Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе примерной программы основного общего образова - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-9... 4 1327.41kb.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 1 164.02kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для VI класса составлена... 1 312.88kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса 1 331.42kb.
Тищенко Н. Н. Приказ №58 от 31. 08. 2012г 1 144.94kb.
Программа по изо 6 класс, по программе Б. Неменского 1 127.3kb.
Рабочая учебная программа по предмету «Мировая художественная культура»... 2 381.52kb.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... 1 78.63kb.
Рабочая программа по физике для 8 классов составлена на основе Примерной... 1 109.26kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс) 1 226.48kb.
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 5 класса составлена... 2 264.34kb.
Подписана в Женеве 6 сентября 1952 г 2 464.96kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству.

Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Созданные на основе образовательной программы рабочая программа должны логически развивать идеи начальной школы, способствовать формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях изобразительного искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.



Структура документа.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модальности «не менее») по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.



Общая характеристика предмета.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В образовательной программе выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Содержание обучения в рабочей программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, гра­фику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и де­коративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства — живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообраз­ного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает мно­гообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важ­ной является задача показать разницу их социальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно видеть ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V-VII классы (105 часа)

Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 час). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).



Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.



Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


Методическая литература для учащихся:

Учебник под редакцией Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» 5-7класс.


Методическая литература для учителя:

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

Методическое пособие под ред. Б.М. Неменского «Просвещение» 2007 год

«Рисунок и методика его преподавании», Н.С.Михнюк Красноярск 1988г.



Электронные учебные пособия:

1.Архитектура и искусство.5-8 класс. Электронное пособие для основной школы. Дрофа 2005 г.



Календарно-тематическое планирование

уроков

Искусство (ИЗО) в 5 классе (35 ч)

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примечание




I четверть

Древние корни народного искусства

9




1

Древние образы в народном искусстве.


1




2

Дом – космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.

1




3

Интерьер крестьянского дома.

1




4

Конструкция и декор предметов народного быта.

1




5

Русский народный орнамент.

1




6

Внутреннее убранство крестьянского дома. Посиделки.

1




7

Народная праздничная одежда.

1




8

Народная праздничная одежда.

1




9.

Праздничные народные гулянья.

1







II четверть

Связь времён в народном искусстве

7




10

Древние образы в современных народных игрушках.


1




11

Единство формы и декора в игрушках.

1




12

Народные промыслы, их истоки и современное развитие.

1




13

Народные промыслы, их истоки и современное развитие.

1




14

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.

1




15

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.

1




16

Промыслы нашего края.

1







III четверть

Декор – человек, общество, время

10




17

Украшения для людей.

1




18

Украшения в жизни древних обществ.

1




19

Декоративное искусство древней Греции.

1




20

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

1




21

Что такое эмблемы, зачем они людям.

1




22

Гербы и эмблемы.

1




23

Декоративное искусство Западной Европы 17 века.

1




24

Выражение в одежде принадлежности к разным слоям общества.

1




25

Роль декоративного искусства в жизни общества.

1




26

Декоративное искусство в жизни общества.

1







IV четверть

Декоративное искусство в современном мире

9




27

Современное повседневное и выставочное искусство.


1




28

Современное выставочное искусство. Витраж.


1




29

Витраж.


1




30

Создание коллективной декоративной работы из мозаики.

1




31

Коллективная работа с мозаикой.

1




32

Коллективная работа с мозаикой.

1




33

Древние образы в современном декоративном искусстве.

1




34.35

Обобщающий урок.

2








Календарно-тематическое планирование

уроков Искусство (ИЗО) в 7 классе (34 ч).

Изобразительное искусство в жизни человека.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примечание




I четверть

Изображение фигуры человека и образ человека

9




1

Человек в живописи, графике, скульптуре.

1




2

Красота и выразительность пропорций человека.

1




3

Красота движений человека.

1




4

Красота согласованности движения людей.

1




5

Учимся рисовать человека с натуры.

1




6

Учимся создавать образ человека по впечатлению.

1




7

Учимся создавать образ человека по впечатлению.

1




8

Выражение внутреннего через внешнее.

1



9

Обычная жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.










II четверть

Поэзия повседневности

7




10

Мой дом – моя семья.

1




11

Мой дом – моя семья.

1




12

Жизнь людей моей улицы, моего села.

1




13

Жизнь в моем селе 100 лет назад.

1




14

Жизнь разных народов похожа и непохожа на нашу.

1




15

Быт – это не только будни, но и праздник.

1




16

Быт – это не только будни, но и праздник.

1







III четверть

Великие темы жизни.

10




17

Картины на тему истории.

1




18

С чего начинается картина.

1




19

Создание исторической картины невозможно без изучения культуры времени.

1




20

В каждой картине есть главные герои.

1




21

Историческое событие происходит в среде природы и архитектуры своего времени.

1




22

Композиция – обобщение своих знаний и отношений.

1




23

Картины на библейские темы.

1




24

Иллюстрации к Библии.

1




25

Иллюстрации к Библии.

1




26

Мир изобразительных искусств.

1







IV четверть

Реальность жизни и художественный образ.

9




27

Сегодняшнее звучание Великой Отечественной войны.

1




28

Тема Великой Отечественной войны.

1




29

Альбом по искусству, его композиция и шрифтовое решение обложки.

1




30

Композиция и шрифт.

1




31

Мир изобразительных искусств.

1




32

Рисование ветки яблони.

1




33

Рисование ветки яблони.

1




34.35

Обобщающий урок «Мир изобразительных искусств».

2