Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________ Фирсова О. А.
Протокол №

от «26» июня 2013 г.



«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

__________ Курганская Н. Н.
«29» июня 2013 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

__________ Горюнова А. Г.
Приказ №

от «30» августа 2013 г.




Рабочая программа

Кащенко Натальи Сергеевны

I квалификационная категория

по учебному курсу

«Биология. Общая биология»

10 класс


2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по учебному курсу

«Биология. Общая биология»

10 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов автороа В. В. Пасечника. (Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский А. А. Общая биология. 10 – 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367, [1] с.: ил.)

Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а также логики учебного процесса.

Главная цель курса - формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Для достижения цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:


  • приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

  • овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

  • освоение следующих общепредметных компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной.

В 10 классе обучающиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные ранее биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой

природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В процессе изучения курса проводится 3 обязательных тестирования (входной, рубежный, итоговый контроль). Они могут быть рассчитаны на 20 мин или на весь урок и проводятся по тексту учителя или администрации.
Место предмета в базисном учебном плане

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно авторской программе «Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.)» на изучение биологии в 10 классе отводится 35 часов.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология», из расчета 1 час в неделю.



Согласно учебному плану, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: количество часов –35 ч., в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного курса «Биология. Общая биология»

10 класс




п/п

Дата

проведения

Тема учебного занятия

Тип урока



Оборудование


Подготовка

к

ЕГЭ

Домашнее

задание


по

плану

фактически

РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания (2 часа)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии.

Методы исследования в биологии (1 ч)

1

10 Б 03.09.13
10 В 05.09.13

10 Б 03.09.13
10 В 05.09.13

* Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

портреты ученых-биологов и естествоиспытателей, таблицы и схемы: «Исторические вехи биологии», «Система биологических наук», «Связь биологии с другими науками», научно-популярные книги и журналы, статьи о биологических исследованиях.




§1; 2

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи (1 ч)

2 (1)

10 Б 10.09.13
10 В 12.09.13

10 Б 10.09.13
10 В 12.09.13

* Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы по общей биологии и таблицы, относящиеся к предшествующим биологическим курсам, иллюстрирующие некоторые свойства живого (рост, развитие, наследственность и изменчивость, обмен веществ и энергии и пр.).




§3; 4

РАЗДЕЛ 2 Клетка (10 ч)

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 ч)

3 (1)

10 Б 17.09.13
10 В 19.09.13

10 Б 17.09.13
10 В 19.09.13

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы, иллюстрирующие многообразие и единство клеток; таблицы с изображениями приборов, используемых в цитологических исследованияхтаблицы с важнейшими химическими элементами клетки, перечнем веществ, входящих в состав живых организмов; периодическая таблица химических элементов.

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях уровней организации живой материи

§5; 6

Тема 2.2. Химический состав клетки (5 ч)

4 (1)

10 Б 24.09.13
10 В 26.09.13

10 Б 24.09.13
10 В 26.09.13

Входной контроль

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы «Вещества, входящие в состав живых организмов», «Строение молекулы воды»; периодическая таблица химических элементов.




§7; 8

5 (2)

10 Б 01.10.13
10 В 03.10.13

10 Б 01.10.13
10 В 03.10.13

Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы с изображениями растений и животных, иллюстрирующие местоположение углеводов в клетках и организмах; таблицы с изображением строения, функций, местоположения в организмах некоторых липидов.

Разбор заданий ЕГЭ по теме химический состав клетки

§9; 10

6 (3)

10 Б 08.10.13
10 В 10.10.13

10 Б 08.10.13
10 В 10.10.13

Строение и функции белков.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение молекул белков




§11

7 (4)

10 Б 15.10.13
10 В 17.10.13

10 Б 15.10.13
10 В 17.10.13

* Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

структурная объемная модель ДНК, таблицы: «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК»

Разбор заданий ЕГЭ по теме химический состав клетки

§12

8 (5)

10 Б 22.10.13
10 В 24.10.13

10 Б 22.10.13
10 В 24.10.13

АТФ и другие органические соединения клетки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы с изображением строения АТФ, схемы переходов АТФ в АДФ, в АМФ и обратно, содержания витаминов в разных продуктах, растениях и пр.




