«Психологизм русской прозы 19 века» (11 класс) Учитель: Милованова О. В., учитель русского языка и литературы моу «сош №10 с углубле - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы 1 73.68kb.
Создание личностно ориентированной среды на уроках русского языка... 1 36.75kb.
Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы... 1 297.55kb.
Архипова Т. А., учитель русского языка и литературы, моу 1 477.86kb.
Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского... 1 261.37kb.
Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство... 2 579.11kb.
«Сущность выразительного чтения» Выступление на методическом объединении... 1 164.69kb.
Компьютерные вирусы 1 94.71kb.
В. В. учитель русского языка и литературы моу сош п. Горноправдинск... 1 39.29kb.
Анализ учебно-воспитательной работы моу хилковская сош за 2010-2011... 1 191.43kb.
Пояснительная записка к учебному плану средней общеобразовательной... 1 146.72kb.
Цель: формирование методологической культуры в контексте концептосферы... 1 134.01kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
«Психологизм русской прозы 19 века» (11 класс) Учитель: Милованова О. В., учитель - страница №1/1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением немецкого языка» г. Калуги
Элективный курс

«Психологизм русской прозы 19 века» (11 класс)

Учитель: Милованова О.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №10 с углубленным изучением немецкого языка» г. Калуги

Пояснительная записка.

«Человек есть тайна…»

Ф.М.Достоевский
Элективный курс «Психологизм русской прозы 19 века» разработан на основе элективного курса Алексанкиной Н.В. «Психологизм русской прозы 19-20 веков: традиции и новаторство»// «Шаг к будущему» Сборник элективных курсов по русскому языку и литературе для предпрофильной подготовки и профильного обучения – Калуга, КОИПКРО, 2006.

Цель курса - расширение и углубление знаний учащихся по русской литературе 19 века.

Задачи:

- формирование умения оценивать и анализировать художественное произведение в его идейно – эстетическом единстве

- развитие умения проводить литературоведческий анализ художественного текста

- расширение знаний обучающихся о литературе как «человековедении», расширение знаний о человеческой личности, многообразии способов ее формирования и проявления.

Сопоставление способов воссоздания внутреннего мира персонажей писателями поможет учащимся осознать общности личностных проблем, общечеловеческие ценности, а также понять причины возникновения разных способов создания психологической картины в зависимости от особенностей личности, художественной манеры писателя. Изучение данного курса будет способствовать формированию у обучающихся интереса к изучению человеческой личности, к «разгадыванию» тайн человеческой души.

Данная программа учитывает содержание существующих общеобразовательных программ по литературе.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Оценка знаний и умений обучающихся: зачетная работа в конце первого полугодия и в конце года.



Формы проведения учебных занятий: лекция, семинар, практикум, исследовательская работа, разработка проектов, стендовая конференция.

Учебно – тематический план:

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Способы создания образов персонажей в произведениях А.С.Пушкина

4

3

Открытия М.Ю.Лермонтова в области психологизма

5

4

«Скрытый психологизм» произведений И.С.Тургенева

4

5

Изображение психологии человека в произведениях Л.Н.Толстого

5

6

Ф.М.Достоевский - писатель – психолог

5

7

Новаторство Чехова в изображении внутренней жизни человека

3

8

Обобщение и закрепление, контроль, поведение итогов

6


Содержание программы:

  1. Введение (2 часа)

Психологизм как особое изображение внутреннего мира собственно художественными средствами, как система средств и приемов, используемых в литературе. Литература как наиболее психологичное из искусств. Условия, необходимые для возникновения психологизма в литературе: определенный уровень развития культуры и общества, предполагающие признание ценности человеческой личности.


  1. Способы создания образов персонажей в произведениях А.С.Пушкина (4 часа)

Письмо героя, исповедь, пейзаж, фольклорные элементы как средства характеристики внутренней жизни персонажей в произведениях А.С.Пушкина. Анализ избранных отрывков из произведений А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».


  1. Открытия М.Ю.Лермонтова в области психологизма (5 часов)

Психологический роман Лермонтова «Герой нашего времени». Открытия М.Ю.Лермонтова в области психологизма. Психологический портрет, психологический пейзаж. Роль композиции произведения в раскрытии внутреннего мира Печорина. «Журнал Печорина» как прием раскрытия образа главного героя.


  1. Скрытый психологизм» произведений И.С.Тургенева (4 часа)

Лиризм прозы И.С.Тургенева. Тонкость психологических характеристик через пейзаж, портрет, поступки героев в прозе И.С.Тургенева. Анализ избранных мест из произведений И.С.Тургенева («Ася», «Вешние воды»)


  1. Изображение психологии человека в произведениях Л.Н.Толстого (5 часов)

Л.Н.Толстой – психолог. Открытия писателя: «диалектика души», роль портретной детали, внутреннего монолога, несобственно – прямой речи, потока сознания в раскрытии психологии героев. Тезис Л.Н.Толстого «Война – это сумасшествие» как ключ к пониманию состояния внутреннего мира человека. Анализ избранных отрывков из романа «Война и мир».


