Психолингвистические аспекты, формы и методы развития навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11классо - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методы контроля знаний, умений и навыков Отдельную специфическую... 1 91.63kb.
Контрольная работа является формой текущего контроля выполнения самостоятельной... 1 29.89kb.
Методы тренировки в дзюдо являются составляющей для применяемых методических... 1 121.73kb.
Методика развития общеучебных и предметных умений и навыков 1 57.23kb.
Все роботы являются машинами 1 15.5kb.
«Музеи мира в различных странах» 1 51.06kb.
Моу «сош №24» в рамках ресурсного центра в 2010-2011 учебном году 1 127.26kb.
Мастерская "Современная педагогическая технология в практике обучения... 1 128.79kb.
Основные формы и методы деятельности 1 144.23kb.
План работы шмо классных руководителей 1 87.73kb.
Организация образовательного процесса 6-14 стр 3 522.15kb.
Целью интегрированного курса является повышение коммуникативной компетенции... 1 48.74kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Психолингвистические аспекты, формы и методы развития навыков и умений монологического - страница №1/1



Министерство образования Пермского края

Пермский (региональный) институт повышения квалификации работников образования


Кафедра методики гуманитарных дисциплин


Развитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов

Автор: Бологова Татьяна Александровна,

учитель немецкого языка

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №3» г. Горнозаводска

Пермь, 2006


Оглавление
Введение Стр.3

Глава 1.Психолингвистические аспекты, формы и методы развития навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11классов Стр.4-14

Глава 2. Формы и методы по формированию навыков и умений монологического высказывания учащихся 10-11 классов Стр.15-24
3. Заключение Стр.25-27

4. Библиографический список Стр.28-29

5 .Приложение Стр. 30-31

Введение


Необходимость развития и совершенствования навыков и умений монологического высказывания у учащихся для успешного выполнения задания части С3 при сдаче Единого Государственного Экзамена обусловила изучение и анализ в данной работе всех аспектов, связанных с монологическим высказыванием, этого устно - речевого, инициального, продуктивного, внешне выраженного вида речевой деятельности.

Актуальность этой работы состоит в том, что, как показывает многолетний опыт педагогической деятельности в образовательном учреждении, у учащихся наблюдается недостаточная сформированность навыков и умений монологического высказывания, одного из самых сложных видов речевой деятельности, не только вследствии ослабленности мышления, внимания, памяти, но и недостаточного развития речевых навыков и умений вообще.

Целью данной работы является решение проблемы формирования навыков и умений монологического высказывания учащихся старших классов в практической деятельности учителя.

Соответственно определяются задачи:

1) Изучить психолингвистические аспекты говорения, которые являются основой для конечного продукта - устного высказывания.

2) Кроме психолингвистических аспектов, проанализировать функции, которые выполняет монологическое высказывание, его структуру, фазы и уровни, виды, качественные и количественные показатели, характерные признаки.

3) Ознакомиться с опытом применения разнообразных форм и методов развития навыков и умений у учащихся монологического высказывания (говорения).

4)Уделить внимание также критериям, которые позволяют оценить полученный результат - сформированность монологического высказывания.


Глава 1.

Психолингвистические аспекты развития навыков

и умений монологического высказывания (говорения) учащихся

10-11 классов

§ 1

Касаясь психолингвистических аспектов говорения вообще и монологического высказывания в частности, необходимо отметить, что лишь потребность высказать свою мысль, которая является отображением в сознании человека связей и отношений реального мира средствами языка, ведет к говорению. Следовательно, в процессе говорения осуществляется выражение мысли, процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Установлено, что с овладением иноязычного говорения наряду с мышлением тесно связаны такие психические процессы, как память, воображение, восприятие, внимание, подражание. Также большое значение имеет мотивация, а мотивом к речевому действию является побуждение: для чего? зачем? о чем говорить? При обучении говорению следует иметь также в виду, что тема должна быть значимой для личности, воздействовать на эмоциональную сферу, быть актуальной, тогда возникает желание к высказыванию.



Очень важной причиной для создания высказывания является также желание говорящего быть услышанным и понятым собеседником, то есть, осуществление коммуникации. Коммуникативная цель обучения говорению на иностранном языке предполагает, как известно, обучение общению и в устной, и в письменной формах. В данной работе уделяется внимание одному из способов устно-речевого общения – монологическому высказыванию. Монолог, как его определяет Г.В. Рогова – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединённых единым содержанием и предметом высказывания [15]. C точки зрения лингвистики монологическая речь характеризуется использованием предложений с разной структурой, многосоставных и полных с усложнённым синтаксисом, с наличием слов- обращений, риторических вопросов, привлекающих внимание аудиторий, клише, слов-связок, передающих последовательность высказывания.

А.Н. Леонтьев в своей работе говорит о том, что говорение является целенаправленным, т.е. высказывание преследует определенную цель, что говорение- это есть определенный процесс, т.к. в процессе говорения проявляется отношение говорящего к окружающей действительности, что говорение тесно связано с личностью [10].

По выражению В.М. Филатова особенностями говорения, несмотря на то, что оно опирается на общественный опыт, является его «эвристичность и самостоятельность [17, с.260]. Действительно, невозможно в любой ситуации, отличающихся одна от другой, говорить одними и теми же заученными фразами.

В книге под редакцией Филатова В.М. «Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе» говорение не

отделяется от условий, в которых оно происходит, т.е. зависит не только от

целей и мотивов общения, но и от характерных особенностей участников общения, от социального статуса, возраста, уровня развития. Представлена также «схема компонентов речевой ситуации»[17, c. 261]:




Итак, формируя навыки и умения устного монологического высказывания (говорения) учителю важно знать, что цель говорения - это устно-речевое общение, оно всегда мотивировано, целенаправленно, это есть активный процесс, в котором проявляется отношение самих говорящих к окружающей действительности, говорение связано тесным образом не только с мышлением, с памятью, воображением, восприятием, вниманием, подражанием, но и с личностью. Говорение зависит еще от социальных условий, возраста и ситуации участников речевого общения.