§13

Тема 2.3. Строение клетки (3 ч)

9 (1)

10 Б 29.10.13
10 В 31.10.13

10 Б 29.10.13
10 В 31.10.13

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы с изображениями растений и животных




§14; 15

10 (2)

10 Б 12.11.13
10 В 14.11.13

10 Б 12.11.13
10 В 14.11.13

Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы с изображениями растений и животных




§16; 17

11 (3)

10 Б 19.11.13
10 В 21.11.13

10 Б 19.11.13
10 В 21.11.13

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов

Л/р: «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

«Сравнение строения клеток растений и животных»

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы, иллюстрирующие строение бактерий и синезеленых, научно-популярная литература по микробиологии, таблица или схема «Прокариоты и эукариоты»; таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клеток; диафильм «Клетка и ее органоиды»; модель-аппликация «Строение клетки».


Разбор заданий ЕГЭ по теме строение клетки

§18; 19

Тема 2.4. Вирусы (1 ч)

12 (1)

10 Б 26.11.13
10 В 28.11.13

10 Б 26.11.13
10 В 28.11.13

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы с изображениями вирусов и бактериофагов, модель бактериофага, научно-популярная литература о вирусах.




§20, повт.

§5 – 20


РАЗДЕЛ 3 Организм (21 ч)

Тема 3.1. Организм — единое целое.

Многообразие живых организмов (1 час)

13 (1)

10 Б 03.12.13
10 В 05.12.13

10 Б 03.12.13
10 В 05.12.13

Рубежный контроль

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Таблицы с изображением одноклеточных и многоклеточных организмов







Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии –

свойство живых организмов (3 ч)

14 (1)

10 Б 10.12.13
10 В 12.12.13

10 Б 10.12.13
10 В 12.12.13

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена




§21 – 23

15 (2)

10 Б 17.12.13
10 В 19.12.13

10 Б 17.12.13
10 В 19.12.13

* Пластический обмен. Биосинтез белков

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы или схемы пластического обмена




§26 – 27

16 (3)

10 Б 24.12.13
10 В 26.12.13

10 Б 24.12.13
10 В 26.12.13

Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы, иллюстрирующие фотосинтез

Разбор заданий ЕГЭ по теме обмен веществ и превращения энергии- свойство живых организмов

§24 – 25

Тема 3.3. Размножение (4 ч)

17 (1)

10 Б 14.01.14
10 В 16.01.14

10 Б 14.01.14
10 В 16.01.14

Жизненный цикл клетки. Способы деления клетки. Митоз. Амитоз.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

презентация «Размножение многоклеточных организмов»;

модель ДНК, таблицы «Жизненный цикл клетки», «Удвоение молекулы ДНК», презентация «Митоз и мейоз»;



таблица




§28 – 29

18 (2)

10 Б 21.01.14
10 В 23.01.14

10 Б 21.01.14
10 В 23.01.14

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности полового размножения и строение половых клеток; таблицы и схемы, иллюстрирующие строение гамет и процессы гаметогенеза.




§31 – 32

19 (3)

10 Б 28.01.14
10 В 30.01.14

10 Б 28.01.14
10 В 30.01.14

Мейоз. Развитие половых клеток.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

диафильм «Мейоз и митоз клетки», таблицы, иллюстрирующие стадии мейоза.




§30; 33

20 (4)

10 Б 04.02.14
10 В 06.02.14

10 Б 04.02.14
10 В 06.02.14

Оплодотворение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы, иллюстрирующие процесс оплодотворения у животных, двойного оплодотворения у цветковых растений.


