Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош - страница №2/2


Анализ воспитательной работы в МОУ Кассельская СОШ в 2011-2012 учебном году

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно – этической среды. В течение 2011-2012 учебного года педагогический коллектив продолжил работать над проблемной темой в сфере воспитательной деятельности: «Духовно-нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования».

Для более полной реализации проблемной темы школы, цели были поставлены следующие задачи:

-  содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете, самоутверждению личности каждого ребенка.

- создание условий для развития у школьников ценностного отношения к духовным традициям русского народа, русским святыням, природе родного края;

-    обеспечение развития художественного мышления и творческих способностей ребенка, умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность;

-  формирование у ребенка сознания собственного «я»;

-   повышение эффективности системы мер, направленных на предупреждение правонарушений среди подростков;

Систематическая и планомерная работа по формированию классного коллектива отражается в планах воспитательной работы классных руководителей. Анализ планов воспитательной работы показал, что владением и пониманием технологии воспитательного процесса и умением наметить необходимые меры по повышению эффективности воспитательного процесса, поставить реальные задачи в созвучии с темой школы, обладают такие классные руководители как: Ишимова С. В., Захарова З. А., Тихонова З. И., Бургучева В. Т.

На каникулах учащиеся предоставлены сами себе и находятся под присмотром родителей, поэтому в этом учебном году, как и в прошлом, классные руководители спланировали воспитательную работу в классах таким образом, чтобы и в каникулярное время детский досуг был организован не только общерайонными мероприятиями, но и внеклассными экскурсиями, поездками, походами, играми, соревнованиями. Много времени отводится на прогулки на свежем воздухе, экскурсии в природу, особенно в начальном звене.

Активно посещаются учащимися занятия в секции по баскетболу ДЮСШ, кружках лего-конструирования, эколого-биологическом, хореографическом от ДДТ и школьных факультативах.

Большое внимание классные руководители уделяли работе по программе «Здоровье». При проверке тематики классных часов было выявлено, что по программе «Здоровье» (включая профилактику наркомании и табакокурения) было проведено в старшем звене – 15 кл. ч., в среднем – 23 кл. ч., в начальном – 25 кл. ч. Наиболее активно проводили классные часы по программе «Здоровье» классные руководители: Захарова З. А., Ишимова С. В., Тихонова З. И.

Традиционно в работу школы были включены предметные декады, школьные олимпиады, которые прошли на хорошем уровне. В 5-11 классах прошли декады по русскому языку и литературе, математике, иностранному языку, истории, химии, биологии и географии. Все открытые уроки и внеклассные мероприятия, которые давались в рамках декад и районных семинаров прошли на высоком методическом уровне.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является профессиональная ориентация школьников, так как от того, какую профессию сегодня получат наши воспитанники, как они будут трудиться на благо своего Отечества, зависит благосостояние государства в целом и каждого человека в отдельности. В плане профориентации проводилась профдиагностика, анкетирование, тестирование учащихся. Были организованы встречи с представителями различных профессий, проводились классные часы профориентационной направленности, экскурсии в профессиональные учебные заведения и на различные профессиональные объекты. Ориентироваться в мире профессий школьникам помогала подборка специальной литературы, обзор которой проводился школьным библиотекарем Зайковой А. П. Учащиеся школы приняли участие в «ярмарке профессий», посетили учебные заведения по выбору во время проведения в них Дней открытых дверей. Учащиеся выпускных классов встречались с представителями вузов, техникумов и ссузов.

Одно из направлений профориентационной работы – трудовое воспитание учащихся: классные часы, уборка кабинетов, трудовые десанты. Добросовестно трудились все классные коллективы на трудовых десантах по уборке территории. Все классные руководители добросовестно отнеслись к этой работе. По результатам проверки тематики классных часов наиболее активно в профориентационно-трудовом воспитании учащихся работали Васильева П. И. (10 класс) и Ишимова С. В. (9 класс). Результат данный работы очевиден и хорошо виден и учащимся, и окружающим нас людям: многие учащиеся действительно подходят с большой ответственностью к выбору профессии. В современных условиях необходимо делать упор на личную значимость труда, когда ребенок осознает, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда.

