Рабочая программа по биологии для 11 класса 2013-2014 учебный год - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса на 2013-2014 учебный... 1 141.99kb.
Рабочая программа по биологии для 8 «Б» класса VII вида на 2013-2014... 1 398.44kb.
2013 — 2014 учебный год Рабочая программа предмета «Английский язык»... 3 790.16kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9... 1 246.07kb.
Рабочая программа Наименование учебного предмета музыка для 7 класса... 1 194.55kb.
Рабочая программа по алгебре для 8 класса основного общего образования... 1 259.65kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса умк... 1 153.74kb.
Рабочая программа учебного курса по истории Древнего мира для 5 класса... 1 231.9kb.
Рабочая программа по алгебре на 2013 2014 учебный год 1 367.28kb.
Рабочая программа по геометрии для 7С(К) класса I вида Учитель: Овчинникова... 1 64.45kb.
Рабочая программа предмета «Биология» для 6 класса на 2012-2013 учебный... 1 247.4kb.
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства... 1 168.43kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа по биологии для 11 класса 2013-2014 учебный год - страница №1/1



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть – Бакчарская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № от 2013 г.




«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

___________

«___» __________ 2013 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Усть – Бакчарская СОШ»

_________

Приказ № __ от

«___» __________2013г.


Рабочая программа по

биологии для 11 класса

2013-2014 учебный год




Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне.

Цели и задачи курса

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культурообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.К. Беляев, Г.Д. Дымшиц. Общая биология. 10-11 классы: учебн. для общеобразовательных учреждений. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под редакцией Д.К, Беляева, Г.М. Дымшица. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.


Программа рассчитана на 70 часов, 2ч в неделю.

График контрольных, практических и лабораторных работ




п/п

Дата

Тема контрольной, практической или лабораторной работы




1 четверть




1




Лаб. работа №1

       Морфологические особенности растений различных видов.





2




Лаб. работа №2

Изменчивость организмов.



3




Лаб. работа №3

Приспособленность организмов к среде обитания.




2 четверть




4




Контр. Р. №1 по теме «Основные закономерности биологической эволюции. Правила эволюции»

5




Л.р.№4 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»





3 четверть




6




Контрольная работа №2 по темам «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Происхождение человека»




4 четверть




7




Л.р.№5 «Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов»

8




Л.р.№6 «Решение экологических задач»

9




Итоговое тестирование за курс 11 класса







Итого: лаб. работ -- 6, контр. работ -- 3


Содержание.

Раздел IV ЭВОЛЮЦИЯ (41 ч)



Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (3ч)

      Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.



Механизмы эволюционного процесса (15ч)

 Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.



Демонстрации
      Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Лабораторные и практические работы
      1. Морфологические особенности растений различных видов.
      2. Изменчивость организмов.
      3.Приспособленность организмов к среде обитания.

Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция (4 часа)

Пути достижения биологического прогресса. Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции.

Л.р.№4 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»
Возникновение и развитие жизни на Земле (11 ч)

      Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эру. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.



Происхождение человека (8 ч)

      Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.

Свойства человека как биологического вида, социального существа.

Раздел V. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (17 ч)

Экосистемы (10 ч)

      Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

      Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Биосфера. Влияние деятельности человека на биосферу (7 ч)

      Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.


Демонстрации
      Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
Лабораторные и практические работы
       1. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).

2. Решение экологических задач




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны


      понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

      знать:


      биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

      уметь:


      решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс

к учебнику «Общая биология» авторов Беляева Д.К., Бородина П.М. и др.



Номер урока

Тема урока

Дата проведения

Эксперимент

Д/з

план

факт

Учение об эволюции органического мира. Закономерности развития живой природы (18 часов)

1.1

Вводный инструктаж.

Возникновение и развитие эволюционных представлений












Стр. 142-144, ответить на вопросы, сообщения

1.2

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина










Стр.144-146, доклад

1.3

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина










Стр.146-148, повторить материал по эмбриологии, палеонтологии, классы позвоночных

1.4

Доказательства эволюции










§ 43, ответить на ? после §

1.5

Доказательства эволюции










§ 43, ответить на ? после §

1.6

Вид. Критерии вида.










Стр.157, 158-160, повторить строение растений

1.7

Л.р.№1 «Изучение морфологического критерия вида»








Л.р.№1 «Изучение морфологического критерия вида»


Стр.157, 158-160, вопрос 3-4

1.8

Популяция – структурная единица существования вида и элементарная единица эволюции











§ 44, зад. в Р.Т.

1.9

Роль изменчивости в эволюционном процессе







Л.р.№2      

«Изменчивость организмов»



§ 45, стр.148, повторить материал о борьбе за существование (9кл)

1.10

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции










§ 46, привести свои примеры борьбы за существование

1.11

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции











§ 46, ответить на вопросы

1.12

Формы естественного отбора в популяциях










§ 47, зад. в Р.Т.

1.13

Дрейф генов – один из факторов эволюции











§ 48, создать модель «хищник-жертва»

1.14

Изоляция как эволюционный фактор










§ 49, повторить § 47

1.15

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора











§ 50,ответить на вопросы

1.16

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора








Л.р.№3 «Приспособленность организмов к среде обитания».


