Рабочая программа по русскому языку составлена с использованием нормативно-правовой базы: Закон РФ «Об образовании» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по русскому языку (7 класс) 1 141.27kb.
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» 2 468.27kb.
Рабочая программа учебного предмета по русскому языку для 10-б класса 1 161.04kb.
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена... 3 413.7kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена по Федеральному Государственному... 19 2693.85kb.
Рабочая программа по английскому языку 5-11 классов разработана на... 1 254.78kb.
Программа по русскому языку умк «Перспектива» 3 класс 2 536.41kb.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... 1 280.53kb.
Рабочая программа по русскому языку (название учебного предмета,... 3 419.13kb.
Рабочая программа факультативного занятия по русскому языку 6а Артемова С. 1 25.18kb.
Рабочая программа по курсу «русский язык. 6 класс» на 2013-2014 учебный год 2 480.2kb.
Гоу дпо «чиппкро», 2010 содержание 15 3737.5kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена с использованием нормативно-правовой - страница №1/5

Муниципальное образовательное учреждение Гладчихинская НОШ

Тереньгульского района Ульяновской области


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод.объединения Директор МОУ Гладчихинской НОШ

№_______от________ _____________  /В.Ю.Никитина/

Приказ №________ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2011/2012 учебный год

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Составила: учитель начальных классов

Богомолова Наталья Петровна

первая квалификационная категория

Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений/ Т. Г. Рамзаева. «Русский язык. 1-4 классы»



2011-2012 учебный год

Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по русскому языку составлена с использованием нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования 2004 г.;

  • Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ 2004 г.;

  • Примерные программы начального общего образования, опубликованные в сборнике нормативных документов. Москва. Издательство «Дрофа». 2007 г.;

  • Программа для общеобразовательных учреждений/ Т. Г. Рамзаева. Русский язык. 1-4 классы. – М.: Дрофа, 2006 г.;

  • Учебный план МОУ Гладчихинской НОШ на 2011 – 2012 учебный год;

  • Школьное положение о рабочей программе.

Рабочая программа по русскому языку определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса русского языка в 4 классе в МОУ Гладчихинской НОШ.

Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по русскому языку.


Функции документа.
- нормативная, т. е. является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;

- целеполагания, т. е. определяет ценности и цели;

- определения содержания образования, т. е. фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

- процессуальная, т. е. определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, т. е. выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:


  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматики русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Ведущим направлением по языку в 4 классе в отличие от 3 класса является словоизменение. Изучается изменение по падежам имён существительных и имён прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируются навыки правописания безударных падежных окончаний и личных окончаний.

Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение».


Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Примерных программ начального общего образования» сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, Москва, Дрофа, 2007; авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 1-4 классы» Т. Г. Рамзаевой, Москва, Дрофа, 2008; федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по русскому языку 2004 г.
При реализации рабочей программы используется УМК Рамзаевой Т. Г., входящий в Федеральный перечень учебников, реомендованный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 

Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и индивидуальный опрос знаний, умений учащихся. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности и оказанию помощи - карточки, таблицы, словари, опорные схемы. Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход.


Согласно базисному учебному плану на изучение русского языка в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 5 ч в неделю (170 ч в год).
Формы и средства контроля.
В рабочей программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды текущих и итоговых проверок: фронтальные и индивидуальные опросы, диктанты, тесты, изложения, сочинения.
Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:

  • контрольный диктант – 12;

  • изложение – 14;

  • сочинение – 4.

  • Контрольное списывание – 2

Примерный объём письменных работ:



  • словарный диктант – 12-15 слов;

  • контрольный диктант – 65-70 слов (I полугодие), 75-80 слов (конец года);

  • тексты, предназначенные для изложения – на 15-20 слов больше по сравнению с диктантами.



Учебно-тематический план (Содержание программы)

Учебно - тематический план


п/п


Тема

Кол-во

часов


В том числе

Компетентности учащихся

Диктанты

Изложения

Сочинения

Контрольное списывание

1.

Повторение


16 ч

1

2







Знать:

- обобщенные сведения о слове, предложении, тексте;

- признаки изучаемых частей речи;

Уметь:


- применять знания в целях правильного написания слов, точного употребления их в речи, правильного построения предложений, создания текстов;

- делать звуко-буквенный разбор слова;

- разбирать слово по составу;

- писать родовые окончания изучаемых частей речи.



2.

Предложение


12ч

1










Знать:

- главные и второстепенные члены предложения;

- отличия простого и сложного предложения;

- признаки однородных членов предложения;

Уметь:

- сознательно употреблять в речи предложения с однородными членами;



- сопоставлять предложения с однородными членами и сложносочиненное предложение без союзов и с союзами а, и, но.


3.

Текст


5 ч




1







Иметь представление о теме и основной мысли текста.

Знать:


- виды текстов;

Уметь:


- озаглавливать текст

- определять тему и основную мысль текста;

- делить текст на части;

- составлять план текста.



4.

