Рабочая программа по литературе (7 класс). Усачева Т. Н. 2006г - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рабочая программа по литературе (7 класс). Усачева Т. Н. 2006г - страница №1/1


Утверждаю

Согласовано

Директор

с МО

средней школы №3




Муниципальное образовательное учреждение средней образовательной школы №3


Рабочая программа по литературе (7 класс).

Усачева Т.Н.

2006г.
Пояснительная записка.
Предмет литература входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 8 часов, из них на развитие речи – 8 часов.

Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер определенных задач, которые решаются на уроках литературы.

Учащиеся должны сформировать представление о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений; воспитывать культуру чтения; сформировать потребность в чтении; совершенствовать устную и письменную речь.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, навыки,. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова. Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова.

Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим учебным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства, на основе общности их тематики, проблематики, идейно эстетических позиций авторов. (Русский язык – прямое и переносное значение слова. Изобразительное искусство – А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину; В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина; О. Кипренский Портрет А.С. Пушкина. Музыка «Украинские народные песни и танцы». Русский язык – подробное и выборочное изложение текста публицистического характера, сочинения-рассуждения на морально-эстетическую тему).

Необходимо использовать учебник – хрестоматию «Литература», автор Т. Ф. Курдюмова. Книга направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе. В хрестоматии раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров. Данная хрестоматия соответствует ныне действующей программе по литературе (5-11 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Необходимо применять следующую методическую литературу:

  • И. В. Золотарева, С. М. Аникина «Поурочные разработки по литературе». Издание содержит подробный развернутый план урока, дополнено справочными и тестовыми материалами и вариантами тем и уроков. (Издательство «Москва», «ВАКО» 2004г.).

  • Б. И. Турьянская, С.В. Комиссарова, Л. А. Холодкова «Литература в 6-7 классе» (урок за уроком). Предлагаемое пособие должно помочь преподавателю литературы построить собственную педагогическую систему. Авторы предлагают дополнительный материал для учителя, два варианта изучения одной темы. Для коррекции учебной деятельности разработана система зачетов.

  • Т.Ф. Курдюмова «Литература» (7 класс). Методические рекомендации. Материалы пособия построены в соответствии со структурой учебника «Литература 7 класс» (автор Курдюмова). В пособии учтены требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ, даны варианты ведения уроков, дополнительные сведения для учителя.

Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика, драма) и жанры всех трех родов.

  • Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.

  • Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Ученик должен уметь:

  • Определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы.

  • Привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.

  • Создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи.

  • Отличать стихотворную речь и ее особенности, силлабо-тонический стих от тонического.

  • Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения.

  • Работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями.

  • Обнаружить связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.


Календарно – тематическое планирование.



Раздел программы

Общее кол-во часов

Календарные сроки

I

Главнейшие роды литературы, эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие жанров.

2+0




II

Фольклор и его жанры.

Классическая литература XIX века и ее жанры.

  • Василий Андреевич Жуковский. Баллады «Рыбак», «Перчатка».

  • Джордж Гордон Байрон.

  • Александр Сергеевич Пушкин.

  • Михаил Юрьевич Лермонтов.

  • Николай Васильевич Гоголь. «Ревизор».

  • Иван Сергеевич Тургенев. «Стихотворения в прозе».

  • Николай Алексеевич Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  • Николай Семенович Лесков. «Левша».

  • Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

  • Антон Павлович Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга»,

  • Портрет героя в различных жанрах художественных произведений.

  • Пейзаж в различных жанрах.

  • Артур Конан Дойл. «Пляшущие человечки».

2+1
2+0
2+0

9+1

5

5+1
2
2+1
2+1
3

1
2+1
1
1

1




III

Лирика начала XX .

  • Брюсов, Бальмонт, Северянин, Киплинг. Нравственная проблематика.

  • Максим Горький «Легенда о Данко», «Старый год».

  • Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду».

  • Михаил Афанасьевич Булгаков «Ревизор с вышибанием».

  • Константин Георгиевич Паустовский «Рождение рассказа».

  • Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади».

  • Александр Трифонович Твардовский. «Как после мартовских метелей». «Июль – макушка лета».

  • Александр Валентинович Вампилов «Несравненный Наконечников».



