Рабочая программа на 2013 / 2014 учебный год Учитель Ерофеева Юлия Александровна (Ф. И. О.) Предмет природоведение Класс 5 Учебник - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа Учебный год 2012\2013 Учитель Никонова Таисия Изосимовна... 1 214.21kb.
Рабочая программа по технологии 3 «А» класс 2013 2014 учебный год... 1 221.62kb.
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса на 2013-2014 учебный... 1 141.99kb.
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов на 2013-2014 учебный год 1 128.5kb.
2013 — 2014 учебный год Рабочая программа предмета «Английский язык»... 3 790.16kb.
Федулова Майя Петровна, учитель английского языка 2013 2014 учебный... 6 791.99kb.
Федулова Майя Петровна, учитель английского языка 2013 2014 учебный... 5 723.96kb.
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (фгос) Разработчик: (Ф. 1 335.88kb.
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс) на 2012-2013... 1 124.77kb.
Рабочая программа по технологии в 5 классе на 2013 2014 учебный год... 1 255.89kb.
Рабочая программа по физике в 9 (общеобразовательном) классе базовый... 1 192.77kb.
Ответ на вопрос, составление диалога, соединение частей предложения... 1 59.81kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа на 2013 / 2014 учебный год Учитель Ерофеева Юлия Александровна - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Степановская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю:

директор школы

Т.Г.Сырыгина____________

__________________ 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2013 / 2014 учебный год

Учитель Ерофеева Юлия Александровна

(Ф.И.О.)
Предмет природоведение


Класс 5

Учебник
Автор Плешаков А.А., Сонин Н.И.
Название Природоведение 5 класс
Издательство Москва, «Дрофа», 2010 г.
Количество часов в неделю:
по программе: 2
по учебному плану школы: 2

проверочные работы: 5

(количество часов)
контрольные работы: 2

(количество часов)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по природоведению 5 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе «Программы для образовательных учреждений: природоведение 5 класс, биология 6 — 11 класс». / Составители: Плешаков А.А., Сонин Н.И. – М.: «Дрофа», 2006.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. Поэтому на изучение природоведения в 5 классе отводится 2 часа в неделю. Используются учебно-методические комплексы под редакцией Сонина Н.И., Семенцовой В.Н. В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:



  • изучить природу с элементами применения естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности;

  • расширять знания учащихся о многообразии природных объектов, полученных в начальной школе;

  • систематизировать знания о природных объектах;

  • формировать первоначальное представление о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

Изучение природоведения в 5 классе основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты, и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Место рабочей программы в учебном плане:
На изучение курса отводится 2 часа в неделю или 70 часов в год.
содержание курса природоведения 5 класса

Содержание обучения.
Изучение природы

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели.
Вселенная

Представления о вселенной у древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в Средневековье. Географические открытия и их влияние на развитие астрономии. Роль Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея. Солнечная система, ее состав. Планеты земной руппы. Планеты — гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.


Земля

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления.

Суша планеты. Материки и острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака. Ветер. Погода.

Гидросфера. Водяной пар. В воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды.

Уникальность планеты Земля. Земля — как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе.


Жизнь на Земле

Развитие жизни на Земле. Клеточное строение организмов. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среды обитания: наземно-воздушная, водная и почвенная.

Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и и толщи воды, глубоководные сообщества и сообщества кораллового рифа.


Человек на Земле

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Первооткрыватели.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Важнейшие экологические проблемы: здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

тРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ выпускников

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными для учебного предмета «Природоведение» на этапе основного общего образования являются:



познавательная деятельность – поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи; умение сравнивать, анализировать, синтезировать, осуществлять поиск оригинальных решений, самостоятельное выполнение различных творческих работ;

информационно-коммуникативная деятельностьпроведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

рефлексивная деятельность – самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства.
Результаты обучения

В результате изучения природоведения ученик должен


Знать/понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;

  • строение живой клетки;

  • царства живой природы;

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли;

  • природные сообщества морей и океанов;

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека;

  • важнейшие экологические проблемы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.


Уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, определять их названия;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям окружающей среды, изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3 — 4 признакам;

  • описывать по плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2 — 3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


Структура курса


п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1

Изучение природы

3

2

Вселенная

11

3

Земля

21

4

Жизнь на Земле

18

5

Человек на Земле

12

6

Повторение

5


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ


п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Проверочная работа к теме: «Вселенная»

1




2

Проверочная работа к теме: «Земля»

1




3

Проверочная работа к теме: «Жизнь на Земле»

1




4

Проверочная работа к теме: «Человек на Земле»

1




5

Проверочная работа по всему курсу

1



ИТОГО: 5


ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Контрольная работа за I полугодие

1




2

Контрольная работа за II полугодие

1



ИТОГО: 2



Список методической литературы по предмету

Учебно-методический комплект


  1. Сонин Н.И., Плешаков А.А., программа для общеобразовательных учреждений, природоведение 5 класс. - М.: «Дрофа», 2006.

  2. Сонин Н.И., Плешаков А.А., учебник для общеобразовательных учреждений, природоведение 5 класс. - М.: «Дрофа», 2010.

  3. Парфилова Л.Д., Тематическое и поурочное планирование по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс», - М.: «Экзамен», 2005.

  4. Рохлов В.С., Сонин Н.И., тестовые задания. Природоведение, 5 класс. - М.: «Дрофа», 2004.

  5. Парфилова Л.Д., Контрольные и проверочные работы по природоведению. 5 класс. К учебнику А.А. Плешакова, 2006 г.

  6. Сонин Н.И.Атлас. Природоведение: 5 класс, 2010 г.


Дополнительная литература



  1. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам/ сост. Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2004.

  2. Сиротин В.И. Контурные карты. Природоведение: 5 класс, 2010 г.


Календарно-тематическое планирование


урока

Тема учебного занятия

Параграф учебника

Дата занятия

Планируемая

Фактическая

Гл. I. Изучение природы

1

Введение. Науки о природе.

1







2

Методы изучения природы

2







3

Великие естествоиспытатели

3







Гл. II. Вселенная

4

Как древние люди представляли себе Вселенную

4







5

От Коперника до наших дней

5







6

Соседи Солнца

6







7

Луна — естественный спутник Земли

-







8

Планеты — гиганты и маленький Плутон

7







9

Астероиды. Кометы

8







10

Мир звезд. Солнце

-







11

Созвездия

-







12

Галактики

-







13

Вселенная (обобщающий урок)

-







14

Проверочная работа

-










15

Как возникла Земля

9







16

Внутреннее строение Земли

10







17

Горные породы и минералы

11







18

Разрушение горных пород

-







19

Образование почв и их разнообразие

12







20

Полезные ископаемые. Металлы

-







21

Природные явления. Землетрясения

13







22

Вулканы и гейзеры

-







23

Суша планеты.

Рельеф суши. Горы. Равнины


14








24







25

Характеристика материков

15







26

Строение Земли (обобщающий урок)

-







27

Атмосфера — воздушная оболочка Земли

16







28

Свойства воздуха.

Движение воздуха, ветер


17








29







30

Осадки. Погода. Климат

-







31

Что такое гидросфера? Свойства воды.

Воды суши.



18








32

Неповторимая планета

19







33

Повторение по главе

-







34

Что мы узнали о Земле (обобщающий урок)










35

Контрольная работа за I полугодие

-










36

Развитие жизни на Земле

20







37

Доказательство эволюции

-







38

Живые клетки. Методы их изучения

21







39

Увеличительные приборы

-







40

Строение растительной клетки










41

Организм и его свойства

22







42

Одноклеточные организмы

23







43

Многоклеточные организмы

-







44

Среды обитания организмов

24







45

Организмы разных сред обитания

-







46

Жизнь на разных материках

25







47

Природные зоны Земли

-







48

Жизнь в морях и океанах

-







49

Науки о природе

26







50

Связи живого и неживого

-







51

Сезонные явления в природе

-







52

Что мы узнали о живой природе

-







53

Проверочная работа

-







Гл. V. Человек на Земле

54

Человек — часть биосферы

27







55

Как человек появился на Земле

28







56

Человек — общественное существо

-







57

История географических открытий

29







58

Великие путешественники

-







59

Как человек изменил Землю

30







60

Глобальные экологические проблемы

31







61

Жизнь под угрозой

-







62

Они не должны исчезнуть. Урок — суд

-







63

Не станет ли Земля пустыней?

-







64

Человек в ответе за природу

-







65

Проверочная работа

-







66

Повторение



-







67

-







68

-







69

-







70

Контрольная работа

-