Рабочая программа Биологии (базовый уровень) 5 класс - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по биологии для 10 класса глазовой Тамары Фёдоровны... 1 206.75kb.
Рабочая программа для 10 классов 1 124.34kb.
Рабочая программа обж 10-11 класс Базовый уровень г. Курган 2013 год 1 456.01kb.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс... 2 406.67kb.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 11 класс, базовый... 1 301.79kb.
Рабочая учебная программа по географии 6 (шестой) (класс) Базовый... 2 380.04kb.
Рабочая программа по биологии 11 класс Рассмотрено на заседании 2 366.08kb.
По биологии (базовый уровень) мкоу залипьевская оош ккласс 1 109.85kb.
Рабочая программа по истории Класс: 9 (II ступень обучения, базовый... 2 547.48kb.
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения... 4 1071.77kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» базовый уровень... 1 250.05kb.
Корнева М. В., Кулигин В. А., Кулигина Г. А 4 266.81kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Рабочая программа Биологии (базовый уровень) 5 класс - страница №1/4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородская гимназия города Ногинска


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Богородской

гимназии г. Ногинска

_____________ Т.В.Шагова

«____»______________2013г.
М.П.

Рабочая программа

Биологии


(базовый уровень)

5 класс
Составитель:Ващенко Наталия Юрьевна,

учитель химии и биологии

2013г


2013-2014 учебный год

Программа курса природоведения 5 класса для общеобразовательных учреждений

(Базовый уровень)
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 5 класса разработана на основе примерной программы по биологии для общеобразовательных учреждений Биология 5-11 кл. - М: Дрофа,

2010 (авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова), с учетом требований Регионального общеобразовательного стандарта.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. На изучение природоведения в 5 классе использован 1 час в неделю (всего 35 часов) из регионального компонента. Т.о., на изучение курса природоведения в 5 классе отводится 3 часа в неделю (всего 105 часов).

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Цель программы обучения:

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на решение задач:

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • установление гармоничных отношений обучающихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе

преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности обучающихся, формирования их научного мировоззрения, что обеспечивает Программа по биологии для 5-9 кл., авторы : В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш.

Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в классе следующего курса: Природа. Неживая и живая — 70 ч (5 кл.).

Курс «Природоведение» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе обучающиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.

Обучащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В учебно-тематическом планировании конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых и ученических лабораторных и практических работ.


Изменения в программе:

В программу внесены следующие изменения:

Количество часов по учебно-тематическому плану – 105.

Программа предусматривает следующее распределение часов на изучение содержания данного курса: 101ч + 4ч резервное время. Для реализации поставленных целей и задач в данной рабочей программе дополнительные часы использованы для изучения тем:

Название раздела и темы

Количество часов

по программе



Количество часов по календарно- тематическому

планированию



ВВЕДЕНИЕ

2

3

ТЕМА 1. ВСЕЛЕННАЯ

5

11

ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА

11

13

ТЕМА 3. ВОЗДУХ

6

9

ТЕМА 4. ВОДА

3

6

ТЕМА 5. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

3

6

ТЕМА 6. ПОЧВА

4

6

ТЕМА 7. ОРГАНИЗМЫ

6

9

ТЕМА 8. РАСТЕНИЯ

7

8

ТЕМА 9. ГРИБЫ

2

3

ТЕМА 10. ЖИВОТНЫЕ

5

6

ТЕМА 11. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

3

3

ТЕМА 12. ПРИРОДА ЕДИНА

2

3

ТЕМА 13. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЗДОРОВЬЕ И

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ



3

7

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

6

6

ИТОГО:

68

101

РЕЗЕРВ:

2

4


Основное содержание учебного курса «Природа. Живая и неживая». 5 класс (102ч, 3 ч в неделю)

Введение (3 ч)

Природа. Человек и природа. Человек часть природы. Для чего изучают природу. Живая и неживая природа.



Задачи темы: ознакомить детей с содержанием, формами деятельности, средствами обучения; нарисовать перспективу изучения окружающей природы; актуализировать имеющиеся у детей знания, показать их необходимость и действенность, что будет являться хорошим стимулом в дальнейшем учении; дать задания по проведению длительных наблюдений в природе, за домашними растениями и животными, культурными растениями на своих огородах, учебно-опытном участке, подготовить простейшие опыты, которые могут провести дети как в школе, так и дома; продолжить традицию начальной школы — ведение фенологических наблюдений и дневников наблюдений.

1. Вселенная (11 ч)

Вселенная. История развития представления о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Планета Земля. Строение Земли. Суточное и годовое движение Земли.

Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Луна — спутник Земли.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса.

Наблюдение за звездным небом, за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

1. «Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий».

Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.

2. «Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий».

