Рабочая программа по биологии для 7 класса Составила - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа Биологии (базовый уровень) 5 класс 4 427.01kb.
Рабочая программа по биологии 11 класс Рассмотрено на заседании 2 366.08kb.
Рабочая программа по биологии для 10 класса глазовой Тамары Фёдоровны... 1 206.75kb.
Рабочая программа по биологии для 11 класса 2013-2014 учебный год 1 240.31kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии для 11 класса... 1 220.44kb.
Рабочая программа по биологии для 8 «Б» класса VII вида на 2013-2014... 1 398.44kb.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на 2011/2012 учебный... 1 251.48kb.
Рабочая программа учебного предмета по русскому языку для 10-б класса 1 161.04kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс учитель... 1 163.3kb.
М. В. Курникова/ Рабочая программа учебного курса по математике для... 1 178.31kb.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год 12 2143.57kb.
Вызов приглашение 1 34.28kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа по биологии для 7 класса Составила - страница №1/1

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Еловская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено

методсовета зам. дир. по УВР Приказ №____от_____2013года

Протокол №___ Халтурина Т.М.._________ директор школы

от________2013 года Горячевский А.И.___________


Рабочая программа

по биологии

для 7 класса

Составила:

Дудникова В. И.

учитель биологии

высшей категории

Еловка 2013 год




Пояснительная записка
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ»;

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  3. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  4. Программы по биологии для основного общего образования

  5. Санитарные правила и нормы (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрированного в Минюсте РФ 03.03.2011г. № 19993);

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом министерства образования РФ от 19.12.2012г. № 1067;

  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;

  8. Устава МКОУ «Еловская ООШ»;

  9. Локального нормативного акта МКОУ «Еловская ООШ» «Положение о рабочей программе учебного предмета»

Реализация программы обеспечивается через УМК:

- авторская программа курса «Животные» для 7-го класса В.М. Константинов, В. Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.

- учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2007 год.

Программа рассчитана на 70 часов, в объеме 2 часа в неделю. Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.



Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен:

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;

  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  2. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;

  4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  7. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний животными;

  2. оказания первой помощи при укусах животных;

  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  4. выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.


Содержание курса



  1. Общие сведения о мире животных (4 ч)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы Уральского региона.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждения Среднего Урала в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных Уральского региона. Красная книга Среднего Урала.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
2. Строение тела животных (2 ч)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.


3.Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 ч)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.



Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы Уральского региона.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторные работы:


  1. Строение инфузории-туфельки.

  2. Рассмотрение других простейших.


4. Подцарство Многоклеточные животные

Тип кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.




  1. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.



Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.



Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.



Лабораторные работы:

1.Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.

2. Изучение внешнего строения дождевого червя.


  1. Тип моллюски (4 ч.)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные работы:

  1. Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков.

  2. Наблюдение за поведением прудовика (виноградной улитки, ахатины), его передвижением, ответом на раздражение.

  3. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.




  1. Тип членистоногие (7 ч)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.



Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых Свердловской области.

Лабораторные работы:


  1. Изучение внешнего строения комнатной мухи (жука)

  2. Изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений. Меры борьбы с ними.

Экскурсия. Разнообразие членистоногих (краеведческий музей, природная среда).


  1. Тип хордовые (28 ч)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 ч)

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.



Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч.)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики Свердловской области. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Уральского региона. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:


  1. Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения.

  2. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы.


Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных в Свердловской области.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.



Лабораторные работы:

  1. Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки.

  2. Изучение скелета лягушки.

Экскурсия. Разнообразие земноводных родного края краеведческий музей или зоопарк).
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Лабораторные работы:


  1. Наблюдение за живыми пресмыкающимися. Изучение их внешнего строения.

  2. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

Экскурсия. Разнообразие пресмыкающихся родного края (краеведческий музей или зоопарк).
Класс Птицы (6 ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц на Среднем Урале. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.



Лабораторные работы:

  1. Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев.

