Рабочая программа по биологии для 10 класса глазовой Тамары Фёдоровны, учителя биологии и географии Базовый уровень - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Глазовой Тамары Фёдоровны, учителя биологии и географии Базовый уровень... 1 223.76kb.
Рабочая программа Биологии (базовый уровень) 5 класс 4 427.01kb.
Рабочая программа по биологии 11 класс Рассмотрено на заседании 2 366.08kb.
По биологии (базовый уровень) мкоу залипьевская оош ккласс 1 109.85kb.
Рабочая программа по биологии для 11 класса 2013-2014 учебный год 1 240.31kb.
Рабочая программа составлена на основании 1 269.63kb.
Рабочая программа по биологии для 7 класса Составила 1 361.67kb.
Рабочая программа учебного курса Экономическая и социальная география... 3 605.6kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии для 11 класса... 1 220.44kb.
Рабочая учебная программа по географии 6 (шестой) (класс) Базовый... 2 380.04kb.
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 5 1404.97kb.
Доклад на тему: «Взаимодействие философии и частных наук 1 152.24kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа по биологии для 10 класса глазовой Тамары Фёдоровны, учителя биологии - страница №1/1

Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение вечерняя средняя общеобразовательная школа №30 города Нижнего Новгорода




Согласовано:

зам. директора по УВР

Логинова Н.Б

«____»__________г.



Утверждено:

директор школы

Алексеева С.А.

«____»__________г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 10 КЛАССА

Глазовой Тамары Фёдоровны,

учителя биологии и географии

Базовый уровень

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 часа в неделю. 36 часа в год.

Контрольных работ – 2 часа. Зачётных работ – 2

Форма итоговой аттестации – контрольная работа


Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

  2. Стандарт среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год. БИОЛОГИЯ (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885)

Основой для составления рабочей программы являются:



  1. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования

  2. Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. - 254с).


Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:


  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, ЕЛ. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368 с;



а также методических пособий для учителя.

1) Пименов А.В. Уроки по биологии в 10-11 классе Ярославль: Академия развития. –2003;

2) Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. - 254с).

Дополнительной литературы для учителя:

1) Кириленко А.А., Биология. Сборник задач по генетике. Легион. - 2012.

2) Каменский А.А. и др. Биология. Вступительные испытания. Экзамен. – 2014.

Для учащихся:

1) Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. Дрофа –2005.

2) Рабочая тетрадь по биологии. 10 класс. Санкт-Петербург. – 1998.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1) Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Легион. - 2010.

2) Кириленко А.А., Биология 8-11 класс. Подготовка к ЕГЭ и ГИА. Легион. - 2013.

3) Соколова Н.А. Маклакова А.С. ЕГЭ полный курс A,B,C. Москва. 2011.

4) Биология 10-11 класс. Контрольно-измерительные материалы. Составитель Тепаева Л.А. Учитель. – 2010.

5) Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачёты, блиц-опросы по биологии. 10-11 класс. Москва: Вако – 2009.



6) Никишова Е.А., Шаталова С.П. ЕГЭ 2013. Москва: Астрель – 2013.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебные единицы

 


количество количество

уроков

Раздел I. Биология как наука. Методы научного познания.

2

Краткая история развития биологии. Сущность жизни и свойства живого, уровни организации живой материи. Методы биологии




Раздел II. Клетка.

10

История изучения клетки. Клеточная теория. Л.Р.1 «Растительная и животная клетка» Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Органические вещества. Общая характеристика. Липиды. Углероды. Л.Р.2 «Ферментативное расщепление пероксида водорода» Органические вещества. Белки. Органические вещества. Нуклекиновые кислоты

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.Клеточное ядро. Хромосомы. Прокариотическая клеткаРеализация наследственной информации в клетке. Неклеточная форма жизни – вирусы. Зачёт по теме «Органойды клетки.» К.Р. по теме: «Клетка»






Раздел III. Организм.

21

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцеплённое наследование. Современные представления о гене и геноме Генетика пола. Л.Р.3 решение генетических задач. Изменчивость: наследственная и ненаследственная. Генетика и здоровье человека. К.Р. по теме: «Генетика». Селекция: основные методы и достижения. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Зачёт по теме «Организм».




Резервные уроки

3

Итого:

36

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Биология как наука. Методы научного познания (2 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.



Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы



Клетка (10 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.



Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК



Лабораторные работы

1. Растительная и животная клетка.

2. Ферментативное расщепление пероксида водорода.
Организм (21 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).



Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации


Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные работы

1. Решение генетических задач.


10 класс

Темы раздела

программы



Кол-во часов

урока


Тема урока

Дом.

задание


Дата

Коррек-

ция


1

2

3

4

5

6

7

I раздел

Биология как наука. Методы научного познания



2

1

Краткая история развития биологии

1.1

05.09




2

Сущность жизни и свойства живого, уровни организации живой материи. Методы биологии

1.2

1.3


12.09




II раздел

Клетка


10

3

История изучения клетки. Клеточная теория. Л.Р.1 «Растительная и животная клетка»

2.1

19.09




4

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

2.2

2.3


26.09




5

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды. Углероды. Л.Р.2 «Ферментативное расщепление пероксида водорода»

2.4

2.5


03.10




6

Органические вещества. Белки.

2.5

10.10




7

Органические вещества. Нуклекиновые кислоты

2.6

17.10




8

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.

2.7


24.10




9

Клеточное ядро. Хромосомы. Прокариотическая клетка

2.8

2.9


31.10




10

Реализация наследственной информации в клетке

2.10

07.11




11

Неклеточная форма жизни - вирусы

2.11

14.11




12

К.Р. по теме: «Клетка»




21.11





III раздел

Организм


19


13

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

3.1

28.11




14

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

3.2


05.12




15

Пластический обмен. Фотосинтез.

3.3

12.12




16

Деление клетки. Митоз.

3.4

19.12




17

Размножение бесполое и половое.

3.5

26.12




18

Образование половых клеток. Мейоз.

3.6

26.01




19

Оплодотворение.

3.7

23.01




20

Индивидуальное развитие организмов.

3.8

30.01




21

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

3.9

06.02




22

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

3.10

13.02




23

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

3.11

20.02




24

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

3.12

27.02




25

Хромосомная теория наследственности. Сцеплённое наследование.

3.13

06.03




26

Современные представления о гене и геноме

3.14

13.03




27

Генетика пола. Л.Р.3 Решение генетических задач.

3.15

20.03




28

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

3.16

03.04




1

2

3

4

5

6

7







29

Генетика и здоровье человека.

3.17

10.04




30

К.Р. по теме: «Генетика».




17.04




31

Селекция: основные методы и достижения.

3.18

24.04




32

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

3.19

15.05




33

Зачёт по теме «Организм»




22.05




34

Резервные уроки










35

Резервные уроки










36

Резервные уроки










Перечень лабораторных работ


.

Название лабораторной работы

1.

Растительная и животная клетка

2.

Ферментативное расщепление пероксида водорода

3.

Решение генетических задач.



1