Программа учебной дисциплины - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа учебной дисциплины - страница №1/1




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

для бакалавров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100

Москва - 2012



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт Государственного управления и права

Кафедра государственного управления и политических технологий

У т в е р ж д а ю

проректор по организации

методической и учебно-воспитательной работы


(ученое звание, инициалы, фамилия)

__________________20_г.



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

для бакалавров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100

Москва – 2012



УДК

Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов». Для бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» - 081100 / Сост. Н.В.Блинова. М.: ГУУ, 2012.


С О С Т А В И Т Е Л Ь:

кандидат политических наук, доцент

Н.В.Блинова

О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р

заведующий кафедрой

государственного управления и политических технологий,

доктор исторических наук, профессор

Н.А.Омельченко

О Б С У Ж Д Е Н А

на заседании кафедры

государственного управления и политических технологий

Протокол от 22 декабря 2011г. № 6

О Б С У Ж Д Е Н А И О Д О Б Р Е Н А

на заседании методического совета Института

Государственного и муниципального управления

Протокол от 12 января 2012г. № 1

ãН.В. Блинова, 2012


ãФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2012
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
Цель учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» является формирование у бакалавров системного представления о методологии и технологиях исследования социально-экономических и политических процессов (далее - СЭПП) и явлений в современной науке, а также выработка у обучающихся способности выбирать и использовать технологии и методики исследования, адекватные объектам государственно – политической и управленческой практики.

Основные задачи учебной дисциплины:

- раскрыть студентам теоретические подходы осмысления СЭПП;

- сформировать у бакалавров навыки научного анализа: международной и государственной политики (а), политической системы государства, ее компонентов и процессов (б), публичной сферы (в), социально-экономических процессов и явлений (г);

- обучить бакалавров прикладным методам и технологиям исследования СЭПП, которые активно используются в современной управленческой практике.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Исследование социально-экономических и политических процессов» относится к профессиональному циклу дисциплин ООП бакалавриата (Б3) по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» и ориентирована на повышение профессиональной составляющей при подготовке бакалавров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, таких как: «История», «Социология», «Философия», «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Политология», «История мировых цивилизаций», «Государственное регулирование экономики», дисциплин математического и естественно-научного цикла бакалавриата, таких как: «Математика», «Информационные технологии в управлении», «Статистика», «Логика», «Основы математического моделирования социально-экономических процессов», а также таких профессиональных дисциплин, как: «Государствоведение», «Социология управления», «История государственного управления». Приобретенные в результате освоения указанных дисциплин знания закономерностей и этапов социального, исторического и экономического процессов, основных философских понятий и категорий, терминов и моделей микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики, основ экономико-математического анализа и моделирования, а также владение математическими, статистическими и количественными методами решения типовых управленческих задач, обеспечивают фундаментальную подготовленность обучающихся для освоения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов».

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Основы государственного и муниципального управления», «Принятие и исполнение государственных решений», «Государственная и муниципальная служба», «Этика государственной и муниципальной службы», «Политический менеджмент», «Стратегическое управление», «Государственное управление в зарубежных странах», «Теория и механизмы взаимодействия государства и гражданского общества», «Политические элиты и политическое лидерство в современной России», «Политическое развитие и политическая модернизация».


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):



    Наименование компетенции

    Код компетенции

знает законы развития природы, общества, мышления и умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеет основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

    ОК-4

    умеет критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способен к критическому анализу своих возможностей

    ОК-14

владеет навыками самостоятельной, творческой работы; умеет организовать свой труд; способен порождать новые идеи, находить подходы к их реализации

    ОК-16

способен анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой

    ПК-20

умеет применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций

    ПК-24

умеет моделировать административные процессы и процедуры в органах власти

ПК-25

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

  • категориальный аппарат курса;

  • основы методологии изучения СЭПП;

  • содержание общенаучных и конкретно-прикладных методов исследования СЭПП;

  • сущность, принципы, способы и диапазон применимости приемов и технологий научного исследования политических и социально-экономических институтов, явлений, отношений;

  • основные этапы прикладных исследований СЭПП и их содержание;

  • сущность и сферу применения основных приемов моделирования СЭПП.

Уметь:

- осуществлять эффективный поиск релевантной информации о СЭПП и профессионально работать с научными и методическими источниками;

- выявлять закономерности и частности в ходе научного осмысления зарубежных и отечественных явлений, отношений и процессов в политической и социально-экономической сфере;

- адекватно применять методы, методики и технологии научного исследования к объектам социально-экономической и политической реальности;

- делать адекватные выводы по результатам научного анализа СЭПП и на их основе принимать осознанные управленческие решения.