  1. Ф.М.Достоевский - писатель – психолог (5 часов)

Ф.М.Достоевский - писатель – психолог. «Преступление и наказание» - «история души человеческой». Интерьер и городской пейзаж как средство передачи внутреннего мира героя. Полифония внутреннего монолога. Сны и видения героев, их роль в раскрытии образов героев. Анализ избранных отрывков из романа «Преступление и наказание».


  1. Новаторство Чехова в изображении внутренней жизни человека (3 часа)

Приемы создания образов героев в рассказах А.П.Чехова. «Ионыч»: предметная деталь, авторская ирония, объективизация взгляда. Психологизм пьесы «Чайка»


  1. Обобщение и закрепление, контроль, поведение итогов. (6 часов)

Обобщение и закрепление изученного материала, промежуточный и итогвый контроль (зачетная работа)
Календарно – тематическое планирование.

№п/п

Тема

Дата

коррекция

Введение (2 часа)

1 (1)

Психологизм как особое изображение внутреннего мира собственно художественными средствами, как система средств и приемов, используемых в литературе.

07.09.




2 (2)

Литература как наиболее психологичное из искусств. Условия, необходимые для возникновения психологизма в литературе.

14.09




Способы создания образов персонажей в произведениях А.С.Пушкина (4 часа)

3 (1)

Письмо героя, исповедь, пейзаж, фольклорные элементы как средства характеристики внутренней жизни персонажей в произведениях А.С.Пушкина.

21.09




4 (2)

28.09




5 (3)

Анализ избранных отрывков из произведений А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка

05.10




6 (4)

12.10




Открытия М.Ю.Лермонтова в области психологизма (5 часов)

7 (1)

Психологический роман Лермонтова «Герой нашего времени». Открытия М.Ю.Лермонтова в области психологизма.

19.10




8 (2)

Психологический портрет, психологический пейзаж.

26.10




9 (3)

Роль композиции произведения в раскрытии внутреннего мира Печорина.

09.11




10 (4)

«Журнал Печорина» как прием раскрытия образа главного героя.

16.11




11 (5)

23.11




Обобщение и закрепление, контроль, поведение итогов

(2 часа; оставшиеся 4 часа – в конце изучения курса)

12 (1)

Обобщение и закрепление изученного. Подготовка к зачетной работе.

14.12




13 (2)

Зачетная работа за первое полугодие

21.12




«Скрытый психологизм» произведений И.С.Тургенева (4 часа)

14 (1)

Лиризм прозы И.С.Тургенева.

30.11




15 (2)

Тонкость психологических характеристик через пейзаж, портрет, поступки героев в прозе И.С.Тургенева.

07.12




16 (3)

Анализ избранных мест из произведений И.С.Тургенева («Ася», «Вешние воды»)

11.01




17 (4)

18.01




Изображение психологии человека в произведениях Л.Н.Толстого (5 часов)

18 (1)

Л.Н.Толстой – психолог.

25.01




19 (2)

Открытия писателя: «диалектика души», роль портретной детали, внутреннего монолога, несобственно – прямой речи, потока сознания в раскрытии психологии героев.

01.02




20 (3)

Тезис Л.Н.Толстого «Война – это сумасшествие» как ключ к пониманию состояния внутреннего мира человека.

08.02




21 (4)

Анализ избранных отрывков из романа «Война и мир».


15.02




22 (5)

22.02




Ф.М.Достоевский - писатель – психолог (5 часов)

23 (1)

Ф.М.Достоевский - писатель – психолог. «Преступление и наказание» - «история души человеческой».

01.03




24 (2)

Интерьер и городской пейзаж как средство передачи внутреннего мира героя. Полифония внутреннего монолога.

15.03




25 (3)

Сны и видения героев, их роль в раскрытии образов героев.

22.03




26 (4)

Анализ избранных отрывков из романа «Преступление и наказание».







27 (5)







Новаторство Чехова в изображении внутренней жизни человека (3 часа)

28 (1)

Приемы создания образов героев в рассказах А.П.Чехова.







29 (2)

«Ионыч»: предметная деталь, авторская ирония, объективизация взгляда.







30 (3)

Психологизм пьесы «Чайка»







Обобщение и закрепление, контроль, поведение итогов

(2 часа; оставшиеся 4 часа – в конце изучения курса)

31 (1)

Обобщение и закрепление изученного. Подготовка к зачетной работе.







32 (2)

Обобщение и закрепление изученного. Подготовка к зачетной работе.







33 (3)

Зачетная работ. Стендовая конференция







34 (4)

Подведение итогов работы элективного курса.