§ 2


Обучая в школе монологической форме речи как одному из видов устно-речевого общения, учителю важно знать, что, монолог- это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом, монолог состоит из ряда логически связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания, именно монолог учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание для того, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монологическая речь характеризуется как относительно развернутый вид речевой деятельности, это активный и произвольный вид речи, что предполагает наличие умений программировать высказывание или сообщение, избирательно пользуясь языковыми средствами, адекватными коммуникативному намерению. И так, монологическое высказывание должно характеризоваться последовательностью, логичностью, коммуникативностью, содержательностью, полнотой и завершенностью мыслей, эмоциональной окрашенностью. В монологической речи используются предложения с различной структурой, многосоставных и полных с усложненным синтаксисом, наличием вопросов, клише, слов-связок. Как форма устного общения монологическое высказывание выполняет в жизни человека роль средства общения и реализует все его функции [17 c.268] :

  • информационно коммуникативную - осуществляет прием и передачу информации

  • регулятивно-коммуникативную - регулирует поведение человека при его общении - как воздействовать на человека: выразить просьбу, посоветовать, одобрить, запретить, и. т. д.

  • аффективно-коммуникативную, детерминирующую эмоциональные сферы человека - ценностно-ориентированную: выразить чувства.

Организуя устно-речевое общение на уроке, следует иметь в виду, что в структуре говорения выделяются три фазы: .[17 c.259-260]

1.Мотивационно-побудительная.

Во время переработки поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое умение и появляется замысел высказывания.

2.Аналитико-синтетическая:

В этой фазе осуществляется реализация замысла высказывания, структурное оформление, обусловленное коммуникативной задачей и ситуацией общения. Происходит выбор языковых средств, сопоставление и сочетание слов (реализация парадигматических и синтагматических связей слова: достраивание, конструирование, трансформирование, комбинирование из того, что хранится в памяти).

3.Контрольно-исполнительская:

На этом этапе осуществляется проговаривание или внешнее оформление высказывания, логическое построение в соответствии с замыслом, придание эмоционально-выразительной окрашенности речи.

В структуре монологического высказывания выделяют:

1.Уровень предложения (фразы), где мысль называется, но не раскрывается

2.Уровень сверхфразового единства, где мысль раскрывается

3.Уровень развернутого текста, в который включаются сочетания коммуникативных типов речи.

4.Уровень свободной речи, где реализуется умение говорить в неподготовленной ситуации.

При обучении монологическому высказыванию следует иметь в виду различные типы монологических высказываний:



  • Монолог-описание - способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей.

  • Монолог-сообщение (повествование, рассказ)- информация о развивающихся событиях, действиях и состояниях

  • Монолог-рассуждение - тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение.

При этом у учащихся проявляются разные уровни сформированности речи. Такие как:

а) репродуктивный уровень, не предполагающий самостоятельности и творчества учащихся как в выборе языковых средств так и в определении содержания высказывания, оно дается извне

б) репродуктивно-продуктивный уровень, предполагающий элемент творчества и самостоятельности, проявляющийся в варьироавнии языкового материала, использование его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения

в) продуктивный уровень, характеризующий самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении, наличие оценки со стороны говорящего.

При обучении монологической речи исполъзуются два способа : дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный предполагает работу над текстом – образцом, а индуктивный способ предполагает развертывание высказывания от предложения к монологу [17].

§ 3


Из опыта, накопленного педагогами, следует, что работа над указанными выше типами монологического высказывания требует использование соответствующих типов упражнений, направленных на обучение

а) высказыванию на уровне одного предложения

Такими упражнениями могут быть :

-соединить простые предложения рассказа в сложные

-закончить высказывание, используя предложенные варианты

-подобрать к данным тезисам соответствующие аргументы

б) элементарному высказыванию - сверхфразовому единству.

Упражнения, обучающие этому уровню:

-объясни причину

-докажи, что

-выбери картину и аргументируй свой выбор

-выскажи мнение о событиях и его участниках

Здесь необходимо формировать умение логически и последовательно комбинировать предложения, объединяя их в высказывание о предмете по данной теме, в данной ситуации.

в) владению свободной речи:

-композиции на доске, фланелеграфе, кодоскопе, (позволяющие варьировать ситуации)

-заголовки, - лозунги ,- афоризмы, - поговорки

-символика, -пиктограммы, цвет, диаграммы, схемы, графическая изобразительная наглядность.

Данные опоры обеспечивают мотивацию высказывания, развивают творческие способности и воображение учащихся.

Так как в данной работе речь идёт о формировании навыков и умений монологического высказывания, необходимо уяснить, что следует понимать под монологическим навыком и монологическим умением.

Навыки и умения говорения как речевую деятельность исследовали психологи, педагоги, лингвисты как ,например, Зимняя А.А. , Леонтьев А.Н. , Пассов Е.И. В статье Мильдруд Р.П. [19 c. 28] говориться о том, что речевой навык соответствует речевой операции, осуществляемой по определенным параметрам, включая полную автоматичность, бессознательность, устойчивость. Речевое умение характерно для речевого действия, которое также совершается по определённым параметрам, включая произвольность, сознательность.

Тогда применительно к монологическому высказыванию под навыком следует понимать способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно монологическое высказывание со всеми его признаками. Под монологическим умением следует понимать способность осознанно, произвольно, самостоятельно осуществлять монологическое высказывание со всеми присущими ему параметрами, то есть логично, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно - мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении.

Показателями сформированности монологических умений, служат количественные и качественные параметры речи. Количественными параметрами речи следует считать темп речи (паузы) и объем высказывания. Качественными показателями - соответствует ли высказывание теме и ситуации, присутствует ли логичность высказывания, эмоциональная окрашенность, самостоятельность, синтаксис.

В данной работе речь идет о формировании развитии навыков и умений устного монологического высказывания учащихся 10-11 классов. Поэтому, кроме всех выше рассмотренных аспектов, учитель пользуется Программой основного общего и среднего (полного) образования по немецкому языку, где определены цели и задачи обучения. Кроме развития и совершенствования навыков и умений, полученных в основной школе по ее окончании:

-делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме

-кратко передавать содержание полученной информации

-рассказать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения и поступки

-рассуждать о фактах, событиях. Приводя примеры, аргументы, делая выводы

-описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка

( Объем монологического высказывания-12-15 фраз).

Происходит также совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным, услышанным прочитанным по результатам работы над иноязычным проектом.


