Рабочая учебная программа элективного курса «Основные и общие закономерности анатомии и физиологии живых организмов» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Естественные сообщества живых организмов; биогеоценоз, экотоп и... 1 52.14kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине "анатомия и физиология человека" 1 99.25kb.
Антропогенное воздействие на атмосферу. Основные загрязнители атмосферы 1 24.76kb.
Ход урока I. Проверка знаний 1 44.55kb.
Программа элективного курса по информатике для учащихся 9 классов 1 152.91kb.
Рабочая программа По элективному курсу «Политическая география» 1 110.96kb.
Программа: «Адаптированная программа по биологии» 1 22kb.
«биология. Многообразие живых организмов» 1 297.47kb.
Программа элективного курса «Экономика: теория и практика» 1 117.45kb.
Программа элективного курса по математике «Калейдоскоп неравенств» 2 589.51kb.
Рабочая учебная программа по русскому языку 1 226.01kb.
Конкурса Школа пожарной безопасности 1 54.09kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая учебная программа элективного курса «Основные и общие закономерности анатомии - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»
Утверждаю:

Директор школы

Л.А.Шуплецова

___ августа 2011 г

.

рабочая учебная программа



элективного курса
«Основные и общие закономерности анатомии и физиологии живых организмов»

10-11 класс

на 2011-2012 учебный год

Учитель: Шишкина Н.А.
г. Шадринск

Рецензия

на программу по профильному обучению учителя школы № 4

Шишкиной Н. А.
Программа предназначена для изучения предмета «Основные и общие закономерности анатомии и физиологии живых организмов» в профильных классах для подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы и рассчитана на 2 часа дополнительно к основной программе.

В программу включены вопросы, в которых большое внимание уделяется этическим нормам и правилам отношения к природе, к человеку; более широко показано практическое применение биологических знаний, научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования.

Человек рассматривается как существо биосоциальное: наряду с изучением видовых особенностей, функций живого организма на высшей ступени развития, человек показан как личность, выполняющая сложную роль в экосистемах.

Программа углубленного курса полностью включает в себя программу

основных курсов общеобразовательной школы для 6-11 классов. В ней

сохранены все основные разделы и темы, однако содержание каждого блока расширено и углублено.

Программой предусмотрено изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). В конце каждого раздела предусмотрено проведение обобщающих или зачетных уроков. В конце курсов предлагается экзамен. Биология представлена как наука и как явление культуры. В программе приведен список необходимой литературы. Программа соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников средней ( полной) школы.


Рецензент: учитель высшей категории Шуечкова Л. Д.



Рецензия

на программу по профильному обучению

учителя школы № 4

Шишкиной Н. А.
Авторская программа, разработанная Шишкиной Н. А. , предназначена для изучения предмета «Основные и общие закономерности анатомии и физиологии живых организмов» в профильных классах для подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы и рассчитана на 2ч. в неделю дополнительно к основной программе.

Предложенная программа отражает сложность и многогранность биологии как науки о живом. Программа удачно сочетает в себе комплекс расширенных теоретических знаний с учетом последних научных открытый и достижений, несет значительную практическую часть.

Программа отражает социальный заказ общества, т.к. в обучении учитель должен исходить из того. Что биологическая грамотность становится жизненным и социально необходимой, т.к. перед отдельно взятой личностью и перед обществом в целом сейчас остро стоят вопросы: как выжить, как обращаться с природой, не принося ей и себе вреда, как уменьшить техногенное воздействие на окружающую среду с учетом последних открытий в области генной инженерии.

Предложенная программа предусматривает систематизацию и углубление знаний учащихся, имеющих основной базовый уровень.

В целях контроля за усвоением учебного материала в программе предусмотрены зачеты.

Итогом работы за учебный год является экзамен.

В программе приведен список необходимой литературы. Программа соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников полной школы.
Рецензент:

Учитель высшей категории Н.Г.Потысьева

На МО учителей биологии

_____._____. 2011 г.

протокол №____.

Принята:

На НМС,


_____. _____ 2011 г.

протокол №___




Рецензент: Потысьева Наталья Георгиевна

Категория: высшая

Год аттестации: 2007
Рецензент: Шуечкова Любовь Дмитриевна

Категория: высшая

Год аттестации: 2007


Программа рассмотрена, утверждена и рекомендована к реализации на городском методическом объединении учителей биологии.

1.Статус программы

Учебная программа составлена на основе:

1.Обязательного минимума содержания образования.