Основная работа в разделе «Общение» - это работа, направленная на творческое развитие личности. Творческая направленность помогает сплотить и воспитывать детей, используя их природные и приобретённые способности. Главной задачей воспитательной работы является развитие личности школьника, осуществление подхода к формированию её индивидуальности. Воспитание строится на изучении индивидуально-психологических особенностей каждого школьника и социально-психологических характеристик детского коллектива. Педагогический коллектив из года в год работает над проблемой развития личности ребёнка, воспитания интереса к учению, совершенствования духовного и физического развития, формирования высоких нравственных качеств гражданина-патриота своего Отечества.

Учащиеся школы активно участвовали как в общешкольных, так и в районных мероприятиях.

Были проведены в течение учебного года следующие мероприятия:




  • Праздник первого звонка

  • Уроки Мужества

  • Декада безопасности дорожного движения

  • Вахта Памяти

  • Праздничный вечер ко Дню Учителя

  • Выставка рисунков «Нагайбакский край глазами детей»

  • Состязание здоровячков

  • Осенний бал.

  • День Матери

  • Конкурс плакатов и стенгазет

  • Мастерская Деда Мороза

  • Новогодние утренники

  • Игры на свежем воздухе

  • Игры-викторины во время проведения предметных декад

  • Конкурс открыток к 23февраля

  • Вечер встречи с выпускниками

  • День Святого Валентина. Праздничная почта

  • Встреча трех поколений к 23 февраля

  • Вечер, посвященный 8 марта

  • Конкурс патриотической песни

  • Районный смотр художественной самодеятельности

  • Акция «День Победы»

  • Вахта Памяти

  • Конкурс рисунков «Герои Отечества – наши земляки»

  • Конкурс военной песни

  • Выпускной праздник в начальном звене

  • Праздник «Последнего звонка»

  • Выпускной вечер

  • Выставка декоративно – прикладного и технического творчества детей «Город мастеров»

  • Игра «Безопасное колесо»

  • Фольклорный фестиваль «Пою тебе, моя Россия»

Одним из аспектов программы «Общение» является непосредственно само общение учащихся а, как правило, оно происходит большей частью в школе: на переменах и классных часах. В начале года был составлен график проведения открытых классных часов и внеклассных мероприятий. Многие классные часы и праздничные вечера были продуманы, хорошо подготовлены, все они были разнообразной формы и на различные темы. Отметить, как самые интересные можно такие: «Осенний бал» (Посвящение в старшеклассники), Новогодний вечер), Вечер встречи с выпускниками и др.

В течение учебного года успешно была реализована программа «Досуг», которая предусматривает посещение театрализованных представлений, выставок в Музее Камня, экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, праздники, развлекательные мероприятия. Немаловажным аспектом программы «Досуг» являются игровые классные часы и всевозможные конкурсы. В течение года в соответствии с планом ВР регулярно проходили общешкольные мероприятия. Посещали учащиеся мероприятия СДТ. В сравнении с прошлым учебным годом ученики школы больше стали посещать кружки и секции, что говорит о том, что нельзя останавливаться на достигнутом, и работу в этом направлении нужно продолжать и в следующем году.



В раздел «Образ жизни» входит работа с родителями, работа по профилактике правонарушений, а также работа с «трудными» учащимися. Воспитание строится на изучении индивидуально-психологических особенностей каждого школьника и социально-психологических характеристик детского коллектива. Проводятся социометрические исследования, тестирования учащихся, в результате чего выявляются подростки, которые испытывают недоверие к людям, страдают депрессией, которым свойственен уход в себя, тревожность по отношению к взрослым, либо враждебное отношение к ним. Таким учащимся оказывается психолого-педагогическая помощь. Проводятся диагностические исследования, тестирования «Мой класс», «Моя семья», «Атмосфера в классе», «Атмосфера в школе», «Я в мире людей», «Моё учение», «Мир мох увлечений».

Одной из важнейших задач школы является целенаправленная работа с родителями. Так как для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами, и семьёй в целом. Семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. И. Брандт сказал: «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому».

Педагогический коллектив нашей школы в работе с родителями использует разнообразные формы совместной работы. В прошлом учебном году такая работа строилась следующим образом:


  • Общешкольные и классные родительские собрания

  • Групповые формы работы с родителями

  • Индивидуальные формы работы с родителями

  • Участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях

  • Анкетирование

  • Вечера-встречи с интересными людьми

Воспитательная работа в школе ориентируется на потенциал социума. Содержание работы педколлектива с родителями включает три блока:

• повышение психолого-педагогических знаний (родительский всеобуч, открытые уроки и внеклассные мероприятия, индивидуальные консультации);

• вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные КТД, помощь в укреплении материально-технической базы, рейды в семьи обучающихся);

• участие родителей и общественности в управлении школой (совет школы, родительский комитет, совет профилактики).

