Рабочая программа творческого объединения составлена на основе «Программы дополнительного художественного образования детей» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательной программы эколого-биологическая 1 95.6kb.
Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. 1 266.34kb.
Рабочая программа составлена на основе программы «Школа мастеров» 1 179.09kb.
Методические рекомендации по написанию образовательной программы... 1 119.82kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа детского объединения... 1 284.22kb.
Рабочая программа по музыке составлена на основе основной образовательной... 1 119.02kb.
Рабочая программа педагога объединения дополнительного образования... 1 27.17kb.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... 2 588.33kb.
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 5 класса составлена... 2 264.34kb.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами... 1 106.44kb.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год 12 2143.57kb.
Конспект урока с использованием цор королева Галина Григорьевна Место... 1 80kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа творческого объединения составлена на основе «Программы дополнительного - страница №1/1

ПЕСНЯ - ВЕРНЫЙ ДРУГ ТВОЙ НАВСЕГДА

(возраст детей 1014 лет)

Пояснительная записка
Рабочая программа творческого объединения составлена на основе «Программы дополнительного художественного образования детей» Л.Л. Алексеевой «Песня – верный друг твой навсегда». Программа расширена за счет практических часов.

Исполнение музыки при помощи певческого голоса — одно из главных духовных творений человека, столь же разносторонне богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию.

Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие образцы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого ребенка — оно способно питать все его существо, связывая воедино социальное и природное. Поющий прежде всего преображает себя самого: постигает свой внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным переживаниям. Родившееся на основе внутреннего родства коллективное пение обладает необычайно сильным свойством — образовывать человека как такового. Человека, который может думать, внимать, постигать, поддержать...

Программа «Песня — верный друг твой навсегда» предназначена для детей как младшего, среднего, так и старшего школьного возраста. Такая направленность обусловлена единым принципиальным подходом: увлечь ребят разного возраста пением, раскрыть все многообразие звучащего мира, подвести к пониманию того, что пение — это проявление духовной сущности человека, «истечение из уст, вызванное размышлением» (Платон).

Подразумевается, что учащиеся на основе имеющегося опыта в области песенного искусства смогут получить общее представление о традиционном жанре музыкального творчества, открыть для себя «пение впервые» как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное.

Содержание программы предусматривает погружение детей в атмосферу рождения первой песни человечества, ее бытования на протяжении всей истории развития цивилизации. Создатели песен (композиторы, поэты, безвестные авторы) представлены как художники, чьи произведения появляются в момент необычайного эмоционального воодушевления, и как творцы, понимающие «что», «для чего» и «зачем» говорят они людям. Программа открывает широкие возможности в плане творческого развития, поскольку ориентирована на открытие природного певческого начала у каждого ребенка (озвучивание своего внутреннего состояния — «пою себя» и «пою природу») и т. д.

Концептуальная идея программы — не лишить ребят «радости эмоциональной наполненности» и сохранить «способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся...» (Д. Кабалевский). Все содержание программы направлено в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок не мог бы не петь и сказал: «Я запел. Что это значит?» При этом каждый ребенок и образующийся в процессе занятий хоровой коллектив приходит к пению как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного. Не менее важным является и то, что процесс обучения основывается на принципах педагогики искусства, обусловленных интонационно-образной природой музыки, ее связями с жизнью и другими искусствами.

Как известно, применение в обучении детей пению методик специального профессионального образования ведет к разделению на «поющих» и «непоющих». В результате «непоющие» не только навсегда теряют интерес к певческому искусству, но и не имеют ни малейшей возможности реализовать свои творческие духовные потенции в пении, воплотить волнующие их чувства и мысли в звучании собственного голоса. Поэтому принципиально важно создать каждому ребенку такие условия, чтобы он смог раскрыться всем существом, сообразно своей природе.



Цель программы — приобщение детей к миру певческого искусства, пробуждение в каждом ребенке «инстинкта песенности», его «второй природы», заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса.

Задачи программы: 1) показать детям все разнообразие и красочность поющего окружающего мира; 2) подвести к осознанию «сердечной жизни» пения; 3) побудить ребят к воплощению волнующих их чувств и мыслей в звучании собственного голоса; 4) способствовать реализации творческих духовных потенций детей в пении; 5) предоставить возможность каждому ребенку непроизвольно и естественно войти в «певческое поле» мира.

Репертуар, с помощью которого решаются учебные задачи, прежде всего должен соответствовать возрасту детей. Основой для приобщения детей к певческому искусству является классическая и народная музыка, а также лучшие образцы отечественной и зарубежной музыки массовых жанров. Репертуар составляют произведения, предназначенные как для ознакомления (в исполнении преподавателя), так и для исполнения детьми.

