Рабочая программа по русскому языку в 11 классе на 2011 2012 учебный год (102 часа) Учитель Пригарина Т. В - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа рассчитана: на 102 часа 1 242.02kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс учитель... 1 163.3kb.
Рабочая программа по литературе Учитель Чикирисова Е. Ф. Качановская Т. 3 675.69kb.
Рабочая программа для 5 класса по родному (русскому) языку и литературе 1 58.45kb.
Рабочая программа по истории ( 10 класс – профильный уровень) 1 125.42kb.
Рабочая программа по курсу «русский язык. 6 класс» на 2013-2014 учебный год 2 480.2kb.
Рабочая программа по немецкому языку для 7-х классов на 2011-2012... 2 296.67kb.
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (фгос) Разработчик: (Ф. 1 335.88kb.
Процесса обучения в объеме 3 часов в неделю (102 часа в год ) 1 267.49kb.
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс) на 2012-2013... 1 124.77kb.
Рабочая программа по литературе 10 – а класс (профильный уровень) 1 188.25kb.
Сценарий классного часа «Великая Отечественная война в стихотворениях... 1 71.93kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе на 2011 2012 учебный год (102 часа) - страница №1/3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

села Куймань Лебедянского муниципального района Липецкой области

"Утверждаю"

Директор МОУ СОШ с. Куймань

______________С. В. Уваров

"____" _______________2011г.

Рабочая программа

по русскому языку

в 11 классе

на 2011 - 2012 учебный год



(102 часа)

Учитель - Пригарина Т. В.

Рассмотрено на заседании

методического объединения,

протокол №___ от "___" ___________2011г.


Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе составлена на основе действующей с 1968 г. и утвержденной Министерством образования РФ программы для 10-11 классов (авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский) с учетом "Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования".

Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни, для хранения и передачи информации, для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В РФ он является государственным языком.

Свободное владение родным языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.

Языковая компетентность, т. е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция, т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся, обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция - это знания обучающихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются следующие: воспитание обучающихся средствами данного предмета, развитие логического мышления школьников, обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.

В 11-м классе изучаются синтаксис и пунктуация предложения.

Преподавание русского языка в 11-м классе направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей обучающихся.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. В начале и конце года выделяются специальные часы. В течение года повторяется материал по орфографии, изученный в 10 классе. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

Данная программа осуществляет непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Очень серьезно организована проверка тетрадей. Каждый ученик чувствует ежедневную ответственность за свои записи в них (правильное каллиграфическое письмо, аккуратность оформления записей, наличие работы над ошибками). Каждая работа оценивается. Все отметки учитываются при определении рейтинга обучающихся. Изменения в качестве знаний обучающихся отражаются в динамике.
Рейтинг обучающихся 11 класса, которые будут обучаться по этой рабочей программе в 2011-2012 учебном году:
1. Танкаева Майсарат - 4,5 4. Алтыева Марина - 4,15 7. Плохих Юлия - 3,96

2. Суровяткин Александр - 4,46 5. Красников Андрей - 4,12 8. Поздняков Виктор - 3,8

3. Гамаюнова Наталья - 4,37 6. Хромин Илья - 4,11 9. Терещак Алина - 3,69

Тщательный анализ ошибок, допускаемых обучающимися, используется для определения дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи обучающихся.

Первое направление в развитии речи обучающихся - овладение нормами русского литературного языка, которое предполагает систематическую работу по устранению из речи обучающихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся. Это обеспечивает систематическая словарная работа - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

Обогащение грамматического строя речи достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложениям и сочинениям.

Обязательная составная часть в работе по развитию речи обучающихся - предупреждение и устранение различных языковых ошибок.




Межпредметные связи на уроках русского языка. В школе изучается русский литературный язык, поэтому наиболее тесные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи.

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст); на уроках истории обучающиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами; при изучении географии - с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии - с вопросами мышления и речи; на уроках математики - с правильным произношением числительных.

Используя репродукции картин известных художников, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся общеобразовательной школы.



Особенности организации учебного процесса. Работа предполагает обязательную сдачу теоретического материала всеми обучающимися, пересдачу его с целью улучшения знаний и отметок. Чтобы обучающиеся улучшили свой рейтинг, им предоставляется возможность и пересдачи домашнего задания. Отведены специальные уроки для подготовки к ЕГЭ. Ежеурочно обучающиеся решают тестовые задания. С этой целью создан большой печатный набор тестов.