Владеть:


  • навыками научного исследования СЭПП;

  • методиками и технологиями формулирования и проверки научной теории, сбора и обработки информации о СЭПП, осмысления и интерпретации результатов исследования, моделирования СЭПП;

  • навыками работы с нормативно-правовыми, статистическими, публицистическими и иными источниками информации о состоянии объектов социально-экономической и политической сферы.


4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в учебный курс. Научные основы, цели и задачи изучения дисциплины, её онтологические и гносеологические стороны.

Суть научного подхода к действительности. Различия в методах естественных и гуманитарных наук. Общее и особенное в соотношении есте­ственных, социальных и исторических дисциплин. Теоретический и прикладной уровень дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов». Единство теоретической и социальной направленности исследований социально-экономических и политических процессов.

Объект и предмет дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов», ее онтологическая и гносеологическая стороны.
Контрольные вопросы:


  1. Назовите основные задачи дисциплины?

  2. В чем заключается сущность научного подхода к изучению действительности?

  3. Что является объектом и предметом изучаемой дисциплины?

  4. Как проявляется единство теоретической и социальной направленности исследований социально-экономических и политических процессов?

Рекомендуемая литература:

1) Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2) Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю.В.Вертакова, О.В.Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е.П.Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/
Раздел 1. Методологические аспекты исследования социально-экономических и политических процессов.

Тема 2. Сущность и содержание социально-экономических и политических процессов.

Понятия «процесс», «социальный процесс», «социально-экономический процесс», «экономический процесс», «политический процесс». Их виды и типы. Классификация общественных процессов. Структура социально-экономических и политических процессов.

Методика социально-экономической структуризации современного общества. Уровень и качество жизни как интергальные индикаторы социально-экономического благополучия. Международная и российская методики измерения уровня жизни населения.

Уровень занятости или безработицы, уровень доходов, обеспеченность жильем и собственностью, качество услуг. Качество жизни и его составляющие: продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, уровень образования, культурный и интеллектуальный потенциал, среда обитания.

Средний класс и проблемы его самоидентификации и существования в современной России.

Проблема коррупции.



Контрольные вопросы:

  1. Приведите примеры процессов и явлений. В чем отличия?

  2. Приведите примеры социально-экономических и политических процессов. Как производится классификация общественных процессов?

  3. Какие типы и виды социально-экономических и политических процессов вы знаете?

  4. Какие социально-экономические и политические процессы, протекающие в современном обществе вы можете назвать?

Рекомендуемая литература:

1) Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Категории политической науки. Учебник / авт. конц. А.Ю. Мельвиль. - М.: РОССПЭН, 2004. – 344 с.

5) Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. – 145 с.

6) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/
Тема 3. Системный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов.

Понятие системы. Сущность системного подхода к исследованию социально-экономических и политических процессов. Деятельностный подход. Базовая модель активной системы. Внешняя среда и взаимодействие с ней активной системы. Модели жизненного цикла. Метод моделирования. Метод декомпозиции. Базовый конфигуратор представлений (функциональное, морфологическое, процессное). Категория «механизм» как причинно-следственная модель протекания (развития) социально-экономических и политических процессов. Логические основы системного анализа (характеристики, принципы и свойства).

Система управления. Системный подход к исследованиям в области управления. Последовательность этапов системного анализа.

Прикладное использование системной методо­логии к решению проблем управления: дерево целей, дерево решений, методика ПАТТЕРН, методика PERT (Program Evaluation and Review Technique). Имитационные модели для исследования динамики ресурсных потоков в сложных системах.



Контрольные вопросы:

  1. В каких случаях использование системного подхода является наиболее целесообразным?

  2. Опишите базовую модель активной системы.

  3. В чем заключается метод моделирования?

  4. Приведите примеры из практики управления, где используется системный подход.

  5. Назовите основные этапы системного анализа.

  6. Как построить дерево целей?

Рекомендуемая литература:

1) Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебно-методическое пособие. Издание второе, стереотипное / Под общ. ред. А.Н. Данчула. – М.: Изд-во РАГС, 2009.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.

5) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/


Тема 4. Идеологический аспект методологии социально-экономических и политических процессов.

