Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками Как правило, родители озабочены речевыми трудностями ребёнка. Часто от них можн - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками Как правило, родители озабочены - страница №1/1

Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками

 Как правило, родители озабочены речевыми трудностями ребёнка. Часто от них можно слышать: «Мой ребёнок не говорит, мой ребёнок говорит шёпотом», «Мой ребёнок повторяет слово в слово, «Мой ребёнок заикается».

Многоречивость, ускоренный темп речи, как правило, не беспокоят родителей, наоборот, слишком богатый словарь ребёнка вызывает у них гордость. Такие проблемы, как системные нарушения речи у детей со сниженным интеллектом, недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи у детей с апраксическими расстройствами, речевые нарушения у детей с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушения иннервации артикуляционного аппарата, недоразвитие речи у детей со сниженным слухом, требуют своевременной помощи ряда специалистов. Своевременное обращение к специалисту помогает родителям понять истинное состояние речи ребёнка.

Основные задачи логопеда дошкольного учреждения – определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям, наметить план коррекционной работы с ребёнком, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях. Для решения этих задач логопед проводит не только беседы и консультации, но и приглашает на открытые индивидуальные и групповые занятия для ознакомления с требованиями, приёмами и содержанием логопедической работы, наблюдения за своим ребёнком. К сожалению, нередко родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие образовательные и воспитательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть – это преемственность в работе между логопедом  и родителями, залог её успешного решения, так как только совместные усилия обеих сторон дают положительный результат.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, после 3 лет речь ребёнка практически сформирована и становится для него средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.

Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные процессы ребёнка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение.

Речь ребёнка формируется по подражанию. Родителям ребёнка, имеющего речевую патологию необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.

Учитывая тяжесть речевого дефекта ребёнка, уровень развития его речи, следует обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребёнок только начал овладевать словарём и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развёрнутого ответа с правильным грамматическим оформлением.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, его успехи и достижения необходимо поощрять  и отмечать, постоянно ставя перед ним новые задачи. Создавайте ситуации, в которых  ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте его эмоциональный фон. Для этого в домашних условиях  можно использовать настольный кукольный театр или пальчиковые персонажи. Эмоционально окрашенная ситуация побуждает стремление к общению, но диапазон эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Не избегайте детских слёз: они тоже могут быть фактором в стремлении ребёнка к высказыванию или выражению своих мыслей. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Иногда слово бо-бо -одно из первых речевых достижений  вашего ребёнка. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребёнок, даже имеющий серьёзные проблемы в развитии, индивидуален.

Обязательно следует учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он протестует в то момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только собственной речевой активности ребёнка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и развивая произвольное внимание.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым : деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребёнку ваши и его действия, одевая ребёнка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребёнка.  Позже вы можете просить его комментировать ваши и свои действия, развивая планирующую и регулирующую функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмысливать причинно-следственные зависимости.

При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибауток, рифмовок, пропеванию песен, колыбельных. Всё это помогает усвоить ритмико-мелодическую сторону речи. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого взаимодействия с малышом развитие его речи может задержаться, особенно это касается детей с индивидуальными особенностями.



Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые успехи, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая природной уникальной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно может быть для своего ребёнка проводником в бесценный мир понимания и общения.