Программа «верность» духовно-нравственного воспитания и развития учащихся моу сош с уиоп №16 - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Программа «верность» духовно-нравственного воспитания и развития учащихся моу сош - страница №1/4

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

пед.советом директор МОУ СОШ с УИОП №16

«____» __________ 2011 г. Л.П.Апостол ____________

«____» ____________ 2011 г.



ПРОГРАММА

«ВЕРНОСТЬ»
духовно-нравственного воспитания

и развития учащихся

МОУ СОШ с УИОП № 16

на 2011-2015 уч.годы

Паспорт программы

«Верность»
Наименование программы: «Верность»

Основание для разработки: Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989г., Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011/2015 годы», Государственной целевой программой Хабаровского края «Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края» - (в ред. постановления ПравительстваХабаровского края от 29.12.2012 № 478-пр) и основными положениями воспитательной системы МОУ СОШ с УИОП №16 .

Разработчик программы: Ильина Н.И., заместитель директора по ВР МОУ СОШ с УИОП №16 г. Комсомольск-на-Амуре.
Цель программы: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в ОУ социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.

Сроки реализации программы: 2011-2015 годы.

Введение


Школьная воспитательная программа «Верность» на 2011 – 2015 годы (далее именуется – Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989г., Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011/2015 годы», Государственной целевой программой Хабаровского края «Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края» и основными положениями воспитательной системы МОУ СОШ с УИОП №16 .

Реализация Программы будет способствовать формированию такой воспитательной системы в классе и школе, которая включает в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение, при котором учитель - духовный посредник между обществом и ребенком в освоении духовной культуры, накопленной человечеством.

Программа направлена на преодоление кризисных явлений в социальной сфере, а также стабилизацию духовно-нравственной ситуации в семье и школе, обеспечению преемственности воспитательных мероприятии. Программа направлена на координацию педагогической и просветительской деятельности семьи и школы. В Программе определены основные пути развития системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, обозначен комплекс мер по обеспечению взаимодействия в процессе духовно-нравственного просвещения.
Пояснительная записка

 

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.

 

Портрет ученика МОУ СОШ с УИОП № 16

 

Обобщенный результат образовательной деятельности школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:



 умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

 владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

 обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

 любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

 владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 любящий свой край и свою Родину;

 уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

   готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

   доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

   выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих




Цели, задачи и основные направления программы.

Целью Программы является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в ОУ социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • Создание нормативно-правовой базы, организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

  • осуществление комплекса мер по просвещению родительской общественности, педагогического коллектива, учащихся в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;

  • интегрирование духовно-нравственного содержания в воспитательную систему школы и учебно-воспитательный процесс в целом;

  • разработка комплекса традиционных воспитательных мероприятий духовно-нравственного содержания для родителей и учащихся школы;

  • реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и благотворительности;

  • реализация системы мер по подготовке, просвещению и повышению квалификации педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания;

  • охрана, восстановление, развитие исторического и культурного наследия посёлка;

  • реализация комплекса мер по профилактике правонарушений среди учащихся школы, социального и нравственного неблагополучия в семье.


Основные направления Программы:

  1. Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области духовно-нравственного воспитания.

  2. Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья обучающихся.

  3. Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

  4. Интеграция духовно-нравственного содержания в учебно-воспитательное пространство школы.

  5. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

  6. Противодействие распространению в среде детей, подростков пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия.

  7. Социальное служение.

  8. Совершенствование подготовки и повышения квалификации педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

Мероприятия по реализации программы МОУ СОШ с УИОП №16

«Верность»

на 2011 – 2015 г.

п/п


Содержание работы


Ответственный


Сроки выполнения программы

  1. Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья обучающихся.

1.

Создание нормативно-правовой базы, включающей вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Заместитель директора по ВР

Январь2012 г.


2.

Создание Координационного совета по программе «Верность».

Администрация

сентябрь2011г.

3.

Проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственной жизни семей учащихся.

Социально-педагогическая служба школы.

сентябрь

2011 г.


4.

Разработка основных положений программы «Верность», их интеграция в учебно-воспитательное пространство школы.

Координационный

Совет


август2011 г.


5.

Создание аналитической группы для детального рассмотрения методических материалов педагогов школы, педагогического опыта учителей г. Комсомольска-на-Амуре по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Координационный

Совет


август

2011 г.



6.


Проведение педагогического совета, совещания по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, знакомство с основными положениями программы, способами её реализации, утверждение педагогическим коллективом.

Администрация

август 2011г.,

Октябрь2011 г.




9.

Разработка и внедрение воспитательных и учебных программ, направленных на формирования у детей, устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

Администрация

сентябрь2011г. –

Сентябрь2013 г.



  1. Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

1.

Разработка плана мероприятий на учебный год, системы мер по пропаганде традиционных духовно-нравственных ценностей в жизни человека.

Координационный

Совет


Февраль2011 г. –Сентябрь2011 г.

2.


Организация постоянно действующего лектория для педагогов, родителей и учащихся школы по вопросам духовно-нравственного воспитания и просвещения:

- «О милосердии»

- «Заступники Земли русской»

- «Мир, созданный для тебя» и др.






2011 – 2015 годы




3.


Организация и проведение Дней (недели, декады, месячника) культуры

Координационный

Совет


2011 – 2013 годы

4.

Аналитический просмотр документальных (художественных) фильмов духовно-нравственной тематики.

Заместитель директора по ВР

1 раз в квартал

5.

Проведение праздничных концертов, творческих встреч, театрализованных программ, конференций в рамках Дней культуры.

Координационный

Совет


По плану

2011-2015

годы


6.