Сущность политической идеологии. Роль политической идеологии в возникновении, развитии и осмыслении социально-политических явлений. Социально-политические функции идеологии. Сравнительная характеристика основных идеологических школ прошлого (либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности, национализм, фашизм, анархизм). Неоклассические идеологические концепции (реализм, неомарксизм, неолиберализм, неоконсерватизм). Постмодернизм в современной социально-политической науке. Современная тенденция деидеологизации социально-политической сферы. Формационная и цивилизационная парадигмы научного осмысления СЭПП.



Контрольные вопросы:

  1. Что такое «политическая идеология» и каковы ее социальные функции?

  2. Перечислите базовые идеологические концепции XIX-XXвв. и раскройте их содержание.

  3. Перечислите неоклассические идеологические концепции и дайте их сравнительную характеристику.

  4. Каково влияние постмодернизма на современную социально-политическую науку?

  5. Раскройте сущность формационной и цивилизационной парадигм в методологии общественных наук.

Рекомендуемая литература:

  1. Категории политической науки. Учебник / авт. конц. А.Ю. Мельвиль. - М.: РОССПЭН, 2004. – 344 с.

  2. Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

  3. Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 370 с.

  4. Арнольд В.И. Теория катастроф. - М., 1990.

  5. Даль Р. Демократия и ее критики. – М.: Инфра-М, 2004.

  6. Информационный портал о политической жизни России и зарубежья http://polit.ru/

  7. Официальный веб-сайт научного и культурно-просветительского журнала «Политические исследования» http://politstudies.ru/


Раздел 2. Методы и технологии исследования социально-экономических и политических процессов.

Тема 5. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования

Понятие научного исследования. Принципы исследования. Метод. Методика. Методология. Методология науки. Нормативный процесс научного исследования. Научная парадигма. Виды исследований.

Теория и ее структура. Эмпирическая основа, базис, логика теории, основное теоретическое знание. Идеализированный объект теории. Виды теорий: аксиоматические и гипотетико-дедуктивные.

Индукция и дедукция – интеллектуальные средства познания. Анализ и синтез. Основные общенаучные исследовательские методы. Теоретические методы (абстракция отождествления, реляционная абстракция, мысленный эксперимент). Метод моделирования. Эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Диалектический, процессный, ситуационный, функциональный, синергетический подход в исследовании социально-экономических процессов. Аналитические методы исследования. Использование систем дифференциальных уравнений для исследования динамики процессов. Стохастические процессы. Методы математической статистики. Регрессионные методы восстановления зависимостей. Статистические пакеты.

Социологические методы.

Экономико-математические методы исследования.

Экспертные методы и сфера их применения.



Контрольные вопросы:

  1. Что такое парадигма? Как соотносятся понятия «парадигма» и «на­учная картина мира»?

  2. Что такое принцип фальсификации?

  3. Можно ли считать принцип верификации главным признаком достоверности результатов, полученных общественными науками?

  4. Какой смысл имеет методологический подход в социальных ис­следованиях?

  5. В чем различие между прикладными и фундаментальными ис­следованиями?

  6. Перечислите основные методологические подходы в социальных исследованиях и дайте их общую характеристику?

Рекомендуемая литература:

1) Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ, 1999.

5) Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010 – 280 с.

6) Авторский Веб-сайт Новикова А.М. и Новикова Д.А. по вопросам методологии науки http://methodolog.ru/index.htm
Тема 6. Основные социально-экономические проблемы государства: анализ выявления и технологии решения.

Сущность государственной экономической политики и социально-экономической системы жизнедеятельности. Качество проводимой государством экономической политики: понятие, критерии. Ключевые социально-экономические индикаторы состояния современного государства и способы их научного осмысления.

Основные звенья социально-экономических преобразований. Долгосрочные проблемы страны: модернизация и догоняющее развитие, научно-технический прогресс. Среднесрочные проблемы: национальные долги, рост инвестиций, современные технологии, инновации, политика в области образования и науки. Срочные проблемы: текущий социально-экономический процесс и адаптация политической системы, связь экономического роста с совокупным спросом. Понятие финансовой стабилизации. Темпы инфляции, величина дефицита государственного бюджета.

Уровень золотовалютного резерва. Прирост денежной массы. Устойчивость национальной валюты. Экономические индикаторы и барометры, гарвардский барометр.

Демографический аспект социально-экономических процессов. Дифференциация доходов населения, уровень социальной декомпозиции, децильный коэффициент.

Малый и средний бизнес, роль государства в их развитии. Доходы населения: номинальные, реальные и реально использованные (конечные). Структура занятости населения. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.



Контрольные вопросы:

  1. Каковы функции и структура социально-экономической системы?

