Рабочая программа По дисциплине : История философии (для поступающих в аспирантуру) Для специальностей - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины «Бухгалтерский учет» для группы специальностей 1 442.94kb.
Рабочая программа по дисциплине "Дерматовенерология" для специальности... 8 1596.99kb.
Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для... 1 208.61kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе... 1 103.57kb.
Директор школы Зам директора по уч /Ромашкин И. С./ /Андреева О. 1 405.04kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для V... 2 214.37kb.
Экзаменационные вопросы по философии 1 35.93kb.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на 2011/2012 учебный... 1 251.48kb.
Программа дисциплины «Историческая география» 1 265.78kb.
Рабочая программа для 10 классов 1 124.34kb.
Рабочая учебная программа по русскому языку 1 226.01kb.
Волонтерская организация это объединение добровольцев, цель деятельности... 1 31.52kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа По дисциплине : История философии (для поступающих в аспирантуру) - страница №1/1



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»
Кафедра «Философия и религиоведение»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

________В.А. Кечин

«___»________200_г.



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

По дисциплине: История философии (для поступающих в аспирантуру)


Для специальностей: гуманитарных, технических, естественнонаучных
Вид обучения: очное

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА


Вид занятий

Количество часов

Всего

Распределение по семестрам

первый

второй

Лекции

50

20

30

Лабораторные










Практические (семинары)










Курсовые проекты (работы)










Расчетные и графические работы










Контрольные работы, домашние задания, коллоквиумы (количество)










Рефераты (количество)










Рейтинг – контроль (количество)










Экзамен







1

Зачет









ВЛАДИМИР 200_г.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО

ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ


для всех специальностей

1 семестр



№ п.п.

Темы лекций


Кол-во часов

1
2
3



Античная философия
Средневековая философия
Философия Нового времени

Итого


7
6
7
20


2 семестр


№ п.п.

Темы лекций


Кол-во часов

1
2
3
4


Немецкая классическая философия
Философские направления и школы XIX века
Философские школы XX века
Русская философия (XI – XX вв.)

Итого


8
7
8
7
30


Введение
Курс «История философии» является одним из основных в системе подготовки специалистов для поступления в аспирантуру. Дисциплина «Истории философии» важна и для мировоззренческой ориентации будущих специалистов, для повышения их профессиональной и общей культуры.

Цель и задачи изучения дисциплины «История философии» состоят в том, чтобы дать поступающим в аспирантуру знания по истории философии, начиная с ранних её форм и заканчивая XX и XXI веками.

история философии
Тема 1. Античная философия

Истоки европейской цивилизации. Древняя Греция: социально-политическое устройство, экономическое хозяйство, духовная жизнь. Миф и начала науки. Философия как мудрость.



Ионийская философия. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – первая философская школа в Европе. Натурфилософия и проблема субстанции. Гераклит Эфесский и его учение об огне, логосе и всеобщей изменчивости (текучести). Чувственное и умственное познание.

Италийская философия. Пифагор и пифагорейский союз. Роль числа. Учение о «гармонии сфер» и диалектика пифагорейцев.

Элейская школа. Парменид и проблема бытия и мышления. «Путь мнения» и «путь истины». Апории Зенона и их философский смысл.

Софисты и Сократ. Софистика как философское движение. Эволюция термина «софист». Жизнь и смерть Сократа. Майевтика – метод Сократа. Этика Сократа.

Классическая греческая философия.

Демокрит из Абдер и философский материализм. Учение об атомах и пустоте.

Платон как основатель первой философской системы. Учение об идеях. Диалектика как логика в системе Платона. Учение о душе. Учение о государстве.

Аристотель и понятие «первой философии». Метафизика Аристотеля. Учение Аристотеля о причинах и началах. Космология и идея «неподвижного перводвигателя». Логика Аристотеля. Политика и этика Аристотеля.

