Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса на 2013-2014 год Программа составлена на основе фгос - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2013 — 2014 учебный год Рабочая программа предмета «Английский язык»... 3 790.16kb.
Рабочая программа по алгебре на 2013 2014 учебный год 1 367.28kb.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на 2011/2012 учебный... 1 251.48kb.
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса на 2013-2014 учебный... 1 141.99kb.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год 12 2143.57kb.
Рабочая программа по курсу «русский язык. 6 класс» на 2013-2014 учебный год 2 480.2kb.
Рабочая программа по технологии в 5 классе на 2013 2014 учебный год... 1 255.89kb.
Рабочая программа на 2013 / 2014 учебный год Учитель Ерофеева Юлия... 1 216.85kb.
Обж на 2012-2013 учебный год 5 класс 0,5 часа в неделю Всего: 17... 1 107.69kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку... 4 327.73kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса 1 140.66kb.
«Красный, желтый, зеленый» 1 33.57kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса на 2013-2014 год Программа - страница №1/5

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на МО № 1 от Завуч: Трифонова А. В. директор: Кобзарь Е. В

рук. МО Угнивенко Е. И.

Рабочая программа по предмету

«Русский язык»

для 3 класса

на 2013-2014 год
Программа составлена на основе ФГОС

начального общего образования и

«Примерной программы по русскому языку»

Москва, Издательство «Просвещение» 2011 год.

Угнивенко Е. И.

учитель начальных классов 1 категории

МОКУ ООШ с. Комаровка

Кировского района Приморского края



Пояснительная записка.

Курс «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (УМК «Школа России») разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования.



Целями изучения предмета «Русский язык» в 3 классе являются:

1. Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфе-мике (составе слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, морфемика (состав слова), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

логического мышления учащихся.



Общая характеристика учебного предмета.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности;

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

1.Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь.

Данное направление связано с развитием дара слова, формирование умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей – основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников.

2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.

На основе ознакомления с принципами письма и системой правил правописания происходит формирование грамотного письма, орфографическая и пунктуационная подготовка школьников. В начальных классах школы должна действовать установка на безошибочное письмо, которая может быть реализована, если всё обучение орфографии и пунктуации будет носить предупредительный характер. Все возможные ошибки школьников должны быть предупреждены до процесса письма за счёт послогового и поморфемного проговаривания, опоры на правило; в процессе письма – за счёт комментирования, послогового проговаривания, использования определённого правила; по итогам написанной работы школьник должен уметь объяснить допущенную им ошибку.

3.Активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой деятельности учащихся.

Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определённые стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована за счёт использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.

4.Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определённых учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и ёмкость, красоту и выразительность.

Одной из задач обучения русскому языку является закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.

Задания по чистописанию являются одним из обязательных компонентов урока. На минутках чистописания закрепляется навык правильного начертания букв в словах, проводятся упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорости письма, упражнения по устранению недочётов графического характера в почерках учащихся.



РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 675 часов для обязательного изучения русского языка на ступени начального образования, из них в 3 классе  170 учебных часа из расчета 5 учебных часов в неделю.


Формы образовательных технологий:

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  2. Технологии организации проектной деятельности;

  3. Групповая работа

  4. Современные информационные технологии

  5. Технологии проблемно-диалогового общения


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основное содержание предмета

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).
Систематический курс

Фонетика и орфография.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:


  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков,  характеристика согласных и гласных звуков).



Лексика.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.



Морфемика и словообразование.

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.



Основные виды учебной деятельности обучающихся

Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).

Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).


Морфология. Понятие о частях речи.

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

Морфологический разбор имени существительного.



Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Числительное

Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.



Основные виды учебной деятельности обучающихся

Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.

Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.

Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.

Различение названия падежей.

Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.

Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Синтаксис.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Формирование умения составлять схему предложения.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся

Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.

Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).

Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.



Лексикография.

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.



Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).



Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.

Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.

Оформление писем элементарного содержания.



ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные, наглядные, практические.

