Рабочая программа по изобразительному искусству по курсу начального общего образования - страница №1/1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чернореченская средняя общеобразовательная школа №2
Утверждаю
Директор школы _______ Сучкова Г.А.
приказ № ___ от _____________ 2013г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
по курсу начального общего образования
4 класса
Учитель: Шабусова А.Ш.
Учитель начальных классов
Вторая категория
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
ЦЕЛИ:
-
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
-
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
ЗАДАЧИ:
-
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
-
Формирование художественно-творческой активности.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник
-
Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2007.
-
Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу соответственно.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, пони¬мать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Тематическое планирование
-
Раздел программы
|
Кол-во
часов
|
Искусство твоего народа
|
9
|
Искусство разных народов
|
7
|
Каждый народ земли – художник
|
10
|
Представления народов
о духовной красоте человека
|
8
|
ИТОГО:
|
34
|
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
|
Название темы урока
|
Кол-во
часов
|
Календарные сроки
|
Дата по плану
|
Дата по факту
|
Тема года: «Каждый народ - художник»
|
1 четверть. Тема: «Искусство твоего народа»
|
1
|
«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы».(компоновка)
|
1
|
|
|
2
|
«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы».(цветовое решение)
|
1
|
|
|
3
|
«Образ древних русских городов».
(инд. конструирование)
|
1
|
|
|
4
|
«Образ древних русских городов».
(создание ансамбля)
|
1
|
|
|
5
|
«Образ русского человека».
(женский образ)
|
1
|
|
|
6
|
«Образ русского человека».
(мужской образ)
|
1
|
|
|
7
|
«Воспевание труда в искусстве».
|
1
|
|
|
8
|
«Народные праздники»
(предварительный рисунок, компоновка)
|
1
|
|
|
9
|
«Народные праздники».
(обобщение темы четверти)
|
1
|
|
|
2 четверть. Тема: «Искусство разных народов»
|
10
|
«Природа и селения разных народов».
|
1
|
|
|
11
|
«Образы городов и исторических памятников».
(рисунок)
|
1
|
|
|
12
|
«Образы городов и исторических памятников». (цветовое решение)
|
1
|
|
|
13
|
«Образ человека в искусстве разных народов»
|
1
|
|
|
14
|
«Труд в искусстве разных народов».
(эскиз, рисунок)
|
1
|
|
|
15
|
«Труд в искусстве разных народов».
(цветовое решение, лепка)
|
1
|
|
|
16
|
«Искусство разных народов». (выставка работ за четверть)
|
1
|
|
|
3 четверть. Тема: «Каждый народ земли художник»
|
17
|
«Образ художественной культуры Древней Греции».
(рисунки фигуры)
|
1
|
|
|
18
|
«Образ художественной культуры Древней Греции».(вырезание)
|
1
|
|
|
19
|
«Образ художественной культуры Древней Греции».
(склеивание)
|
1
|
|
|
20
|
«Образ художественной культуры Древней Греции».
(панно)
|
1
|
|
|
21
|
«Образ художественной культуры Японии».
(пейзаж)
|
1
|
|
|
22
|
«Изображение японок в национальной одежде».
|
1
|
|
|
23
|
«Образ художественной культуры средневековой Западной Европы».(готика)
|
1
|
|
|
24
|
«Одежда и предметы быта горожан средневековья»
|
1
|
|
|
25
|
«Праздник цехов ремесленников на городской площади».
(панно)
|
1
|
|
|
26
|
«Завершение работы над панно».
|
1
|
|
|
4 четверть. Тема: «Представления народов о духовной красоте человека»
|
27
|
«Все народы воспевают материнство».
|
1
|
|
|
28
|
«Все народы воспевают мудрость старости».
|
1
|
|
|
29
|
«Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе».
|
1
|
|
|
30
|
«Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость».
|
1
|
|
|
31
|
«Все народы скорбят о павших за справедливость и воспевают их подвиг».
|
1
|
|
|
32
|
«Все народы скорбят о павших за справедливость
и воспевают их подвиг».
|
1
|
|
|
33
|
«Представления народов о духовной красоте человека».
|
1
|
|
|
34
|
Обобщение и закрепление знаний по итогам начальной школы.
|
1
|
|
|
Содержание (34 ч.)
Тема: «Искусство твоего народа» (9 ч.)
Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы» (компоновка, цветовое решение). Образ древних русских городов (инд. Конструирование, создание ансамбля, женский образ, мужской образ). Воспевание труда в искусстве. Народные праздники (предварительный рисунок, компоновка).
Тема: «Искусство разных народов» (7 ч.)
Природа и селения разных народов. Образы городов и исторических памятников (рисунок, цветовое решение). Образ человека в искусстве разных народов. Труд в искусстве разных народов (эскиз, рисунок, цветовое решение, лепка). Искусство разных народов (выставка работ за четверть).
Тема: «Каждый народ земли художник» (10 ч.)
Образ художественной культуры Древней Греции (рисунки фигуры, вырезание, склеивание, панно). Образ художественной культуры Японии (пейзаж). Изображение японок в национальной одежде. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы (готика). Одежда и предметы быта горожан средневековья. Праздник цехов ремесленников на городской площади (панно). Завершение работы над панно.
Тема: «Представления народов о духовной красоте человека» (8 ч.)
Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе. Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость. Все народы скорбят о павших за справедливость и воспевают их подвиг. Представления народов о духовной красоте человека.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
-
Н.А. Горяева, Л.А.Неменская. Искусство вокруг нас. Учебник для 4 класса-М. Просвещение, 2011
-
Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству». М.: Просвещение, 2011 г.
Дополнительная литература
-
Поурочные планы 4 класс по программе Б.М. Неменского.
-
Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд» М.: Просвещение, 2011г.
-
И.В. Федотова. Изобразительное искусство 4 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской - Волгоград: Учитель, 2008 -171 с.
Интернет-ресурсы
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
http://school-coollection.edu.ru
-
Образование Красноярья: портал краевой образовательной сети
http://www.cross-edu.ru
-
Газета «Первое сентября»
http://ps.lseptember.ru
-
Газета «Начальная школа»
http:nsc.lseptember.ru
-
Презентации уроков «Начальная школа»
http://nachalka.info/about/193
-
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
www.km.ru/td
-
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)
http://nsc.lseptember.ru/urok
-
Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе
www.uroki.ru
Наглядное пособие
-
Репродукция картин русских художников.
-
Таблицы «Портреты художников».
-
Таблицы по построению орнамента.
-
Гербарии.
-
Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод.
-
Предметы быта.
Технические средства обучения
-
Телевизор
-
Видеомагнитофон
-
DVD-проигрыватель
-
Слайд-проектор
-
Экран для слайд-проектора
-
Музыкальный центр
-
Сканер
-
Принтер
-
Фотокамера цифровая