§4

Работа над развитием навыков и умений монологического высказывания должна предусматривать и контроль за их сформированностью. Контроль стимулирует деятельность учащихся, повышает их ответственность, мобилизует их интеллектуальные, волевые, эмоциональные усилия.



Контроль может осуществляться в скрытой форме - при решении коммуникативных задач и в открытой форме – устных и письменных контрольных упражнениях и тестах. Регулярный текущий контроль развивает способность учащихся к критической оценке своих действий, к самоконтролю. Формы контроля могут быть разные: фронтальный, групповой, индивидуальный. Экзамен является итоговым контролем сформированности всех навыков и умений по иностранному языку: фонетических, лексических, грамматических, коммуникативных.

Имеются критерии оценки говорения учащихся по немецкому языку в Едином государственном экзамене. По содержанию говорения ученик выполняет задание на высшую оценку, если он :

а) достигает цели общения, раскрывает тему в заданном объеме, использует социокультурные знания в соответствии с ситуацией общения

б) при взаимодействии (коммуникации) с собеседником демонстрирует способность связно и логично вести беседу: начинает, при необходимости, и поддерживает ее с соблюдением очередности при обмене репликами, проявляет инициативу при смене темы, восстанавливает беседу в случае сбоя

в) в лексическом оформлении демонстрирует словарный запас, адекватный поставленной задаче

г) в грамматическом оформлении речи использует разнообразные грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей, практически не делая ошибок

д) в фонетическом отношении, если речь понятна, - в целом соблюдает правильный интонационный рисунок, не допускает фонематических ошибок, все звуки в потоке речи произносит правильно, может иметь легкий акцент.

Итак, подводя итог всему сказанному, следует подчеркнуть, что целью обучения монологическому высказыванию является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устно-речевое общение в разнообразных ситуациях. Говорение связано с мыслительной деятельностью, оно мотивировано, целенаправленно, связано с личностью, это активный процесс, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать, избирательно пользоваться языковыми средствами, всегда маркировано коммуникативными целями и задачами говорящего, характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью, эмоционально окрашено. А для получения конечного продукта – монологического высказывания, необходимо формировать навыки и умения.

Исходя из этого, учитель организует и осуществляет свою деятельность и деятельность учащихся при достижении этой цели, руководствуясь программой на каждой ступени обучения и, в конечном итоге, требованиями к монологическому высказыванию Единого государственного экзамена. При этом использовать такие методы преподавания, выделенные И.Л. Бим как показ, объяснение, ознакомление с учебным материалом, его осмысление, организация тренировки и применения, а также сопутствующие им методы контроля и самоконтроля.

Глава 2.


Из опыта работы по формированию монологического высказывания учащихся 10-11 классов

Исходя из всего выше сказанного по поводу устного монологического высказывания, его психолингвистических аспектов, форм и методов его развития, руководствуясь целями и задачами обучения иностранному языку в 10-11классах, требованиями к монологическому высказыванию в Программе основного и среднего (полного) образования по немецкому языку, а также в Едином государственном экзамене, я организовывала и осуществляла свою деятельность, работая по учебнику Ворониной Г. И. и Карелиной Г.В.

Кроме того, для учителя является очень важным, как пишет об этом Пассов Е.И. [14 c. 78], умение грамотно планировать циклы уроков, преследующих единую цель в работе над разговорной темой или проблемой таким образом, чтобы уроки, входящие в них, существовали не сами по себе, а являлись звеном в цепи. Им предлагается сначала спланировать тот результат, который предполагается, а затем выстраивать ступени, ведущие к планируемому результату.

Беседуя, например, по теме « Jugendliche, wie geht es?»- тема сама по себе является актуальной и вызывает интерес и потребность к высказыванию у учащихся старших классов,- т.е. налицо личностно значимая тематика, предлагается, например, поговорить дополнительно о так называемой молодежной субкультуре « Jugendliche Subkultur, was nun?» кроме аспектов, имеющихся в учебнике по этой теме: рассказать о своей внешности, гороскопе, чертах характера, о своих интересах, мечтах и проблемах, провести опрос, интервью со своими сверстниками. Целью беседы по этой теме:”Jugendliche Subkultur, was nun?”- Молодежная субкультура, ну и что? является создание монолога-сообщения, содержащего наиболее важную информацию по теме, с рассуждениями об этом явлении, приведением примеров, выводами, описывая особенности жизни и культуры своей страны, согласно требованию к монологу в Программе. При этом используются такие методы, как показ (видовые картинки), объяснение, ознакомление, осмысление, тренировка, и, наконец, реализация монологического высказывания.

Для достижения конечного результата планируется работа в три этапа:

1) предъявление достаточного лексического материала по теме и формирование навыков монологического высказывания

2) организация развития навыков, тренировки в употреблении лексики и формирование умений монологического высказывания

3) реализация монологического высказывания

Предполагаемая продолжительность цикла работы над этой темой – 3 урока. Для достижения конечной цели – создания монолога-рассуждения по теме “Jugendluche Subkultur, was nun?” – «Молодёжная субкультура, ну и что?» определяются следующие задачи соответственно на каждом этапе работы.

На первом этапе :

а) дать определение понятия молодёжной субкультуры

б) ознакомить с информацией о представителях молодежной субкультуры, их отличительных чертах, отношении к миру взрослых, к обществу

в) формировать навыки монологического высказывания на уровне предложения, фраз по определению понятия молодёжной субкультуры, называнию их представителей, их отличительных чертах, их отношения к миру взрослых, к обществу.

На фланелеграфе размещаются фотографии представителей молодёжной субкультуры, рассчитанные на непроизвольное запоминание яркого материала. (Приложение 1)

Ученикам предлагается выслушать краткое сообщение, рассчитанное на решение информационно - коммуникативной задачи.

Was ist das, die sogenannte jugendliche Subkultur, welche sich von der üblichen Kultur unterscheidet? – Unter diesem Begriff werden besondere Gruppierungen innen der Kultur gemeint, die ihre Individualität zu äußern versuchen. Sie entstanden in der Mitte 60-er Jahren als solche Gruppierungen von Teenagers, wie Hackers, Rockers, Hippies, Panks, Ravers, Goths, Skinheads, Bickers. Sie unterscheiden sich alle von einander durch Kleidung, Verhaltenweise, Musik, Weltanschauung. Alle diese Gruppierungen haben Abgrenzungscharakter von Erwachsenwelt, sie analysieren die existierende Gesellschaftsordnung, bezweifeln sie und protestieren gegen sie.

