Рабочая программа Наименование учебного предмета музыка для 7 класса на 2013/2014 учебный год - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса на 2013-2014 учебный... 1 141.99kb.
2013 — 2014 учебный год Рабочая программа предмета «Английский язык»... 3 790.16kb.
Рабочая программа учебного курса по истории Древнего мира для 5 класса... 1 231.9kb.
Рабочая программа предмета «Биология» для 6 класса на 2012-2013 учебный... 1 247.4kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9... 1 246.07kb.
Рабочая программа по алгебре для 8 класса основного общего образования... 1 259.65kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса умк... 1 153.74kb.
Рабочая программа по биологии для 8 «Б» класса VII вида на 2013-2014... 1 398.44kb.
Рабочая программа по алгебре на 2013 2014 учебный год 1 367.28kb.
Рабочая программа по геометрии для 7С(К) класса I вида Учитель: Овчинникова... 1 64.45kb.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» 2 298.7kb.
«Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов... 3 525.85kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа Наименование учебного предмета музыка для 7 класса на 2013/2014 - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Морозово-Борковская средняя общеобразовательная школа Сапожковского муниципального района

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:_______/Л.В.Кузнецова./

Рабочая программа

Наименование учебного предмета МУЗЫКА
для 7 класса на 2013/2014 учебный год.
Статус учебного предмета обязательный

_____________________________________________________________________________________________



Объем учебного предмета 7 класс – 35 часов

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год).

Рабочая программа  рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании школьного методического объединения


Протокол № _____ «____»______________2013 года

Руководитель школьного методического объединения

______________________________________________

(Ф.И.О.)

Согласовано:

Зам.директора по УВР ________________ /Н.Ф.Черкасова./

Пояснительная записка

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год)

и составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии.

В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятии творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.



Методологическим основанием программы являются современные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Приоритетным в данной программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

Основные методические принципы построения программы V—VII классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и по- ниманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведении и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим: для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с духовным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителя-; ми, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть истина, добро, красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся; в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки, предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационо-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоении ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стиле опирается на проблемность вопросов и организацию творчески заданий, направленных на развитие способности учащихся; «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентации на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмо- циональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития ученика класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в органи ции всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности и конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно говоря, это повторение можно сравнить с движением восходящей концентрической спирали, каждый виток которое выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—VII классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи - содержательного стержня урока музыки.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны, они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий.

Каждая учебная тема программы раскрывается целым рядом художественно-педагогических идей. Соподчиненность содержательных линий программы V—VII классов условно выявляется на двух уровнях: «горизонтальном» — освоение закономерностей музыки, музыкально-практическая и творческая деятельность школьников и «вертикальном» — освоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства учащимися.

Критериями отбора музыкального (шире — художественного) материала для программы являются критерии, которые получили свое научно-методологическое обоснование в художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и доказали свою жизненность 30-летней практикой преподавания музыки в школах России: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность, а также педагогическая целесообразность.
VII КЛАСС (35 ч)

Содержательный стержень программы — «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворения в произведениях разных жанров. Художественные направления стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущений композитора. Стили музыкального творчества и исполнения присущие разным эпохам.
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцен! и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.


Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

 

Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:



- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);

- знать основные жанры народной, профессионально, религиозной и современной музыки;

- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров;

- эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации.

- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

- выявлять особенности построения музыкально – драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

- использовать различные формы индивидуального,  группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- совершенствовать умения и навыки самообразования.

 

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества р и анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история  возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);


Тематическое планирование



Разделы и  темы  урока

Кол-во

часов


1

Особенности  драматургии  сценической  музыки 

17

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки        

18


Календарно-тематическое планирование по музыке.

7 класс


п/п


Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Домашние задание




план

факт

      Особенности  драматургии  сценической  музыки (17 часов)

1







 Классика и современность

1

стр 6-7, записи.

2







В музыкальном театре.

1

стр 8-11, записи.

3







В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки

1

стр 12-17, записи.

4







А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»

1

стр 18-21, записи.

5







А.П. Бородин. «Плач Ярославны». Молитва

1

стр 22-25, записи.

6







В музыкальном театре.

1

стр 26-31, записи.

7







В музыкальном театре. Балет «Ярославна» Б.Тищенко

1

стр 32-35, записи.

8







Героическая тема в музыке . Итоги 1четверти

1

стр 36-39, записи.

9







В музыкальном театре. Мой народ – американцы.

1

стр 40-41, записи.

10







В музыкальном театре. Опера. «Порги и Бесс» Дж. Гершвин

1

стр 42-47, записи.




11







Сюжеты и образы духовной музыки

1

стр 48-61, записи.

12







Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»

1

стр 62-69, записи.

13







Опера «Кармен»

1

стр 70-71, записи.

14







Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»

1

стр 72-73, записи.

15







Музыка к драматическому спектаклю

1

стр 74-75, записи.

16







Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта»

1

стр 76-79, записи.

17







 «Музыканты – извечные маги» Обобщение материала 2 четверти

1

стр 80-81, записи.



Особенности драматургии камерной и симфонической музыки         (18 часов)



18







Музыкальная драматургия.

1

стр 84-87, записи.

19







Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка

1

стр 88-91, записи.

20







Камерная инструментальная музыка

1

стр 92-93, записи.

21







Этюд. Транскрипция

1

стр 94-97, записи.

22







Циклические формы инструментальной музыки

1

стр 98-99, записи.

23







Циклические формы инструментальной музыки

1

стр 100-101, записи.

24







Соната. Сонатная форма

1

стр 102-103, записи.

25







Соната. Принципы музыкального развития

1

стр 104-109, записи.

26







Симфоническая музыка. Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере  экспозиции  симфонии № 40 В.А. Моцарта

1

стр 110-111, записи.

27







Симфоническая музыка. Симфония №103 И.Гайдна

1

стр 112-117, записи.

28







Симфоническая музыка. Симфония №1 "Классическая" С.Прокофьева

1

стр 118-123, записи.

29







Симфоническая музыка. Симфония №8 "Неоконченная" Ф.Шуберта

1

стр 124-129, записи.

30







Симфоническая музыка. Симфония №5 П.Чайковский

1

стр 130-137, записи.

31







Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром.

1

стр 128-141, записи.

32







Инструментальный концерт. "Рапсодия в стиле блюз" Дж.Гершвина

1

стр 142-143, записи.

33







Музыка народов мира

1

стр 144-147, записи.

34







Популярные хиты из мюзиклов и  рок-опер.

1

стр 148-149, вопросы.

35







Пусть музыка звучит. Обобщение материала 3-4 четверти

1


Повторить