Проведение уроков милосердия, акций «Спешите делать добро», «Марш добра» и др., Дней толерантности.

Классные руководители

По плану

2011-2015 годы



7.

Создание библиотечки (видеотеки) духовно-нравственной литературы в школе.

Зав. Библиотекой

2011-2015 годы

8.

Организация экскурсионных поездок по святым местам и культурным центрам для детей и взрослых.

Зам. директора по ВР

2011-2015 годы

9.

Разработка мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности.

Зам. директора по ВР

2011-2015годы

10.

Организация работы МО классных руководителей, по вопросам воспитания подрастающего поколения на основе возрождения духовных традиций, педагогической мастерской по обмену опытом работы в области духовно-нравственного воспитания.

Зам. директора по ВР

Координационный

Совет


2011-2015годы

11.

Выпуск номеров школьной газеты по проблемам воспитания нравственности у подрастающего поколения.

Организатор детского движения

2011-2015 годы

12.

Прохождение программы элективного курса по литературе для старшеклассников «Православные традиции в русской литературе».

Учителя русского языка и литературы.

2011-2015 годы

13.

Творческая деятельность учащихся:

- проведение школьных творческих конкурсов,

- школьного этапа олимпиады по основам православной культуры,

- участие в городских и областных конкурсах духовного содержания.



Зам. директора по ВР

Координационный

Совет


2011-2015 годы

  1. Интеграция духовно-нравственного содержания в учебно-воспитательное пространство школы.

1.

Разработка плана учебно-воспитательной работы в школе с учётом основных положений программы «Верность».

Администрация

2011-2015 годы

2.

Создание частных воспитательных программ, направленных на патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников в отдельном классном коллективе.

Классные руководители

2011-2015 годы

  1. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания семьи.

1.

Организация родительских лекториев по вопросам духовно-нравственного просвещения (в соответствии с планом проведения).

Зам. директора по ВР,

2011-2015

годы


2.

Подготовка и издание печатных материалов .

Организатор детского движения

2011-2015

годы


3.

Формирование библиотечек для родителей, комплектование видеоматериала.

Зав. Библиотекой

2011-2015

годы


4.

Распространение лучшего опыта семейного воспитания.

Родительский комитет

2011-2015

годы, 1 раз в квартал



5.


Организация совместных с родителями праздников светского и церковного календаря, традиционных общешкольных мероприятий, семейных гостиных:

- день Матери

- День Защиты детей

- семейная гостиная «Семь Я»

- Рождественские посиделки

- совместные проекты «Мои корни», «Мы вместе» и др.

- творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты»

- Праздник здоровья «Мама, папа, я – классная семья» и др.



Координационный

Совет


2011-2015

годы


6.

Организация помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Родительский комитет

2011-2015 годы

7.

Проведение совместного досуга: экскурсии, походы, отдых.

Родительский комитет

2011-2015 годы

  1. Противодействие в среде детей, подростков, пороков алкоголизма, наркомании, насилия, распущенности.

1.

Разработка и реализация программы работы с «трудными» подростками «Не трудное детство», основанной на основных постулатах семейной педагогики, направленной на противодействие распространению в среде подростков пороков алкоголизма, наркомании, распущенности.

Социально-педагогическая служба школы

2011-2015

годы


2.

Выполнение муниципальной целевой программы «Подросток».

Социально-пед. служба школы

2011-2015

годы


3.

Проведение воспитательных бесед духовного содержания «Час тепла» с «трудными» подростками, подростками, составляющими «ГР»:

- «Что, крошка малая, я значу?»

- «Пороки детства»

- «О милосердии»

- «Всё можно исправить» и др.


Социально-педагогическая служба школы

2011-2015

годы, еженедельно



3.

Проведение Дней толерантности в школе, направленных на:

- в старших классах: воспитание терпимости к «инакомыслящим», людям другой национальности.

- в среднем звене: воспитание терпимости к друг другу и близким людям;

- в младшем звене: к «братьям нашим меньшим», природе, родному дому.



Классные руководители

2011-2015

годы


  1. Социальное служение.

1.

Проведение традиционных общешкольных мероприятий, посвященных Дню пожилого человека.

Классные руководители

1 октября

2.

Проведение акций «Посылка солдату», «Ветеран живёт рядом», посвященные ветеранам войн, людям, посвятившим свою жизнь России, «Чужих детей не бывает», «Наши корни».

Зам директора по ВР

2011-2015

годы


3.

Проведение декады милосердия, посвященной Дню инвалидов.

Социальный педагог

2011-2015

годы


4.

Проведение рождественского марафона «Спешите делать добро».

Кл.руководители

Январь 2011-2015 г

5.

Организация посещений на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в помощи.

Социальный педагог

2011-2015 годы

6.

Проведение благотворительных концертов для детей, проходящих реабилитацию в социальном приюте .

Социальный педагог

2011-2015 годы

7.

Организация помощи детям из семей «ГР» ( питание, оказание социально-психологической, педагогической помощи).

Социальный педагог

2011-2015

годы


  1. Совершенствование подготовки и повышения квалификации педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

1.

Проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения учащихся.

Администрация школы

2011-2015

годы


2.

Прохождение курсов «Духовно-нравственное воспитание» и преподавание учебного предмета «Православная культура».

Администрация школы

2011-2015

годы


3.

Участие в различных профессиональных творческих конкурсах.

Администрация школы

2011-2015 годы

4.

Организация работы постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию

Зам. директора по ВР.

2011-2015 годы


Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Основная педагогическая цельвоспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.



Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают

в области формирования личностной культуры:



  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

 

 


 


  1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.




  1. следующая страница >>