Рабочая учебная программа по географии 6 (шестой) (класс) Базовый уровень Срок реализации программы 2013-2014 - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по физике в 9 (общеобразовательном) классе базовый... 1 192.77kb.
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса на 2013-2014 учебный... 1 141.99kb.
Рабочая программа составлена на основании 1 269.63kb.
Рабочая программа обж 10-11 класс Базовый уровень г. Курган 2013 год 1 456.01kb.
Рабочая учебная программа курса коми языка Вид программы : общеобразовательная. 2 227.52kb.
Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности для I ступени... 1 113.71kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» базовый уровень... 1 250.05kb.
Глазовой Тамары Фёдоровны, учителя биологии и географии Базовый уровень... 1 223.76kb.
Рабочая программа по математике 5-9 классы Срок реализации программы... 7 1041.84kb.
Рабочая программа Биологии (базовый уровень) 5 класс 4 427.01kb.
Рабочая программа учебного курса Экономическая и социальная география... 3 605.6kb.
1 Служба примирения является исполнительным органом школьного ученического... 1 55.8kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая учебная программа по географии 6 (шестой) (класс) Базовый уровень Срок реализации - страница №1/2

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24» ИМРСК
Утверждаю

Директор МКОУ «СОШ №24»

___________ Н.П.Фролова

Приказ №______

от «__» ___________ 2013 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по географии
6 (шестой)

(класс)
Базовый уровень

Срок реализации программы 2013-2014

(учебный год)

Программу составил(а) Коршикова Наталья Григорьевна

учитель географии, I категория

(Ф.И.О. учителя, категория)



2013

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312, в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74;

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427 , с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО) в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 124 (для 1-х классов и 2-х классов);

  • Приказом министерства образования Ставропольского края от 07.07.2012 года № 537-пр « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ставропольского края»

  • Учебным планом МКОУ «СОШ №24» ИМРСК на 2013/2014 учебный год;

  • Авторской программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД « Русское слово-РС», 2010.

Курс географии 6 класса открывает пятилетний курс изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» начальной и основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:



  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

  • начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • начать формировать правильные пространственные представления о пространственных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Общая характеристика учебного предмета

Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении введения реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела – «Земля как планета» - не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел – «способы изображения земной поверхности» - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел – «Почва и географическая оболочка» - призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и тому подобного), а также для глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его жизнедеятельности.
Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ № 24» ИМРСК для обязательного изучения предмета «География» в 6 класс отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Программа соответствует учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: физическая география. - М.: ООО «Русское слово-РС», 2010.

Содержание курса
Тема 1. Введение. (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.



Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Пресоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 2. Земля как планета. (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.



Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа: Определение по карте географических координат различных географических объектов Тульской области и мира.

Тема 3. Способы изображения земной поверхности. (4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. значение планов и карт в практической деятельности человека.



Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы:

  • Определение направлений и расстояний по карте.

  • Определение по карте географических координат различных географических объектов Тульской области и мира.

  • Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Тема 4. Литосфера. (6 часа)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.



Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы:

  • Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

  • Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

  • Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 5. Атмосфера. (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы:


  • Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

  • Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 6. Гидросфера. (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы:


  • Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

  • Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

  • Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

  • Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 7. Биосфера. (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.



Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.И. Вернадский.

Практическая работа: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 8. Почва и геосфера. (3 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.



Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.И. Вернадсткий.

Практические работы:

  • Изучение строения почвы на местности.

  • Описание природных зон Земли по географическим картам.

  • Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Учебно-тематическое планирование




темы

Тема

Кол-во часов

Кол-во практических работ




Введение

2




1.

Земля как планета

7

1

2.

Способы изображения земной поверхности

9

3

3.

Литосфера

10

3

4.

Атмосфера

11

2

5.

Гидросфера

9

4

6.

Биосфера

4

1

7.

Почва и геосфера

9

3




Повторение

7







Итого

68

17


Материально-техническое обеспечение учебного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010


В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

География. Физическая география. 6 класс./ Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И - М.: «Русское слово - РС», 2010.

Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Домогацких Е.М. и Алексеевского Н.И. География. Физическая география. 6 класс./ Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И - М.: «Русское слово - РС», 2013.




В учебниках реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, — развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5—9 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения математики за счёт обязательного и дополнительного материала, маркированной разно-уровневой системы упражнений, организованной

помощи в разделе «Ответы, советы и решения», дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др.



Дидактические материалы

Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 6 класс.- М.: Дрофа, 2006.

География: 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999

Румынина Н. С., Комарова Л. Н. Ставропольеведение: Тетрадь для практических работ. 6 класс – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003


Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закреплёнными в стандарте. Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы, дополняют задачный материал учебников и рабочих тетрадей, содержат ответы ко всем заданиям

Дополнительная литература для учащихся

Краткий справочник школьника. 5-11 кл. / Ави.- сост. П. И. Алтынов и др. – М.: Дрофа, 1997.

Географический атлас. 6 класс.- М.: Дрофа, 2008.

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007

За страницами учебника географии.- М.: Дрофа, 2005.

Климанова О.А. География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2007..
Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс.6 кл.- М.: Просвещение, 2005.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс.- М.: Дрофа, 2006

Гниловской В. Г. Занимательное краеведение. Ставрополь, кн. изд-во, 1974

Ивановский В. А. Ставропольский край. Рабочая тетрадь по географии для учащихся общеобразовательных школ. Ставрополь, 1999

Физическая география Ставропольского края: Учебник для 6-8 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. В. В. Савельевой, Н. С. Румыниной, Б. Л. Годзевича, В. А. Шальнева. Изд. 3, переработанное и дополненное. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003

Пивоварова Г. Н. По станицам занимательной географии: Кн.для учащихся. – М.: Просвещение, 1983

Савельева В. В., Годзевич Б. Л. Природное и природно-культурное наследие Ставрополья. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001

Хохлов А. Н. Редкие и исчезающие животные Ставрополья. Млекопитающие, птицы, насекомые. Учебное пособие к спецкурсу. Ставрополь, 1993


Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей математики, расширения спектра изучаемых вопросов, углубления интереса к предмету, а также для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, проектов и др. В список вошли справочники, учебные пособия, сборники олимпиад, книги для чтения и др.

Методические пособия для учителя

Кондратюк Н. Н. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. – М.: ТЦ сфера, 2003

Митрофанова И. В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи), - М.: ТЦ Сфера, 2002

География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. А. Б. Моргунова. – Волгоград: Учитель, 2009

Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998

Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2004


В методических пособиях описана авторская технология обучения математике. Пособия построены поурочно и включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку, инструкции по проведению зачётов, решения задач на смекалку и для летнего досуга

Печатные пособия

Тематические карты

Комплекты таблиц справочного характера охватывают основные вопросы по географии каждого года обучения. Таблицы помогут не только сделать процесс обучения более наглядным и эффективным, но и украсят кабинет.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.

Цифровые географические карты «Живая география 2.0. Цифровые географические карты»

Коллекция космических снимков России «Живая география 2.0. Коллекция космических снимков России»

Школьная геоинформационная система «Живая география 2.0. Школьная геоинформационная система. ГИС-оболочка»

Цифровые учебные топографические карты на CD “Живая география 2.0. Учебные топографические карты для курса физической географии”


Мультимедийные обучающие программы носят проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов математики. Диски разработаны для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс оснащён компьютерами) или в домашних условиях. Материал по основным вопросам географии основной школы представлен на дисках

Технические средства

Моноблок LENOVO B540

Мультимедийный проектор Optoma DS329

Интерактивная доска IQBoard PS080





Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Метеостанция с солнечной батареей (Fourier Systems

Приемник GPS “GlobalSat BT-335” с зарядным устройством GPS

Модель по теме «Круговорот воды в природе»

Модель по теме «Сдвиги земной коры»

Модель по теме «Строение вулкана»

Модель по теме «Строение Земли»

Модель по теме «Строение земных складок и эволюция рельефа»





следующая страница >>