2..Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Шадринска на 2011-2012 учебный год

3. Примерной программы Министерства образования и науки Российской Федерации 2001 года

Рабочая программа рассматривает обязательные компоненты содержания обучения: знание терминологии, практические навыки, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Содержание документа


Рабочая программа включает 7 разделов:

А. Пояснительную записку

Б. Требования к усвоению предмета

В. Учебно-тематический план

Г. Содержание тем учебного курса

Д. Контрольно-измерительные материалы

Е. Список литературы

Ж. Приложение



А. Пояснительная записка.

В системе школьного образования курс биологии играет ведущую роль в развитии и воспитании учащихся. Кроме того биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии – жизнь, а сейчас остро стоят вопросы общения с природой, выживания, сохранения среды обитания.

С учетом изменения приоритетов в школьном образовании, а также достижений биологической науки, возникает необходимость концентрации знаний учащихся, систематизация их умений и навыков перед поступлением в институт.

В связи с вышеизложенным возникла необходимость создания специального курса «Основные и общие закономерности анатомии и физиологии живых организмов».

Содержание курса разработано в соответствии с задачами курса. Изучение материала основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении дисциплин естественно-научного цикла основной школы и 10-11 классах средней (полной) школы. Изучение предмета предусматривает использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях, а также выполнение ряда лабораторных работ.

К программе прилагается список необходимой литературы.
Данный курс включает 4 раздела:


  1. Биология растений.

  2. Биология животных.

  3. Биология человека.

  4. Общие биологические закономерности

Курс рассчитан на учащихся, интересующихся биологическими науками и собирающхся сдавать вступительные экзамены в ВУЗы, где профилирующим предметом является биология.

Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю. Программой предусматривается изучением учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии.


Цель данного курса: подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии и поступлению в ВУЗы.

Задачи курса:

  1. Повторение учебного материала.

  2. Дополнение знаний внепрограммным материалом.

  3. Обобщение знаний.

  4. Систематизация знаний.

  5. Развитие навыков работы с дополнительной научной литературой.

К учащимся предъявляются следующие требования:



Б. Требования к усвоению предмета:

Учащиеся должны знать:

1.Особенности строения и жизнедеятельности, развития представителей различных царств живой природы.

2.Классификацию органического мира.

3.Взаимосвязь организмов с окружающей средой.

4. Основные закономерности и законы, касающиеся строения, жизни и развития организмов.

5.Закономерности развития живой природы, вопросы эволюции.

6. Фундаментальные понятия биологии.

7. Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости.

8.Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, промышленности, при охране окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:

1.Определять по внешним признакам основные группы растений и животных.

2.Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития.

3.Оперировать понятиями при объяснении явлений природы.

4. Приводить примеры из практики сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения.

5. Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

6.Работать с учебной и научно- популярной литературой.

7 .Составлять план, конспект, реферат.

8. Подготовить и провести элементарные опыты по изучению организмов.
Требования

к оценке знаний, умений и навыков учащихся

по биологии

Оценка знаний учащихся:

Исходя из поставленной цели и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:



  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

  • самостоятельность ответа;

  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения даны неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определение понятий..


В. Учебно-тематическое планирование:


№ п/п

Название темы

Количество часов


Раздел 1

2.
3.

4.

5.


Биология растений

Анатомия и морфология растений

Систематика растений. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Биология животных

Биология человека

Общая биология



30

16+2
10+2

34+4

28+2


32

Г. Содержание тем учебного курса:

Основные и общие закономерности анатомии и физиологии живых организмов.

68 часов
Раздел 1. Биология растений (15ч)

А. Морфология и анатомия растений (9ч)

Введение.

Биология среди наук.

Формы организации растений. Растительные ткани.

Корень. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение. Почва как среда обитания Поглощение воды и минеральных веществ. Видоизменения.

Лист. Разнообразие по внешнему виду листовой пластинки. Жилкование. Клеточное строение листа. Фотосинтез. Листопад. Видоизменения

Внешнее и внутреннее строение стебля, функции.

Понятие о побеге. Передвижение питательных веществ по стеблю. Рост стебля. Разнообразие стеблей. Видоизмененные побеги.

Цветок. Плод. Семя. Цветок - видоизмененный побег и орган семенного размножения Строение главных частей цветка. Соцветия. Опыление и оплодотворение.

Плоды. Типы плодов. Образование и строение семян. Распространение плодов и семян

Растения и окружающая среда.
Б. Систематика растений. Бактерии. Грибы. Лишайники. (6ч)

Систематика как наука. Разделение растений на группы: отдел, класс, семейство, род и вид. Основные группы с/х и дикорастущих растений.

