Рабочая программа по биологии 11 класс Рассмотрено на заседании - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Рабочая программа по биологии 11 класс Рассмотрено на заседании - страница №1/2

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 412

Петродворцового района Санкт-Петербурга


«Согласовано»

Руководитель МО

__________________
Протокол №___

от «___»____________20___г.




«Согласовано»

Зам. директора по УВР:

Капустина Т.А.

«___»____________20___г.




Утверждаю:

Директор ГОУ СОШ № 412

Лавренова Е.В.
Приказ №___

от «__» _________ 20____г.





Рабочая программа
по биологии
11 класс

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №___

от «___»___________ 20____г.

Разработчик программы:

учитель биологии Кожина Ольга Борисовна

2014-2015 учебный год



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1., 1.2. Статус документа, общие сведения о программе:
Рабочая программа по биологии для 11 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 №1089;

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа,2007; Программы для общеобразовательных учреждений.Биология.5-11 классы.-М.,Дрофа,2009;

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2014 –2015 учебном году;

  5. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;

  6. Учебный план ГБОУ школы №412 на 2014-2015 учебный год.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

  В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии



освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;



приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни. 

1.3. Кому адресована программа: Программа предназначена для учащихся 11-х классов общеобразовательной школы.

Характеристика 11 а и б классов
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11 а и б класса и специфики классных коллективов. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, обучающиеся 11х классов это дети со средним и высоким уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне. В организации работы с обучающимися 11 б учтен тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.



1.4. Общая характеристика курса:

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке  программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни подразумевает  требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Представленная в Рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

*При изучении курса биологии основные затруднения вызывает изучение разделов : «Учение о клетке» и «Основы генетики и селекции» считаем целесообразным прохождение этих тем в 10 и 11 классах соответственно.



1.5. Основные принципы структурирования программы:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



IV. УМК

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА



1.6.Система оценки достижений учащихся:

Критерии оценивания устных ответов

Отметка «5», отлично, (высокий уровень достижений):

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

- полно раскрывает содержание материала в объёме программы и учебника;

- чётко и правильно даёт определения и раскрывает содержание понятий; верно использует научные термины;

- для доказательства использует различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- даёт ответ самостоятельно, использует ранее приобретённые знания;

- не допускает ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи.

- умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

- имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу.

Признаки творческой деятельности на уроках биологии: 1. Умение переносить знания в новую ситуацию. 2. Умение видеть функцию объекта. 3. Видеть в знакомой ситуации - новую ситуацию. 4. Комбинирование известных способов деятельности (решение генетических задач). 5. Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое). 6. Выработка альтернативного мышления. 7. Принципиально новый способ решения проблемы (истинное творчество).

Отметка «4», хорошо, (повышенный уровень достижений):

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; умеет применять полученные знания в видоизменённой ситуации,

- в основном правильно даёт определения понятий и использует научные термины;

- ответ самостоятельный; материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибка или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи учителя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

- допускает незначительные нарушения последовательности изложения, есть небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Отметка «3», удовлетворительно, (базовый уровень достижений):

- знает материал на уровне минимальных требований программы;

- умеет работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на видоизменённые вопросы. и в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий;

- затрудняется при самостоятельном воспроизведении, испытывает необходимость незначительной помощи учителя;

- отвечает неполно на вопросы учителя

- основное содержание учебного материала излагает фрагментарно, не всегда последовательно;

- даёт определения понятий недостаточно чёткие;

- не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допускает ошибки при их изложении;

- допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий;

- незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «2», неудовлетворительно, (пониженный уровень достижений):

- знает материала на уровне ниже минимальных требований программы; имеет отдельные представления об изученном материале;

- нет умения работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на стандартные вопросы. не умеет применять знания при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу;

- не даёт ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допускает грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не может исправить даже при помощи учителя;

- значительного не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «1», плохо, (низкий уровень достижений):

- ответ на вопрос не дан.

Критерии оценки тестовых заданий

К(коэффициент усвоения) = А:Р, где А - число правильных ответов в тесте, Р - общее число ответов

Коэффициент К

Отметка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,5

«3»

Меньше 0,5

«2»



Критерии оценки письменных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка;

- соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок;

- соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные;

- незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок;



- значительное несоблюдения основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «1»:

- обучающийся не приступил к работе.

Критерии оценки лабораторных и практических работ

Ометка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Отметка «4» ставится, если:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два-три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Отметка «3» ставится, если:

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Отметка «1» ставится :

обучающийся не приступил к работе.



Критерии оценки при наблюдении объектов

«5» ставится, если:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

«4» ставится, если:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

«3» ставится, если:

1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

«2» ставится, если:

1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

«1» ставится если обучающийся не приступил к выполнению работы.

Критерии оценивания компьютерных презентаций обучающихся

Отметка «5»



Содержание

1. Работа полностью завершена.

2. Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов.

3. Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика.

4. Обучающийся предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

5. Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс.



Дизайн

1. Дизайн логичен и очевиден.

2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

3. Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается).



Графика хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание.

Грамотность Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических.

Отметка «4»



Содержание

1. Почти полностью сделаны наиболее важные части работы.



2. Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются.

3. Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

4. Обучающийся в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы.

5. Почти везде выбирается более эффективный процесс.



Дизайн

1. Дизайн есть.

2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию.

3. Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.



Графика соответствует содержанию.

Грамотность Минимальное количество ошибок.

Отметка «3»



Содержание

1. Не все важнейшие компоненты работы выполнены.

2. Работа демонстрирует понимание, но неполное.

3. Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.

4. Обучающийся иногда предлагает свою интерпретацию.

5. Обучающемуся нужна помощь в выборе эффективного процесса.



Дизайн

1. Дизайн случайный.

2. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

3. Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию.



Графика мало соответствует содержанию.

Грамотность Есть ошибки, мешающие восприятию.

Отметка «2»



Содержание

1. Работа сделана фрагментарно..

2. Работа демонстрирует минимальное понимание.

3. Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов.

4. Интерпретация ограничена или беспочвенна.

5. Обучающийся может работать только под руководством учителя.



Дизайн

1. Дизайн не ясен.

2. Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

3. Параметры не подобраны, делают текст трудночитаемым.



Графика не соответствует содержанию.

Грамотность Много ошибок, делающих материал трудночитаемым

Уровни формирования знаний

1 уровень - уровень знакомства. Ученик может произвести опознание, различие, соотнесение.

2 уровень - воспроизведения, т.е. уровень «репродукции».

3 уровень - знание-умение (по образцу).

4 уровень - знание-трансформация - умение применять решения в творческих ситуациях. Перенос умения в новые области не изучавшиеся ранее.

Оценка метапредметных результатов

Оценка универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, проводится в форме

- решения задач творческого и поискового характера (творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);

- проектной деятельности;

- текущих и итоговых проверочных работ, включающих задания на проверку метапредметных результатов обучения;

- комплексных работ на межпредметной основе;

- педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего, коммуникативных УУД.

Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться Листы индивидуального развития, где фиксируется успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.



Оценка личностных результатов

1. Оценка личностного прогресса по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе листов индивидуального учёта: отслеживание, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий

личностного развития – наличие положительной тенденции развития.

2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей является накопительной и проверяется через систему проверочных, тестовых заданий по предмету, которые предполагают включение заданий на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений. Результаты фиксируются в листах анализа проверочных, тестовых работ, накопительная оценка показывает освоенность данных учебных действий.

3. Психологическая диагностика проводится по вопросам сформированности внутренней позиции обучающегося; ориентация на содержательные моменты образовательного процесса; сформированности самооценки; сформированности мотивации учебной деятельности
1.7. Количество учебных часов:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения биологии в 11 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.

Количество плановых лабораторных работ 10 кл. – 12.
1.8. Образовательные технологии
Опираясь на требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы, предъявляемые ФГОС основного общего образования, и учитывая особенности класса, в работе будут использоваться современные педагогические технологии:


  1. Проблемное обучение.
    Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

  2. Разноуровневое обучение.
    У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

  3. Проектные методы обучения.
    Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
    Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;

-актуализируются полученные опыт и знания;



-повышается ответственность за результат коллективной работы.

  1. Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

  1. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
    Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

  2. Информационно-коммуникационные технологии.
    Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

  3. Здоровье сберегающие технологии.
    Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

1.9. Виды и формы контроля знаний учащихся:

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний, комплексного применения ЗУН учащимися, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок. Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией.

Виды учебных занятий: лекция, экскурсия, лабораторная или практическая работа, собеседование, консультация, практикум, семинар, конференция, круглый стол, тестирование.

1.10 Методическое обеспечение программы: Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса биологии на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств;

  • определение оптимального соотношения цели и средств.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

2.1. Содержание:

 РАЗДЕЛ 7: ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (20 ЧАСОВ)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).



Демонстрации: Одноклеточные и многоклеточные организмы Ткани растений и животных Способы бесполого размножения Оплодотворение у растений и животных Внешнее и внутреннее оплодотворение Стадии развития зародыша позвоночного животного Постэмбриональное развитие Партеногенез у животных Моногибридное скрещивание и его цитологические основы Дигибридное скрещивание и его цитологические основы Сцепленное наследование Неполное доминирование Наследование, сцепленное с полом Перекрест хромосом Взаимодействие генов Наследственные болезни человека Модификационная изменчивость. Норма реакции Мутационная изменчивость Механизм хромосомных мутаций Центры многообразия и происхождения культурных растений Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Методы селекции Селекция растений Селекция животных Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность Исследования в области биотехнологии

следующая страница >>