В практике школы используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимосвязи школы, семьи, общественности, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса. Родители могут посетить все уроки в своем классе, внеклассные мероприятия, встретиться с учителями-предметниками и классным руководителем, принять участие в занятиях родительского всеобуча. Школьные родительские собрания проводятся, как правило, четыре раза в год.

Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно-развивающее, формирующее, охранно-оздоровительное, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи. Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями не ограничивалась проведением родительских собраний и проверкой школьной столовой. Это и дежурство на школьных вечерах, и участие родителей в организации жизни и деятельности школы. Родители предлагали свою помощь в решении финансовых проблем, в ремонте школы. С удовольствием участвовали в праздничных классных часах, походах, экскурсиях

В школе родительская общественность представлена родительскими комитетами классов, родительским комитетом школы и советом школы. Несколько раз в год собирается совет школы, состоящий не только из педагогов, но и учащихся, и представителей родительской общественности. Совет школы решает глобальные образовательные, воспитательные и внутришкольные вопросы его компетенции. Немаловажную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет классный родительский комитет, который оказывает помощь в организации учебно-воспитательного процесса. Организовывает поездки детей, помогает по решению хозяйственно-бытовых вопросов: ремонт кабинетов, питание детей в школьной столовой.

Классные родительские собрания проводятся 4-5 раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы, рассматриваются актуальные педагогические проблемы.

Групповые формы работы с родителями в прошлом учебном году включали в себя встречи с родителями первого класса «Давайте познакомимся»; родительское собрание в 5 классе «Первый раз в пятый класс»; «Подготовка к экзаменам», «Как противостоять стрессу». «Ярмарка профессий» с родителями и учащимися 11 класса, в 9 классе «Предпрофильная подготовка – что это значит?». Такие встречи очень продуктивны, они дают возможность родителям откровенно поделиться своими тревогами, проблемами, получить практические советы по воспитанию ребёнка, избежать конфликтных ситуаций.

В прошлом учебном году использовались широко индивидуальные формы работы с родителями по инициативе родителей или классного руководителя: консультации по вопросам воспитания ребенка, индивидуальные встречи родителей с администрацией школы (доверительные беседы). Поводы для приглашения родителей на консультацию были результаты наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классным коллективом, конфликтная ситуация, успеваемость учащихся. Такая форма работы носила строго конфиденциальный характер, проходила на принципах неразглашения информации, поэтому имела большое значение и оказала помощь родителям и педагогам в воспитании будущего поколения.

В результате изучения семей классный руководитель классифицирует по следующим признакам: наличие детей (семьи с 1,2 детьми), многодетные семьи, полные семьи, семьи с потерей одного из родителей (причина), благополучные семьи, неблагополучные семьи, семьи с наличием детей с девиантным поведением.

Одно из важнейших направлений воспитательной работы – снижение негативного влияния социума на личность. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися, требующими особого внимания, изучению их личности, жилищно-бытовым проблемам, морально-психологического климата в семьях, выявлению «уязвимых мест», занятости по интересам.

Направление воспитательной работы «Образ жизни» включает в себя также профилактическую работу по снижению количества правонарушений и преступлений. Профилактика правонарушений в школе, как проблема девиантного поведения ведётся по основным направлениям воспитательной работы:


  • работа школьного совета профилактики

  • работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями, как источником девиантного поведения

  • кружковая работа

  • методическая работа с педколлективом

  • проведение тематических классных часов

  • работа с родителями

  • работа классных руководителей с обучающимися и их родителями

  • тематические встречи учащихся школы с инспектором ПДН

В целях улучшения работы с «трудными» детьми в школе работа совет по профилактике. В начале учебного года директор школы утверждает состав членов. Работа совета предполагает:

1. беседы с обучающимися

2. выявление причины проступка, плохой успеваемости, пути выхода из

затруднительной ситуации

3. консультации и рекомендации родителям по воспитанию ребёнка, по вопросам

учёбы


Эффективной формой профилактической работы являются встречи учащихся с инспектором ПДН ОВД Егоров А. А. В 2011 -2012 учебном году состоялось 3 такие встречи. Цель данных встреч: профилактика пропусков уроков без уважительной причины, знакомство с Административным и Уголовным Кодексом РФ, профилактика нарушений дисциплины и порядка при проведении учебного процесса и вне его. Такая работа помогает школе избегать больших осложнений в работе с трудными детьми: в школе ни один учащийся не состоит на учете в ИПДН, 5 учащихся, состоят на внутришкольном учете.