  2. Изучение строение куриного яйца.

  3. Наблюдение за живыми птицами

Экскурсия. Знакомство с птицами парка (Парк имени XXII партсъезда или Харитоновский парк).
Класс Млекопитающие, или Звери (8 ч)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных на Среднем Урале. Исторические особенности развития животноводства Среднего Урала.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные работы:

1.Наблюдение за животными. Внешнее строение.

2. Изучение строения скелета млекопитающих.

Экскурсия. Домашние и дикие звери (краеведческий музей или зоопарк).


  1. Развитие животного мира на Земле (4 ч.)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Среднего Урала и муниципального образования.



Список литературы

Для учителя:

    1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.

    2. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.

    3. Кучменко В.С., Суматохин С.В. «Биология. Животные. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2003 год.

    4. Резанов А.Г. «Зоология в таблицах, рисунках и схемах». Москва, «Издат-школа», 1999 год.

    5. «Я иду на урок биологии. Зоология. Рыбы и земноводные. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

    6. «Я иду на урок биологии. Зоология. Беспозвоночные. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

    7. «Я иду на урок биологии. Зоология. Птицы. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

    8. «Я иду на урок биологии. Зоология. Пресмыкающиеся. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

    9. «Я иду на урок биологии. Зоология. Млекопитающие. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

    10. Рязанов А.Г. «Зоология. Тесты». Москва, «Издат-школа», 1998 год.

    11. Тугусова Е.В. «Зоология. Поурочные планы с проверочными заданиями и контрольными тестами». Москва, «Юнвес», 2001 год.

    12. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы». Москва, «Дрофа», 1997 год.

    13. Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.

    14. «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.

Для ученика:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;


2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Учебно-тематическое планирование



Название темы

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы



Экскурсии

1

Общие сведения о мире животных

5




+

2

Строение тела животных.

3







3

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

5

++




4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2







5

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

++




6

Тип Моллюски

4

+++




7

Тип Членистоногие

7

++

+

8

Тип Хордовые.

Подтип Бесчерепные



28

1








8.1

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

6

++




8.2

Класс Земноводные, или Амфибии

4

++

+

8.3

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии

4

++

+

8.4

Класс Птицы

8

+++

++

8.5

Класс Млекопитающие, или Звери

10

++

+

9

Развитие животного мира на Земле

4










Итого:

70

20

7

*Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
Перечень лабораторных работ

№ п/п

Тема

1

Строение и передвижение инфузории.

2

Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.

3

Раковины различных моллюсков.

4

Внешнее строение насекомого.

5

Вешнее строение и особенности передвижения рыб.

6

Строение скелета рыб. Внутренние органы.

7

Изучение скелета лягушки.

8

Сравнение скелетов лягушки и ящерицы.

9

Внешнее строение птиц. Строение перьев.

10

Строение скелета птиц.

11

Яйцо птицы.

12

Скелет млекопитающих.

Итого – 12



Календарно-тематическое планирование




Дата

Название темы

Тема№1 «Общие сведения о мире животных».

План

Факт

Цели и задачи

Примечание

1




Зоология- наука о животных

5




Ознакомить учащихся с многообразием и классификацией животного мира, с основными средами жизни с краткой историей развития зоологии.




2




Среды жизни и места обитания.










3




Классификация животных.










4
5




Краткая история развития зоологии.

Обобщение знаний по теме .


















Тема №2 «Строение тела животных».

3










6

7





Клетка.

Ткани.








Сформировать знания об особенностях строения животных.




8




Органы и системы органов. Обобщение.
















Тема №3 «Подцарство простейшие или одноклеточные».

5










9




Класс Саркодовые.







Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения, процессах жизнедеятельности, многообразии и значении простейших.




10




Класс Жгутиконосцы.










11




Тип Инфузории или Ресничные.










12

13





Многообразие простейших. Обобщение по теме.
















Подцарство многоклеточные животные .Тип кишечнополостные.