Эллинистически-римская философия. Эпикур и его школа. Атомизм Эпикура. Учение о смертности и телесности души. Кинизм и скептицизм о человеке и культуре. Стоицизм и Сенека. Учение Сенеки о единстве знания и жизни. Понятие судьбы и пути к бессмертию. Этика Сенеки и Марка Аврелия. Неоплатонизм: антисенсуализм и мистицизм. Плотин и его учение о Едином, Уме и мировой душе. Понятие «эманации».
Тема 2. Средневековая философия

Становление христианской философии. Борьба первых христианских теологов против язычества и гностицизма.



Схоластика. Возникновение университетов. Реализм и номинализм как важнейшие направления схоластики. Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума. Философия как «служанка теологии». Чувственное и умственное восприятие. Трансцендентация. Путь доказательств бытия Бога.

Уильям Оккам и Дунс Скот как представители поздней средневековой западной философии, их основные идеи.
Тема 3. Философия Нового времени

Новое время как эпоха промышленной, научной и политической революций. Эмансипация познания. Механика и научно-технический прогресс. Механицизм как принцип в философии. Рационалистический оптимизм и скептицизм. Рационализм и сенсуализм.



Фрэнсис Бэкон и его проект «великого восстановления наук». Классификация наук и роль философии. Учение об «идеях человеческого разума. Опытно-индуктивный метод. Знание как творческая и социальная сила. Социально-практические идеи Бэкона.

Рене Декарт. Картезианская концепция науки. Философия как методологическая основа любой науки. Интуиция, дедукция и универсальное сомнение в структуре рационалистического метода Декарта. Принцип «мыслю, следовательно, существую» как фундаментальное положение всей последующей рационалистической мысли. Учение Декарта о душе и сущности человека. Проблема субстанции и дуализм Декарта.

Бенедикт Спиноза. Пантеизм: от субстанции к модусам и атрибутам. Механический детерминизм. Бог и человек в философии Спинозы. Разум и свобода человека. Человеческое познание и аффекты. Интуиция, дедукция и чувственное познание в гносеологии Спинозы. «Геометрический метод» Спинозы. Механический детерминизм.

Готфрид Лейбниц. Метафизика: Бог и субстанция. Учение о монадах. Деизм. Динамизм и витализм в трактовке жизни. Проблема свободы и необходимости. Концепция предустановленной гармонии.

Джордж Беркли. Тезис «существовать, значит, быть воспринимаемым» как основание философии Беркли. Время, пространство, вещь и качество как субъективность.

Давид Юм и агностицизм. Критика Юмом учения о качествах Беркли. Учение Юма о причинности. Антисубстанционализм Юма. Проблема веры. Критика Юмом дедукции и индукции, этики и эстетики.
Тема 4. Немецкая классическая философия

Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии. Жизнь и сочинения. «Докритический» и «критический» периоды. Сущность «критической» (трансцендентальной) философии Канта. Задача, структура, важнейшие понятия и выводы «Критики чистого разума». Суть «коперниканского переворота» в гносеологии. Априоризм Канта. «Вещь в себе» и явление. Учение о чувственности в связи с проблемой научности математики. Учение о рассудке в связи с проблемой научности естествознания. Проблема синтеза. Распространение критического метода на этику и эстетику. «Критика практического разума». Категорический императив. Примат практического разума. Учение Канта о правовом государстве, гражданском обществе и общественном договоре.

Георг Гегель. Жизнь и сочинения. «Энциклопедия философских наук» – сжатое изложение системы Гегеля. Триадическая форма конструирования. Абсолютная Идея и диалектика; система и метод. Законы диалектики. Концепция отчуждения. Учение о сущности. Философия природы, философия Духа. Влияние Гегеля на последующее развитие философской мысли.
Тема 5. Философские направления и школы XIX века

Качественные изменения в общественном бытии Европы. Достижения в науке и технике и их философская рефлексия. Распространение утилитаристского понимания науки и научной теории как специфической формы эмпиризма. «Классический позитивизм». О.Конт. Задачи и метод философии. Социология Конта. Г.Спенсер. Познаваемое и непознаваемое. Натурфилософский характер эволюции.

«Философия жизни» Ф. Ницше. Основные черты «философии жизни». Понятия: «воля», «воля к власти». Программа «переоценки ценностей» и учение о «сверхчеловеке». Концепция «вечного возвращения». Оценка религии (христианства). Философия Ницше как философия нигилизма.

Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д.Дьюи). Американский образ жизни, мировоззрение «среднего» американца и философия прагматизма. Вера и действие Ч. Пирса. Функции и задачи мышления. У. Джемс: вариант теории истины. Психология Джемса. Инструментализм Д. Дьюи.

Марксистская философия. Учение К. Маркса о материи и сознании. Гносеология марксизма. Философское учение марксизма об истории, обществе и человеке.
Тема 6. Философские школы XX века

XX век – эпоха великих научно-технических и глобальных социальных потрясений.



Феноменология. Феноменологическая редукция Э. Гуссерля как путь к самоочевидности феноменов сознания. Гносеологическая процедура «вынесение за скобки». Ноэма и ноэза. Понятие интенциональной предметности. Субъективность и интерсубъективность.

Герменевтика. Проблема понимания: история и современность. Основные этапы становления проблемы понимания. Понимание и язык. Понятие «герменевтического круга». «Онтологический поворот герменевтики. Х.С.Гадамер о понимании как способе существования познающего, действующего и оценивающего человека.

Экзистенциализм. «Бытие и время» М.Хайдеггера как начало экзистенциализма. Проблема бытия у Хайдеггера: «экзистенция», «бытие- в мире». Темпоральность человеческого бытия. Понятие «забота». Ж.-П.Сартр о тотальности свободы. Экзистенциальная ситуация и автономность выбора. Религиозный экзистенциализм К.Ясперса: «экзистенция» и «трансценденция». «Пограничная ситуация» как условие трансценденции. Понятие коммуникации. Проблема смысла индивидуальной жизни у А.Камю. Понятие абсурда. Проблема самоубийства. Отчуждение и феномен «постороннего». Экзистенциальный бунт как вызов абсурдности мира.

Неопозитивизм (третий позитивизм) Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р.Карнап, М. Шлик. Основные понятия неопозитивизма: атомарный факт, протокольное предложение. Философия как анализ языка. Логический и лингвистический анализ.

Новые течения в современной западной философии, их основные проблемы: структурализм, критический рационализм, постмодернизм. Постмодернизм и современная культура.


Тема 7. Русская философия (XI-XX вв.)

Генезис средневековой философской мысли Руси (России) в XI-XVII вв. Специфика России и длительный путь формирования предпосылок оригинального философского мышления. Русская история и зарождение философской мысли. Митрополит Илларион (XI в.) и его «Слово о законе и благодати». Русский исихазм (пр. Сергий Радонежский, пр. Нил Сорский). Иосифляне и нестяжатели о душе, церкви и государстве.

Ренессансная русская философия XVIII в. Идеи Просвещения в России: светское образование, светская культура как основы светской философской рефлексии. Феофан Прокопович и его идеи естественного права и общественного договора. Естественнонаучный механистический материализм М.В. Ломоносова. Практическая этика Г. Сковороды.

Начало XIX в. и опыт оригинального философствования. П.Я. Чаадаев, его провиденциализм. Консерватизм и либерализм в течениях «славянофильства» и «западничества».

Философско-религиозное учение Вл. Соловьева. Система всеединства. Понятие «цельного знания». Софиология. «Оправдание добра». «Третий путь» Вл. Соловьева для судеб русской философии.

Философия в России рубежа XIX-XX вв. «Серебряный века» русской литературы и философии.



С.Н. Булгаков. Связь религии и философии. Природа религиозного сознания. Учение о Софии. Типология идей. Онтологическое тождество между Богом и миром.

Н.А. Бердяев. Экзистенциализм и персонализм. Дух и Природа. Свобода как высшая ценность. Философия личности. Этика закона и этика искупления. Смысл истории. Сущность человека и смысл творчества. Философия любви. Судьба России.

П.А.Флоренский. Жизнь и судьба. Энциклопедизм П.А.Флоренского. Задача теодицеи. «Столп и утверждение истины». «Интуитивизм. Любовь как субстанциональный акт. Учение о Софии.

Н.О.Лосский. Интуитивизм и гносеологическая координация. Идеальное и реальное бытие. Индивидуальное «Я» как субстанциональный деятель. Онтологическая теория ценностей. Свобода воли.