Предпочтительные формы контроля знаний, умений и навыков, а также уровня подготовленности обучающихся (промежуточного и итогового): различные виды диктантов, комплексный анализ текста, контрольная работа, работа по карточкам, зачеты по тестам ЕГЭ, сочинения, устные высказывания на лингвистические темы, тематическое тестирование, творческий проект.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа, из них на развитие речи - 12.



Содержание
Повторение изученного в 5-10 классах

Синтаксис и пунктуация

Основные принципы русской пунктуации.


Простое предложение

Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения.

Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Особенности употребления второстепенных членов предложения.


Запятая в простом и сложном предложениях

Обобщение. Запятая как знак разделения или выделения в простом и сложном предложениях.


Однородные члены предложения

Однородные главные и второстепенные члены. Многосоюзие и бессоюзие. Двойные и повторяющиеся союзы.

Углубление понятия об однородности определений.

Дефис между парными сочетаниями синонимического или антонимического характера (хлеб-соль, имя-отчество, вверх-вниз).

Тире при противопоставлении однородных членов предложения или для усиления выразительности.

Знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах. Тире после обобщающего слова, если однородные члены носят характер уточнения или приложения.

Совершенствование умений строить и употреблять в речи простые распространенные и нераспространенные предложения с прямым и обратным порядком второстепенных членов. Умение пользоваться согласованными и несогласованными определениями, находить однородность.
Обособление второстепенных членов предложения

Обособление согласованных и несогласованных определений

Повторение сведений об обособлении согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями с зависимыми словами; одиночных и распространенных определений, относящихся к личному местоимению.

Углубление материала:

- обособление одиночных или распространенных определений, если они оторваны от определяемого существительного другими членами предложения;

- обособление нераспространенных определений, стоящих после определяемого слова, которому предшествует определение;

- обособление несогласованных определений, относящихся к имени собственному, личному местоимению, названиям лиц по степени родства, профессии и т. п.



Обособление приложений и дополнений

Сходство правил обособления определений и приложений, относящихся к личному местоимению, имени собственному.

Тире при обособлении приложений, если:

- приложение носит характер уточнения или пояснения;

- приложение стоит в конце предложения и подчеркивается его самостоятельность.

Обособление дополнений с предлогами кроме, вместо, сверх, за исключением, наряду.


Обособление обстоятельств

Повторение. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом. Культура речи: главное и добавочное действие при одном подлежащем.

Переход деепричастия в другие части речи (наречие, предлог). Отсутствие запятых при деепричастном обороте, если:

- деепричастие утратило глагольное значение;

- представляет собой фразеологизм;

- выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством;

- перед деепричастным оборотом есть усилительная частица И.

Обособление одиночных деепричастий в зависимости от места по отношению к глаголу-сказуемому.

Обособление или необособление одиночного деепричастия в зависимости от лексического значения глагола.

Обособление обстоятельств, в конструкцию которых входят существительные с предлогами ввиду, во избежание, вопреки, в зависимости, в связи, вследствие, в силу, в случае и др. Зависимость обособления от распространенности оборота, его места в предложении, смысловых оттенков.


Уточняющие члены предложения

Понятие об уточняющих членах предложения. Разнообразие видов уточняющих членов предложения. Знаки для выделения уточняющих членов: запятые, тире и скобки, если уточняющие члены предложения имеют характер пояснения.


Пояснительные члены предложения

Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения. Знаки препинания при пояснительных членах предложения, перед которыми стоят слова именно, а именно, то есть. Замена союза то есть союзом или. Умение отличать разделительный союз или (или-или) и пояснительный или (то есть).

Обособление слов вернее, точнее, скорее, иначе как вводных, если они придают высказыванию уточняющий или поясняющий характер.

Умение соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными и обособленными членами предложения. Умение ставить знаки препинания при них. Умение заменить простые предложения с обособленными членами сложными предложениями.


Вводные слова, словосочетания и предложения

Повторение изученного об основных группах вводных слов, вводных словосочетаниях и предложениях. Знаки препинания для их выделения. Углубление материала - вводные слова, выражающие:

- призыв к собеседнику, читателю (видишь, видите, пойми, поймите, поверь, послушай, вообрази, представь себе и др.);

- оценку меры (самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений);

- степень обычности (бывает, бывало, случалось, случается, как всегда, как обычно и др.);

- экспрессивность высказывания (по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будет сказано, сказать по чести, честно говоря и др.).