Отделы растений: споровые растения. Особенности организации, циклы развития. Значение в природе и для человека

Отделы растений: семенные растения, черты преимущества распространение, значение

Царства Бактерий, Грибов, Лишайников. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие и значение.
Раздел 2. Биология животных. (19ч)
Зоология как наука Сходство и различие растений и животных. Использование в н/х.

Тип Простейшие: организация на уровне одной клетки. Тип Губки. Тип Кишечнополостные.

Черви: Плоские, Круглые, Кольчатые. Особенности строения, усложнение в строении, значение. Меры борьбы с паразитическими червями.

Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Многообразие членистоногих, сравнение с кольчатыми червями.

Классы Членистоногих: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Эволюция беспозвоночных

Тип Иглокожие. Тип Хордовые. Ланцетник как низшее позвоночное. Деление Позвоночных на классы.

Класс Рыбы. Характерные черты строения в связи с водной средой обитания.

Класс Земноводные: приспособленность к двум средам жизни.

Класс Пресмыкающиеся. Характеристика на примере ящерицы.

Класс Птицы. Приспособленность к полету. Сезонные изменения. Охрана птиц.

Класс Млекопитающие. Характерные особенности, многообразие, значение и охрана.

Раздел 3. Биология человека. (15ч)

Общий обзор организма человека. Клеточное строение. Ткани. Способы регуляции деятельности организма.

Опорно-двигательная система.

Дыхательная система.

Кровь. Кровообращение.

Пищеварение. Обмен веществ.

Кожа. Органы выделения.

Ж.В.С.

Нервная система и органы чувств. Анализаторы. В.Н.Д.



Раздел 4. Общая биология. (19ч)

Общие закономерности эволюционного процесса

Экология. Биосфера. Учение Вернадского о биосфере. Возникновение и развитие жизни на Земле.

Эволюция человека. Расы. Расизм и другие теории о не равноценности рас

Цитология. Индивидуальное развитие организмов.

Генетика. Селекция.


Образовательные компетенции:


компетенции

темы

ученик


Ценностно-смысловая

Все темы курса

Способность видеть и понимать мир, ориентироваться в нем, способность видеть и понимать биологические явления в природе, прогнозировать научное использование биологических знаний в практической деятельности.

Образовательная

1.Генетика. Селекция

2.Цитология




Аргументировано отстаивать любую точку зрения. Готовность к осуществлению самодиагностики. Способность работать самостоятельно над проектами, научными работами.

Познавательная

1.Основы цитологии

2. Основы генетики



Овладение различными методами изучения природы (наблюдение, эксперимент и т.д.)

Умение на основе заданных алгоритмов решать творческие задачи.



Учебная

Все темы курса

Умение обобщать и делать выводы о наблюдаемом процессе или явлении.

Навыки работы с раздаточным материалом на практических и лабораторных работах

Умение работать с дополнительной литературой.


Информационно-коммуникативная

Все темы курса

Формирование навыков работы в группе.

Умение грамотно и четко формулировать свои мысли с использованием специальных терминов.

Навыки составления конспектов и планов.


Социально-трудовая

1. Генетика и селекция

2. Основы селекции и биотехнологии



Формирование социальной активности; овладение опытом в области профессионального самоопределения.

Умение анализировать ситуацию на рынке труда.



Общекультурная

1.Основы цитологии

2.Генетика человека

3. Биосфера, ее состояние и эволюция


Осознание роли науки биологии в жизни человека, ее влияние на мир.

Формирование освоения учеником научной картины мира.





Е. Информационные источники:


Основная литература для учащихся:

1. Билич Г.Л., В.А.Крыжановский Биология. Полный курс.М. «Оникс 21 век», 2004 г.



  1. Беляев Д.К. и др. Общая биология. 10-11 кл. М.: Просвещение. 1998.

  2. Захаров В.Б. Мамонтов С.Г. Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. М.: Дрофа. 2002

  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. М.: Дрофа. 2006.

  4. Мамонтов С.Г. Биология: Справочник для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа. 2002.

  5. Общая биология 10-11 кл. под редакцией А.О. Рувинского. М.: Просвещение. 1997.

  6. Пасечник В.В., Дмитриева Т.А., Кумченко В.С. и др. Биология: Сборник задач и заданий с ответами. 9-11 кл. (для углубленного изучения), М.: Мнемозина, 2000.

  7. Чебышев Н. В. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. В 2-х частях. М. « Новая волна», 2007г.

Основная литература для учителя:

1 Закон Российской Федерации «Об образовании»


2. Приказ МО РФ «Об утверждении государственного стандарта» 2004 г.