1

2+1


2
1
2
2
1
1




IV

Великая Отечественная война в художественной литературе.

  • Михаил Александрович Шолохов. «Они сражались за Родину».

  • Валентин Григорьевич Распутин. «Уроки французского».

  • Жанры фантастики. Роберт Шекли. «Запах мысли».

  • Из истории эссе, пародии. Итоги.

Всего 68 часов,

из них на развитие

речи – 8 часов.



2+1

2

1

1



Тематическое планирование.






Тема раздела

Кол-во часов

№ урока,

сроки


Средства обучения

Формы текущ. контроля

Формы вход., рубеж. итогового контроля

Примеч.

I

Главнейшие ролы литературы: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров.

  • Основные роды искусства слова: эпос, лирика, драма. Род как исторически сложившаяся разновидность.

  • Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров.

  • Фольклор и его жанры. Самые древние и самые молодые жанры. Былина «Садко». Герои и события новгородских былин. Садко – купец и богатый гость. Былина «Садко» и одноименная опера Римского-Корсакова.

  • Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы. Теория. Жанры народного театра.

Знать:

  • Основные теоретические понятия и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика, драма).

  • Жанры всех трех родов.

  • Иметь представление о богатстве и многообразии жанров

Уметь:

  • Определять роды и жанры изученных произведений; мотивировать свои выводы.

  • Привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.

  • Создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи.

  • р.р. мини-сочинение: «Мой любимый былинный герой», «Какой памятник я поставил бы былинному богатырю», или киносценарий одного из эпизодов былин, или написание своей собственной былины.

2+0

1

1

1


1

1



№1

№2



№3

№4

№5




сочинение










II

Классическая литература XIX века.

  • Самые популярные жанры литературы XIX века. Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Рыбак» - перевод одноименной баллады Гете. Сюжет баллады и фольклор. Образ русалки.

  • «Перчатка». Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжеты в переводах Жуковского и Лермонтова.

  • Джордж Гордон Байрон. «Хочу я быть ребенком вольным», «Душа моя мрачна», «Видение Вальтасара». Жизнь поэта-властителя дум и его творчество.

  • «Стансы», «Романс, «В день моего тридцатилетия». Свободное владение формой. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов.

Александр Сергеевич Пушкин.

  • Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А.С. Пушкина. «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец».

  • Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта. «Эпиграмма», «Стансы», «Друзьям», «Моя эпитафия».

  • Жанр прозы А.С. Пушкина. «Повести Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка». Героиня повести – Лиза (Бетси). Легкий водевильный сюжет.

  • «Барышня-крестьянка». И его решение вопросов композиции повести.

  • Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романов.

  • Владимир Дубровский как романтический герой.

  • Маша. Ее окружение.

  • Судьба героев повести.

  • Теория литературы. Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман. Тестовая работа по творчеству Пушкина.

  • р.р. План эпического произведения.

Николай Васильевич Гоголь «Ревизор».

  • История создания комедии «Ревизор».

  • Россия XIX века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии.

  • Городничий и чиновники города Н.

  • Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедий.

  • Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина».сценическая история комедии (театр, кино). Теория. Афиша комедии. Ремарки. Образ драматического произведения.

  • р.р. Подробное описание. Изложение с элементами сочинения по произведению Гоголя «Ревизор».

Михаил Юрьевич Лермонтов


  • различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллады, поэмы). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора.

  • Анализ произведений: «Нет, я не Байрон, я другой», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Эпиграммы и мадригалы», «Эпитафия».

  • История создания «Мцыри». Романтический сюжет и романтический герой. Герой поэмы «Мцыри» и его исповедь.

  • Особенности романтического пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэмы.

  • Теория. Романтический герой. Рифма. «Словарь рифмы Лермонтова». Тесты.

Иван Сергеевич Тургенев. «Стихотворения в прозе».

  • Последние годы творчества и последние произведения Тургенева. – «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений. («Собака», «Дурак», «Щи»).

  • «Русский язык» - выражение преданной и безграничной любви к Родине. Соотнесение личной судьбы с судьбой страны. Теория. Стихотворение в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

  • Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в его лирических и лироэпических произведениях. «Размышления у парадного подъезда» как отклик на самые острые вопросы современности.