Большая работа проводилась по профилактике курения, употребления алкоголя и наркотиков. Количество классных часов: старшее звено – 24, среднее – 27, начальное – 14 . Наиболее часто тему профилактики употребления сигарет, алкоголя и наркотиков рассматривали Осокина О. Н., Нуралинова Ф. Г.

Большим разделом в плане работы по профилактике правонарушений выделяется работа с «трудными» учащимися. Намеченные мероприятия были выполнены. Работа проводилась большая: это и профилактические беседы с учащимися, состоящими на учёте, и посещение на дому. Классные руководители вели карточки на «трудных», фиксируя там проведенную работу и результат. На каждого ученика, поставленного на учет в школе в группу риска или на внутришкольный учет, составляется характеристика классного руководителя, план работы с учеником и семьей на учебный год. Работа с учащимися «группы риска» и состоящими на внутришкольном учете носила системный характер, поэтому на этот год на обсуждение выносится такой вопрос: снять с учета учащихся, поведение которых перестало вызывать опасения педагогов (Танаев Петя), провести беседы с учащимися, в том числе и с психологом. Вопросы поведения учащихся регулярно обсуждались на заседаниях ШМО классных руководителей и на педсоветах, что позволяло своевременно корректировать поведение учащихся в сложных ситуациях. Классные руководители работали в тесном контакте с учителями, что дало возможность своевременно доносить информацию от классного руководителя и учителя родителям учащихся.

В 2011 — 2012 уч. г. в Доме детского творчества, школе искусств п. Кассельский, ДЮСШ получили дополнительное образование более ста учащихся. Дополнительное образование дает возможность детям во внеурочное время реализовать свои интересы, склонности, способности, дарования. Учреждения дополнительного образования детей интегрируются с общеобразовательным учреждением. В течение лета 2011 и 2012 гг. были созданы временные рабочие места, на которых отработали по 10 подростков. Ребята получили возможность самостоятельно заработать деньги на необходимые нужды, это дети из малообеспеченных, неполных и многодетных семей. 2011 год – неполные семьи – 3, многодетные – 3, малообеспеченные – 10 чел. 2012 год - неполные семьи – 1, многодетные – 3, малообеспеченные – 10 чел. Практически все учащиеся, кроме освобожденных по медицинским показаниям, были задействованы на пришкольном участке в созданных возрастных отрядах по выращиванию овощей. Летним трудом и отдыхом были охвачены все дети из «группы риска» - все учащиеся прошли производственную практику на пришкольном участке.

Летом 2011 г. был организован отдых, оздоровление и занятость детей школы. В ДОЛ при школе отдохнули и оздоровились 80 детей. В ДОЛ «Роднички» - 14 человек (7 – спортивная смена; 4 – одаренная смена; 2 – военно-полевые сборы; 1 – вторая смена). В санатории (Камаз, Набережные Челны. Татарстан.) отдохнуло 6 чел. Трудовую производственную практику прошли 136 учащихся.

В летний период 2012 г. в ДОЛ при школе отдохнуло и оздоровилось 80 детей. В ДОЛ «Роднички» - 6 человек (4 – одаренная смена; 2 – военно-полевые сборы). 20 учащихся летом (май-июнь) отдохнули и оздоровились в санатории «Карагайский бор», 10 – в санатории «Синегорье». В течение лета 2012 г. были организованы однодневные походы – 51 чел. и поездка в Дино-парк (Башкирия) – 20 чел. Трудовую производственную практику прошли 122 учащихся. Совместно с ДК был разработан план мероприятий по летнему отдыху детей.

В период 2011 – 2012 гг. в МОУ Кассельская СОШ училось 7 детей из 3-х неблагополучных семей (Танаевы, Барышниковы, Искуловы) и 1 ребенок из филиала Чернореченская ООШ (Кашаева Алена, 1 класс). Школьным Советом по профилактики безнадзорности и правонарушений проводились рейды по неблагополучным семьям с целью выявления нарушений прав ребенка. Данные рейды проводились совместно с участковым милиционером, с представителем женсовета, с сотрудниками реабилитационного центра.

По вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений ведется тесное сотрудничество с местной Администрацией, с Женсоветом, с комиссией по делам несовершеннолетних, с реабилитационным центром и отделом по работе с молодежью и спортом. Классные руководители включают в программы своей воспитательной работы вопросы по данной теме. Также данная тема обсуждается и на родительских собраниях.