Далее учащимся предлагается мотивация, удастся ли им сделать сообщение об указанных группировках, при этом высказать свое отношение к ним и сделать вывод о том, имеют ли право все группировки быть принятыми в обществе, тем самым формулируется замысел и определяется коммуникативная задача.

Jetzt wollen wir die Vertreter dieser Gruppierungen beschreiben, über ihre Kleidung, Frisur, die Stellung zu den gesellschaftlichen Normen sprechen, unsere Stellung zu ihnen nehmen. Können wir auch die Frage beantworten, ob alle Gruppierungen von der Gesellschaft akzeptiert werden können?

Для решения поставленных на этом этапе задач используются следующие упражнения:

1. -. Мach den Satz komplett. Заполни пропуски в предложениях:

Unter dem Begriff “ Jugendliche Subkultur” werden ………. gemeint.

Sie versuchen ……… zu äußern.

Die Vertreter der jugendlichen Subkultur sind … , … , … , … , … , … , … .

Sie unterscheiden sich alle von einander durch …, …, … , … .

Sie haben Abgrenzungscharakter von ……… .

Diese jugendliche Gruppierungen …….. exiestierende Gesellschaftsordnung, bezweifeln sie und …..... gegen sie.

2. - Beantwortet, bitte die Fragen. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Welche Gruppierungen innen der Kultur gehören zu der jugendlichen Subkultur?

Was versuchen sie zu äußern?

Wie heißen diese Gruppierungen?

Wodurch unterscheiden sich die Vertreter der jugendlichen Subkultur?

Haben sie die Abgrenzungscharakter von Erwacshenwelt?

Wie verhalten sich diese Gruppierungen zu der existierenden Gesellschaftsordnung?

3.- Seht euch die Vertreter jugendlicher Subkultur an und sag,

Посмотри на представителей молодёжной субкультуры и скажи

ob Panks schokierende Kleidung und Frisur haben?

ob sie das Haar in grelle Farben färben?

ob Hippies das Haar lang tragen?

ob sie Jeens mit aufgesetzten Flicken anhaben?

ob Hippies Armbänder aus Glasperlen und Leder haben?

ob Goths schwarze Kleidung, tiefschwarze Haare tragen?

ob sie ungewöhnlich blasse Gesichtsfarbe haben?

ob Goths Silberschmuck anhaben?

ob Skinheads haarlos sind, die Haut auf dem Kopf haben?

ob sie aggressiv aussehen?

ob sie blutige Schlägereien veranstalten?

ob Bickers schwarze Jacken, schwarze Hosen aus Leder tragen?

ob sie Motorräder fahren?

ob sie Massentanzpartys im Warenspeicher veranstalten?

ob Hackers lange in der virtuellen Computerwelt bleiben?

ob sie mit dem Computer Wunder machen?

ob sie in der Wirklichkeit nicht gut orientieren kцnnen?

ob sie geheime Programme aufbrechen kцnnen?

ob Rockers Verehrer von Rock-n-Roll Musik sind?

ob sie freisinnige Lebensstandarte haben?

На втором этапе, предпринимаются действия, направленные на решение следующих задач:

1)закрепление приобретенных навыков,

2) тренировку и осмысление и лексики,

3) формирование умений монологического высказывания по этой теме на уровне фраз, развёрнутого текста.

Для решения поставленных задач используются следующие упражнения :

а) - подобрать соответствующие по смыслу друг к другу карточки

б) - дополнить схемы, составить краткое сообщение на их основе о представителях молодёжной субкультуры

в) - при помощи клише выразить мнение, приводя аргументы

г) - ответить на вопрос, в котором скрыта проблема и на который нет готового ответа.

Работа проводится в малых группах и индивидуально.

Раздаются карточки отдельно с названиями молодежных группировок и с ключевыми словами, относящимися к какой- нибудь из них. Учащимся необходимо:

а) подобрать карточки, соответствующие друг другу:

Ihr habt hier die Karten, wo ihr die Namen von diesen Gruppierungen und ihre Beschreibung findet. Welche Karten passen zu einander?

Panks Haar lang tragen

Jeens mit aufgesetzten Flicken

Armbänder aus Glasperlen und Leder

gutherzig, harmlos, umweltfreundlich

der enge Umgangskreis

Hippies schwarze Kleidung

tiefschwarze Haare

Silberschmuck

ungewöhnlich blasse Gesichtsfarbe

über Existenz von Vampiren

nahekommendes Ende der Welt
Goths

durch Kleidung und Frisur schokieren

auf Autoritäten verzichten

in grelle Farben färben

Ketten aus Metall

aggressive Musik

Hackers

mit Computer Wunder machen

geheime Programme aufbrechen

in der virtuellen Computerwelt sein sich in der Wirklichkeit nicht orientieren

mit der Gesellschaft im Konflikt nicht stehen

die Haut auf dem Kopf

Skinheads andersgesinnte Menschen,

andere Meinung nicht akzeptieren

Konflikte provozieren

blutige Schlägereien veranstalten


Bickers


Verehrer von Rock-n-Roll Musik

freisinnige Lebensstandarte

die Normen der Gesellschaft verneinen

die Welt besser machen


Heavymetal, Hardrock

Rockers Massentanzpartys im Warenspeicher

bezweifeln und analysieren

physische Kraft bevorzugen

б) Macht ,bitte, die Schemas komplett. Дополни схемы:












Anhand Schemas macht kurzen Bericht über Vertreter der jugendlichen Subkultur, gebraucht dabei die Abbildungen. На основе схем составь краткое сообщение о представителях молодёжной субкультуры, используй при этом иллюстрации.

Такую работу лучше проводить в малых группах (по три ученика).

в) В следующем задании - составить из данных ключевых слов предложения - характеристику этих группировок, - решаются определенные задачи : выразить мысль, при этом– высказав отношение к окружающей действительности. Тем самым наряду с отражением связей и отношений реального мира затрагиваются эмоциональные сферы человека. При этом формируются также умения монологическго высказывания по этой теме.