§ 50, выводы по Л.Р., повторить §45

1.17

Видообразование как результат микроэволюции










§ 51, уметь объяснять механизм видообразования, подготовиться к семинару

1.18

Семинарское занятие «Эволюционное учение»














Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция (4 часа)

2.19

Прогресс и регресс в эволюции











Стр.176-177, термины

2.20

Основные направления эволюции











§ 52, зад. в Р.Т.

2.21

Л.р.№4 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»








Л.р.№4 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»


§ 52, выводы по Л.Р., сообщения

2.22

Контрольно-обобщающий урок «Основные закономерности биологической эволюции. Правила эволюции»










Записи в тетради

Возникновение и развитие жизни на Земле (11 часов)

3.23

Развитие представлений о возникновении жизни










§ 53, сообщения

3.24

Современные взгляды на возникновение жизни. Гипотеза А.И.Опарина










§54, ответить на вопросы

3.25

Развитие жизни в архее










Стр.185-186, зад. в Р.Т.

3.26

Развитие жизни в протерозое










Стр.186-190, сообщения

3.27

Развитие жизни в палеозое










§§ 56-57, отвечать на вопросы

3.28

Развитие жизни в мезозое










§ 58, ответить на ?

3.29

Развитие жизни в кайнозое










§ 59, зад. в Р.Т.

3.30

Возникновение и принципы систематики










§ 60, повторить основы систематики (7кл)

3.31

Современная система живой природы










§ 61, виртуальное путешествие в музей живой природы

3.32

Вирусы и бактериофаги – неклеточная форма жизни










Стр.210, повторить § 18, подготовиться к обобщающему уроку

3.33

Обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»













Происхождение человека (8 часов)

4.34

Систематическое положение человека в системе живой природы










Стр.216, § 62, повторить материал в учебнике 8 кл.

4.35

Эволюция приматов











§ 63, ответить на ?

4.36

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди










§ 64, зад. в Р.Т.

4.37

Стадии эволюции человека. Древние люди










§ 65 (ст.1,2), ?1 (стр.238)

4.38

Стадии эволюции человека. Первые современные люди










Стр.234-237, ответить на ?

4.39

Факторы эволюции человека











§66, ? 1-6 (стр.242)

4.40

Современный этап эволюции человека. Человеческие расы










Стр. 241, записи в тетради, подготовиться к обобщающему уроку

4.41

Контрольная работа по темам «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Происхождение человека»













Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10 часов)

5.42

Предмет экологии. Экологические факторы среды










§ 67, ответить на ?

5.43

Абиотические факторы среды и их взаимодействие










Записи в тетради

5.44

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами










§ 68, примеры разных форм взаимоотношений местных видов

5.45

Естественные сообщества живых организмов. Экосистемы











§ 69, повторить цепи питания, понятие энергии

5.46

Поток энергии и цепи питания в экосистемах











§ 70, зад 5 (стр.256)

5.47

Свойства экосистем










§ 71, уметь характеризовать свойства экосистем

5.48

Смена экосистем










§ 72, ответить на вопросы


5.49

Агроценозы










§ 73, сравнить смешанный лес и агроценоз поля

5.50

Применение экологических знаний в практической деятельности людей











§ 74, сообщения

5.51

Применение экологических знаний в практической деятельности людей













Биосфера и человек. Охрана биосферы (7 часов)

6.52

Состав и функции биосферы










§ 75, зад. в Р.Т.

6.53

Круговорот веществ в природе










§ 76, рассказы по рисункам

6.54

Биогеохимические процессы в биосфере












§ 77, ответить на ?

6.55

Влияние деятельности человека на биосферу










Стр.273-274, выводы по Л.Р.

6.56

Л.р.№5 «Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов»







Л.р.№5 «Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов»




6.57

Глобальные экологические проблемы










Предложить свои способы решения экологических проблем

6.58

Общество и окружающая среда







Л.р.№6 «Решение экологических задач»

§ 79, подготовиться к обобщающему уроку

6.59

Контрольно –обобщающий урок по темам «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. Биосфера и человек. Охрана биосферы»














Обобщение и повторение пройденного за год (11 часов)

6.60

Повторение темы «Учение об эволюции органического мира. Закономерности развития живой природы»










Готовиться к итоговому тестированию

6.61

Повторение темы «Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека»










Готовиться к итоговому тестированию

6.62

Повторение темы «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. Охрана биосферы»










Готовиться к итоговому тестированию


6.63

Итоговое тестирование за курс 11 класса













64

Подготовка к ЕГЭ













65

Подготовка к ЕГЭ













66

Подготовка к ЕГЭ













67

Подготовка к ЕГЭ













68

Подготовка к ЕГЭ













69-70

Резерв













Информационно – методическое обеспечение:

Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.

2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.

3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г.

4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.

5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007

6. О.А. Пустохина. Биология. 11класс. Поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица -- Волгоград. 2008.

7. Рувинский А.О. Общая биология. -- М., «Просвещение», 1998



Дополнительная литература для учеников:



  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

  2. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

  3. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  2. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.