  2. Раскройте сущность, назовите цели и задачи государственной экономической политики.

  3. По каким параметрам оценивают проводимую в стране экономическую политику?

  4. Что такое «финансовая стабилизация» и какие показатели ее характеризуют.

  5. Что такое «уровень жизни населения» и какова методика его определения?

Рекомендуемая литература:

  1. Аттали В.Ж. Экономический анализ политической жизни. - М.,1972.

  2. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики.-М.,2001.

  3. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы./ Под ред. Акад. Львова. -М., 2002.

  4. Официальный веб-сайт института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН http://ecrin.ru/


Тема 7. Государственная политика как объект исследования. Особенности исследования политических процессов.

Понятие «политический процесс» как базовое понятие научного анализа политической действительности. Субъекты политических процессов. Категории «политическая деятельность» и «политические отношения». Политические процессы и политические институты.

Современные научные основы политической деятельности и политического управления. Политические технологии и эффективность политического управления обществом. Изменение социальной реальности и критерии политических и социально-экономических исследований. Традиционные подходы к анализу политики. Институциональный, юридический и историко-эволюционный подходы. Компаративный подход к исследованию политики.

Общегуманитарные и эмпирические методы получения и сбора информации о первичных политических фактах: моделирование политических ситуаций, элементы теории игр, экспертные оценки.

Политическое изменение - процессуальное управление обществом. Политическое развитие как способность управления реагировать на вызовы среды.

Контрольные вопросы:


  1. В чем состоит различие оценки, мониторинга, анализа государственной политики?

  2. Назовите основные типы и методы оценки результатов и последствий государственной политики.

  3. Раскройте сущность известных Вам методик оценки государственной политики.

  4. Какие технологии публичной оценки государственной политики Вы знаете?

  5. Каковы основы методики прогнозирования государственной политики?

Рекомендуемая литература:

1) Управления изменениями в системе государственной власти и госслужбы. Учеб. пособие / под ред. Н.И. Глазуновой, С.Ю. Старостина. – М.: ГУУ, 2003г. – 243 с.

2) Аттали В.Ж. Экономический анализ политической жизни. - М.,1972.

3) Политические технологии./ Под ред. М.Г. Анохина. - М., 1996.

4) Симонов К.В. Политический анализ. - М., 2002.

5) Официальный веб-сайт Института социологии РАН http://www.isras.ru/


Тема 8. Современные методы изучения и управления социально-политическими конфликтами.

Специфика политического конфликта. Политика как имманентное поле конфликтности. Государственная политика и оптимальное управление конфликтами. Особенности социально-политических конфликтов в современной России и в мире.

Политический анализ, его виды и формы. Программа и план политического исследования. Основные этапы политического анализа и его субъекты. Анализ политической ситуации, политическое прогнозирование. Субъекты политического анализа. Методы сбора политической информации.

Структура и компоненты механизма государственного управления. Методика оценки расстановки политических сил в обществе. Анализ стратегии действующих политических сил. Матрица политических сил. Анализ деятельности групп давления и групп интересов. Методика оценки эффективности политической власти, анализ легитимности политической власти. Анализ эффективности воздействия на различные социально-демографические группы. Анализ эффективности государственного управления.



Контрольные вопросы:

  1. Приведите примеры тем исследований, которые можно отнести к области политического анализа.

  2. В чем заключается суть политического анализа?

  3. Назовите особенности социально-политических конфликтов в современной России.

  4. Выберите актуальное политическое решение. Проанализируйте участие в принятии этого решения групп интересов и групп давления.

  5. В чем заключается специфика анализа эффективности государственного управления?

Рекомендуемая литература:

  1. Категории политической науки. Учебник / авт. конц. А.Ю. Мельвиль. - М.: РОССПЭН, 2004. – 344 с.

  2. Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 370 с.

  3. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 410 с.

4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. — М.: Аспект Пресс. 1995

5. Конфликты и согласие в современной России. — М.: ИФ РАН. 1998.

6. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы./ Под ред. Акад. Львова. -М., 2002.

7. Официальный веб-сайт научного и культурно-просветительского журнала «Политические исследования» http://politstudies.ru/


Раздел 3. Технология разработки и реализации исследований социально-экономических и политических процессов.

Тема 9. Научно-исследовательская деятельность. Этапы научного исследования.

Мотивы, цели и задачи научного исследования. Эмпирический и нормативный анализ. Понятие научного исследования. Фундаментальные и прикладные исследования. Критерии научности. Отрицательная и положительная эвристика. Ключевые стадии исследования общественных процессов: формулирование теории, операционализация теории, выбор адекватных методов исследования, сбор фактологического материала, анализ данных и интерпретация результатов.