  • Сюжет произведения и его герои. Автор в лирике поэта. Стиль, отвечающий теме. Теория. Стиль.

  • р.р. Выборочное изложение по изученным произведениям.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»».

  • Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественной особенности сказок. Объяснение авторского названия «Повесть о том…»

  • Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки – повести. Герои – два генерала и их кормилец – мужик. Особенности создания сатирического образа. Сатира. Гротеск. Теория. Гротеск. (Викторина).

  • р.р. Сочинение – рассуждение о «Повести о том…».

Николай Семенович Лесков. «Левша».

  • Жанр – сказ. Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту». (М. Горький).

  • Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов.

  • Сценическая история постановок сказа. Теория. Сказ как жанр эпоса.

Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

  • Америка и ее люди в зеркале сатиры Твена. Повести «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» как автобиографические повести юмориста о детстве и отрочестве. Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры. Сюжет, герои и приемы изображения. Гротеск как прием. Теория. Памфлет.

Антон Павлович Чехов.

  • Юмористические рассказы молодого Чехова. Стремительное развитие сюжета «Хирургия». Реплика.

  • Выразительность юмористических характеристик героев «Жалобная книга». Теория. Юмореска.

  • р.р. Сочинение-рассуждение о рассказах писателя.

  • Портрет героя в различных жанрах художественных произведений. Портрет в эпических произведениях: романе – повести – рассказе. Портрет в поэме, лирическом произведении. Портрет в искусстве слова и др. видах искусства.

  • Пейзаж в различных жанрах. Пейзажная лирика. Пейзаж в крупном эпическом произведении. Роль пейзажа в изучении произведений. («Мцыри», «Барышня-крестьянка»). Проверочная работа. Тесты.

Артур Конан Дойл. «Пляшущие человечки».

  • Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX веков. Особенность ком позиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия новелл Дойля.




1


1

1


1

9+1


1

1

1



1
1
1

1

1


1
1


5+1
1

1

1



1

1


1

5+0
1

1

1

1



1
2+0

1

1


2+1
1

1
1


2+1
1

1
1


3+0

1

1


1
1+0

1

2+1


1

1


1

1

1


1+0

1


№6


№7

№8


№9
№10

№11


№12

№13
№14


№15

№16


№17

№18
№19

№20

№21


№22

№23


№24

1

№26



№27

№28


№29

№30

№31

№32



№33

№34
№35

№36

№37
№38


№39

№40
№41

№42

№43


№44
№45

№46


№47

№48



Тест.раб


Изложение

Викторина


Сочинение

Сочинение



Тесты











Знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений.

  • Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).

  • Жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).

  • Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.

  • Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

  • Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.

  • Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.

  • Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Уметь:

  • Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  • Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.

  • Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  • Различать эпические, драматические и лирические произведения.

  • Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.

  • Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов.

  • Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  • Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.

  • Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  • Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  • Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.

III

Литература XX века и ее жанры

  • Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В.Я. Брюсов. «Гимн человеку», И.А. Бунин. «Изгнание», «У птиц есть гнездо»…; К.Д. Бальмонт «Бог создал мир из ничего», И, Северянин «Не завидуй другу», «Р. Киплинг «Если…» (перевод Маршака), «Заповедь» (перевод Лозинского). Нравственная проблематика в лирике XX века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. (По выбору). Теория. Сонет.

Максим Горький «Легенда о Данко», «Старый год».

  • М. Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Старуха Изергиль» как один из самых популярных ранних рассказов писателя. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды. Данко и Ларра. Романтический сюжет и романтический образ Данко.

  • Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки. Теория. Место эпических жанров в творчестве писателей XX века.

  • р.р. Изложение подробное с элементами описания.



Владимир Владимирович Маяковский.

  • Проблематика творчества в лироэпическом произведении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»». Новаторство Маяковского. Поэт и солнце. Мир гипербол – мир Маяковского.

  • Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского. Теория. Тонический стих Маяковского.

Константин Георгиевич Паустовский. «Рождение рассказа».

  • Поэтическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»). «Рождение рассказа.»

  • Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса. Теория. Роман – повесть – рассказ. Связь между жанрами эпоса.

Федор Александрович Абрамов «О чем плачут лошади».

  • Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.