С.Л.Франк. Предмет знания: постижимое и непостижимое. Уровни бытия. Рациональность и методологическая реальность. Первичное и вторичное познание. Абсолютное бытие. Социальная философия («Духовные основы общества»). Учение о свободе. Проблема смысла жизни.

Г.Г.Шпет. Феноменология и герменевтика. Сущность сознания и интенциональность. Предметность разума и разумность мира. Сознание и его собственник: три пути решения проблемы. Оценка истории русской философии.

Л.П.Карсавин. Концепция всеединства и сотворенного бытия. Пантеизм. Учение о триединстве. Концепция личности. Теория телесности. Философия истории.

Философия права и государства П.И.Новгородцева, И.А.Ильина. Б.П.Вышеславцев об этике долга и этике творчества.

Философия русского космизма: В.И.Вернадский. Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский.

Русская философия о православии, культуре, истории: О.В.Зеньковский, пр.Г.Флоровский, В.Лосский, А.Ф. Лосев.




СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аристотель. Метафизика //Соч. в 4 т. Т.1, М., 1976. С. 63 - 367.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Гегель. Наука логики. Т.1-3. М., 1972.

Гегель. Феноменология духа. СПб., 1992. 444 с.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1998.

Кант И. Критика чистого разума //Соч. в 6 т. Т.3. М., 1965. 799 с.

Коплстон Ф., История средневековой философии. М., 1997. 500 с.

Лосский Н.О., История русской философии. М., 1991. 600 с.

314.



Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология. Предисловие. Фейербах // Соч., т.21.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч. в 2 т. Т.2. М., 1990. С. 5 – 237.

Платон. Государство //Соч. в 3 т. Т. 3. Ч.1. М., 1971. С. 89 – 454.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997. 814 с.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994-97, т. 1-4.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Соколов В.В., Европейская философия XV-ХVII веков. М., 1984. 448 с.

Юм. Трактат о человеческой природе. Кн.1-3. М., 1995.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бердяев Н.А.. Я и мир объектов //Философия свободного духа. М.,1994. С. 229 – 316.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат //Философские работы. Ч.1. М.,1994. С. 2 – 73.

Витгенштейн Л., Философские исследования.// Философские работы. Ч.1. М., 1994. С. 75 – 319.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. 700 с.

Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1992.

Делез Ж. Логика смысла. М., 1998.

Деррида Ж. Эссе об имени. М.,- СПб., 1998.

Жильсон Этьен. Философия в средние века. М., 2004.

Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. – М., 1999.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 414 с.

Лиотар Ж.-Ф. состояние постмодерна. М., - СПб., 1998.

Лосский Н.О. Ценность и бытие //Бог и мировое зло. М., 1994. С. 249

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. 606 с.

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992, т. 1-2.

Поппер К. Предположения и опровержения. – М., 2004.

Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991.

Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы. М., 2000.

Соловьёв Вл.С., Оправдание добра.//Соч. в 2 т. Т. 1., М., 1988. С. 47 – 580.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Флоренский П.А., Столп и утверждение истины. Т. 1-2, М., 1990.

Фуко М., Археология знания. Киев, 1996. 207 с.

Фуко М., Воля к истине. М., 1996.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 448 с.

Хайдеггер М., Бытие и время. М., 1997. 451 с.

Рабочая программа составлена согласно ГОС

Рабочую программу составил: доцент, к.ф.н., П.Е. Матвеев ______________

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Философия, религиоведение и психология»

« 29 » августа 2005 г., протокол № 1
Зав.кафедрой ФРиП ________________ Аринин Е.И.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии специальности (направления)

«____»___________2005 г., протокол № _____________


Председатель учебно-методической комиссии___________________

Программа переутверждена:


на ___________________учебный год, протокол №__________от __________________
Зав.кафедрой____________________

на___________________учебный год, протокол №__________от ____________________


Зав.кафедрой____________________

на___________________учебный год, протокол №__________от ____________________


Зав.кафедрой____________________
на___________________учебный год, протокол №__________от ____________________

Зав.кафедрой_____________________________