Задачи темы: сформировать знания о Солнечной системе, ее составе. Познакомить обучающихся со спутником Земли — Луной. Научить детей проводить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы. Ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом, картой, ориентироваться на местности.

2. Строение и свойства вещества (13 ч)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Вещества чистые и смеси. Молекулы. Диффузия. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Простые и сложные вещества. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) и химические явления. Химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация

Электризация тел путем трения.

Лабораторные работы

1. Лабораторная работа « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел»



Задачи темы: актуализировать знания обучающихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия: молекулы, атомы, элементы. Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах. Сформировать представления о физических и химических явлениях в природе.

3. Воздух (9ч)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разряженность воздуха.

Атмосферное давление. Барометр.. Нагревание воздуха от поверхности Земли.

Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер.

Погода. Типичнее признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды.

Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера).

Наблюдения: систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья в неблагоприятные дни.

Лабораторные работы

1. Лабораторная работа «Описание погоды за месяц и сезон». Практические методы работы с дневниками наблюдений за погодой.



Задачи темы: расширить и углубить знания обучающихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, образования ветра, его работу в признаках ее предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить учащихся с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения.

4. Вода (6 ч)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком.

Охрана воды.

Экскурсия

Изучение работы текучих вод и ветра.

Задачи темы: продолжить формирование знаний о воде, ее свойствах. Раскрыть значение воды в жизни природы и человека. Сформировать понятие о тепловом расширении воды. Продолжить экологическое воспитание школьников.

5. Горные породы (6 ч)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень).

Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы.

Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные работы

1. «Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств».

2. «Ознакомление с местными полезными ископаемыми».

Задачи темы: формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и разнообразии горных пород, об их свойствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями выветривание, обломочные горные породы, руда, рудные и нерудные полезные ископаемые, черные и цветные металлы, свойства металлов.

6. Почва — особое тело земли (6 ч)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.



Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы, почв своей местности, почв с разной структурой.

Задачи темы: углубить знания обучающихся о почве, ее составе; сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв. Показать необходимость охраны почв.

7. Организмы (9 ч)

Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.



Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

Задачи темы: обобщить конкретные знания школьников о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строение; формировать умения находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобщения.

Растения (8 ч)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.

Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека.

Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.

Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения за растениями в природе, на учебно-опытном участке, за приспособлением к различным условиям размножения.

Лабораторные работы

1. «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах».

- Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

Задачи темы: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов, формировать понятие организм растения, научить обучающихся ставить простейшие опыты по выявлению условий прорастания семян и пользоваться атласом-определителем для определения названия растений, распознавать наиболее распространенные дикорастущие, лекарственные, ядовитые и охраняемые растения своей местности.

9. Грибы (3 ч) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторные работы

1. «Узнавание съедобных и ядовитых грибов».



Задачи темы: познакомить с представителями особого царства природы — грибами. Сформировать знания о строении, размножении грибов, об их значении для человека. Научить обучающихся узнавать наиболее распространенные в данной местности съедобные и ядовитые грибы.

10. Животные (6 ч)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной, и почвенной среде обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги.

Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.



Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за животными в природе, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке.

Лабораторный опыт

Узнавание наиболее распространенных животных своей местности ( в том числе редких, охраняемых, ядовитых видов с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.



Задачи темы: продолжить развитие знаний о животных, об их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека. Научить обучающихся узнавать животных своей местности.

11. Ваши любимые растения и животные (3 ч)

Растения и животные уголка живой природы. Создание благоприятных условий для жизни обитателей. Уход за ними.



Демонстрация комнатных растений, животных-любимцев.

Наблюдения за развитием растений, жизнью животных в домашних условиях.

Лабораторный опыт

1. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями

и домашними животными.

Задачи темы: расширить знания обучающихся о комнатных растениях и домашних животных; об их разнообразии, образе жизни и поведении, познакомить с правилами ухода за ними. Воспитывать любовь и доброе, бережное отношение к природе, прививать интерес к ней.

12. Природа едина (3 ч)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Задачи темы: продолжить формирование научного мировоззрения и развитие экологической культуры; обобщить и углубить знания о неживой и живой природе.

13. Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (7 ч)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.)

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях ( во время грозы, ливня, под градом и др.)

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.



Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки.

Лабораторные опыты

1. Овладение простейшими способами первой помощи при травмах.



Лабораторные работы

  1. «Определение показателей развития своего организма».


Задачи темы: познакомить обучающихся с взаимоотношениями организма человека с окружающей средой, сформировать знания о физических, химических, биологических факторах окружающей человека среды и их влиянии на организм человека: солнечных ударах, обморожении, переохлаждении, ожогах и т. п., о приемах оказания первой доврачебной помощи при различных травмах, о вредных привычках и их предупреждении. Сформировать умения определять показатели развития своего организма и оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях и кровотечениях.

следующая страница >>