Части речи. Имя существительное


48 ч

4

2

1




Знать:

- об имени существительном как части речи (значение, род, склонение в ед. и мн.ч., несклоняемые сущ-е;

Уметь:

- правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном и во множественном числе;



- правильно использовать падежные формы существительных для точного выражения мыслей;

Знать:


- об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от сущ-го.

Уметь:


- употреблять прилагательные в устной и письменной речи;

- правильно писать падежные окончания прилаг-х в ед. и во мн.ч., родовые окончания.



5.

Имя прилагательное


33 ч

1

4




1

6.

Местоимение


7 ч




1







Знать:

- роль личных местоимений в нашей речи;

- особенности местоимений 1,2,3-го лица.

Уметь:


- правильно писать местоимения с предлогами;

- осознанно употреблять местоимения в тексте;

Знать:

- о глаголе как о части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении);



Уметь:

- спрягать глаголы и писать правильно личные окончания;

- распознавать лицо глагола,

- осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Знать:

- о наречии как о неизменяемой части речи; значение и вопросы; роль в общении. Уметь:



- употреблять в глагольных словосочетаниях;

- правильно писать наиболее употребительные наречия с суффиксами –а,-о.



7.

Глагол

40 ч

3

3

2




8.

Наречие


Уровень усвоения не проверяется

9.

Имя числительное


Уровень усвоения не проверяется

Знать:

- о роли в общении; их употребление в речи

- склонение количественных числительных в словосочетаниях;


10.

Развитие связной речи


Работа по развитие речи проводится в течение года

- Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану);

- Сочинение-повествование по картине, диафильму, эпизодам кинофильма; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

- использование при составлении текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т.д.


11.

Повторение изученного за год

9 ч

2

1

1

1

- Сопоставление изученных частей речи, особенности их.

- Изменение частей речи (изменение по числам и падежам сущ-х и прилаг-х, изменение глаголов по временам, числам и лицам, изменение по родам прилаг-х и глаголов в прошедшем времени в ед.ч.

- усовершенствование орфографического навыка (правописание падежных окончаний сущ-х и прилаг-го и личных окончаний глаголов)

- морфемный состав слова и правописание корней слов.



Всего

170

12

14

4

2






Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса русского языка 4 класса учащиеся должны:

знать/понимать:

  • изученные части речи и их признаки;

  • признаки однородных членов предложения.


уметь:

  • находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;

  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст ( 75-80 слов) с изученными орфограммами ( падежные окончания имён существительных и имен прилагательных , безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа) и знаками предписания между однородными членами, соединениями союзами и, а, и не соединенными союзами;

  • производить фонетический разбор слов ( типа лодка, школьный, площадь);

  • производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделить корень, приставку, суффикс ( городской, дошкольный, позвонит);

  • производить разбор слова как часть речи : начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных , начальная форма , род, падеж, число имен прилагательных; начальная ( неопределенная) форма, спряжение, время, лицо ( в настоящем и будущем времени), число, род ( в прошедшем времени) глаголов;

  • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

  • пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

  • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

  • озаглавить текст с опорой на тему или основную мысль текста;

  • составлять текст плана;

  • распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи;

  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Кроме того, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть умениями:

  • писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);

  • писать сочинение повествовательного характера (обучающее);

  • различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре предложения;

  • распознавать простые распространённые и сложносочинённые предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.



Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.
В результате изучения русского языка обучающиеся должны

         знать/понимать:

•    значимые части слова;

•    признаки изученных частей речи;

•    типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
         уметь:

•    анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

•    различать произношение и написание слов;

•    находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

•   без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

•  грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст


(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

•   производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,


приставку, суффикс;

•   подбирать однокоренные слова разных частей речи;

•   распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

•   изменять имена существительные по числам;

   •  склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

•   изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;

•   изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;

•   распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

•   устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

•   распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

•   производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

•   интонационно правильно произносить предложения;

• писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;

•   определять тему и основную мысль текста;

•   делить текст на части, соблюдать красную строку;

•   устанавливать связь между частями текста;

•   устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

•   озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

•   распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

• писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного


характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

 • составлять устный ответ - рассуждение.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   •   адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

   •   работы со словарем (алфавит);

   •   соблюдения орфоэпических норм;

   •   создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

    •   овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценочную деятельность в школе первой ступени образования регулирует и регламентирует Письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:



  • полнота и правильность ответа;

  • степень осознанности, понимания изученного;

  • речевое оформление ответа.

  • Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

«5» ставится, если ученик:

  • обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

  • обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:



  • излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,

  • излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

«2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка диктантов.

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:


  • нарушение правил орфографии при написании слов;

  • пропуск и искажение букв в словах;

  • замену слов;

  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).


За ошибку в диктанте не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла.


За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;

  • две пунктуационные ошибки;

  • повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.


Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • повторение одной и той же буквы в слове;

  • недописанное слово;

  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.


Оценка грамматического задания.

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Списывание текста.

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.).



следующая страница >>