Bildet, bitte, die Sätze, welche diese Gruppierungen charakterisieren. Nehmt, bitte, eure Stellung zu diesen Jugendgruppierungen. Welche von ihnen imponiert euch, welche nicht? Gebraucht dabei solche Redewendungen, um eure Meinung zu äussern:
a) Mir imponiert solche jugendliche Gruppierungen, wie .... , weil ....

b) Ich würde (nicht) sagen, dass ich für solche Gruppierung, wie .... Sympathie habe, denn …

c) Mir scheint solche Gruppierung, wie …. (nicht) gut zu sein, da ….

d) Ich bin der Meinung, dass die …. (nicht) nett sind, denn ….

e) Ich bin davon überzeugt, dass die …. ganz normal sind, weil ….

г). Далее предусматривается проявление самостоятельности, творчества при создании монолога с помощью постановки вопроса, на который нет готового ответа, и который они должны дать сами.

Könnt ihr auch diese Frage beantworten?

Darf jede Gruppierung in der Gesellschaft akzeptiert wеrden oder nicht? Warum?


Наконец, наступает последний этап работы - реализация монологического высказывания по теме, т. е. создание конечного продукта - монолога-сообщения о молодёжной субкультуре, реализуется замысел высказывания, происходит структурное оформление, и на этом этапе происходит применение, т. е. проговаривание и логическое построение высказывания, придание эмоциональной окрашенности в заданном объёме: 12 - 15 предложений ( и более )

Для этого составляется план, который помогает осуществить монологическое высказывание целенаправленно, последовательно, с полнотой и завершённостью мыслей.

Plan:


  1. besondere Gruppierungen innen der Kultur

  2. sich unterscheiden durch ( von einander )

  3. Abgrenzungscharakter von Erwachsenwelt

  4. Kleidung, Frisur, Weltanschauung

  5. Position zu den gesellschaftlichen Normen

  6. als Erscheinung in der demokratischen Gesellschaft

  7. Anerkennung fur physische Gewalt Skindheads?

  8. deine Sympatien?

В итоге предложенных рекомендаций и предшествующих последнему подготовительных действий: показ, объяснение, ознакомление, осмысление, тренировка в употреблении лексики, формирование навыков и умений, учащимися составляется монологическое высказывание-сообщение, состоящее из ряда логически связанных между собой предложений объединённых единым предметом высказывания в связи с увиденным (в жизни), услышанным от учителя, приводя примеры, делая выводы, аргументируя их, имеющий также эмоциональную окраску. Интерес к данной теме настолько велик, что учащиеся находят информацию в Интернете о молодежной субкультуре в стране изучаемого языка – в Германии. Рекомендуется также ученикам (по желанию) перевести информацию на русский язык или выбрать основную информацию, передающую краткое содержание (соответственно способностям и уровню обученности) с тем, чтобы выступить с кратким докладом по этой теме.


Заключение


Для того, чтобы проследить положительные сдвиги или выявить имеющиеся недостатки при решении этой проблемы - недостаточной сформированности навыков и умений монологического высказывания заводится мониторинговая карта, сводная таблица, позволяющие проследить тенденцию у каждого ученика при решении выявленной проблемы. На основе мониторинговой карты и сводной таблицы прдставляется возможным составить диаграмму, иллюстрирующую достигнутые результаты и выявляющую еще имеющиеся недостатки.

Мониторинговая карта сформированности монологического высказывания учащихся 10-11 классов в объёме 12-15 предложений (2005-2006)г.г.




ученик

2005

2006

2005

2006

2005

2006

2005

2006

2005

2006


2005

2006




Коммуникативность

последовательность

логичность

содержательность

завершённость мыслей

Эмоциональ-

ность


1

-

+

-

+

-

+

+

+

-

+

-

-

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

3

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

4

-

-

-

+

-

+

-

-

-

+

-

-

5

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

6

-

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

7

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

+

8

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

+

+

9

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

11

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

12

-

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

-

Сводная таблица для сравнительного анализа монологического высказывания в объёме 12-15 предложений в 2005-2006г.г соответственно учащихся 10-11классов




Критерии

Количество учащихся

10класс


Количество учащихся

11класс


коммуникативность

5

8

последовательность

7

10

логичность

5

9

Завершенность,полнота мыслей

6

9

содержательность

3

8

эмоциональность

4

8

Сравнительная диаграмма сформированности монологического высказывания учащихся 10 - 11 классов

(2005-2006)

Эффективным для формирования умений и навыков монологического высказывания, развития социокультурной компетенции оказывается применение электронных пособий в виде презентаций из слайдов. Красочные слайды с анимацией, музыкальное сопровождение усиливают эмоциональное воздействие, способствуют лучшему запоминанию учебного материала.

В данной работе прилагается презентация «Германия. Краткий обзор» для обобщающего повторения темы «Путешествие по Германии» в 8 классе.

На слайдах даются опорные слова и выражения для создания монологического высказывания о географическом положении, политическом устройстве, крупных городах и их достопримечательностях, народных традициях, типичных чертах немецкой нации, великих немцах, вкладе немецкого народа в мировую культуру. Электронное пособие включает также учебный материал по этой теме 6-го, 7-го, 8-го классов. На последнем слайде представленный кроссворд позволяет осуществить проверку знаний по теме.

При применении презентаций из слайдов на уроках активизируется не только деятельность учащихся, повышается качество знаний, так как в большей степени задействуется эмоциональная сфера и при этом лучше запоминается материал, но и проявляется творческая инициатива создания собственных презентаций. Это позволяет развивать коммуникативную, языковую, социо-культурную, компенсаторную, учебно-познавательную компетенцию (Приложение 2).

Библиографический список:


1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988г.

2. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995г.

3. Бим И.Л. Аттестационные требования к владению иностранным языком к концу базового курса обучения. Иностранные языки в школе. 1995. №5. с. 5 - 8

4. Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения. Иностранные языки в школе. 1998г. №3

5.Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе, 2005г. №1 с. 16 - 18

6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. -М.,2003г.

7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982г.

8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991г.

9. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл. 1997г.

10. Леонтьев А.А. Высказывание как элемент психолингвистики и теории коммуникации. М.: Просвещение, 1988г.

11. Высказывание как элемент психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. М.: Наука, 1977г.

12. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: 2-е изд. М.: Просвещение, 1991г.

13. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988г.

14. Пассов Е.И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1999 г.

15. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991г.

16. Соловьёва Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002г.