Выделение вводных слов: наконец в зависимости от роли в предложении, однако - от места расположения в предложении.

Выделение вводных слов в обособленных оборотах, отсутствие знаков, если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота.

Наречия, частицы, союзы, которые не являются вводными словами (авось, буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вот, вряд ли, все-таки, даже, исключительно, именно и др.).
Вставные предложения

Употребление тире или скобок для выделения вставных предложений. Перенос знака, стоящего на месте разрыва предложения, за скобки.

Использование вводных слов, словосочетаний, вводных предложений и конструкций в различных стилях речи. Умение пользоваться вводными словами-синонимами.
Обращение

Распространенные и нераспространенные обращения. Усилительная частица О и междометие О при обращении. Распространенное обращение, разорванное другими словами. Несколько обращений к одному лицу.

Умение употреблять обращения в разных стилях речи, выделять знаками препинания в письменной речи.
Сравнительный оборот

Совершенствование навыка определения подлежащего и сказуемого в предложениях.

Роль сравнительного оборота - уподобление. Обязательное выделение сравнительного оборота, если в основной части предложения имеются указательные слова (так, такой, такие, столь, тот) или оборот начинается словами как и.

Сравнительный оборот в роли сказуемого или в составном именном сказуемом.

Отсутствие запятых при сравнительном обороте, если:

- ему предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, просто, прямо;

- является устойчивым сочетанием;

- союз как имеет значение "в качестве".

Умение строить предложения со сравнительными оборотами, выделять их знаками препинания, отличать от придаточных сравнительных.
Сложные предложения

Знаки препинания для разделения простых предложений в составе союзного сложного

Отличие простых предложений с однородными членами от сложносочиненных. Совершенствование умения употреблять в устной и письменной речи ССП с различными сочинительными союзами.

Наличие общего элемента в ССП (общего второстепенного члена; главного, придаточного и поясняемого предложений; вводного слова, словосочетания или предложения; побудительной частицы, интонации).

Назывные и безличные предложения в составе ССП. Безличные предложения с синонимичными и несинонимичными конструкциями сказуемых в составе ССП. Роль одиночных и повторяющихся союзов для постановки знака препинания в ССП с общим элементом.

Тире в ССП для обозначения противопоставления или неожиданного присоединения.

Отличительные признаки СПП. Совершенствование навыка составления и употребления в речи СПП с разными видами придаточных предложений. Совершенствование навыков чтения, выделения по смыслу и знаками препинания частей СПП.

Отсутствие запятой между главным и придаточным предложениями, если:

- перед подчинительным союзом стоят частицы не, ни, и;

- придаточное предложение состоит только из союзного слова.
Двоеточие в простом и сложном предложениях

Систематизация изученных правил. Предупредительная интонация при употреблении двоеточия в тексте.

Обязательная постановка двоеточия в БСП, если в первой части имеются указательные слова или глаголы видеть, слышать, знать, понимать, оглянуться, почувствовать и др., посредством которых делается предупреждение о последующем изложении факта, описания, разъяснении причин и т. п.

Двоеточие в БСП при прямом вопросе. Двоеточие в СПП, если придаточному предшествует предупредительная интонация.

Двоеточие в заголовках газетных статей, названиях.

Синонимия союзных и бессоюзных предложений, умение пользоваться знаками препинания в соответствии с типом предложения.


Тире в простом и сложном предложениях

Систематизация изученных правил: тире для обозначения пропуска слов, противопоставления, оформления выводов, выражения внезапности, неожиданности результата.

Тире между подлежащим и сказуемым. Употребление на месте глагола-связки наречий, союзов, вводных слов. Совершенствование умений употреблять в речи СБП.

Синонимия союзных и бессоюзных предложений. Умение выбирать знаки препинания, соответствующие типу предложения.

Тире в СПП, в котором придаточное предшествует главному, при параллелизме структур.
Трудные случаи постановки знаков препинания. Запятые на стыке нескольких союзов

Запятая и тире в СПП в качестве единого знака - в периоде, для обозначения распадения, перед повторяющимся словом для связи частей предложения.

Предложения со сложными конструкциями и цельными по смыслу выражениями с глаголами хотеть, быть, найти (найтись), остаться и др.
Варианты постановки знаков препинания

Умение составлять синонимичные конструкции и употреблять их в речи, ставить необходимые знаки препинания. Умение выразительно читать тексты, соблюдать правильную интонацию.