  • Индуктивные, дедуктивные.

  • Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  • Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  • Стимулирование долга и ответственности в учении.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Устный контрольный самоконтроль.

  • Индивидуальный и фронтальный опрос

  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам

  • Работа в паре, в группе. (взаимо и самооценка)

  • Контрольное списывание

  • Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)

  • Срезовые работы (тесты)

  • Творческие работы (сочинения, изложения)

СИСТЕМА ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

Сроки проведения контрольных работ

В начале учебного года во 2 – 4-х классах проводятся входные контрольные работы – для фиксации первоначального результата (сентябрь).

Итоговые контрольные работы по русскому языку проводятся во 2 – 4-х классах:

конце 1 четверти – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам (октябрь);

конце 2 четверти – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам (декабрь);

конце 3 четверти – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам (март);

конце года – для сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования (апрель – май).

Форма проведения контрольных работ

Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по русскому языку.



Содержание контрольных работ

Тексты контрольных работ составляются:



  • начало учебного года с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;

  • конец 1, 2 и 3 четверти с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;

  • конец учебного года в соответствии со стандартом начального общего образования.

Диктанты – 13

Развитие речи - 24

Развитие речи (сочинения по картинам) – 11

Работа с текстом (изложения) - 6
Диктанты
Входной контрольный диктант.

Осенью.


Осенью скворцы, грачи и ласточки улетают на юг. Там тепло и много корма. Звери встречают зиму. Белка сушит на ветках деревьев грибы. В дупле у белки мягкое гнездо. Ёж много ест. Он ловит жучков и червей. Из травы и сухих листьев делает себе постельку. Медведь копит жир. Зимой он спит в берлоге.

Задание: подчеркнуть главные члены предложения.


Контрольное списывание.

Осень.


Осень. Последние осенние бабочки провожают лето. Они садятся на поздние цветы. На огородах белеют крепкие кочаны капусты. В большие корзины сложили садоводы душистые яблоки. На краю леса краснеют высокие рябины.

Задание: подчеркнуть в словах орфограммы.


Контрольный диктант за 1 четверть.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер.

Шумят в саду деревья. Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Задание: подчеркнуть главные члены предложения, выписать слово с безуд. Гл. в корне слова, подобрать проверочное слово.
Контрольное списывание.

Лисёнок.


Лисёнок бродил по полянке и увидел зелёного жука. Лисёнок протянул жуку лапу. Жук отлетел в сторону. Лисёнок решил, что это игра, и прыгнул вслед. Жук зажужжал и взлетел на высокую ветку. Лисёнок огорчился. Где же жук?

Задание: подчеркнуть в словах орфограммы.

Диктант по теме « Орфограммы в корне слова»

Зимой в лесу.

Холод сковал землю. Зимние ветры гуляли в макушках деревьев. Снежные шапки укрыли дубки. С берёз сыпался иней. Под ногами хрустел снег. Снегири прыгали по шишкам елей. На снегу был виден звериный след.

Задание: выписать слова с орфограммами.


Контрольный диктант за 1 полугодие.

Лесная сказка.

Тропинка была очень крутой и узкой. Мы зашли в самую гущу леса. Петя первый очутился возле большой косматой ели. Мы опустились на мягкую моховую подушку. Лёгкими пушистыми лапками ель укрыла нас. Стало темно и тепло. Наш взгляд упал на солнечный лучик. Рыжий малыш резвился между старых корней. Сегодня мы будем сочинять сказку про старичка Лесовичка.

Задание: выписать слова с орфограммами.


Проверочный диктант.

Помощь зайцу.

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Гоша принёс зайца домой. Мальчик забинтовал ему лапку и посадил в ящик. Мама дала зверьку морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у зверька срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Ребята отнесли зайчика в лесок и выпустили на волю.

Задание: подчеркнуть изученные орфограммы, выписать 3 имени существительных, определить число, род.


Проверочный диктант по теме «Падежи имён существительных».

В гостях.