3. Типовая программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 2001 год

4.Локальные акты МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»


    • Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

    • Положение о внутришкольном контроле

    • Положение о рабочей учебной программе

    • Положение о текущем итоговом контроле

    • Положение о тетрадях обучающихся

  1. Тесты для вступительных экзаменов по биологии в ОМГА в 4-х частях. Омск, 2001г.

  2. Уткин Н. А. Экологический и зоологический словарь. Курган, 2001г.

  3. Чебышев Н. В. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. В 2-х частях. М. « Новая волна», 2001г


Дополнительная литература:

  1. Биология растений:

1.Горбунова Н.Г. Малый практикум по низшим растениям. М. « Высшая школа», 1967г.

  1. Гордеева Г.Н. Практический курс систематики растений. М. « Просвещение» , 1971г.

  2. Шостаковский С. А. Систематика высших растений. М. « Высшая школа», 1971г.

2. Биология животных:



  1. Блинников В. И. Зоология с основами экологии. М. « Просвещение», 1990г.

  2. Доппельмаир Г. Г. Биология лесных птиц и зверей. М. « Высшая школа», 1966 г.

  3. Натали В. Ф. Зоология беспозвоночных. М. «Просвещение», 1975 г.

  4. Наумов С. П. Зоология позвоночных. М. « Просвещение», 1973г.




  1. Биология человека:

  1. Гальперин С. И. Физиология человека и животных. М. « Высшая школа», 1970г.

  2. Липченко В. Я., Самсуев Р. Г. Атлас нормальной анатомии человека. М. « Медицина», 1988г.

  3. Маркосян А. А. Физиология. М. « Медицина», 1968г.




  1. Общая биология:

  1. Арронет Н. И. Основные вопросы цитологии. М. « Просвещение», 1969г.

  2. Мануйлова Н. А. Гистология с основами эмбриологии. М. « Просвещение», 1969г.

  3. Мишустик С. Н., Емцев В. Т. Микробиология. М. « Колос», 1970г.

  4. Рувинский А. О. Общая биология. М. « Просвещение», 1988г.

5. Слюсарев А. А. Биология с общей генетикой. М. « Медицина», 1970г


Тематическое планирование:

Название темы


Количество часов


Основные

понятия

темы

Раздел Биология растений

30



А. Морфология и анатомия растений


16+2 ч.




Введение. Биология среди наук. Формы организации растений. Растительные ткани.

2ч.

Биология, ткань, фанерофит, хамефит,



Корень. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение. Почва как среда обитания Поглощение воды и минеральных веществ. Видоизменения..

2 ч.

Мочковатая, стержневая система, главный, боковой, придаточный корень, корневое давление и т.д.


Лист. Разнообразие по внешнему виду листовой пластинки. Жилкование. Клеточное строение листа. Фотосинтез. Листопад. Видоизменения

2 ч.

Простой, сложный лист, листовая пластинка, черешок, параллельное, дуговое, сетчатое жилкование, основная ткань, фотосинтез и т. д.


Внешнее и внутреннее строение стебля. Функции. Понятие о побеге. Передвижение питательных веществ по стеблю. Рост стебля. Разнообразие стеблей. Видоизмененные побеги.

4 ч.

Кора, чечевички, древесина, луб, пробка, сердцевина, камбий, сосуды, ситовидные трубки, трахеиды, восходящий ток, низходящий ток.

Интеркалярный рост, верхушечный рост. Корневище, клубень, луковица.




Цветок. Плод. Семя. Цветок -видоизмененный побег и орган семенного размножения. Строение главных частей цветка. Соцветия. Опыление и оплодотворение.

Плоды. Типы плодов. Образование и строение семян. Распространение плодов и семян.



4ч.

Околоцветник, пестик, тычинка, нижняя и верхняя завязь, микроспора, мегаспора, и т.д.



Растения и окружающая среда.

2ч.

Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды.

Обобщение.

2ч.




Б.Систематика растений




Систематика как наука. Разделение растений на группы.: отдел, класс, семейство, род и вид. Основные группы с/х и дикорастущих растений

2ч.

Систематика, классификация, вид, род, семейство, класс, отдел.

Отделы растений : споровые растения. Особенности организации, циклы развития. Значение в природе и для человека.



Низшие споровые ,высшие споровые, цикл развития водорослей, мхов, папоротников, спорофит, гаметофит, гаплоидная и диплоидная фазы.

Отделы растений: семенные растения, черты преимущества распространение, значение.



Семя, пыльца, пыльцевое зерно, двойное оплодотворение, околоплодник.


Царства Бактерий, Грибов, Лишайников. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие и значение.



Споры, грибница, мицелий, микоза, микориза, аск, сапрофит, паразит, симбиоз.