Разбор заданий ЕГЭ по теме размножение

§34

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 ч)

21 (1)

10 Б 11.02.14
10 В 13.02.14

10 Б 11.02.14
10 В 13.02.14

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы, иллюстрирующие стадий эмбрионального развития животных; таблицы и схемы, иллюстрирующие все особенности постэмбрионального периода




§35 – 37

22 (2)

10 Б 18.02.14
10 В 20.02.14

10 Б 18.02.14
10 В 20.02.14

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Презентация «Развитие человека»

Разбор заданий ЕГЭ по теме индивидуальное развитие организма




Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7 ч)

23 (1)

10 Б 25.02.14
10 В 27.02.14

10 Б 25.02.14
10 В 27.02.14

Становление генетики как науки. Основные генетические закономерности и понятия. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем: моногибридное скрещивание (1-й и 2-й законы)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы или схемы, иллюстрирующие моногибридное скрещивание; диафильм «Законы наследственности»; модель-аппликация «Законы Менделя».

Дигибридное скрещивание (1-й закон Г. Менделя). Решение задач.

§38 – 39

24 (2)

10 Б 04.03.14
10 В 06.03.14

10 Б 04.03.14
10 В 06.03.14

Дигибридное скрещивание (2-й закон Г. Менделя). Решение задач.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы или схемы, иллюстрирующие дигибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание (2-й закон Г. Менделя). Решение задач.

§41

25 (3)

10 Б 11.03.14
10 В 13.03.14

10 Б 11.03.14
10 В 13.03.14

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное с полом наследование.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Таблица «Генетика пола»




§42; 45

26 (4)

10 Б 18.03.14
10 В 20.03.14

10 Б 18.03.14
10 В 20.03.14

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы, схемы, иллюстрирующие проявление наследования множественных аллелей.





§40; 43; 44

27 (5)

10 Б 01.04.14
10 В 03.04.14

10 Б 01.04.14
10 В 03.04.14

Изменчивость. Ненаследственная изменчивость.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости; гербарные или живые экземпляры растений с признаками разных видов изменчивости.




§46

28 (6)

10 Б 08.04.14
10 В 10.04.14

10 Б 08.04.14
10 В 10.04.14

Наследственная изменчивость. Характеристика мутаций.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблицы и схемы, иллюстрирующие соматические и генеративные мутации, разнообразие мутагенных факторов




§47; 48

29 (7)

10 Б 15.04.14
10 В 17.04.14

10 Б 15.04.14
10 В 17.04.14

Генетика человека

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

таблица «Кариотип человека

Разбор заданий ЕГЭ по теме наследственность и изменчивость

§49 – 51

Тема 3.6. Генетика — теоретическая основа селекции.

Селекция. Биотехнология (4 ч)

30 (1)

10 Б 22.04.14
10 В 24.04.14

10 Б 22.04.14
10 В 24.04.14

Основные методы селекции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Презентация «Основные методы селекции»




§64

31 (2)

10 Б 29.04.14
10 В 02.05.14

10 Б 29.04.14
10 В 02.05.14

Селекция растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Презентация «Селекция растений»




§65

32 (3)

10 Б 06.05.14
10 В 08.05.14

10 Б 06.05.14
10 В 08.05.14

Селекция животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Презентация «Селекция животных»




§66

33 (4)

10 Б 13.05.14
10 В 15.05.14

10 Б 13.05.14
10 В 15.05.14

* Селекция микроорганизмов. Биотехнология: современное состояние и перспективы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Презентация «Селекция микроорганизмов»

Разбор заданий ЕГЭ по темам генетика, селекция.

§67; 68

34

10 Б 20.05.14
10 В 22.05.14

10 Б 20.05.14
10 В 22.05.14

Итоговый контроль

Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся












35

10 Б 27.05.14
10 В 29.05.14

10 Б 27.05.14
10 В 29.05.14

Итоговый урок

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности













СОДЕРЖАНИЕ

программы учебного курса «Биология. Общая биология»

10 класс. Базовый уровень

35 часов (1 час в неделю)
РАЗДЕЛ 1

Биология как наука. Методы научного познания (2 часа)
Тема 1.1. Краткая история развития биологии.