Был поздний вечер. Вокруг лесная глушь. Мороз крепчал. На небе блеснули звёздочки. Месяц осветил окрестность. По тропе пробежал заяц. Мы подъехали к дому лесника. Лесник Игорь Ильич пригласил нас в сторожку. Радостно завилял хвостом пём Шарик. Лесник затопил печь. Дочь лесника пригласила нас к столу. Мы стали пить душистый чай с мёдом.

Задание:

Определить падеж имён сущ.

1 в. – по тропе, на рыбалку.

2 в. – у столу, под ногами.

Подчеркнуть изученные орфограммы.


Контрольный диктант за 3 четверть.

Солнечный дождик.

Я бродил по лесу. День был солнечный и жаркий. Вдруг набежала синяя тучка. Посыпался частый дождик. Яркое солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю. Они повисали на зелёной траве и листве деревьев. В каплях дождя играли солнечные лучики. Вот дождь кончился. Я взглянул на небо. По голубому небу дугой протянулась разноцветная радуга. Душистый запах цветов, трав и ягод наполнял воздух.

Задание:


Выписать 2 словосочетания: прил. +сущ.

Разбор На траве № 3.


Контрольное списывание.

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

На лугу

На зеленом лугу трава выше колена. Кланяются лиловые колокольчики, вьется цепкий горошек и белеют высокие ромашки. Ползают по былинкам пестрые жучки, порхают разноцветные бабочки, звенят деловитые пчелы. С цветка на цветок перелетают тяжелые мохнатые шмели. А на листике подорожника сидит большой зеленый кузнечик, громко стрекочет. Сладким медом пахнет розовый клевер. Чудные запахи разливаются по всему лугу.


Диктант по теме «Глагол».

Весной.


Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазвенели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червычков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли.

Задание:


Разбор слова Прилетят № 3.

Подчеркнуть главные члены предложения.


Контрольное списывание.

В тундре.

Но ведь волки охотятся на оленей? Они нападают на больного и слабого оленя. Могут напасть и на олененка. Здорового сильного зверя им трудно поймать. Иногда глядишь и удивляешься: рядом олениха и волк. Она спокойно разгребает снег и достает ягель. Волк будто и не смотрит на нее. В тундре волки и олени живут рядом. Часто волки так и ходят следом за оленьим стадом.

Задание Прочитать текст, расположить части по порядку, списать.


Итоговый контрольный диктант.

Летний дождик

Стоял жаркий денек. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошел дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.

Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идет легкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов.

Грамматические задания

1. Разобрать по составу слова на листочках, полевых.

2. Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения; выписать слова, связанные между собой по вопросам.

Итоговый тест по русскому языку

1. В каком слове нет мягких согласных звуков?

а) майка в) машина

б) чашка г) цветок

2. В каком двусложном слове звуков больше, чем букв?

а) Юра в) Илья

б) Ольга г) Юлия

3. В каком слове наименьшее количество слогов?

а) понедельник в) пятница

б) четверг г) суббота

4. В каком слове пропущен разделительный мягкий знак?

а) апрел . в) кис . ти

б) рел . сы г) крыл . я

5. В каком слове пропущена буква «и»?

а) св . ча в) п . сок

б) уж . н г) учит . ль

6. В каком слове пропущена буква «ж»?

а) шала . в) сырое . ка

б) кры . ка г) игру . ка

7. В каком слове нет непроизносимого согласного звука?

а) лес . ница в) лес . ник

б) наез . ник г) здра . ствуй

8. В каком слове есть непроверяемая орфограмма?

а) песок в) враг

б) зверѐк г) грядка

9. У какого слова указан верный перенос?

а) гру-ппа в) ин-дюк

б) ле-йка г) пал-ьто

10. Укажи проверочное слово среди обнаруженных однокоренных слов?

а) пригорок в) горняк

б) (на)горе г) горюшко


11. Какое слово употреблено с предлогом?