В целях профилактики наиболее удачным является сотрудничество с социальными объектами местного значения. Так, удачно проходят мероприятия, проводимые с сельской библиотекой и ДК (День Матери, «Давайте знакомиться» и т.д.). МОУ Кассельская СОШ вело сотрудничество с областным центром защиты семьи. По программе «Семейный клуб» наиболее удачно проходят тренинги и тестирование родителей и учащихся.

В ежегодно составляемом плане учебно-воспитательной работы под № 9 включен раздел «Организация внутришкольного контроля». В наличии есть все необходимые анкеты, тесты, и другие средства по выявлению эффективности профилактической работы. Создаются локальные акты, правила поведения для учащихся. В случае необходимости издаются приказы и распоряжения по профилактике безнадзорности и правонарушений. Как правило, в октябре, на семинаре классных руководителей ведется работа по выявлению учащихся, склонных к правонарушению и находящихся в сложной жизненной ситуации.

Статистика говорит, что в 2011 — 2012 гг. ни один родитель не был лишен родительских прав. Дети, уличенные в токсикомании (Барышниковы Сергей и Филипп, Искуловы Дима и Женя) бросили пагубную привычку, посещают спортивную секцию и занимаются в послеурочное время в школьном компьютерном классе.

В МОУ Кассельская СОШ ведется работа по расширению методической копилки с рекомендациями, сборниками, статьями, методические разработки, направленные на профилактику асоциальных явлений детей и подростков. Несмотря на большую работу по профилактики правонарушений и безнадзорности, которая проводится в поселке и в школе, остаются проблемы с подростковыми правонарушениями. У детей переходного возраста падает мотивация к учебе. Для повышения интереса детей к образовательному процессу педагоги ведут тесное сотрудничество с педагогами дополнительного образования, что дает свои ощутимые результаты — наши дети занимают призовые места в культурно-массовых мероприятиях, конкурсах. На данный момент возрос интерес к хореографическому искусству у мальчиков и юношей 6- 9 кл. Этому способствует возросший интерес к изучению истории родного края и народного искусство, уроков краеведения, внеклассной работы классных руководителей.

В период 2011-2012 уч. г. секцию ДЮСШ посещали 30 человек, кружок ЮИД — 10 чел. От дома детского творчества кружок по легоконструированию посещало 25 учащихся, кружок эколого-биологический – 17 чел., кружок хореографии – 17 чел. Школу искусств посещало 133 человека. Некоторые дети занимаются в нескольких объединениях. Для старшеклассников были организованы факультативные занятия по различным предметным направлениям, их посещают 95 чел.

В течение 2011-2012 учебного года в МОУ Кассельская СОШ продолжалась работа по реализации национального проекта «Образование» по направлениям «Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи» и совершенствование форм воспитания в образовательном процессе. В школе успешно реализуется целевая подпрограмма «Одаренные дети» на 2011-2015 годы, в рамках которой предусмотрено проведение мероприятий для одаренных детей.

В МОУ Кассельская СОШ организовано сотрудничество классных руководителей со школьной и районной библиотекой, с поселковым музеем и музеями г. Верхнеуральск, С картинной галереей, РДК, ДДТ, ФОКом, а также сотрудниками соц.защиты, ПДН, РОВД, ГИБДД, пожарной части.

В МОУ создана нормативно-правовая база и имеются следующие локальные акты:

• Областная целевая программа реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области;

• Районная целевая программа реализации национального проекта «Образование» ;

• Школьная программа работы с одарёнными детьми «Умники и умницы»;

• Положение о порядке отбора и выдвижения кандидатов на присуждение премии Главы Нагайбакского муниципального района для поддержки одаренных детей;

• положение о классном руководителе;

• положение о МО классных руководителей;

• приказ о назначении классных руководителей;

• приказ о создании МО классных руководителей;

• приказы о поощрениях и взысканиях классных руководителей.

В школе для реализации программы по поддержке талантливой молодежи имеется в наличии материальная база: обеденный зал на 100 посадочных мест; школьная спортивная площадка; 1 кабинет информатики (с выходом в Интернет), в классных комнатах установлены АРМы учителя; библиотека; спортивный зал, школьный автобус

Значительная работа проводится по развитию детской одарённости через систему дополнительного образования – содержание, формы и методы работы определяются с учётом возраста обучающихся:

- создаются максимальные условия для освоения духовных и культурных ценностей, воспитания, уважения к истории и культуре других народов;

- расширяются виды творческой деятельности детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся.