Основные положения процесса планирования исследования. Формы организации исследования. Консультирование как форма организации исследования. Состав стадий и этапов исследования. Состав и особенности работ на основных этапах исследования. Источники получения информации для исследования.

Научно-исследовательские программы. Классификация программ. Научный проект и грант. Ресурсное обеспечение научно-исследовательской программы. Содержание научно-исследовательской программы: установление и формулировка проблемы; определение цели решения проблемы, формулировка ожидае­мых результатов; определение и выбор ресурсов, технологий, подходов к ее решению; сбор и анализ фактологического материала; обработка и интерпретация результатов исследования; построение моделей и алгоритмов; организация деятельности по достижению ожидаемых резуль­татов; принятие решений и оформление результатов.

Заключение договора на проведение исследования. Общие положения по оформлению отчета об исследовании. Структура и требования к содержанию отчета об исследовании. Правила технического оформления отчета об исследовании. ГОСТ Р 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила и оформления».

Контрольные вопросы:


  1. Назовите критерии научности. Что такое научное исследование?

  2. В чем заключается различие между фундаментальными и прикладными исследованиями.

  3. Назовите основные этапы научного исследования.

  4. Чем научный проект отличается от гранта?

  5. Что составляет ресурсное обеспечение научно-исследовательской программы?

  6. Перечислите основные требования к содержанию отчета о научно-исследовательской работе.

Рекомендуемая литература:

1) Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ, 1999.

5) Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010 – 280 с.

6) Авторский Веб-сайт Новикова А.М. и Новикова Д.А. по вопросам методологии науки http://methodolog.ru/index.htm
Тема 10. План и программа исследования социально-экономических и политических процессов.

Теория исследования. Создание теории. Логика построения теории. Компоненты теории и отношения между ними (ковариационные, казуальные, мнимые). Проверка и совершенствование теории. Гипотеза: определение, виды, роль в исследовании. Переменные исследования и их виды. Формулирование гипотез.

Операционализация научного исследования. Инструментализация исследования. Измерение в процессе исследования: сущность, уровни. Ошибка измерения и источники ее возникновения. Систематические и случайные ошибки исследования. Валидность исследования. Валидизация исследования и ее типы: прагматическая, дискриминантная, конструктная, очевидная. Факторы, угрожающие валидности. Надежность измерения. Способы оценки надежности: метод неоднократного тестирования, метод альтернативной формы, метод подвыборки.

Виды исследований СЭПП (поисковые, описательные и объяснительные исследования). Альтернативные конкурирующие гипотезы и их роль в проверке теории и основной рабочей гипотезы. Экспериментальные и квазиэкспериментальные исследовательские программы. Методы формирования групп исследования (точный подбор соответствий, контроль за частотным распределением, рандомизация). Репрезентативная выборка: сущность, процедуры формирования.

Разработка программы исследования.

Контрольные вопросы:


  1. Что такое «теория исследования»; каковы ее компоненты и отношения между ними?

  2. Охарактеризуйте категорию «гипотеза научного исследования», назовите виды гипотез и опишите процесс их формулирования.

  3. Что такое операционализация научного исследования»?

  4. Какова роль измерения в процессе научного исследования?

  5. Что такое альтернативные конкурирующие гипотезы? Приведите примеры.

  6. Как строится программа исследования?

Рекомендуемая литература:

  1. Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования: пер. с англ./ общ. Ред. и вступ. сл. А.К. Соколова. – М.: Изд-во «Весь мир», 1999. – 560 с.

  2. Рой О.М., Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум. – СПб: Питер, 2007. – 367 с.

  3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ, 1999.

  4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010 – 280 с.

  5. Авторский Веб-сайт Новикова А.М. и Новикова Д.А. по вопросам методологии науки http://methodolog.ru/index.htm

  6. Официальный веб-сайт Института социологии РАН http://www.isras.ru/


Тема 11. Фактологическое обеспечение исследований. Технологии и методы сбора и обработки данных.

Понятие факта. Социальный факт. Фактология. Уровень структурированности фактов. Количественные методы при измерении и оценке отдельных событий и процессов. Требования к оценке качества факологической информации (релевантность, информационная емкость, измеримость, точность, достоверность).

Основные формы работы с фактологическим материалом: сбор, классификация, систематизация, обработка. Первичная и вторичная информация.