  • Рыжуха и ее диалог с рассказчиком – автором. Логика истории и развития связей природы и человека. Теория. Сюжет и аллегорические герои.

Александр Трифонович Твардовский


  • «Июль – макушка лета», «Как после мартовских капелей». Богатство тематики Твардовского. Тема Великой Отечественной войны и мирных трудовых будней. Лирические раздумья поэта. Картины родной природы. Природа и человек. Теория. Тематика лирики.

Александр Валентинович Вампилов «Несравненный Наконечников». Тестовая работа.

  • Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля. Теория. Водевиль.

1


2+1

1

1


1

2+0

1
1
2+0

1


1
2+ 0

1

1



1+0

1

1+0


1

№49

№50


№51
№52

№53
№54

№55

№56


№57

№58


№59

№60




Изложение с элем. Сочинения



Тест. раб.










Знать:

  • Авторов и тексты художественных произведений.

  • Сюжет, особенности композиции.

  • Событийную сторону и героев изученных произведений в их взаимосвязи.

  • Основные признаки понятий: пейзаж, портрет, аллегория, гипербола, постоянный эпитет.

  • Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений – литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

  • Роды литературы (эпос, лирика, драма) и жанры всех трех родов.

Уметь:

  • Отличать стихотворную речь и ее особенности, силлабо-тонический стих от тонического.

  • Определять роды и жанры изученных произведений и аргументировать свои выводы.

  • Готовить сообщение, доклад на литературную тему.

  • Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  • Выявлять роль героя в раскрытии содержания произведения и авторскую оценку героя.

  • Владеть монологической речью, уметь высказывать суждения и аргументированно отстаивать.

  • Пользоваться различными типами учебных словарей и справочников.

  • Создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи.

  • Применять сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.

IV

Великая Отечественная война в художественной литературе.

  • Общий обзор богатства жанров, в которых раскрывалась тема войны. Михаил Александрович Шолохов «Они сражались за Родину». Битва за Родину в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии.

  • «Они сражались за Родину». Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений. Теория. Описание событий войны по их живым следам. Тестовая работа.

Валентин Григорьевич Распутин. «Уроки французского».

  • Трудные годы в жизни страны на страницах рассказа. Любознательность юного героя.

  • Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа. Теория. Война на страницах послевоенной прозы. Место и роль портрета, пейзаж, интерьер.

  • р.р. Урок развития речи по произведениям Шолохова, Распутина.

Знать:

  • Текст художественного произведения.

  • Событийную сторону и героев изученных произведений в их взаимосвязи.

  • Основные особенности композиции, основные изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи.

  • Основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог).

  • Тему, идею, сюжет, героев изученных произведений.

  • Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Уметь:

  • Характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, с происходящими в нем событиями.

  • Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику.

  • Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения.

  • Работать со справочными материалами.

  • Привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.

  • Владеть жанрами устной и письменной речи.

  • Обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.

4+1

1
1
2+1

2

1

1




№61
№62

№63-64

№65

№66





Тест. раб.


сочинение









V

Жанры фантастики.

  • Роберт Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты 3 – М – 22. Виды коммуникаций. Что помогло спастись герою рассказа. Теория. Жанры научной фантастики.

  • Из истории эссе. «Радость творчества» - эссе. К.Г. Паустовского. Теория. Эссе. Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия и шарж. Теория. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура. Итоги.

Всего 68 часов, из них 8 на развитие речи.

Знать:

  • Жанр рассказа в научно-фантастической литературе.

  • Особенности юмора в фантастическом произведении.

  • Жанры критико-сатирической литературы.

Уметь:

  • Определять жанры изученных произведений, мотивировать свои выводы.

  • Создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи.

  • Различать жанры критико-сатирической литературы (пародия, фельетон, шарж, карикатура).

  • Привлекать сведения по теории литературы в процесс обсуждения изученной литературы.

  • Использовать различные формы пересказа с сопоставлением планов различных типов, с изменением лица рассказчика.

  • Работать со справочными материалами.

  1. Жанр рассказа в научно-фантастической литературе.

  2. длпллп

2+0

1

1



№67

№68








Итоговая тест.раб.







Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.



Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Оценка за сочинение.


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение: глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается: 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

Ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.