Развитие речи

Обогащение словарного запаса обучающихся. Освоение фразеологических оборотов, крылатых выражений. Употребление терминов общественно-политической лексики.

Составление планов, тезисов, конспектов статей научного и публицистического стилей, умение подготовить конспект. Доклады, рефераты на лингвистические темы. Работа с сочинениями разных жанров. Умение анализировать тему и избирать вид и жанр работы. Творческие работы на историко-литературные, нравственные, этические темы, сочинения-миниатюры, лирические зарисовки.

Монологические высказывания на предложенную тему. Умение вести диалог, дискуссию, аргументировать сформулированный тезис, отстаивать свое мнение.

Деловые бумаги.

Учебно-тематический план

(102 ч.)
1. Синтаксис и пунктуация - 1 ч.


2. Простое предложение - 11 ч.
3. Предложения с однородными членами - 13 ч.
4. Предложения с обособленными членами - 23 ч.
5. Вводные слова, обращения и междометия - 11 ч.
6. Сложносочиненное предложение - 3 ч.
7. Сложноподчиненное предложение - 9 ч.
8. Бессоюзное сложное предложение - 6 ч.
9. Сложные предложения с разными видами связи - 2 ч.
10. Прямая и косвенная речь - 5 ч.
11. Повторение изученного - 6 ч.
12. Развитие речи - 12 ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

* связь языка и истории, культуры русского и других народов;

* смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

* основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

* орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

* адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

* использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

* осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

* осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

* извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

* свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

* передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

* использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:

* создавать устное и письменное монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

* формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

* выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

* высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

* владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

* создавать устное высказывание на лингвистические темы;

* владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

* владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

* оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;


анализ текста и языковых единиц:

* проводить разные виды языкового разбора;

* опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

* анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;


соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

* применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

* соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

* эффективно использовать языковые единицы в речи;

* соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

* участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

* фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.

Контрольно-измерительные материалы
Словарный диктант

Дремлющая река, шепчущиеся кусты, рокочущий гул, колеблющийся лист, колеблемый ветром, колющий стебель, движущиеся шлюпки, движимый чувством долга, веющий ветер, сыплющийся снег, мелющий зерно, маячащие огни, пенящиеся струи, двоякодышащие животные, бреющий полет, брезжущий рассвет, клеящий пальцы, неприемлемый вариант, значащийся по списку, сжигаемый в топке, мучимый сомнениями, независимое положение.

- Указать способы подчинительной связи слов в словосочетаниях.
Итоговый диктант

Непонятность того, что происходило, смущала людей, и поэтому никто не решился первым ступить на цветущий ковер, доходивший детям до самых колен.

Что же касается маленьких детей, то они могли даже заблудиться в этих цветочных грудах. Поэтому женщины, полные восхищения и гордости от сознания тайны, приблизившейся вплотную к их стертым, знакомым до последней трещины порогам (а они знали все трещины потому, что им приходилось часто мыть эти пороги), крепко держали за руки детей и не отпускали их от себя.

Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять!

Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги, пряной на вкус. Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник - его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы. Розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов, от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов.

Единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты.

Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманашвили. (228 сл.)

(По К. Паустовскому).
Контрольная работа

(грамматические разборы)

1. все, цветов, поздняя

2. происходило, доходивший, маленьких, заблудиться, сознания, стертым, перечислять, отливающими, вкус, каменистее, разноцветных, единственный, границу, медленно, иранская

3. толпа узнала его, никто не решился первым ступить, приблизившейся вплотную, холодной (влаги), (к дому) Маргариты

4. в этих грудах, скрывалась там, не отпускали от себя

4. Непонятность того, что происходило, смущала людей, и потому никто не решился первым ступить на цветущий ковер, доходивший детям до самых колен. Поздняя иранская сирень. Единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты.
Тест ЕГЭ (вариант-1)

1. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Чтобы избежать неприятностей в дороге (1) проверьте электрооборудование автомобиля (2) и (3) если обнаружите неисправность (4) немедленно устраните ее.

1) 1, 4 2) 2, 4 3) 3, 4 4) 1, 3, 4

А. Тургенев немедленно отпустил на волю всех дворовых и всячески содействовал всем крестьянам, которые пожелали выкупить землю.

Б. Но у писателя слова не разошлись с делом.