а) (на)берег в) (на)ходка

б) (на)бережная г) (на)бежал

12. Какое имя существительное является нарицательным,

одушевлённым, женского рода?

а) на коне в) у лисы

б) о Москве г) на кровати

13. В каком словосочетании имя прилагательное мужского рода?

а) у бурого медведя в) пушистые зайчата

б) с рыжей лисой г) без яркого солнца

14. В каком предложении глагол употреблён в настоящем времени?

а) Загремел гром. в) Сейчас начнѐтся ливень.

б) Сверкает яркая молния. г) Ребята побежали домой.

15. В каком предложении глагол употреблён в переносном

значении?

а) Мальчик играл с котѐнком.

б) Ветер играл волосами девушки.

в) Пианист играл концерт П. И. Чайковского.

г) Молодой актѐр впервые играл эту роль.

16. Какое предложение является побудительным?

а) Когда сажают молодые деревца?

б) Весной лесничий оберегает русские берѐзки от любителей

берѐзового сока.

в) Береги красоту леса!

г) Как красивы русские леса!

Контроль уровня обученности по русскому языку в 3 классе

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающем учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.



Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно используются тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.



Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

В соответствии с методическим письмом МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (№ 1561/14-15 от 19.11.1998г) представлен как текущий (в процессе и в конце изучения темы), так и итоговый контроль (за определённый достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год)

Проверочные работы:

● диагностические задания - позволяют выяснить сформированность учебной деятельности уч-ся, их умение применять полученные знания в новых, необычных учебных ситуациях. Проводятся в начале и конце изучения темы или курса

● разноуровневые задания по теме (текущий контроль)

● словарные диктанты (в том числе терминологические)

● списывание

● тесты ( в том числе разноуровневые, т.е позволяют определить качество усвоения знаний по теме)

● диктанты с грамматическими заданиями

● изложения

Контрольные работы

(базового уровня знаний – текущий контроль и итоговый – в конце четверти и года)

● тесты

● диктанты с грамматическими заданиями



Способы оценивания

Отметка «5» ставится при отсутствии ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; учитывается логичность и полнота изложения.

Отметка «4» ставится при полном раскрытии вопроса, самостоятельном суждении, отражении предмета обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

Отметка «3» ставится при минимальном уровне выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Отметка «2» ставится при уровне выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо основных положений.

Оценка за «общее впечатление от письменной работы».

Определение отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетичность, чистота и др.)

Снижение отметки допускается, если в работе имеется 2 неаккуратных исправления; работа оформлена плохо, нечитаемая, много зачёркиваний, отсутствие полей, красных строк. Учитель может выставлять в тетрадь 2 отметки (например, 5/3): за правильность задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:

● в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

● работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и "развести" ответы на вопросы: "Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "Каково его прилежание и старание?"

Не затрагивая вопроса о существующих формах и способах контроля и проверки достижений младших школьников, хотелось бы обратить внимание на особенности оценивания при организации различных форм контроля. При организации текущего контроля педагогически нецелесообразно поспешное применение цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, что определяет усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок.
При проведении контроля и выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на "4", в то время как в процессе текущего контроля соотношение между "4" и "3" было в пользу "3". Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает "4". В то же время другой ученик, который имел твердую "4" в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на "3". Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до "4". Данные критерии прописаны в «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». (Методическое письмо МО РФ от 19.11.98 № 1561(14-15)

Диктант

«5» (отлично) ставится за диктант, в котором нет орфографических и пунктуационных ошибок на текущий и ранее изученный материал. Допускается не более одного недочета: «отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы, неправильное и верное написание одного и того же слова при наличии в работе нескольких таких слов на одно и то же правило».



«4» (хорошо) ставится за диктант, в котором допущено 2-3 ошибки по текущему материалу или не более двух ошибок по изученному ранее материалу.

«3» (удовлетворительно) ставится за 4—6 ошибок по текущему материалу или за 3-5 ошибок по изученному ранее материалу.