Методы исследования в биологии (1 часа)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи (1 часа)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.


Демонстрация Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».
РАЗДЕЛ 2

Клетка (11 часов)
Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке (Р. Тук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.


Тема 2.2. Химический состав клетки (5 часа)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.


Тема 2.3. Строение клетки (3 часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.


Тема 2.4. Вирусы (1 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и

жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Демонстрация Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».
Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.


РАЗДЕЛ 3

Организм (21 час)
Тема 3.1. Организм — единое целое.

Многообразие живых организмов (1 час)

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.


Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии –

свойство живых организмов (3 часа)

Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.



Тема Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК



в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген.

Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.


Тема 3.3. Размножение (4 часа)

Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.


Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Тема 3.6. Генетика — теоретическая основа селекции.

Селекция. Биотехнология (4 часа)

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрация Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».
Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.


СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

К учебному курсу «Биология. Общая биология»

10 класс
Тема: ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

Вариант 1

I Выберите один правильный ответ.

1. ДНК – это уровень организации живой природы:

1) клеточный; 2) молекулярный;

3) организменный; 4) популяционный.

2. Белки в клетке синтезируются:

1) в цитоплазме; 2) в лизосомах;

3) на рибосомах; 4) в комплексе Гольджи.

3. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию:

1) гормональную; 2) сигнальную;

3) ферментативную; 4) информационную.

4. Транспортная РНК – это:

1) белок; 2) жир; 3) фермент; 4) нуклеиновая кислота.



5. В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных:

1) бактерий - сапрофитов; 2) одноклеточных; 3) Простейших; 4) растений.



6. Вода участвует в теплорегуляции живых организмов благодаря:

1) полярности молекул; 2) высокой теплоёмкости;

3) низкой теплоёмкости; 4) небольшим размерам молекул.

7. Запасной полисахарид, который содержится в клетках печени и мышц человека и ряда животных называется:

1) крахмалом; 2) клетчаткой; 3) сахарозой; 4) гликогеном.



8. Структура молекулы ДНК представляет собой:

  1. две спирально закрученные одна вокруг другой полинуклеотидные нити;

  2. одну спирально закрученную полипептидную нить;

3) две спирально закрученные полипептидные нити;

4) одну прямую полипептидную нить.



9. Способность молекул белка под воздействием различных факторов восстанавливать исходную структуру лежит в основе важного признака живого: 1) раздражимости; 2) сократимости;

3) индивидуального развития; 4) размножения.



10. Вещества, способные в организме образовывать с водой водородные связи или вступать в электростатическое взаимодействие, являются:

1) гидрофобными; 2) гидрофильными; 3) нейтральными; 4) щелочными.


II Дайте краткий ответ на вопрос.

Как называются мономеры молекулы белка?


Вариант 2

I Выберите один правильный ответ.

1. Способностью присоединять к себе различные вещества и перемещать их в клетке или организме обладают молекулы:

1) АТФ; 2) и-РНК; 3) белков; 4) липидов.



2. Рибоза является структурным элементом:

1) нуклеиновых кислот; 2) белков; 3) липидов; 4) крахмала.



3. Кодовой единицей генетического кода является:

1) нуклеотид; 2) триплет; 3) аминокислота; 4) т-РНК.



4. Биологическими катализаторами являются:

1) витамины; 2) ферменты; 3) неорганические соли; 4) гормоны.



5. Каково значение крахмала и гликогена в клетке:

1) ускоряют биохимические реакции в клетке;

2) защищают организм от проникновения в него возбудителей заболеваний;

3) являются запасными веществами;

4) регулируют физиологические процессы.