Освоение программы детьми не требует обязательного владения нотной грамотой и наличия определенного уровня музыкальных способностей, так как предполагает в первую очередь «свободное слияние многих личностей в одно целое... поющих не «как один человек», а как много людей, одушевленных общим чувством любви к песне...» (Е. Линева). Такая позиция требует от руководителя особой скрупулезности в выборе репертуара: выявлять, насколько возможно, природные певческие данные каждого ребенка и находить им достойное место в исполняемых произведениях.

Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся:1час в неделю.



Методическое обеспечение

Для осуществления задач программы в качестве ключевого предлагается художественно-синкретический метод. Данный метод позволяет при помощи совокупности средств выразительности различных искусств опосредованно управлять качеством звучания певческих голосов детей при выполнении вокально-хоровых задач. Используя выразительные средства искусства слова, руководитель певческого коллектива должен владеть художественной речью, для которой характерна нестандартность словообразования и самое главное — подвижность, гибкость и многоплановость значений, не говоря уже об интонации как одухотворенном звукосмысловом единстве. Речь педагога должна включать метафору, олицетворение, слова-символы, гиперболу, литоту, а также антитезу, градацию и др. Например, можно говорить о «стальных кружевах голоса» и «золотых потоках его», о «нарастающем тепле или блеске голоса, летящего прямо к маме, где бы она ни была», о голосе, «порхающем, как бабочка с цветка на цветок», о «песне-чайке» и «гол осе-колокольчике», о том, что «звук такой тоненький, хрупкий, как стебелек травинки. Можно даже неосторожным дыханием переломить его...», о том, «возможно ль слышать грома звук, в той песне, что нежна, как пух?..», что важно «не наступать голосом, а вступать»; о том, что значит в звуке «волна и камень», «лед и пламень», что «голос может звучать как росинка, блестящая на солнце, или ручей, река, целое море и даже океан!» и т. д. Разумеется, это лишь небольшая часть образных средств речи, составляющих арсенал искусства слова педагога. Главное, что необходимо подчеркнуть, -это огромное воздействие слова педагога на пение детей.

Танцевальное искусство как инструмент воздействия на пение детей особо ценно, поскольку обладает неограниченными возможностями воплощения художественного образа в движении. Танцевальное искусство в рамках художественно-синкретического метода — это искусство танца руками, жестами, «языком» движений, создающих пение, а также управление жестами рук педагога (впоследствии и жестами рук детей). Главное здесь — выражение в пластичных движениях рук художественного образа желаемого или нежелаемого звука и поиск самими детьми среди жестов, предложенных педагогом, тех, которые наиболее полно воссоздают необходимый для конкретного случая певческий звук.

Средства изобразительного искусства, в частности живописи, подразумевают воздействие на краски голоса, его тембр. Осознание ребенком неповторимости и красоты тембра своего голоса рождает и представление о голосе человека в цвете, делает возможным «рисование» голосом как кистью, позволяет создавать в хоре композиции, различные по колориту. Использование «языка» графики — это создание «рисунка» певческим голосом (возможны контурные линии, штрихи, точки и т. п.). Предметом такого «рисования» могут быть как различные явления жизни, так и внутреннее состояние человека.

Средства скульптуры также важны в предлагаемом методе обучения. Безусловно, для пения «исходным материалом» является духовность человека, но можно говорить о голосе «металлическом» и «каменном», «деревянном» и «стеклянном» и т. п. Достаточно часто подобные эпитеты употребляются как характеристики голоса при определенных душевных состояниях и переживаниях человека. И главное, чтобы дети не просто «играли» своими голосами, а проживали различные состояния, понимали человеческую горечь и боль («Отчего человек может утратить чувствительность, онеметь? Почему деревенеет иногда человеческий голос?»). Оказывается, что можно «читать» человеческие голоса -и певческие, и речевые. Интонации, богатство тембров или отсутствие таковых говорят о собеседнике порой больше, чем слова, потому что «голос — это человек. Человек во всей полноте — физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный...» (Е. Назайкинский). Отсюда, возможно, и рождается у детей понимание окружающих их людей, сочувствие к ним.

Архитектура в рамках художественно-синкретического метода представляет собой воздвигаемый в процессе занятий художественный певческий ансамбль, объемно-пространственный по структуре. Из пластичной композиции голосов рождается многоголосие, причем не повторяющиеся каждый раз партии первого, второго и других голосов, а непроизвольные сочетания, рождаемые в едином душевном порыве всего хора и каждого голоса в отдельности, подобно тому как в коллективном действе на ранних этапах существования искусства рождалось пение. Такое понимание исключает обязательное достижение унисона в пении на первоначальных этапах «вхождения» школьников в «певческое поле» мира. Благодаря проникновению в сам процесс пения выразительных средств других искусств художественно-синкретический метод способствует осознанию детьми уникальности, целостности и всеобщности музыкального искусства как явления, не существующего вне человека, природы, общества.