Занятия в кружках, секциях и объединениях по интересам дают устойчивые положительные результаты. В рамках развития творческой одарённости, ребята участвуют в конкурсах и фестивалях. Под руководством преподавателей школы искусств – хореографов Ишмаметьевой Л. Ф. и Ишимовой Н. К., руководителя фольклорного отделения – Минеевой Е. П., дети достигают больших успехов. Хореографические коллективы «Веселуха» и «Аленький цветочек», фольклорный коллектив «Комошлер» неоднократно становились призерами и победителями районных и областных конкурсов детского творчества. Школьные, районные и областные выставки декоративно-прикладного творчества, не обходятся без работ учащихся, выполненных под руководством, преподавателя художественного отделения школы искусств Осиповой Л. Н. и учителей технологии Арапова А. П., Ишмаметьева А. Т. Физическая одарённость берёт высокий старт, благодаря фанату своего дела, учителю физической культуры Тихоновой З. И.

Уровень умения школьников, приобретённый во внеурочное время, делает их конкурентоспособными среди сверстников, повышает авторитет школы. Такие навыки проявляются благодаря активизации творческой деятельности учащихся, их развитию способствует проведение различных конкурсов, викторин, праздников. В школе в 2011-2012 уч.г. функционировали кружки: «Тропинка», «Хореография», «Легоконструирование» (от ДДТ); «Юный инспектор дороги» (от школы); секция баскетбола (от ДЮСШ); «Спортивные игры», «Туристко-краеведческий», «Мои первые проекты», «Риторика», «Хореография» (внеурочная деятельность по ФГОС НОО).

Внутри каждого образовательного учреждения уже на начальном этапе обучения ведется комплексная работа по изучению личностных особенностей детей, их творческого потенциала на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты и т.п.).

В центре внимания педагогического коллектива школы - выявление и развитие индивидуальных способностей каждого ученика, создание благоприятных условий для самореализации личности школьника, выбора собственного пути развития, отвечающего его интересам, склонностям и формирующийся профессиональной ориентации, получение соответственно наклонностям более высокого образовательного уровня по отдельным предметам. Стартовой площадкой, призванной формировать потребность самоизменения личности является начальная школа.

Второй год в начальной школе осуществляется реализация ФГОС второго поколения. В 2011-2012 учебном году коллектив преподавателей продолжал работу по внедрению новых педагогических технологий в работу с одаренными детьми: информационно-коммуникационных технологий, проектных методов обучения с использованием возможностей Интернет - образования, мультимедийного оборудования. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных детей и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Учащиеся принимают участие в районных, областных конкурсах, конференциях, становятся победителями и призерами.

Анализируя систему работы с одаренными детьми в школе, можно выделить направления, связанные с организацией и проведением предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций, соревнований на муниципальном и региональном уровне, с поддержкой сети учреждений и базовых площадок по работе с одаренными детьми, стимулированием одаренных детей путем выделения денежных премий, поощрений грамотами и ценными подарками, издания творческих работ и др.

Наиболее одаренные дети, в том числе воспитанники системы дополнительного образования, достойно представляют школу на районном, региональном, и всероссийском уровнях. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы, расширяет и углубляет кругозор знаний обучающихся по всем направлениям. По всем направленностям работают высококвалифицированные педагогические кадры, кружки и объединения рассчитаны на разные возрастные группы и ориентированы на свободный выбор деятельности, что способствует созданию единого детского творческого коллектива школы. Классные руководители стремятся предельно индивидуализировать воспитательный процесс, используя различные педагогические этюды в работе с различными группами ребят; совместно с психологами на основе диагностики они помогают своим воспитанникам составить индивидуальный план самосовершенствования.

В МОУ Кассельская СОШ регулярно ведется работа с педагогическими кадрами, направленная на совершенствование педагогического мастерства классного руководителя в осуществлении воспитательного процесса. Она включает в себя педагогический совет по вопросам воспитания, семинары и совещания классных руководителей, собеседования и индивидуальные консультации. В школе создано МО классных руководителей, методической темой которого является формы и методы работы с учащимися и их родителями с учетом возрастных особенностей и интересов, в рамках реализации национального проекта «Образование».