«2» (плохо) ставится за семь ошибок по текущему материалу или за шесть ошибок по изученному ранее материалу.

В текущих работах вводится дополнительная отметка (в знаменателе) за общее впечатление от работы, учитываются также аккуратность выполнения всей работы, четкость исправлений, красота оформления и расположения материала.

За исправления учащихся в работах отметка не снижается (формируется навык самоконтроля и самооценки).

Нормы оценки за списывание с пропущенными орфограммами соответствуют нормам оценки за диктант.

Изложение

При выставлении отметки за изложение учитываются точность передачи авторского текста (без искажений и пропусков важного), а также орфографическая и пунктуационная грамотность.

«5» (отлично) — полно и логично передано содержание текста, нет орфографических и пунктуационных ошибок. Допускаются не более одного недочета (отсутствие красной строки, неточное использование слова и т. д.).
«4» (хорошо) — полно и логично передан авторский текст с незначительными нарушениями последовательности изложения, неточностями в использовании слов и построении предложений: возможны четыре лексических недочета или 2-3 ошибки (две орфографические и одна пунктуационная).

«3» (удовлетворительно) — есть отклонения от авторского текста, искажающие его смысл и логику, неточности в построении предложений; употребление слов без учета их оценочной окраски; нарушения сочетаемости слов; неоправданные повторы одного и того же слова; использованы диалектные, просторечные слова (беден словарь); неполно раскрыто содержание. Количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок — 4-6.

«2» (плохо) — пропущена главная часть, имеются значительные отступления от авторского текста, нарушена последовательность изложения, крайне беден словарь; содержание не раскрыто; допущено более шести орфографических ошибок.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

● нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах



● неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

● отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

● наличие ошибок на изучение правила по орфографии;

● существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

● отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

● употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

● отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

● отсутствие "красной" строки;

● неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;

● незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок

Диагностические задания (отметка не ставится):

0 баллов – работа не начата, или выполнена неправильно, или допущены 3 ошибки;

1 балл – выполнена часть задания, или допущено 2 ошибки;

2 балла – большая часть заданий выполнена правильно или допущена 1 ошибка;

3 балла – задание выполнено правильно

Оценить диагностическую работу из 6 заданий можно так:

10-13 баллов – «3»

14-17 баллов – «4»

18-21 балл – «5»

Тест из 14заданий (верно – 1 балл, неверно – 0 баллов)

7 - 9 баллов – «3», от 0 до 6 баллов «2»

10 - 12 баллов – «4»

13 - 14 балл – «5»

Словарные и терминологические диктанты (4 класс 12-15 слов)

«4» за 1 ошибку, «3» - за 2 ошибки, «2» - за диктант с 3 ошибками

Календарно – тематическое планирование





п/п

Наименование раздела, темы уроков

Выполнение ФГОС

Виды УУД

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт



Вспоминаем, повторяем, изучаем.




25











Наша речь и наш язык.







2







1.

Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека.

Развитие речи: развитие навыка смыслового чтения; составление текста по рисунку.


Словарное богатство русского языка, использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях). Объяснять, в каких случаях используются разные виды речи. Осознавать, что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты своей деятельности


1







2

Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Формирование представлений о красоте и выразительности русского языка.




1










Текст






2







3

Текст как единица языка и речи. Типы текстов.

Повторение и уточнение представлений о тексте. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.




Признаки текста. Различение предложения и текста. Списывание текста.

Практическое владение диалогической и монологической (рассказ-описание, повествование, рассуждение, на доступные детям темы) речью.



Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту и частям текста. Определять структурные компоненты текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Работать с информационной таблицей «Типы текстов». Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Определять по заголовку тип текста и его содержание.

Оценивать результаты своей деятельности

1







4

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.

Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка). Развитие речи: восстановление деформированного текста; составление повествовательного текста. Понятия: повествование, описание, рассуждение.



Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Составлять повествовательный текст на основе жизненного опыта.

Оценивать результаты своей деятельности


1










Предложение






10







следующая страница >>