Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Настоящее Положение регламентирует организацию прогулок в муниципальном... 1 147.84kb.
Мбдоу детский сад компенсирующего вида №6 г. Южно-Сахалинска Адрес 1 101.21kb.
Отчет по проведению самообследования в моу «Дмитро-Титовская сош» 3 581.42kb.
В мбдоу отмечается рост детей имеющих трудности в развитии и проблема... 1 50.88kb.
Работники учреждения, в лице представителя трудового коллектива 1 162.42kb.
Директор школы 1 46.64kb.
1 Положения коллективного договора распространяются на всех работников... 1 92.99kb.
1 Сторонами коллективного договора являются: Работники учреждения... 1 252.95kb.
Планирование составлено на основе Программы основного общего образования 1 89.07kb.
Мкоу марковская сош аннотации к рабочим программам ноо(1-4класс) 3 729.4kb.
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной... 3 701.9kb.
Положение о попечительском совете мбоу сош с. Первая Ханеневка Базарно-Карабулакского... 1 176.25kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении - страница №1/1

Информационно-ресурсный центр дошкольного образования

Устьянский район, 2010 год
Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка

в дошкольном образовательном учреждении.
«Уважение к человеку – вот пробный камень.

     Если уважение к человеку будет заложено



в сердцах людей, они неизбежно придут

         к созданию  такой социальной, экономической,

     политической системы, которая сделает

     это уважение непреложным законом».



Антуан де Сент-Экзюпери
В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня детей (Universal Children's Day) как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение

благополучия детей во всем мире.

ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным. 20 ноября знаменует день, в который Ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка.
Ежегодно одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до своего пятого дня рождения, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития.

Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или легко излечиваемыми болезнями; другие — губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Все вместе эти причины приносят тяжелые утраты семьям, общинам, государствам и всему миру.

Не только в раннем детстве приходится сталкиваться с силами, угрожающими жизни и благосостоянию детей. Они становятся более незащищенными, поскольку зачастую лишены прав, в том числе права на образование, на участие в общественно-политической жизни, на защиту от нанесения вреда здоровью.

Конвенция о правах ребенка стала первым и основным документом, рассматривающим права ребенка на уровне международного права. Она провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права детей, которыми они обладают от рождения и до достижения совершеннолетия. В СССР Конвенция была ратифицирована в 1990 г.

Конвенция ввела ряд новых прав для детей:

- на выживание и развитие;

- на сохранение индивидуальности;

- на свободное выражение своих взглядов;

- на неучастие в военных действиях;

- на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

Для нашей страны проблема защиты прав ребенка имеет особую актуальность. С каждым годом растет число безнадзорных и беспризорных подростков. По приблизительным подсчетам, в нашей стране более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях.

  Обеспечение охраны прав детей – это не только глобальная проблема мирового сообщества. По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать  на дошкольном уровне. Конвенция о правах ребенка касается всех участников образовательного пространства и дошкольного образовательного учреждения – детей, педагогов, родителей. Положения Конвенции органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования. На федеральном уровне они представлены в Конституции РФ, Семейном Кодексе РФ, Законе об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, в Законе «Об образовании». В результате, система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня – международный, федеральный, региональный и локальный, который соответствует уровню каждого детского сада.

Сегодня в отечественной дошкольной педагогике эта проблема только разрабатывается, вызывая интерес у исследователей и практиков  (Доронова Т.Н., Козлова С.А., Голубева Л.Г., Князева О.Л., Соловьева Е.В., Смагина Л.И., Соловей  С.А., Щеглова С.Н.). Отсутствие специальных пособий для воспитателей ДОУ заставляет обращаться к опыту учителей начальной школы, который может быть заимствован педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста  (Г.П.Давыдов, А.Ф.Никитин, З.К.Шнекендорф).

Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка:



  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

  • Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

  • Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Наиболее эффективной формой работы по правовому воспитанию дошкольников может быть курс «Права ребенка», начало изучения которого можно приурочить к Дню прав ребенка. Предпочтение должно отдаваться игровым формам работы, использованию различной наглядности, рисованию (сюжетно-ролевые игры; конкурсы; инсценировки; встречи с интересными людьми ("беседа у камина"); дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала) и др.). Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Для знакомства с правами ребенка помогут хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.

Как организовать этот день в ДОУ?

Каждое учреждение проводит этот день по своему плану: мероприятия с детьми, педагогами, родителями.
В этот день с детьми может быть проведена следующая работа: 

- занятия с детьми «Что я знаю о своих правах?»,

- игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли;

- КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети";

- традиционные праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья";

- беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, - также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые с детьми;

- оформление альбома с детскими рисунками - «Что я знаю о своих правах»;

- праздники, спектакли, разнообразные и познавательные игры;

- День игры и игрушки;

- беседы;

- рисование на тему: «Моя семья», «Самый добрый человек»;

- и др.


Использовать разнообразные методы и приемы:

  • использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

  • решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ...;

  • дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.

Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека. Следует на уровне понимания донести до детей ту информацию, которая помогла бы уберечь детей от насилия и несправедливости в первую очередь со стороны взрослых.

В данном вопросе просто необходима помощь родителей, тесное сотрудничество с семьей. Так различные формы работы с семьями воспитанников помогут реализовать поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников, дать азы правовой культуры маленьким гражданам в понятной и доступной для них форме, ведь дети верят в любовь и доброе отношение и очень надеется на защиту.



С родителями можно провести:

- групповые дискуссии «Наказывая, подумай: зачем?»;

- консультации психолога «Научите ребенка делать добро» и др.

- оформление рекомендаций по проблеме;

- организация информационных стендов в каждой  группе детского  сада «Правам ребенка посвящается» и др.

С педагогами:

- изучение документов, создание информационных стендов, деловые игры, проведение семинаров «Защита прав и правовое воспитание детей», педагогический мост «д\с – начальная школа», диспут «Положение детей в России», конференции и другие формы методической работы.


           Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются:  

  • Декларация прав ребенка (1959).

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

  • Конституция Российской Федерации.

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

  • Семейный кодекс Российской Федерации.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации.

  • Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.

  • Устав учреждения.

  • И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

     Думается, что во всех звеньях педагогической деятельности надо следовать мудрым словам Л. Н. Толстого: « Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании, там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь». 

     


      ЛИТЕРАТУРА: 

  1. Всеобщая декларация прав человека. – Екатеринбург.- 1995. 

  2. Как защитить ребенка (ответы и вопросы). – М.- 1995. 

  3. Конституция Российской Федерации. – М. - 1993. 

  4. Конвенция о правах ребенка. – Екатеринбург.-1995. 

  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994. 

  6. Семейный кодекс Российской Федерации. – М. , 1997. 

  7. Права ребенка: Основные международные документы, - М.: Дом, 1992. 

  8. Права ребенка: Сборник документов и статей. – М., 1992. 

  9. Борисова О. //Ребенок в детском саду.-  Правовое образование   дошкольников.- №4, С.77, 2002;

  10. Правовое воспитание дошкольников.- № 5. - С. 82, 2002. 

  11. Гражданское воспитание в дошкольном возрасте //Мир образования-. №2, - С.  , 1996. 

  12. Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. – М., 1992 

  13. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и    детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/        Ответственный  редактор Л. Е. Курнешова. – М.- Школьная книга.- 2002. 

  14. Никитин А. Ф. Права человека. – М., 1993.

  15. Пыжьянова Л. Права ребенка.//Ребенок в детском саду -. №3. – С. 62; №4. –С.52; №5, -С. 46.

  16. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника). 

  17. Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992 

  18. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М. , 1998. 

  19. Яковлев Ю. Ваши права, дети. – М. , 1992.