Программы для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б. М. Неменского. М. «Про - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 385.76kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству по курсу начального... 1 109.15kb.
Рабочая программа по предмету: «Художественный труд и изобразительное... 1 347.44kb.
Образовательной программы эколого-биологическая 1 95.6kb.
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 7 класс» 1 130.71kb.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе... 19 2011.4kb.
Программа курса биологии 9 класс 2 438.49kb.
Изобразительное искусство в жизни человека (34 часа) Роль и значение... 2 449.4kb.
Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных... 4 442.28kb.
Курс лекций по обществознанию / stupinaoa naro ru Искусство. 1 23.65kb.
Книга для учителя. Москва. Просвещение. 2007 Дополнительная литература... 1 169.77kb.
Антикоррупционная политика Муниципального дошкольного образовательного... 1 147.01kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программы для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный - страница №1/1

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа изобразительное искусство в 8 классе составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ №1089 от 5 марта 2004 года);

-Программы для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б. М. Неменского.- М. «Просвещение»2006;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2013-2014 уч. год (приказ МО РФ № 1067 от19.12.2012)

-Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования .

-Учебного плана МОБУ СОШ д. Золотоношка (приказ №59 от 28.08.2013г.)

-Примерного положения о рабочей программе, разработанной в ОУ МОБУ СОШ д. Золотоношка (приказ №8 от20.01.2012г)
В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 8 классе отведено 17 часов, из расчета 0,5 ч. в неделю.

Этот учебный курс посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств- дизайну и архитектуре, их место в семье уже знакомых нам искусств ( изобразительное и декоративно- прикладное). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но они возникли в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определенную среду. С изменений отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства и проживания в нем человека. в основу образно- выразительного языка архитектуры – используемые по- разному одни и те же элементы формы( вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда, но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.).

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является распространение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно- объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. Объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержащей композиции: плоскостной или объемно- пространственной.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися в начальной школе.

Ц е л и   художественного образования:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Учебно- тематический план


Тема раздела

Количество часов

Дизайн и архитектура- конструктивные искусства в ряду пластических искусств. Художник- дизайн- архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры

3

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

5

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

5

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

4


Содержание программы 8 класс.

Тема года:

«Дизайн и архитектура в жизни человека».- 17 часов.

Дизайн и архитектура- конструктивные искусства в ряду пластических искусств. Художник- дизайн- архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры.- 3 часа.

Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видах искусств. Архитектура и дизайн как «вторая природа», как рукотворная среда нашего обитания. Многообразие современной материально- вещественной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие полиграфического дизайна, его художественно- композиционные, визуально- психологические и социальные аспекты.



Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.- 5 часов.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроения. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организация городской среды. Проживание пространства- основа образной выразительности архитектуры.

Здание- объект в пространстве, в градостроительстве. Понимание архитектуры как объемно- пространственного художественного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объемно- пространственных композиций.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.- 5 часов.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша и каменного топора до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно- стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Среда жизни современного человека- «рукотворная природа». Массово- промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства- основа образной выразительности архитектуры.



Человек в зеркале дизайна и архитектуры.- 4 часа.

Организация пространства и среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно- личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного дома и имиджа. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует собственный мир.



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.



Учащиеся должны уметь:

- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме)

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры ,по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объёктов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).


Средства контроля

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование


Перечень учебно- методического обеспечения


  1. Программы для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б. М. Неменского.- М. «Просвещение»2006

2. М.А.Порохневская. Изобразительное искусство 8 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского. –Волгоград,2005

3. В.И.Серебряная Каргапольская игрушка. –М:Изд. «Художник»

4.С.Вохринцева Жостово.Рабочая тетрадь для уроков ИЗО и труда.-М.:Изд. «Околица»

5. С.Вохринцева Дымка. .Рабочая тетрадь для уроков ИЗО и труда.-М.:Изд. «Околица»

6.Ю.Г.Дрожин.Лубочные картинки. Рабочая тетрадь для уроков труда и ИЗО. -.: «Мозаика- Синтез»

7. Ю.Г.Дрожин.Жостовский букет. Рабочая тетрадь для уроков труда и ИЗО. -.: «Мозаика- Синтез»

8.С.Вохринцева.Гжель. –М.:Изд.Страна фантазия»

9. С.Вохринцева.Жостовская роспись. –М.:Изд.Страна фантазия»



Список литературы
1.Н.М.Сокольникова. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов, ч.1.- Изд. «Титул»,2004

  1. Пурик Э.Э.,И.Э.Ахадуллина Изобразительное искусство. 5-6 классы. Учебник для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. –Уфа,2006

3.Н.М.Сокольникова. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов, ч.2.- Изд. «Титул»,2005

4.Н.М.Сокольникова. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов, ч.3.- Изд. «Титул»,2005

5.Н.М.Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Учебник для учащихся 5-8 классов, ч.4.- Изд. «Титул»,2001

6.Н.Н.Ростовцев. Академический рисунок.-М.Просвещение,1995

7.Ю.М.Кирцер.Рисунок и живопись. Учебное пособие –М.Высшая школа,2000

8.Беседы о живописи. Уфа,1999

9.М.Михейшина. Уроки рисования для детей 10-14лет.-Минск,1999

10.Таблицы по ИЗО «Государственная Третьяковская галерея» Вып:1-

11. М.Ш.Салахов Наглядные пособия по ИЗО и труду.-Уфа. «Китап»2010

12.Школа изобразительного искусства (9 выпусков).-М.:Изд.Академия Художеств.


13.ИЗО Башкортостана.Профессиональное декоративно- прикладное искусство. Выпуск VI,VII.-Уфа 2001

14.Русские народные игрушки.Таблицы по ИЗО.

15.Народное декоративно- прикладное искусство. Выпуск 4.Таблицы по ИЗО.

16.Портреты русских художников.


п/п


по теме




8 КЛАСС

Содержание урока

Календарные сроки


ИКТ


Примечание

По плану

По факту

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (3)

1.

1.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Основные типы композиций

04.09










2.

2.

Прямые линии и организация пространства.Искусство шрифта

11.09










3.

3.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне

18.09










Художественный язык конструкционных искусств. В мире вещей и зданий (5)

4.

1.

Объект и пространство. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов

25.09










5.

2.

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

02.10










6.

3.

Важнейшие архитектурные элементы здания

09.10










7.

4.

Вещь: красота и целесообразность.

16.10










8.

5.

Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне

23.10










Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (5)

9.

1.

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык

архитектуры прошлого



30.10










10.

2.

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

06.11










11.

3.

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

13.11










12.

4.

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

20.11










13.

5.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

27.11










Человек в зеркале дизайна (4)

14.

1.

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома

04.12










15.

2.

Дизайн и архитектура моего сада

11.12










16.

3.

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

18.12










17.

4.

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, Визажистика.

25.12