Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для V... 2 214.37kb.
Календарно-тематическое планирование по курсу: Основы Безопасности... 1 69.6kb.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания... 1 102.87kb.
Основы безопасности жизнедеятельности Учебная программа для 10—11... 1 326.17kb.
Рабочая программа основного общего образования По направлению «Основы... 4 761.39kb.
Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Основы безопасности... 1 166.32kb.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами... 1 106.44kb.
Рабочая программа по обж для 8 класса составлена на основе Программы... 1 255.18kb.
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»... 1 278.13kb.
Обж проводится интегрировано с предметом Окружающий мир один раз... 1 40.08kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9... 1 246.07kb.
8 класс Максимальная оценка – 100 баллов Время на подготовку – 2... 1 145.75kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» - страница №1/1

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

г. Ейска муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол №1

от ___.08.2013 года

Председатель педсовета

____________ Л.Г.Федь



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Ступень обучения (класс) основное общее образование, 5 класс

Количество часов 34 Уровень базовый

Учитель Кудрявцев Николай Фёдорович__________________________

Программа разработана на основе программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, - М. :Просвещение, 2010.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 класса разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования на основе программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 классов общеобразовательных учреждений. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, -М:Просвещение, 2010.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс, авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство Москва «Просвещение»,2011.

Программа рассчитана на реализацию за 34 часа (1час в неделю) Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение целей:

А)усвоение знаний :

-об опасных и чрезвычайных ситуациях,

-о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

-о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

-о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;


Б) Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
В) Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

Г) Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;


Д) Развитие умений:

-предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой от различных источников,

-принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

1 час удалён из 4 раздела ( тема- 8) т.к. учебный план школы предполагает 34 рабочих недели.


Таблица тематического распределения количества часов

п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

Примерная

или

авторская

программа

Рабочая

программа

Раздел

Тема

Раздел

Тема

I

Основы безопасности личности, общества и государства







22




Р-1

Основы комплексной безопасности







22




1

Человек, среда его обитания, безопасность человека










5

2

Опасные ситуации техногенного характера










6

3

Опасные ситуации природного характера










2

4

Опасные ситуации социального характера










3

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера










6

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни







12




Р-3

Основы здорового образа жизни







5




6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни










3

7

Факторы, разрушающие здоровье










2

Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи







7




8

Первая медицинская помощь и правила её оказания










7

Всего часов

35

34








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ПРОГРАММЫ ОБЖ (5 КЛАСС)

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства

1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

1.1Пожарная безопасность.

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом и общественном здании.

1.2 Безопасность на дорогах.

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3 Безопасность в быту.

Особенности города(населённого пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4 Безопасность на водоёмах.

Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5 Экология и безопасность.

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6 Опасные ситуации социального характера.

Криминогенные ситуации в городе, их причины возникновения.

Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.



2.Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

2.1 Подготовка к активному отдыху на природе.

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2 Активный отдых на природе и безопасность.

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3 Дальний(внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4 Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Автономное существование человека в природных условиях.Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5 Опасные ситуации в природных условиях.

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

3.1 Наиболее опасные террористические акты.

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2 Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл, если вас завалило обломками.

3.3 Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.

Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолёта.

4.Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

4.1 Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация ЧС техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, их причины и возможные последствия.

Защита населения от ЧС техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время ЧС.

4.3 Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России.

Защита населения от ЧС социального характера. Правила личной безопасности.

Национальные интересы России в современном мире и их содержание.

Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

Раздел I1. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

5.Организация защиты от чрезвычайных ситуаций.

5.1 Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2 Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, её задачи и предназначение.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.

5.3 Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование ЧС. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

6.Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.

6.1 Система борьбы с терроризмом.

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму, Контртеррористическая операция. Применение Вооружённых Сил РФ в борьбе с терроризмом.

6.2 Государственная политика противодействия наркотизму.

Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и её влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.

Раздел I11. Основы здорового образа жизни.

7.1 Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально0демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека,развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств.Взаимоотношения человека и общества.Ответственность несовершеннолетних.

7.2 Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни- индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма- необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.



8. Факторы, разрушающие здоровье.

8.1 Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.

8.2 Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека. Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД- угроза здоровью личности и общества.

Профилактика инфекций, передаваемых половым путём, и ВИЧ-инфекции.

9. Правовые аспекты взаимоотношения полов.

9.1 Семья в современном обществе.

Законодательство и семья. Основы семейного права в Российской Федерации. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.

Личные права и обязанности супругов, права и обязанности родителей.



Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

10. Основы медицинских знаний.

10.1 Основы медицинских знаний.

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. профилактика неинфекционных заболеваний

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

11.Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

11.1 Правила оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
12.Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

12.1 Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.

Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.

Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавших из-под завалов, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей).


Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах учащийся должен знать:

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

- правила поведения при угрозе террористического акта;

- государственную политику противодействия наркотизму;

- основные меры по профилактике наркомании.
Учащийся должен уметь:

- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

- выработка убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва «Просвещение» 2010.

2. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5класса, авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство Москва «Просвещение» 2011г.

3. Пособие по курсу ОБЖ «Школа экологического выживания»

4. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ «Книга для учителя».

5. Книга для детей и родителей «Азы безопасности»

6. «Энциклопедия экстремальных ситуаций», издательство «Зеркало»-1995г.

7. «Азбука выживания», Москва, издательство «Знание» 1995г.

8. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» под редакцией С.К.Шойгу


Средства обучения

1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5класс, авторы:

А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, под общей редакцией А.Т.Смирнова,

издательство Москва «Просвещение» 2011г.


2. Мультимедиа

3. Стенды, медоборудование

4. Плакаты, картины

5. Учебные фильмы

6. Макеты

Согласовано Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

_______________ О.К.Тимошенко _____________ Н.В. Черная



«____»___________2013г. «____»_____________2013г.