В. Тургеневу перешло по наследству несколько деревень.

Г. Значит автор антикрепостнических "Записок охотника" - ненавистник рабства - стал владельцем крепостных?



2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Б, Г 2) А, Б, Г, В 3) В, Г, А, Б 4) В, Г, Б, А



3. Укажите ошибку в характеристике предложений.

1) А - CПП, состоит из двух простых

2) Б - простое, распространенное

3) В - простое, грамматическая основа - несколько деревень перешло

4) Г - БСП

4. В каком из предложений допущена пунктуационная ошибка?

1) А 2) Б 3) В 4) Г



5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Есть (не)исследованные части Антарктиды.

2) Нами (не)предусмотрены все варианты поведения животного.

3) Путешественникам (не)где было расположиться на ночлег.

4) Вы (не)плохо справились с работой в этот раз.

6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) кто(то), (юго)западный, (по)другому 3) (иссиня)черный, (по)долгу, чем(либо)

2) (в)третьих, (по)русски, (из)редка 4) (из)давна, (по)братски, (бледно)желтый

7. Укажите верное написание выделенного слова.

Нужно быть человеком большой души, что(бы) так любить эти неприметные, тихие речки, перелески...

1) чтобы - всегда пишется слитно

2) что бы - всегда пишется раздельно

3) чтобы - здесь это подчинительный союз

4) что бы - здесь это местоимение с частицей бы



8. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) прочитанный 2) заглядывая 3) увитый 4) роскошный



9. Укажите неправильно образованную форму слова.

1) больше пятиста рублей 3) самый красивый цветок

2) пара носков 4) лягте

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Переходя улицу,

1) можно только на зеленый свет 3) меня оштрафовал милиционер

2) часто нарушаются правила 4) не нарушайте правила движения



11. Укажите предложение без грамматических ошибок.

1) Я читал роман "Анну Каренину".

2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.

3) Я знаком с группой ребят, болеющими за "Динамо".

4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.

12. В каком слове произносится звук [ З ]?

1) рассказ 2) сбоку 3) резкий 4) слово


Тест ЕГЭ (вариант 2)

(1) Одно из самых очаровательных воспоминаний детства - это наслаждение, которое я испытывал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". (2) Это были счастливые минуты, их не так много, а потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

(3) Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4) Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5) У меня было совсем другое. (6) Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.

(7) Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8) Невероятная трогательность. (9) Разве Савельич раб? (10) Да он на самом деле хозяин положения! (11) Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12) Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

(13) Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14) Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15) Любовь - главнее всех.

(16) Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

(17) Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.



Ф. Искандер


1. Какая проблема не затронута в этом тексте?

1) Какую роль играет книга в жизни человека?

2) Какие качества наиболее ценны в человеке?

3) Как отличить талантливую книгу от посредственной?

4) Как Пушкин относится к Пугачеву?

2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Савельич как литературный персонаж не менее значителен, чем Пугачев.

2) Пушкин с большой симпатией относится к Савельичу.

3) Рабская преданность Гриневу выявляет холопскую сущность Савельича.

4) В образе Савельича воплотились некоторые черты любимой няни Пушкина.

3. Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль, описание 3) художественный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение-размышление 4) научный стиль, рассуждение-размышление

4. В каком предложении автор использует антонимы (антонимическую пару)?

1) 9 2) 10 3) 13 4) 18



5. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим(и) с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

1) 2 2) 7 3) 16 4) 18



6. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?

1) сравнительные обороты, инверсия, гипербола, олицетворение

2) неполные предложения, ряды однородных членов, риторический вопрос, анафора

3) риторический вопрос и восклицание, метафора, ряды синонимических и антонимических сочетаний, лексический повтор

4) метафоры, сравнительные обороты, неполные предложения

7. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕИЗМЕННЫМ (предложение 17).

8. Из предложения 14 выпишите частицу.

9. Из предложения 11 выпишите прилагательное с беглой гласной в суффиксе.

10. Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором использована связь примыкание.

11. Среди предложений 1-12 найдите СП, состоящее из трех частей, при этом одна из частей является односоставным безличным предложением.

12. Среди предложений 10-16 найдите такие, в которых использована авторская пунктуация.

13. В первых двух абзацах текста (№1-6) найдите предложение(я) с обособленным обстоятельством.

14. Напишите номер(а) СП(ого, ых) предложения(й) с последовательным подчинением.
Зачет (подготовка к ЕГЭ)


следующая страница >>