Обобщение.



урок-зачет.

2. Биология животных.

34часа+2ч. на обобщение



Зоология как наука Сходство и различие растений и животных. Использование в н/х. Тип Простейшие: организация на уровне одной клетки. Тип Губки. Тип Кишечнополостные.



Зоология, животные ткани хитин, целлюлоза, мембрана, ,вакуоль, цитоплазма, ложноножки, жгутики, эктодерма, энтодерма, тип симметрии , фагоцитоз, пиноцитоз.


Черви: Плоские ,Круглые, Кольчатые. Особенности строения, усложнение в строении, значение. Меры борьбы с паразитическими червями.

4ч.

Двусторонняя симметрия, трехслойность, полость тела, приспособленность к паразитизму.

Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Многообразие членистоногих, сравнение с кольчатыми червями. Классы Членистоногих: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Эволюция беспозвоночных.

6ч.

Незамкнутая к/с, поджелудочная железа, жабры, трахеи, мальпигиевы сосуды, голова, грудь, брюшко , наружный скелет, раковина, хитиновый покров, мантия.


Тип Иглокожие. Тип Хордовые. Ланцетник как низшее позвоночное .Деление Позвоночных на классы.



Иглокожие. Хорда, замкнутая к/с, позвоночник, головной мозг, органы чувств, внутренний скелет, хорда.


Класс Рыбы. Характерные черты строения в связи с водной средой обитания. Класс Земноводные: приспособленность к двум средам жизни.

4ч.

Круги кровообращения, сердце, сосуды, отделы мозга, жабры, боковая линия, кожа, чешуя, двоякодышащие, камеры сердца, икра, личинка, малек, головастик.


Класс Пресмыкающиеся. Характеристика на примере ящерицы.

2ч.

Роговые чешуйки, расположение конечностей, неполная перегородка откладывание яиц, легкие, кора полушарий,.

Класс Птицы. Приспособленность к полету. Сезонные изменения. Охрана птиц.

4ч.

Теплокровность, 4-х камерное сердце, извилины мозжечка, перо, железы кожи, крылья, вилочка, цевка, метеоризм, обтекаемая форма тела.


Класс Млекопитающие. Характерные особенности, многообразие, значение и охрана.

4ч.

Многослойность кожи, кожные железы, живорождение, вскармливание молоком, плацента, матка, извилины коры полушарий, условные рефлексы.


3. Биология человека.

28ч..+2ч на обобщение

Общий обзор организма человека. Клеточное строение. Ткани. Способы регуляции деятельности организма.

4ч.

Клетка, эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная ткани. Рефлекторная и гуморальная регуляция.

Опорно-двигательная система.

4ч.

Скелет, отделы скелета, надкостница, типы костей, типы соединений.

Кровь. Кровообращение.

Дыхание.


4ч.

Камеры сердца, клапаны, сосуды: вены, артерии, капилляры.

Пищеварение. Обмен веществ.

4ч.

Пищеварительный тракт, п/железы, зубы; витамины, обмен веществ, гормоны.

Кожа. Органы выделения. Ж.В.С.

4ч.

Эпидермис, собственно кожа, подкожкая клетчатка, почки, нефрон, гормоны.

Нервная система и органы чувств. Анализаторы.

4ч.

Отделы мозга, анализатор, органы чувств.

В.Н.Д.

4ч.

Рефлекс: безусловный и условный, элементарная рассудочная деятельность мышление, речь, память, типы В.Н.Д.

Обобщение. Зачет.

2ч.







4. Общая биология.38 ч.




Общие закономерности эволюционного процесса.

8ч.

урок-лекция, семинар.

Эволюция, Ч. Дарвин, наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор, аналогия, гомология.






Экология. Биосфера. Учение Вернадского о биосфере. Возникновение и развитие жизни на Земле.

8ч.

урок-лекция, семинар.

Экологическая ниша, продуценты, консументы, редуценты, биосфера, живое, косное, биокосное вещество, коацерваты.







Эволюция человека. Расы. Расизм и другие теории о не равноценности рас.

4ч.

урок

Антропогенез, этапы антропогенеза, расы, расизм, неодарвинизм, ламаркизм, механоламаркизм и др.







Цитология. Индивидуальное развитие организмов.

8ч.

урок- лекция, семинар.

Цитология, химический состав клетки, биосинтез, ДНК, РНК, АТФ, химизм фотосинтеза, оплодотворение, эмбриональное и постэмбриональное развитие.






Генетика. Селекция.

8ч.


Генетика, Мендель, законы Менделя, Моргана, Харди - Вайнберга, селекция