «Крошка Енот».

  • Акция «Лучше, дети, не курите!!!».

  • Создание рисованного фильма «Здоровье без проблем!».

6 «Клуб интересных встреч» .



  • Экскурсия в ТМО.

  • Реализация акции «Взрослые! Мы обращаемся к вам!»

  • Встреча с работником тубдиспансера.

  • Беседа на тему: «Табакокурение - болезнь, вызывающая сильные изменения в организме» по серии плакатов :

- «Легкие курящего человека»;

- «Сердце курящего человека»;

- «Внешний вид курильщика».

  • Игра-тренинг «Вред-польза».

  • Посещение рентгенкабинета.


Встреча с представителем правоохранительных органов.

  • Беседа с инспектором детской комнаты милиции на тему «Вредные привычки и почему они вредные».

  • Статистика и цифры.

  • Закон и порядок.

  • Игра-тренинг «Закончи фразу…».


7. Итоговое занятие.

  • Выступление учителя.

  • Творческий отчет детей.

  • Просмотр презентации.

  • Проведение творческого тестирования.


IV. Планы - конспекты занятий.
1. Занятие по теме: «Табак и пассивное курение».

Цель: 1) дать школьникам правильное представление о том, что вдыхании

табачного дыма некурящими людьми также опасно и вредно;

2) познакомить с мерами административной ответственности за невыполнение закона о табакокурении;

3) подготовить акцию-обращение ко всем взрослым людям.
I. «Мое настроение сейчас…» - заполнение словаря настроения.

II. Учитель читает рассказ и обсуждает его с учениками.

«Жил-был в одной квартире говорящий попугай по имени Труша. Правда, это только считалось, что он говорящий, потому что его никто не учил говорить, а поселили его в клетку просто так, для украшения квартиры. Ну, еще для того, чтобы развлекать Васю. А Вася – это пятиклассник, обыкновенный мальчик, ничего особенного. Надо сказать, что Трушу Вася любил, сам убирал клетку, подливал воды и подсыпал корм, да и Труша платил взаимностью – не кусался, не царапался, когда Вася вытаскивал его из клетки на диво друзьями- приятелями. Как-то раз пришел Вася из школы, поздоровался с Трушей, бросил портфель и начал звонить кому-то по телефону. Говорили тихо: «Ну, прямо как заговорщики» ,-подумал Труша. Через некоторое время Труша услышал звонок в дверь. Пришел Васин дружок, Витя. «Да-а-а,- подумал попугай,- не миновать сегодня представления – опять меня вытащат и перья будут рассматривать». Только ребята не спешили к нему, а наоборот – подошли к окну. Вася говорит:

- Отец с матерью сегодня поздно придут, так что комната успеет проветрится.

- Ну, давай тогда, чего ждешь-то, - с нетерпением проговорил Витя. «О чем это они?», - подумал попугай. И тут он увидел, как его хозяин вытащил из кармана какие-то коробки- одну побольше, другую поменьше. Распечатал ту что побольше, досталоттуда какие-то две белые вроде бы бумажные палочки. Одну со словами «Угощайся, старик»- протянул Вите, другою оставил себе. «А-а-а. – сказал про себя попугай,- я, кажется, догадался. Это, наверное, такие конфеты. Тогда почему он не угощает меня?» Но тут вдруг началось что-то совершенно непонятное. Из маленькой коробки Вася извлек огонь и, взяв в рот «конфету», зажег ее. То же сделал его приятель. Комната быстро наполнилась едким дымом. Ребята, усевшись на диване, важно пускали его тонкие струйки. Витя даже пытался пускать кольца, но попугай этого искусства не оценил.

Бедный Труша, он никогда не нюхал табачного дыма. Он задыхался, его маленькие глазки начали слезиться. Он пытался улететь, но вспомнил, что сидит в прочной клетке и уж, конечно, улететь не может. Всегда такая красивая, с изящными, тонкими металлическими прутиками клетка в эту минуту показалась Труше страшной тюрьмой.

А дым в комнате становился все больше и больше, и Труша вдруг понял, что если это не прекратится, то он и вовсе может испустить дух. Он засвистел, защелкал клювом, давая понять, что, мол, все, хватит, помогите-е-е! Но ребята, сидя на диване и покуривая, не понимали о чем свистит попугай.
И тут вдруг случилось самое настоящее чудо.

Труша заговорил. Человеческим голосом с попугайским акцентом. Он громко и отчетливо произнес:

- Пр-р-рекр-р-ратите кур-р-рить! Умир-р-раю! Вася от удивления так широко открыл рот, что сигарета выпала из него на пол. Витя, хорошо знавший попугая, тоже страшно удивился. Они тотчас затушили сигареты. Однако Труша потребовал:

- Пр-р-роветрите квар-р-ртиру!