Формы организации занятий с детьми

Программой предусмотрены различные формы организации занятий с детьми — групповые, дифференцированно-групповые, индивидуальные и т. д. Итогом работы преподавателя и детей должен стать заключительный концерт, составленный из самых любимых и запомнившихся песен. Руководителю важно помнить, что ни под каким предлогом нельзя отстранять от выступления детей, желающих участвовать в заключительном концерте. Даже если, по мнению учителя у ребенка нет «ни слуха, ни голоса», это не повод для отказа. Ребенок может выступить в роли дирижера, ведущего концертной программы, исполнителя на элементарных детских музыкальных инструментах, актера, играющего, к примеру, одного из главных действующих лиц песни, и т. п. На заключительном концерте могут быть представлены сформировавшийся за время обучения хоровой коллектив, причем могут звучать и песни для солиста (или солистов) с хором; вокальный ансамбль, объединяющий детей как одного возраста, так и разных возрастов; дуэт, трио, квартет (как однородные по составу, так и смешанные). Большой интерес для детей представляет исполнение одного произведения попеременно мальчиками и девочками, юношами и девушками. Любимы детьми и песни, сопровождаемые танцевальной группой. В этом случае педагогу стоит напомнить ребятам о том, что искусный танцовщик создает движениями и положениями тела художественный образ, раскрывая самую суть музыкального произведения, внутреннее состояние человека.

Для реализации программы необходимы научная и учебно-методическая литература, сборники песен. В наличии должен быть музыкальный инструмент — фортепьяно, баян, аккордеон, в зависимости от того, каким инструментом владеет преподаватель. Желательно использовать и такие элементарные музыкальные инструменты, как колокольчики, треугольники, бубны, трещотки, маракасы и т. п. Подобные музыкальные инструменты активизируют детей, способствуют развитию их воображения и пробуждению творческой индивидуальности. Для организации заключительного концерта, конечно, желательны микрофоны, усилители, колонки и т. д., в зависимости от того, в помещении или на открытой площадке будет проходить концерт.

Однако самое главное то, что преподаватель должен сам уметь петь. Речь идет не о поставленном оперном голосе, диапазоне или типе дыхания, а о проникновенности, задушевности исполнения, о котором говорят «тронуло», «душа запела». Это такое исполнение, после которого возникает пауза, минута тишины, а в детских глазах — впечатление от услышанного, молчаливый восторг.



Учебно- тематический план




Темы:

К-во часов

теория

практика

1

«Певческое поле мира»

4

2

2

2

Строение и рождение песни

4

2

2

3

Пение и мы

2




2

4

Пение и я

2

1

1

5

Песня : страницы истории

4

2

2

6

О тех, кто создаёт песни

4

2

2

7

Мы поём для своих друзей

4

1

3

8

Мой голос в певческом поле мира.

4

2

2

9

Голос- рисует, танцует, поёт

4

1

3

10

Песни собирают друзей

4

2

2




ИТОГО:

36

15

21

















Содержание учебных тем

1. «Певческое поле» мира. 4 ч

Знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, любование неповторимостью, накопление впечатлений от слышимого. «Певческое поле» мира: песни народные (коллективное творчество многих поколений), авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент»), массовые (повсеместно распространенные), эстрадные (развлекательная, легкая музыка).



2. Рождение песни. 4 ч

Первая песня человечества (подражание звукам природы - голосам птиц, животных и пр.), установление контактов на расстоянии (подача сигналов друг другу), магические обряды (взывание к богам и заклинание демонических сил воздуха и воды), совместная деятельность людей (облегчение тяжелой работы, внутренняя потребность выразить накопившиеся чувства симпатии, привязанности, доброжелательства).

Появление первой песни на основе близкого, духовного общения, глубокого взаимопонимания, сочувствия и доверия.

3. Пение и мы, пение и я. 4 ч

Хоровое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная, светская и культовая. Хоровое многоголосие, одноголосие, пение a capella. Ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.). Сольное пение. «Русская, правдивая, горячая душа звучала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась...» (фрагмент рассказа И. Тургенева «Певцы»).



4. Песня: страницы истории. 4 ч

Мадригал (в XIV—XVI вв. небольшое музыкальное произведение лирического содержания), кант (русская хоровая песня XVII—XVIII вв.), канцона и канцонетта (вокальное произведение лирического характера, от итал. «песня»), шансон (французская песня), lied (немецкая песня), song (английская песня), романс (вокальное произведение для голоса с инструментом и его жанровые разновидности — баллада, элегия, баркарола и т. д.), вокализ (мелодия без слов).