6. Почему живые организмы нуждаются в азоте:

1) азот является главным структурным компонентом белков и нуклеиновых кислот; 2) азот является основным источником энергии;

3) азот является главным структурным компонентом жиров и углеводов;

4) азот – основной переносчик кислорода в тканях.



7. Четвертичная структура молекулы белка образуется в результате взаимодействия:

1) участков одной белковой молекулы по типу связей S-S;

2) нескольких полипептидных цепей, образующих клубок;

3) участков одной белковой молекулы за счёт водородных связей;

4) белковой глобулы с мембраной клетки.

8. Выполняют разнообразные функции в клетке, являются многофункциональными молекулы:

1) ДНК; 2) белков; 3) и-РНК; 4) АТФ.



9. Видоспецифичность молекул ДНК свидетельствует о:

1) роли ДНК в хранении наследственной информации;

2) двухцепочечной спиральной структуре ДНК;

3) наличии ДНК в клетках всех особей вида;

4) идентичности состава ДНК у особей одного вида.

10. Жиры, как и глюкоза, выполняют в клетке функцию:

1) строительную; 2) информационную; 3) каталитическую; 4) энергетическую.


II Дайте краткий ответ на вопрос.

Почему температура выше 40°С опасна для жизни?



Вариант 3

I Выберите один правильный ответ.

1. Молекула какого вещества имеет следующий состав:


Три остатка фосфорной кислоты


Азотистое основание аденин


Углевод рибоза


1) т-РНК; 2) АДФ; 3) АТФ; 4) р-РНК.



2. Мономерами молекул каких органических веществ являются аминокислоты:

1) белков; 2) углеводов; 3) ДНК; 4) липидов.



3. Принцип комплементарности лежит в основе образования водородных связей между:

1) аминокислотами в молекуле белка;

2) нуклеотидами в молекуле ДНК;

3) глицерином и жирными кислотами в молекуле жира;

4) молекулами глюкозы в клетчатке.

4. В основе образования пептидных связей между аминокислотами в молекуле белка лежит: 1) принцип комплементарности;

2) нерастворимость аминокислот в воде;

3) растворимость аминокислот в воде;

4) наличие карбоксильной и аминной групп.



5. Вторичная структура белка, имеющая форму спирали, удерживается связями: 1) пептидными; 2) ионными;

3) водородными; 4) ковалентными.



6. ДНК имеет вид свёрнутой в кольцо молекулы в клетках организмов:

1) прокариот; 2) эукариот; 3) вирусов; 4) эвглены зелёной.



7. Нерастворимость липидов в воде лежит в основе:

1) их участия в образовании плазматической мембраны;

2) выполнения ими энергетической функции;

3) взаимодействия молекул липидов с белками;

4) взаимодействия молекул липидов с углеводами.

8. Рибоза является структурным элементом:

1) нуклеиновых кислот; 2) белков; 3) липидов; 4) крахмала.



9. Высокоактивное химическое вещество, которое поглощает энергию солнечного света, используемую на образование органических веществ из неорганических, это:

1) гемоглобин; 2) хлорофилл; 3) фермент; 4) липид.



10. Где в клетке содержатся молекулы ДНК:

1) в ядре, митохондриях и пластидах;

2) в рибосомах и комплексе Гольджи;

3) в цитоплазматической мембране;

4) в лизосомах, рибосомах, вакуолях.
II Дайте краткий ответ на вопрос.

Какие вещества называют гидрофильными?


Тема: НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Вариант 1

I Выберите один правильный ответ

1. У особи с генотипом Ааbb образуются гаметы:

1) Аb; bb; 2) Аb; аb; 3) Аа; АА; 4) Аа; аb.



2. При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обеим признакам особями (красные А и круглые B – доминантные признаки) появляется потомство с генотипами АаBb; ааBb; Ааbb; ааbb в соотношении:

1) 3 : 1; 2) 9 : 3 : 3 : 1; 3) 1 : 1 : 1 : 1; 4) 1 : 2 : 1.