Классные руководители ежегодно составляют план воспитательной работы класса, включающий следующие разделы: анализ работы за предыдущий год (сдается в конце учебного года), цели и задачи на новый учебный год, характеристика класса, социальный паспорт класса и карта воспитанности, планирование работы с родителями, учителями-предметниками, трудными детьми и с одаренными детьми, план-сетку мероприятий.

Ежегодно в начале и в конце года проводится анкетирование классных руководителей по итогам воспитательной работы. Кроме того, с началом реализации национального проекта проводилось тестирование среди классных руководителей «Национальный проект «Образование» - шаг вперед», результаты которого показали, что 100% классных руководителей осведомлены о целях и задачах проекта. 94% положительно относятся к началу реализации проекта, 4% -позитивно и 2% - не определился. На вопрос «Что изменилось в работе классного руководителя с началом реализации проекта?» почти все опрошенные ответили, что увеличилось количество бумажной работы, отметили также повышение ответственности классного руководителя. На вопрос «Повышает ли реализация национального проекта «Образование» статус классного руководителя?» не многие ответили положительно. Однако все отметили, что направление поддержки одаренных детей очень своевременно и необходимо. Классные руководители регулярно пополняют свою методическую копилку. В МОУ имеются журналы по ВР «Классный руководитель». «Воспитание школьников», «Последний звонок», «Первое сентября», «Педагогическое творчество».

В целях повышения эффективности работы с одарёнными детьми пять классных руководителей и руководитель ШМО классных руководителей в 2012 году прошли курсы повышения квалификации по темам: « Содержание, формы и методы воспитательной работы в современном образовательном учреждении», «Одарённые дети. Организация и содержание работы с одарёнными детьми», «Развитие интеллектуальной одарённости обучающихся средствами исследовательской деятельности».

Классные руководители регулярно знакомятся с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики, с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. За работой классных руководителей осуществляется регулярный контроль согласно плану внутришкольного контроля за организацией воспитательной работы в ОУ: систематически ведется проверка планов воспитательной работы, ведения классного журнала, протоколов родительских собраний, социальных паспортов классов, проводится посещение и взаимопосещение внеклассных мероприятий.

В школе создан банк данных одаренных детей по направлениям: интеллектуальное, спортивное, художественное творчество. Каждый классный руководитель разрабатывает «портфолио» класса, ведет банк данных по одаренным детям класса, ориентируясь на индивидуальный успех каждого ребенка. Из стимулирующего фонда оплаты труда осуществляется поощрение учителей, классных руководителей, наставников талантливых детей. Ежегодно учащиеся нашей школы ездят на смену одаренных детей в дол «Роднички».

Учителя, классные руководители, решая учебно-воспитательные задачи, тесно сотрудничают с родителями и общественностью. Родители одаренных детей привлекаются к подготовке школьных мероприятий различного направления.

В 2011 – 2012 учебном году в творческих объединениях, секциях, кружках и клубах различной направленности как в стенах школы, так и вне ее, занимались 92% учеников школы. В школе созданы все условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования детей.

Имеется спортивная база школы (спортивный зал, спортивный инвентарь, спортивная площадка). Работала спортивная секция по баскетболу, руководителем является тренер ДЮСШ Тихонова З. И.. Ребята принимают участие во многих спортивных районных мероприятиях и соревнованиях, часто добиваются хороших результатов, занимают призовые места. Так, воспитанница Тихоновой З. И., Ишимова Алена (10 кл), защищала честь школы и района на региональных соревнованиях по легкой атлетике (толкание ядра – 3 место), заняла 1 место в районе в олимпиаде по физической культуре.

Информационные технологии позволяют регулярно выпускать школьную газету «школьный вестник», над которой работает творческая группа под руководством Бидяновой Н. К., учителя информатики Ребята, освещая в газете жизнь школы, развивают литературоведческие (журналистские) навыки, обретают бесценный опыт общественных отношений. Большая работа ведётся. по развитию творческих способностей учащихся, которые участвуют в районных и областных конкурсах.

В 2011-2012 учебном году в рамках работы с одаренными детьми был проведен семинар классных руководителей по теме «Особенности работы с одаренными детьми», на котором были рассмотрены вопросы о формировании умения педагогов выявлять, сохранять, развивать и поддерживать таланты.

