Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс) - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по изо 6 класс, по программе Б. Неменского 1 127.3kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов... 1 219.35kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для VI класса составлена... 1 312.88kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса умк... 1 153.74kb.
Тищенко Н. Н. Приказ №58 от 31. 08. 2012г 1 144.94kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса 1 331.42kb.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 1 164.02kb.
Программа по изобразительному искусству 4 1106.9kb.
Программа по изобразительному искусству 3 323kb.
Учебники по изобразительному искусству 5,6, 7 класс под ред. 1 101.63kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-9... 4 1327.41kb.
Знакомство с методиками использования современных информационных... 1 98.24kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс) - страница №1/1

Согласовано: Утверждаю:

Замдиректора по УР Директор школы

____________Трышпакова А.П. ____________Ойношева Л.Ф.

«02» сентября 2013 г. «02»сентября 2013 г.

Рассмотрено

на заседании МО

протокол № 1

от «27» августа 2013 г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству



(4 класс)
Составила:Трышпакова А.П.

учитель начальных классов

МБОУ «Беш- Озёкская сош»

Беш- Озёк, 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Беш-Озёкская сош»,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы , на основе программы под редакцией В.С.Кузина ( Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 классы . М.: Дрофа , 2010 )
Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ,календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся, нормы и критерии оценивания,перечень учебно-методического обеспечения ,материально–техническое обеспечение,список литературы,приложения к программе.


Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» в на­чальной школе соответствует образовательной облас­ти «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искус­ство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, ви­деть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматрива­ет как эстетическое восприятие предметов действи­тельности и произведений изобразительного искус­ства, так и непосредственно художественную деятель­ность.

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности,приобщение к общечеловеческим ценностям ,овладение культурным национальным наследием.

Основными задачами преподавания изобразитель­ного искусства являются:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навы­ков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспита­тельных задач программой предусмотрены следую­щие основные виды занятий: рисование с натуры (ри­сунок, живопись), рисование на темы и иллюстриро­вание (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобра­зительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связа­ны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени го­да и интересов учащихся.В основу программы положены:



  • тематический принцип планирования учебного материала ;

  • единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся;

  • познавательно-эстетическая сущность изобрази­тельного искусства;

  • яркая выраженность познавательно-эстетиче­ской сущности изобразительного искусства;

  • система учебно-творческих заданий на основе оз­накомления с народным декоративно-прикладным искусством;

  • система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир,технология);

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

  • развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действитель­ности,

Рисование с натуры (рисунок и живопись) вклю­чает в себя изображение находящихся перед школь­никами объектов действительности, а также рисова­ние их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

С 4 класса начинается изучение детьми закономерности ,перпективы, конструкции

светотени.Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов,находящихся во фронтальной и угловой перспективе.

В разделе «Живопись» содержание обучения на­правлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памя­ти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.

Содержание разделов « Рисунок» и « Живопись» знакомит школьников с правилами рисования,обогащает их знаниями конструктивного строения, композиции,светотени ,гармонии цветовой окраски.

Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сю­жетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправ­ленных наблюдений, по воображению и сопровожда­ется выполнением набросков и зарисовок с натуры.Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций,грамотного изображения конструктивного строения ,объема,пространственного положения,освещенности,цвета предметов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декора­тивных композиций, составления эскизов оформи тельских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

В содержании раздела « Декоративная работа»раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического ,трудового и патриотического воспитания.

Понимание ритма,гармоничности цветовых отношений ,зрительного равновесия форм и цвета,находит применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций,игрушек,вышивки.

Раздел «Лепка» - вид ху­дожественного творчества ,который развивает наблюдатель­ность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.

Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев,фруктов,овощей,предметов быта и т.д.

Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры: овощей,фруктов,животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ.



Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искус­ства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности,у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.


Место предмета в учебном плане
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства в 4 классе рассчитаны на 1учебный час в неделю.Следовательно общее количество часов составило – 34 часа.
Общие учебные умения , навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.



Результаты обучения

представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Основное содержание

4 класс
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - (12ч)

Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы распо­лагают сначала во фронтальной, затем в угловой перс­пективе). Проведение доступных учащимся объясне­ний к заданиям по изображению: 1) круга в перспек­тиве (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы.

Рисование с натуры, по памяти и по представле­нию фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувст­вование и передача в рисунках красоты линий, фор­мы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатле­ний от натуры, восхищение красотой окружающего мира.


Рисование на темы (композиция) - (7ч)

Совершенствование умений отражать в тематиче­ских рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.

Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произве­дений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художе­ственной выразительности: выделение композицион­ного центра, передача светотени, использование тоно­вых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей ли­нейной и воздушной перспективы и др.

Развитие воображения, творческой фантазии де­тей, умения образно представлять задуманную ком­позицию.

Декоративная работа - (7ч)

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современ­ного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произ­ведения художественной лаковой миниатюры из Па­леха на темы сказок; примеры росписи Русского Севе­ра в оформлении предметов быта (шкафы, перегород­ки, прялки и т. д.).

Выполнение эскизов объектов на основе орнамен­тальной и сюжетно-декоративной композиции.
Лепка - (2ч)

Лепка домашних животных с натуры или по па­мяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

Лепка тематических композиций на темы труда « Сталевар », « Кузнец », «Пожарный » и т. д. Лепка героев русских народных сказок.