17.Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе, Феникс, Ростов - на - Дону, 2004г.

18.Програма среднего ( полного ) образования по немецкому языку. Базовый уровень. Иностранные языки в школе. № 6 2005г., с. 16 - 21.

19. Мильдруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению. Иностранные языки в школе. № 1 1999г., с. 26 – 34.

20.Единый государственный экзамен., 2005 - 2006г.

21. Funk H. Sowieso 1. Deutsch als Fremdsprache für Jügendliche. Arbeitsbuch 1. Langenscheidt, Berlin und München, 1994.

22. Jonen Dittbar B. Ich sehe, was du nicht siehst // Primar, 1997 №15

23. Aktive Schüler lernen besser. Klett Edition, München, 1993

Приложение 1

Приложение 2

Следует сказать, что учащимся 10-11 классов нравится такое монологическое высказывание, как рассказ на уровне развернутой речи об одном из великих немецких композиторов Иосифе Гайдне, в котором должны были присутствовать следующие моменты:



  • Geburtsdatum \ Geburtsort

  • die Eltern

  • die Bildung

  • wichtigste Werke

  • interessante Ereignisse



Информацию из биографии Иосифа Гайдна ученики прочитали самостоятельно в лингвострановедческом справочнике в учебнике И.Л.Бим и Пассова Е.И. Deutsch, 11 класс, и в библиотеке из других источников, выписав в тетрадь необходимую информацию. Текст “ Haydns Abschiedssinfonie” из данного учебника об одном из значительных событий в жизни композитора произвел на учеников сильное впечатление, с большим интересом ученики восприняли рассказ о том, как необычно исполняется музыкантами сегодня и более чем 100 лет назад прощальная симфония И. Гайдна. Основой для рассказа об этом событии послужил план, представленный ученикам мной. План состоит из глаголов, которые обозначают действия, а кто, где и когда, почему и как это совершал, ученики рассказывали сами, при этом они должны были употреблять распространенные предложения со сложной грамматической структурой.

Информацию из биографии Иосифа Гайдна ученики прочитали самостоятельно в лингвострановедческом справочнике в учебнике И.Л.Бим и Пассова Е.И. Deutsch, 11 класс, и в библиотеке из других источников, выписав в тетрадь необходимую информацию. Текст “ Haydns Abschiedssinfonie” из данного учебника об одном из значительных событий в жизни композитора произвел на учеников сильное впечатление, с большим интересом ученики восприняли рассказ о том, как необычно исполняется музыкантами сегодня и более чем 100 лет назад прощальная симфония И. Гайдна. Основой для рассказа об этом событии послужил план, представленный ученикам мной. План состоит из глаголов, которые обозначают действия, а кто, где и когда, почему и как это совершал, ученики рассказывали сами, при этом они должны были употреблять распространенные предложения со сложной грамматической структурой.


Plan:


  1. diente (bei) , der …

  2. hatte (Esterhazy)

  3. waren Stolz

  4. stand (an der Spitze)

  5. hat …erzogen

  6. war schwer, weil …

  7. durften nicht / mussten

  8. brauchte / beschloss

  9. schrieb (zum Abschied)

  10. begann wie gewohnlich

  11. kam (zuerst) / wurde (dann)

  12. passierte

  13. spielte / loschte/ ging (weg)

  14. beendete / verliess

  15. verstanden (die Idee)

  16. fortgehen / bleibt

  17. stand / machte … zu / wollte

  18. brach … aus

  19. weinten / warfen

  20. verstand (Esterhazy)

  21. wird … gespielt

Очень важным является не только то, что ученики изучили слова по теме,

могли даже сами после изучения темы “ die Musik “ в качестве контроля составить тематический словарь, где появлялись слова, взятые не из учебника, например, названия таких музыкальных жанров, как Haus, Pank-Rock, существующие в современной музыке (причем в тематический словарь должны были входить не менее 50 слов), сделать перевод темы с русского на немецкий, составленный мной, сообщить о различных музыкальных жанрах и произведениях, о своих любимых группах и исполнителях, узнать имена классиков немецкой музыки, отвечать на вопросы, требующие осмысления такого явления, как музыка, например:

Was ist die Musik?

Wie wirkt die Musik auf die Menschen?

Ist die Musik lebenswichtig?

Was ist ein richtiges Musikwerk?
Не только послушать и еще раз пережить музыку, но и понять, какой трагичной и сложной бывает судьба композиторов, музыкантов, и запомнить один из эпизодов из жизни великого австрийского композитора И. Гайдна и рассказать о нем на иностранном языке.

Кстати, некоторые ученики увлекаются музыкой и приносили на урок записи песен известной немецкой группы “Rammstein”. Один из учеников подарил мне сборник песен этой группы, фотографии исполнителей и информацию об этой группе, полученную в Интернет.

Очень актуальной, жизненно важной и достаточно сложной в лексическом отношении является тема в старших классах “ Okologie “. Однако все же представилось возможным в качестве конечного результата создать монолог- рассуждение об экологических проблемах в основных напрвлениях:

- Beziehungen zwischen einem Menschen und seiner Umwelt -

- Umweltverschmutzung -

- negative Wirkung der Umweltverschmutzung -

- ökologische Probleme verstehen und ernst nehmen

- Lösung der Probleme -

- dein persöhnlicher Beitrag -

В беседе над данной темой дополнительно были также использованы тексты из вышеуказанного учебника “ die Natur bittet um die Hilfe “ и “ Damit der Himmel blau und das Wasser klar ist. “

Чтобы создать монологическое высказывание - рассуждение по теме была проделана определенная работа. Для активизации лексики по теме “ die Okologie” мною сначала было проведено повторение темы “ die Umwelt” 7-го

класса, самой сложной, на мой взгляд, этого курса в виде ответов на следующие вопросы:

Was ist die Umwelt?

Wie ist die Umwelt heute?

Wer verschmutzt die Umwelt?

Wodurch ist die Umwelt verschmutzt?

Wie wirkt die Umweltverschmutzung auf die Tier- und Pflanzenwelt, auf die Menschen, auf leblose Dinge, zum Beispiel, auf die Gebaude?

Weißt du, welche ökologische Probleme entstehen durch Umweltverschmutzung?

Müssen die Menschen die ökologischen Probleme verstehen und ernst nehmen, warum?