Наше учреждение образования предоставляет учащимся широкие возможности для успешной реализации различных типов одаренности:



  • наличие трех направлений работы (музыкального, хореографического и художественного) в школе искусств, дает большие возможности для развития у учащихся художественно-исполнительской одаренности;

  • целенаправленная работа по совершенствованию здоровьеформирующей среды школы позволяет поддерживать на высоком уровне психомоторную одаренность;

  • эффективная система гражданско-патриотического воспитания создает предпосылки для успешной реализации социальной и лидерской одаренности.

Так, по итогам 2011-2012 учебного года были достигнуты следующие результаты:

  • В области общей интеллектуальной одаренности: Все выпускники поступили в высшие и средне-специальные учебные заведения, учащиеся показали средние и хорошие баллы по району на централизованном тестировании ЕГЭ. Призовые места в олимпиаде по физкультуре заняли учащиеся Ишимова Алена (10 класс), Иванова Ольга (9 класс).

  • В области академической одаренности: учащимися завоевано небольшое количество наград на предметных олимпиадах, хороших показателей добились учащиеся лишь по предметам – физическая культура Ишимова Алена (10 кл), природоведение – Ишмаметьев Вася, (5 кл), география – Утешев Иван (9 кл.)

  • В области творческой одаренности: в конкурсе исследовательских работ учащихся есть свои «звездочки» - Байниязов Ерлан (9 кл.), Зайков Женя (3 кл.), Букасева Кристина (5 кл.). В конкурсе литературного творчества в номинации «Поэзия» отличились Ишмаметьев Данил (8 кл) и Арапова Саша (5 кл.). К сожалению, ребята поздно раскрывают свои способности в связи с большой нагрузкой иного плана. В конкурсе «Герои Отечества - наши земляки» отличилсь: в номинации «Художественное творчество» Ишмаметьев Алеша (4 кл), в номинации «Литературное творчество» - Барышникова Вероника, Артемьев Олег, Юдина Ольга (все из 8 кл.).

  • В области художественно-исполнительской одаренности: в районных конкурсах завоевано много наград. В вокальном искусстве особо ярко проявили себя Барышникова Вероника (8 кл), Арапова Нина (2 кл.), Ишмаметьев Данил (8 кл). Также хочется отметить девочек из фольклорного коллектива «Кумушлер» (8,9 кл). Ярко показали себя танцевальные коллективы «Веселуха», «Аленький цветочек» и младшая танцевальная группа. Удачно выступили учащиеся школы в театральном конкурсе «Признание» - 1 место, в конкурсе театров мод «Жар-птица» - 1 место (все – учащиеся 7,8 кл.)

  • В области психомоторной одаренности: в районных спортивных соревнованиях получено 2 диплома 3-й степени по баскетболу, призовые места по лыжным гонкам (Иванова Оля – 9 кл., Ишимова Алена, 10 кл.), в легкоатлетическом кроссе призовые места (Танаева Катя, 10 кл, Ишимова Алена, 10 кл. Иванова Ольга, 9 кл.). В соревнованиях по ОФП: Танаева Катя, 10 кл., Ишимова Алена и Ишимов Дима, 10 кл. и др.

  • В области социальной и лидерской одаренности: члены пионерской организации за активную жизненную позицию и хорошую работу получили грамоты – Ишимова Алена и Ишимов Дима, 10 кл., Постоянные ведущие всех праздничных мероприятий –Барышникова Вероника, Юдина Ольга, Загидулина Елена, Ишмаметьева Алина (все 8 кл).

В этом учебном году было решено начатую работу продолжать, расширять формы и методы работы с детьми с повышенной мотивацией к учебе, обладающими талантами и определенными способностями, как в урочное, так и во внеурочное время.

Несомненно, учебно-методическая и инновационная деятельность педагогов и администрации школы играет большую роль в развитии ребенка. Благодаря сложившейся в последние годы эффективной и целенаправленной работе с одаренными детьми достигнуты впечатляющие результаты



Вывод:

. В школе сложилась определенная система работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Работа педагогического коллектива направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся через различные формы и методы организации деятельности учащихся, как на уроках, так и в неурочное время. В различных мероприятиях было занято более 75% учеников школы. Наиболее массовым являются мероприятия спортивного, плана и различные конкурсы творческой направленности. Кроме этого, в интеллектуально-творческих конкурсах разного масштаба учащиеся принимают участие благодаря предметным неделям проходящих в школе.



В целом, на основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в нашей школе ведется целенаправленно и достаточно эффективно. Рациональный подход к обучению, педагогическое сопровождение, система внеклассной, спортивной и воспитательной работы дают возможность индивидуального и всестороннего развития личности.

<< предыдущая страница