Аппликация - (2ч)

Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засу­шенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».

Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыкан­ты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - (4 ч)

Основные темы бесед:



  • жанры изобразительного искусства (пейзаж,натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);

  • великие полководцы России;

  • портреты знаменитых русских писателей;

  • литература, музыка, театр и изобразительное искусство;

  • русский портретист Валентин Серов;

  • тема крестьянского труда, жизнь деревни накартинах Аркадия Пластова;

  • красота родной природы в творчестве русскиххудожников («Художник Архип Куинджи — мастеризображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);

  • в мастерской художника;

  • прославленные центры народных художествен­ных промыслов;

  • искусство родного края;

  • орнаменты народов России и народов мира (укра­инский, белорусский, казахский, армянский и т.


Календарно – тематическое планирование


№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата










план.

факт.

1

Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы.










2

Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы.










3

Образ древних русских городов.










4

Образ древних русских городов.










5

Образ русского человека. Женский образ.










6

Образ русского человека. Мужской образ.










7

Воспевание труда в искусстве.










8

Народные праздники.










9

Обобщение по теме «Искусство моего народа»










10

Природа и селения разных народов.










11

Образы городов и исторических памятников.










12

Образ человека в искусстве разных народов.










13-14

Труд в искусстве разных народов.










15

Обобщение по теме «Искусство разных народов»











16

Природные и архитектурные мотивы родного края.










17

Подарочный набор.










18

Деревенская улица. Рельефное панно.










19

«Все работы хороши – выбирай на вкус».

Тематическое рисование












20

Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении.










21

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (дымковских): барыня, петух.










22

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. Тематическое рисование.










23

Эскиз открытки к празднику 8 Марта Декоративное конструирование










24

Сюжетная аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».











25

«В мирное время» - натюрморт из атрибутов, предметов армии.










26

Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти










27


Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия. Декоративное рисование.










28

Рисунок птицы с живой натуры, чучела или таблицы.










29

Рисование животного (волка или лисицы, собаки, кошки). Рисование с натуры, по памяти, по представлению










30-31

Иллюстрирование басен И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Журавль и лисица».

Рисование по теме












32

Рисование с натуры коробки призматической формы. Эскиз росписи шкатулки. Рисование с натуры, декоративное рисование










33

Круг в перспективе: рисование кружки, ведра, стакана с натуры (живопись или рисунок)










34

Антивоенный плакат.

Декоративно-прикладное творчество












35

Искусствоведческая викторина. Итоги года.











Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:


  • начальные сведения о средствах выразительнос­ти и эмоционального воздействия рисунка (линия,штрих, пятно, композиция, контраст света и тени,сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);

  • начальные сведения о народной художественнойрезьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;

  • начальные сведения о видах современного деко­ративно-прикладного искусства;

  • основные средства композиции: высота горизон­та, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

  • начальные сведения о наглядной перспективе,линии горизонта, точке схода ;

  • начальные сведения о светотени (свет, тень, по­лутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимос­ти освещения предмета от силы и удаленности источ­ника освещения;

  • деление цветового круга на группу теплых цве­тов (желтый, оранжевый, красный) и группу холод­ных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

  • изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов —смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты
    цвета).

уметь:

  • рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), оп­ределять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

  • чувствовать и определять красоту линий, фор­мы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и уг­ловой перспективы;

  • передавать в рисунках свет, тень, полутень,блик, рефлекс, падающую тень;

  • использовать различную штриховку для выяв­ления объема, формы изображаемых объектов;

  • анализировать изображаемые предметы, выде­ляя при этом особенности конструкции, формы, про­странственного положения, особенности цвета, рас­пределения светотени на поверхности предмета;

  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;

  • применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как вырази­тельных средствах в аппликациях и коллективныхмозаичных панно;

  • передавать в лепных изделиях объемную форму,конструктивно-анатомическое строение животных,фигуры человека.


Перечень учебно- методического обеспечения
Для обучающихся :

1.Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва,

«Дрофа», 2009 г

2.Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин Москва,

«Дрофа», 2009 г
Для учителя :
1.»Изобразительное искусство» Программа для общеобразовательных учреждений 1- 4 классы

2. Учебник : «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва, «Дрофа», 2009 г

3. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс В.С.Кузин Москва,

«Дрофа», 2009 г

4. Методическое пособие « Изобразительное искусство» 4 класс составитель

С.Б.Дроздова



Материально-техническое обеспечение


  1. Таблицы

  2. Репродукции картин

  3. Раздаточный материал

4.Аудиозапись классической музыки
Список литературы

1.

Нормы и критерии оценивания


 

Оценка "5"

- обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее


характерное.

Оценка "3"

- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;



- не справляется с поставленной целью урока;

Тематическое планирование



№ п\п

Название темы

Кол-во часов

Из них:

контрольные

1.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

12час

-

2.

Рисование на темы (композиция)

7 час

1

3.

Декоративная работа

7час

-

4.

Лепка

2 час

-

5.

Аппликация

2 час

-

6.

Беседы об изобразительном искусстве

4 час

1




ИТОГО:

34часа

2