Was kann jeder Mensch fur den Umweltschutz tun?


Ответы на эти вопросы были подготовкой к другому заданию Этим заданием было заполнить таблицу в результате совместных усилий учитель- ученик:

Ökologishe Probleme



Wodurch entstehen sie?


Was ist zu machen?



Sauerer Regen


Verbrennung von Kohle in Kraftwerken,

Verbrennung von Benzin im Verkehr

Abgase von Betrieben


Elektroenergie sparen

alternative Energiequellen: Sonnen- Windenergie

Catalisator im Auto

weniger Auto, mehr Rad fahren

Filter in industriellen Betrieben machen


Wasserverschmutzung

Müll,

giftige Flüssigkeiten,

giftige Stoffen,

Kunstdünger,

Insektengifte,

nicht uwweltfreundliche

Waschmittel


Wasser sparen,

den Müll wegraumen,

naturelle Kunstdünger,

umweltfreundliche Stoffe,

Waschmittel produzieren,

die Wissenschaftler damit

beauftragen




Luftverschmutzung

Abgase von Autos,

von Industriebetrieben,

Zigarettenrauchen


Filter

in Industriebetrieben,

Strafe verhängen uber

umweltfreundliche

Verkehrsmittel( Rad,

Strassenbahnen...)

Mehr öffentliche

Verkehrsmittel gebrauchen

Bäume pflanzen,

Wälder schützen



Erdeverschmutzung

Müll,

Industrielle Abfalle,

Kernwaffenabfälle


Betriebe fur Bearbeitung

von Abfällen:

Naturressoursen-Erzeugnisse- Abfälle-Naturrohstoffe

Nicht sinnlos den Müll

produzieren,

den Müll trennen,

Kompost machen,

Kernwaffen verbieten




Aussterben von Tieren

Verschmutzung und

Zerstörung von Lebens -raum durch

Industriealisierung,

keine Ruhe und

Ernährung,

Misshandeln

von Menschen


Gesetze gegen

Misshändler,

Humanismus im

Verhalten zu den Tieren

anerziehen,

Industriebetriebe neben

Naturschutzparks, -zonen

Nicht bauen



Для того, чтобы монологическое высказывание приобрело характер рассуждения, учащиеся должны были найти аргументы к следующим высказываниям:




  • Ökologie ist eng mit der Umwelt verbunden.

  • Der Mensch verschmutzt die Umwelt und nicht saubere Umwelt bringt ihm Schaden.

  • Ökologisch erzogener Mensch halt die Umwelt sauber und rettet sich selbst

  • - Jeder Mensch kann etwas für den Weltschutz machen.

- Staatsorganen müssen auch an dem Weltschutz teilnehmen

- Ob Menschen das klägliche Geschrei der Natur nicht hören?


После выполнения всех заданий и с опорой на картинки учащимся удалось создать монолог-рассуждение по указанным выше направлениям:


  • Beziehungen zwischen einem Menschen und seiner Umwelt -

  • Umweltverschmutzung -

  • negative Wirkung von Umweltverschmutzung -

  • ökologische Probleme verstehen und ernst nehmen

  • Lösung der Probleme -

  • dein persöhnlicher Beitrag-

Необходимо сказать, что мною был также составлен текст для прочтения о защите окружающей среды в Германии, в стране изучаемого языка, положительный опыт которой в этом вопросе следовало бы перенять:

“Umweltschutz in Deutschland”

Man schenkt grosse Aufmerksamkeit auf den Umweltschutz in Deutschland, weil auf kleinerem Territorium ( im Vergleich zum Russland, zum Beispiel, ) geht der Prozess der Umweltverschmutzung schneller vor sich hin. Es gibt in Deutschland politische Partei, welche sich mit Fragen der Umweltpolitik beschäftigt, und die Zahl der Abgeordneten nimmt immer mehr zu. Die Kinder wеrden von der Schule an ökologisch anerzogen, sie lernen ökologische Probleme verstehen, Ernst nehmen an ihrer Lösung mitmachen. Es wеrden in der Schule Ökoclubs veranstaltet, sie machen Propaganda fur den Umweltschutz, halten die Schulhofe sauber, verwandeln das Gelände in Naturlandschaften, sammeln das Altmetall und Altpapier. In der Schule wеrden die Hefte, Energie gespart, es wеrden die Schulsachen bevorzugt, welche aus Umweltfreundlichen Stoffen produziert sind. Im Alltagsleben tut man auch sehr viel für den Umweltschutz. Es ist vorgesehen, dass man die Heizung abstellt, wenn man rausgeht. Wer viel Energie und Wasser gebraucht, muss viel mehr bezahlen. Man trennt den Müll, durch den sowie die Erde als auch das Wasser verschmutzt werden.So kommt das Glas in den Container fur Glas, das Papier in den Papiercontainer, die Kuchenabfalle auch in den entsprechenden Container. Dann wird aus dem alten Glas neues, aus dem alten Papier neues hergestellt, und die Kuchenabfalle verarbeitet man zum Kompost. Man kann auf einigen Sachen in Deutschland das Uweltzeichen “ der grüne Punkt” sehen. Das bedeutet, dass diese Sachen fur Recycling bestimmt sind. Das heißt, dass sie weiter verarbeitet werden können. Auf einigen Heften und Büchern bemerkt man noch ein Umweltzeichen “ der blaue Engel” und das bedeutet, dass sie aus dem alten Papier hergestellt sind. Die Wissenschaftler sind vom Staat damit beauftragt, alternative Energiequellen zu erarbeiten. Es wird vom Staat das Gesetz verabschiedet, und laut diesem Gesetz ist verboten, beim Smog Auto zu fahren, fur Spraydosen schädliche Stoffe zu gebrauchen. Man vermeidet auch solche Verpackung, wie Plastikbeutel und Plastikflaschen. Also, Respekt vor einem Land, wo man so verantwortungsvoll mit der Umwelt umgeht.


Так как экологическая обстановка в Горнозаводском районе считается “mittelmäßig ungünstig”, с учащимися, имеющими особый интерес к немецкому языку, мы разработали тему: ” Ökologische Situation in Gornozawodski Rayon “ и выполнили компьюторную ее презентацию.
Хотелось бы представить создание такого монологического высказывания, как описание, которое также удается ученикам, например, по теме “ Nation. Deutsche Nation. “

Мотивацией к работе над этой темой не только то, что: Wir erlernen deutsche Sprache, aber ob wir klare Vorrstellung uber die Deutschen, uber die deutsche Nation haben?