2










14




Общая характеристика. Пресноводная гидра.







Охарактеризовать особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных, их приспособленности к среде и значении.




15




Морские кишечнополостные. Обобщение.
















Типы червей.

6










16




Тип плоские Черви. Белая планария.







Сформировать знания о строении и процессах жизнедеятельности червей, о приспособлении к различным средам обитания, значении их в природе и жизни человека.




17




Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.










18




Тип Круглые черви. Класс Нематоды.










19




Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.










20




Класс Малощетинковые черви.










21




Обобщение знаний по теме
















Моллюски.

4











22




Общая характеристика.







Обеспечить усвоение знаний учащимися об особенностях строения, многообразии и значении моллюсков.




23




Класс Брюхоногие моллюски.










24




Класс Двустворчатые моллюски.










25




Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме.
















Тип Членистоногие.

7










26




Класс Ракообразные







Сформировать знания о строении, многообразии, чертах приспособленности к различным средам обитания, значении и необходимости их охраны.




27




Класс Паукообразные










28




Класс насекомые










26




Типы развития насекомых










29
30




Пчелы и муравьи- общественные насекомые.

Полезные насекомые. Охрана насекомых..












31




Насекомые- вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.










32




Обобщение знаний по теме.
















Тип Хордовые

1










33




Общие признаки Хордовых животных. Подтип Бесчерепные.







Раскрыть строение хордовых, показать приспособленность к среде обитания.










Класс Рыбы

6










34




Общая характеристика класса.







Охарактеризовать особенности строения рыб, черты приспособления к водным условиям жизни, показать значение и необходимость их охраны и рационального использования.




35




Внутреннее строение костной рыбы.










36




Внутреннее строение и особенности размножения рыб.










37




Основные систематические группы рыб.










38

39





Промысловые рыбы.

Обобщение.


















Класс Земноводные

4










40




Места обитания и внешнее строение лягушки.







Обеспечить усвоение знаний об особенностях строения , процессах жизнедеятельности, чертах приспособления к наземным условиям жизни, значением и охраной.




41




Внутреннее строение лягушки.










42




Происхождение земноводных.










43




Многообразие земноводных и их значение.
















Класс Пресмыкающиеся

5










44




Внешнее строение ящерицы.







Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся, многообразие видов, их приспособленность к условиям жизни, значении и необходимость охраны.




45




Внутреннее строение.










46




Многообразие пресмыкающихся.










47

48





Роль пресмыкающихся в природе. Обобщение по теме.
















Класс Птицы

8










49




Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц.







Обеспечить усвоение знаний об основных чертах приспособления к условиям жизни, многообразии, значении, охране. Совершенствовать умения распознавать и вести наблюдения за изученными животными.




50




Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.










51




Внутреннее строение птицы










52

53





Размножение птиц.

Годовой жизненный цикл.












54




Многообразие птиц. Систематические и экологические группы.



























55

56





Значение и охрана птиц. Обобщение.
















Класс Млекопитающие.

10










57




Общая характеристика. Внешнее строение.







Сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности, обмене веществ, поведении, чертах приспособления к условиям жизни. Показать значение млекопитающих для человека и необходимость охраны.




58




Внутреннее строение млекопитающих.










59




Внутреннее строение млекопитающих.










60




Размножение и развитие млекопитающих.










61




Высшие или плацентарные звери. Отряды Грызуны, хищные и другие.










62




Отряды ластоногие и другие.










63

64





Отряд Приматы.

Экологические группы млекопитающих.












65

66





Значение млекопитающих. Обобщение.
















Развитие животного мира на Земле.

4










67




Доказательства эволюции животного мира.







Добиваться усвоения учащимися доказательств исторического развития животного мира, знаний его основных этапов.




68




Учение Ч.Дарвина об эволюции.










69




Основные этапы развития животного мира на Земле.










70




Уровни организации живой материи. Охрана животного мира.







Охарактеризовать уровни организации живой материи, показать необходимость охраны животного мира.