Друзья открыли настежь окно. Живительный свежий воздух ворвался в комнату. Труша вдохнул его полной грудью и почувствовал, что сегодня он скорее всего останется жив. Если, конечно, опять не взбредет в голову этим «курякам» травить его дымом. Но ребята и не думали закуривать снова. Витя ушел домой, а Вася в изрядном беспокойстве, как бы попугай не проболтался родителями о том, что их сынуля балуется табаком, сел делать уроки. Вечером пришли родители. Вася, с опаской поглядывая на Трушу, сообщил:

-Наш Труша научился говорить!

-Не может быть! – удивился папа, - а ну-ка, скажи нам что-нибудь. “Научишься тут с тобой!», - с досадой подумал попугай, вспомнив сегодняшнее приключение. Но выдавать Васю не стал, а только сказал подошедшим родителям:

-Здр-р-равствуйте, дор-р-рогие!

С тех пор Труша настоящий говорящий попугай, а Вася – некурящий школьник. Бросил.

Совсем. Не хочет больше травить ни себя, ни своего любимого попугая. Родители так и не узнали про эту историю. Поэтому они очень удивляются, почему Труша время от времени вдруг громко и отчетливо произносит:

-«Кур-р-рить вр-р-редно!»
Учитель рассказывает о вреде пассивного курения – вдыхания внешнего дыма сигареты. Необходимо сказать ученикам, что пассивное курение приносит организму практически такой же вред, как и активное. Школьники должны знать, что человеку вредно находится в прокуренном помещении.
Вопросы для обсуждения.


  1. Почему Труша заговорил?

  2. Хорошо ли, если в твоем присутствии курят?

  3. Как нужно относится к курению в общественных местах?

  4. Имеет ли право «Труша» (человек) на чистый воздух?


III. Знакомство со статьями закона.

Статья 6. Об ограничении курения табака. (87 – ФЗ).

«Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных учреждениях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти».

Закон Самарской области №3 – ГД.

«Курение табака на рабочих местах в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных учреждениях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением специально отведенных для мест – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1/10 до 1/3 минимального размера оплаты труда».
IV. Подготовка акции «Взрослые! Мы обращаемся к Вам!».

Подготовка серии детских рисунков о вреде курения, с целью дальнейшей передачи их в туберкулезный диспансер для оформления уголка здоровья.

V. Заполнении словаря настроения. «Мое настроение после…».

2. Тренинг: «Умей сказать НЕТ!».

Цель:

  • формирование способности отказа от психоактивных веществ;

  • оказание помощи учащемся в овладении алгоритмом правильных действий в конкретной экстремальной ситуации.




  1. «Мое настроение сейчас…»- заполнение словаря настроения.

  2. Тест «Самооценка» (приложение №1).


Цель: Исследование личностного ресурса ребенка в представлении о себе, как о человеке.

Проективный рисунок: «Я- реальное»

«Я- глазами других»

«Я- идеальное».

III. Тренинг « Умей сказать Нет!». (учитель проводит серию упражнений, в ходе которых участники тренинга необходимо произнести определенные фразы с требуемой интонацией и мимикой).

  • Жестокое «Нет» с повышением тона голоса и решительно отстраняющим жестом.

  • Презрительное «Нет», уходя от того, кто предлагает.

  • «Ты что мне предлагаешь? Я же сказал «Нет!». Ты что дурак?»-ответ в форме обвинения.

  • Спокойно-уверенное «Нет!» и взгляд прямо тому, кто предлагает.

  • Сравните твердое и короткое «Нет!» и ответ: « Да нет… Я же сказал, что не хочу…», где «Да нет» воспринимается, скорее , как нерешительное «Да». Вероятнее всего, за неуверенным ответом последует усиление нажима , перед которым ребенок может уже не устоять!

  • Интересным решением будет полное молчание, которое может сопровождаться мимикой и жестами, не оставляющими сомнений в категоричности отказа. При подобной тактике поведения всякое дальнейшее общение заходит в тупик и предложения прекращаются.

  • Можно отказаться, прикрывшись вывеской «болезни»: люди достаточно уважительно относятся к болезням, особенно непонятным. Если скажешь: «Ты что? У меня полигландулярная эндокринопатия ! Я могу запросто умереть, если это приму!, после этого могут обижаться на болезни сколько угодно; главное человек выведен из-под давления.


IV. Тренинговое упражнение «Давай покурим».

Цель: групповой поиск различных доводов против курения.

Описание упражнения:

Дети делятся на пары. Каждая пара проигрывает ситуацию. Первый участник предлагает закурить , а тот в свою очередь должен отказаться, затем участники меняются ролями.



      1. После окончания игры участники делятся впечатлениями, обсуждают кому в какой роли было легче, начиная свое выступление с одной и той же фразы: «Мне легко (трудно) было отказаться, потому что….».



      1. Выбор индивидуальной психологической защиты «Мой щит - моя защита»