Но и также то, что : Ihr habt den Kindergarten besucht, ihr lernt in der Schule, macht Einkäufe im Warenhaus, einige von euch wohnen in Wohnhäusern, welche deutsche Bauer in den achtziger Jahren ( aus der damaligen DDR ) errichtet haben, im Vertrag uber Gaslieferung durch das Territorium von Gornozawodski Rayon nach Deutschland. Einige russische Frauen haben mit den deutschen Männern Ehe geschlossen, und leben jetzt in Deutschland, das sind entweder Bekannten, oder Verwandten von euch. Ich weiß, dass es für viele nicht leicht war, sich der deutschen Lebensweise anzupassen, obwohl es ihnen sehr in Deutschland gefiel: hoher Lebensstandart, Suberkeit, Stabilität. Darüber haben auch die Schuler deutscher Herkunft, die Aussiedler aus Russland erzählt, mit denen ich während meines Aufenthalts in Deutschland bei Lehrkursus an der Ostakademie in Lüneburg sprach. Also, ihre Meinung: Man muss sich einander besser kennenlernen!

Aber, doch, sagt mal, was euch schon im ersten Moment einfällt, ohne lange zu überlegen, wenn ihr an die Deutschen denkt?

-Bier!

-Qualität!



-Fussball!

-Schwimmen!

-Radfahren!

- Ordnung!

-Disziplin!

-“Rammstein”!

-“Burda-Moden”!

-“Schwarzkopf”!

-“Braun”!

Krieg!
Для того, чтобы придти к созданию монологу- описанию по теме , по ключевым моментам:

* deutsche Nation stammt…

* typisch deutsche Charaktereigenachaften

* deutsches auf Schritt und Tritt

* dein Verhalten zu den Deutschen

Учащиеся прочитали на доске краткую информацию о происхождении немецкой нации, приготовленную мной:

Die deutsche Nation stammt von 5 urgermanischen kriegerischen Stammen, das sind die Franken, die Sachsen, die Alemannen, Lothringern, Bayern, welche sic im 5. Jahrhundert unserer Zeitrechnung vereinigt haben. Und von hier aus spricht man uber die deutsche Nation. Es sei betont, dass die Sachsen auf ihrem Weg nach Osten mit Slaven vermischt haben.

Далее предстояла кропотливая совместная работа по прочтению текстов учебника, где немецкая нация характеризуется представителями других наций (со стороны виднее), проживающих на территории Германии.

В текстах представлены мнения колумбийцев, датчан, японцев, азиатов, итальянцев. Целью прочтения текстов было заполнение схемы, в которую уже занесли ассоциации по поводу немецкой нации:


В итоге схема стала выглядеть следующим образом:

Для снятия трудностей в высказывании по пункту deutsches auf Schritt und Tritt учащимся было было предложено вспомнить о следующих именах:


Johann Gutenberg ( der Buchdruck )

deutsche Baktereologe Robert ( Cholera, Tuberkulose )

Conrad Röntgen ( Röntgenapparate )

Rudolf Diesel ( der erste Motor )

Gottfried Leibniz ( die Rechenmaschine )

Johann Friedrich Böttger ( durch Experimente- Porzellan )

Werner von Siemens ( Telegrafen )

Conrad Zuse ( einige Jahre früher 1941

als Howard Aiken 1944 – der Computer)
konstuieren, erfinden, entdecken, erarbeiten, entwickeln

Опорой для монолога-описания по теме также послужили высказывания самих немцев, полученных в результате ответов на вопросы, поставленные к ним журналом “ Штерн “. В итоге монолог удался хорошо.

Учащимся захотелось также ответить на аналогичные вопросы, но уже по отношению к самим себе, причем в красочном варианте. В приложении эти работы представлены.

Хочется отметить, что старшеклассникам очень нравится работа над пректом по изучаемым темам. Хотя в задачу данной работы не входит представление проектной методики, все же в приложении имеются отдельные проекты учащихся 10-11 классов по темам “ die Filmkunst” , “ die bildende Kunst “

Заключение
В заключении следует отметить результаты работы, проделанной мной и моими учениками. Мои ученики стабильно являются (более 10 лет) победителями районных олимпиад, принимают участие в областных олимпиадах и имеют определенные успехи. Так,например, Никитина Ксения заняла 4-е место в 2000 году, Русских Елена - 10-е место. В 2001 году Никитина Ксения получила 7-е место. Казалось бы, результат снизился, но говорить об этом не приходится, так как,например, участник из города Березники, занявший в 2000 году 1-е место, оказался в 2001 году на 13-ом месте. Напрашивается вывод о том, что общеобразовательным школам все труднее приходится конкурировать с гимназиями, лицеями и со школами с расширенным курсом по немецкому языку. В 2004 году Лопатка Юлия добилась 13-го места, Борисова Анна в 2006году была на 17-ом месте. Но, тем не менее, результаты следует считать неплохими, так как впереди были только участники из г. Пермь, Березники, Соликамск. Радует также то, что отдельные мои ученики уже закончили или обучаются на факультете иностранных языков. Некоторые ученики, являясь студентами высших и средних учебных заведений г. Перми, Екатеринбурга, Москвы, передают мне благодарность за работу от преподавателей иностранного языка.

В качестве перспективы намечаю в своей работе уделять больше внимания обучению монологического высказывания на уровне свободной речи и развитию социо-культурных знаний. Именно эти недочеты выявились в олимпиаде у Борисовой Анны.

Библиографический список:
1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988 г.

2. Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения. Иностранные языки в школе. 1988г. № 3

3. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982г.

3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука,1982 г.

4. Леонтьев А.А. Некоторые вопросы обучения речи на иностранном языке. М..1977

5. Леонтьев А.А. Высказывание как элемент психолингвистики и теории коммуникации. М.: Наука, 1979 г.

6. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977 г.

7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988г.

8. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991 г.

9. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе, Феникс, Ростов-на- Дону, 2004 г.

10. Иностранные языки в школе. №6, 2005 г.

11. Единый государственный экзамен., 2005-2006 г.



12 Программа основного общего и среднего (полного) образования по нкмецкому языку.