3. Из яйцеклетки развиваются девочки, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

1) 44 аутосомы + XY; 2) 23 аутосомы + X;

3) 44 аутосомы + XX; 4) 23 аутосомы + Y

4. Преобладающий признак одного из родителей Г. Мендель назвал:

1) рецессивным; 2) доминантным;

3) гомозиготным; 4) гетерозиготным.

5. При дигибридном расщеплении признаков проявляется закон:

1) независимого расщепления генов; 2) взаимодействия генов;

3) сцепленного с полом наследования;

4) промежуточного наследования.



6. Появление потомства с рецессивными признаками от родителей с доминантными признаками объясняется: 1) гетерозиготностью родителей;

2) модификационной изменчивостью потомства;

3) неполным доминированием; 4) гомозиготностью родителей.

7. При скрещивании двух морских свинок с чёрной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей:

1) АА × аа; 2) Аа × АА; 3) Аа × Аа; 4) АА × АА.



8. Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм и анализ их проявления в ряде поколений:

1) гибридологическим; 2) цитогенетическим;

3) близнецовым; 4) биохимическим.

9. Причина расщепления особей с доминантными признаками в F2, полученных от гибридов первого поколения, состоит в их:

1) наследственной неоднородности;

2) широкой норме реакции; 3) связана с изменением числа хромосом;

10. Если гены, ответственные за окраску и форму семян гороха, расположены в разных хромосомах, то во втором поколении проявляется закон: 1) независимого наследования; 2) сцепленного наследования;

3) расщепления признаков; 4) доминирования.



11. У гибридов ночной красавицы с розовыми цветками в F2 появляются растения с красными, розовыми и белыми цветками в соотношении:

1) 9 : 3 : 3 : 1; 2) 3 :1; 3) 1 : 2 : 1; 4) 1 : 1.



12. При скрещивании растений ночной красавицы с красными и белыми цветками появляется гибридное потомство с розовыми цветками в результате: 1) сцепленного наследования; 2) расщепления признаков;

3) независимое наследования; 4) неполного доминирования.



13. Для получения в первом гибридном поколении всего потомства с доминантными признаками необходимо произвести скрещивание:

1) гомозиготной доминантной особи с рецессивной;

2) двух гетерозиготных особей;

3) гетерозиготной особи с рецессивной;

4) рецессивной особи с рецессивной.

14. Новообразования, которые возникают при скрещивании в результате взаимодействия нескольких генов, служат доказательством:

1) большой активности генов; 2) слабой активности генов;

3) влиянии гена на один признак; 4) целостности генотипа.

15. Соотношение расщепления в F2 по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1 характерно для скрещивания: 1) анализирующего; 2) моногибридного;

3) дигибридного; 4) отдалённого.


II Дайте краткий ответ.

1. Каковы причины сцепленного наследования признаков?

2. Чем гетерозиготы отличаются от гомозигот? Запишите их генотипы.

Вариант 2

I Выберите один правильный ответ

1. При скрещивании гомозиготы с гетерозиготой доля гомозигот в потомстве составит: 1) 0%; 2) 25%; 3) 50%; 4) 100%.

2. Генотип – это:


  1. совокупность генов, которые организм получает от родителей;

  2. совокупность внешних и внутренних признаков организма;

  3. совокупность генов всех особей популяции;

  4. способность множества генов контролировать один признак.

3. При дигибритном скрещивании (несцепленное наследование) доминантной и рецессивной форм в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении:

1) 9 : 3 : 3 : 1; 2) 1 : 2 : 1; 3) 3 : 1; 4) 1 : 1 : 1 : 1.



4. Женский гомогаметный пол имеют:

1) пресмыкающиеся; 2) люди; 3) птицы; 4) бабочки.



5. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения: 1) гетерозиготными; 2) гомозиготными;

3) рецессивными; 4) доминантными.



6. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от:

  1. числа пар гомологичных хромосом;

2) числа аллельных генов; 3) числа доминантных генов;

4) степени гетерозиготности аллельных генов



7. От гибридов первого поколения во втором поколении рождается особей с рецессивным признаком, что свидетельствует о проявлении закона:

1) сцепленного наследования; 2) расщепления;

3) независимого наследования; 4) промежуточного наследования.

8. Зигота, содержащая доминантный и рецессивный гены окраски гороха, называется: 1) мужской гаметой; 2) женской гаметой;

3) гомозиготой; 4) гетерозиготой.



9. При скрещивании гомозиготных растений томата с круглыми красными плодами и с грушевидными жёлтыми плодами (красный цвет А, жёлтый а, круглая форма В, грушевидная b) получается потомство с генотипом:

1) bbАА; 2) Вbаа; 3) ВВАА; 4) ВbАа.



10. При скрещивании дрозофил с серым телом и нормальными крыльями и дрозофил с тёмным телом и зачаточными крыльями проявляется закон сцепленного наследования, так как отвечающие за эти признаки гены:

1) расположены в разных хромосомах; 2) подверглись мутации;

3) расположены в одной хромосоме; 4) проявляют взаимодействие.

11. В определении пола у человека решающую роль играет мужчина, так как женские гаметы содержат:


  1. только Х-хромосому, а мужские Х- и Y-хромосомы;

  2. Х- и Y-хромосомы, а мужские только Y-хромосомы;

  3. только Y-хромосому, а мужские Х- и Y-хромосомы;

4) только Y-хромосому. А мужские только Х-хромосому.

12. Взаимодействие аллельных генов – причина:

1) промежуточного наследования; 2) сцепленного наследования;

3) независимого наследования; 4) единообразия потомства.

13. 1. У особи с генотипом Ааbb образуются гаметы:

1) Аb; bb; 2) Аb; аb; 3) Аа; АА; 4) Аа; аb.



14. При скрещивании растений ночной красавицы с красными и белыми цветками появляется гибридное потомство с розовыми цветками в результате: 1) сцепленного наследования; 2) расщепления признаков;

3) независимое наследования; 4) неполного доминирования.



15. Г. Мендель ввёл понятие «наследственный фактор», который в современной генетике соответствует понятию:

1) гибрид; 2) генотип; 3) ген; 4) фенотип.


II Дайте краткий ответ.

1. В чём проявляется множественное действие гена?

2. Как изображают генотип дигетерозиготы?


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

К рабочей программе учебного курса

«Биология. Общая биология»

10 класс
Учебно-методическая литература

1. Каменский А. А. Общая биология: 10 – 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасеченик. – М.: Дрофа, 2005. – 367, [1] с.: ил.

2. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасеченика / авт.-сост. И. В. Лысенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 217 с.

3. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2006. – 205 с.

4. Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2010. Тематические тесты: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009. – 272 с. (Серия «Готовимся к ЕГЭ»)
Дополнительная литература:


  1. Энциклопедический словарь юного биолога. / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352 с., ил.

  2. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб. и доп / Глав. ред. М. Д. Аксёнова – М.: Аванта+, 1999. – 704 с.: ил.

  3. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера – 3-е изд., М.: Мир, 2004. – 454 с., ил.

  4. Мухамеджанов И. Р. Тесты, блицопросы по общей биологии: 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с. – (Мастерская учителя).

  5. Лаптев Ю. П. Биологическая инженерия. – М.: Агропромиздат, 1987. – 175 с.: ил.


Электронные пособия:

1. Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный практикум. – Республиканский мультимедиа центр, 2004.

2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1С», 1998 – 2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

4. Федеральное агентство по образованию. Биологические исследования. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории. – ФГУП «Центр МНТП»

5. Биология. Интерактивные творческие задания. 7 – 9. – ЗАО Новый диск, 2004



6. Занимательная биология. – Корпорация «Диполь», 2008