5. Дарю песни людям (о тех, кто создает песни). 4ч Народное песенное творчество — «песни всех», отражение

истории страны и человека (рождение, детство, работа, обряды, праздники, похороны). Основные виды — песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.

Композитор — человек, в звуках говорящий нечто очень важное для людей. Музыка для него — «исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков» (П. Чайковский). Текст песни — «звучание души» поэта, образно выражающего свои мысли в словах, глубоко воздействующих на воображение и чувства. Единство слова и музыки.

6. Мы поем для своих друзей. 4 ч

Песня как «соединение усердного голоса с душевным умилением», «сила, исходящая от наших голосов, и мысленное учение нашим душам» (Ефросин). Исполнение песни как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.



7. Мой голос в «певческом поле» мира. 4 ч

Представление о певческом голосе (мой голос ласковый, волшебный, звонкий, легкий, трепетный, нежный, могучий, резкий, равнодушный, тоскливый, угрюмый, громкий и т. п.).

Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса («пою природу», «пою себя»). Дом, где «живет» певческий голос (хрустальный дворец, избушка, необитаемый остров и т. п., человеческое сердце).

8. Голос «рисует», «танцует», поет... 4 ч

Красочность, многоцветье человеческого голоса (рекомендуется прочесть сказку Е. Пермяка «На все цвета радуги»). Рисование голосом как кистью (от тончайшей кисти до широкой), семь цветов радуги — семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон, полихромия.

Звук голоса и жест (выражение внутреннего состояния в пении и движении). Танцевальное движение. «Летящий» голос.

Песня как подарок (мои пожелания близким и друзьям). Песня как утешение (мое понимание, поддержка и сочувствие).



9. Наши любимые песни. 2 ч

Песни мира. Песни о моем городе. Песни о дружбе. Песни о маме и для мамы. Песни лета. Песни моря. Песни-шутки. Песни-игры. Песни-загадки. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения.



10. Песни собирают друзей. 2 ч

Заключительный концерт: «Песня — верный друг твой навсегда»



Календарно – тематическое планирование


п/п


Тема

Количество часов

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Инструктаж. Знакомство с «певческим» полем человека

1







2

Рассмотрение певческого голоса во всём разнообразии.

1







3

Певческое поле мира.

1







4

Песни авторские, массовые, эстрадные.

1







5

Первая песня человечества.

1







6

Рождение песни.

1







7

Духовные песни.

1







8

Магические обряды.

1







9

Хоровое пение.

1







10

Пение- как один из наиболее демократичных видов искусства

1







11

Хоровое многоголосие

1







12

Сольное пение

1







13

Мадригал

1







14

Кант

1







15

Шансон

1







16

Романс

1







17

Народное песенное творчество

1







18

Исторические песни

1







19

Композитор-Чайковский

1







20

Единство слова и музыки

1







21

Песни друзей

1







22

Мелодия

1







22

Правила исполнение песни

1







23

Сила голоса

1







24

Слияние мыслей, чувств, ума и сердца

1






















25

Певческий голос

1







26

Музыкальные звуки

1







27

Звуки окружающего мира

1







28

Воплощение звуков окружающего мира

1







29

Дом, где живёт певческий голос

1







30

Необитаемый остров

1







31

Многоцветье человеческого голоса

1







32

Голос рисует

1







33

Голос танцует

1







34

Голос поёт

1







35

Наши любимые песни

1







36

Концерт –Песни собирают друзей

1










Итого:

36






Описание материально- технической базы

1Музыкальный центр

2.Аккордеон.

3.Фонотека

4. Телевизор

5. магнитофон

6.Колонки

7Усилители

8Микрофон

9.Компьютер

Методическая литература:

1.1Программа дополнительного художественного образования детей: -2- издание Москва « Просвещение»2008год

2.АСАФЬЕВ Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Б. В.Асафьев.-Л.,1973



Примерный репертуарный список

Классические произведения

Старинная французская песенка, Неаполитанская песенка. П. Чайковский, слова В. Лунина; Песня о счастье, хор из оперы «Орлеанская дева». П.Чайковский, слова Н. Кончаловской; Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А.Плещеева; Мелодия, переложение для хора. А. Рубинштейн, слова Ф. Тютчева; Ave, Maria. И.-С. Бах — Ш. Гуно; Колыбельная песня. И.Брамс, слова Г. Шерера, русский текст Эм. Александровой; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Серенада. Ф.Шуберт, слова Релыптаба, перевод Н. Огарева; Песня Сольвейг. Э. Григ, из музыки к драматической поэме Г. Ибсена «Пер Гюнт»; Мы дружим с музыкой. И.Гайдн, русский текст П.Синявского; Светлый день. В.-А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой.

Сборники песен русских композиторов.



Сборники детских песен.