Методы получения фактологического материала. Метод наблюдения. Включенное, контролируемое, полевое, лабораторное, систематическое, случайное наблюдение. Самонабдлюдение.

Сущность метода эксперимента. Социально-экономический эксперимент. Социальная и контрольная группа. Виды социальных экспериментов. Функции эксперимента. Элементы эксперимента. Процедура эксперимента.

Опрос: понятие и формы. Анкетирование. Основные правила формулировки вопросов анкет. Интервьюирование. Метод фокус-групп.

Проведение структурного и содержательного контент-анализа. Последовательность этапов подготовки и проведения контент-анализа. Ограничения контент-анализа. Методики табулирования, шкалирования. Имитация как метод сбора фактологической информации.

Контрольные вопросы:


  1. Что такое факт? Что следует понимать под фактологией?

  2. В чем отличие социального факта от естественно-научного аналога?

  3. Каким требованиям должна соответствовать получаемая в ходе социальных исследований информация?

  4. Охарактеризуйте основные методы получения фактологической информации.

  5. Опишите этапы проведения содержательного контент-анализа.

  6. Приведите пример, когда целесообразно применение методики шкалирования.

Рекомендуемая литература:

  1. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

  2. Рой О.М., Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум. – СПб: Питер, 2007. – 367 с.

  3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ, 1999.

  4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010 – 280 с.

  5. Авторский Веб-сайт Новикова А.М. и Новикова Д.А. по вопросам методологии науки http://methodolog.ru/index.htm

  6. Официальный веб-сайт Института социологии РАН http://www.isras.ru/


Тема 12. Исследование социально-экономических и политических процессов и эффективность управленческих решений.

Понятие управленческого решения и факторы их качества. Эффективность управленческих решений. Организация процесса разработки управленческих решений. Принятие решений в условиях неопределенности и риска.

Методы сравнения альтернативных вариантов решений. Типовые рыночные решения. Типовые решения проблемы общественных благ. Типовые решения проблемы естественных монополий. Типовые решения проблемы информационной асимметрии.

Выявление социальных рисков. Специфика аналитических методов в моделировании, прогнозировании и проектировании социально-экономических процессов: занятости населения, рынка труда, проблем безработицы, формирования человеческого капитала. Экономическое сознание, экономическое поведение, экономическая культура, экономические интересы людей как социальные и цивилизационные факторы социально-экономических процессов.

Оценка реализации политических программ: виды, категории, методы. Стратегии повышения проходимости политического решения. Программная и адаптивная имплементация политического решения.

Контрольные вопросы:


  1. От чего зависит качество управленческого решения?

  2. В чем заключаются особенности принятия решений в условиях неопределенности?

  3. Представьте основные подходы к сравнительной оценке альтернативных вариантов решений.

  4. Что такое социальные риски? В каких случаях необходимо проводить анализ и прогнозирование социальных рисков?

  5. Проанализируйте политическую проходимость какого-либо актуального политического решения.

  6. Опишите различия в условиях имплементации решений в публичной и частной сферах.

Рекомендуемая литература:

1) Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебно-методическое пособие. Издание второе, стереотипное / Под общ. ред. А.Н. Данчула. – М.: Изд-во РАГС, 2009.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey. – М.: Иванов, Манн и Фарбер, 2007.

5) Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).



5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ОЧНОЙ И ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет: 3 зачетных единицы, 108 часов.



Раздел, тема программы учебной дисциплины

Трудоемкость (час)

Всего

в том числе по видам учебных занятий

лекции

семинары, практические занятия

лаб. занятия,

деловые

игры

1

2

3

4

5

Тема 1. Введение в учебный курс. Научные основы, цели и задачи изучения дисциплины, её онтологические и гносеологические стороны.

2

2

0




Раздел 1. Методологические аспекты исследования социально-экономических и политических процессов

8

4

4




Тема 2. Сущность и содержание социально-экономических и политических процессов

2

0

2




Тема 3. Системный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов

4

2

2




Тема 4. Идеологический аспект методологии социально-экономических и политических процессов

2

2

0




Раздел 2. Методы и технологии исследования социально-экономических и политических процессов

16

6

10




Тема 5. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования

4

2

2




Тема 6. Основные социально-экономические проблемы страны: анализ выявления и технологии решения

6 (4)

2 (0)

4




Тема 7. Государственная политика как объект исследования. Особенности изучения политических процессов

4

2

2




Тема 8. Современные методы изучения и управления социально-политическими конфликтами.

2

0

2




Раздел 3. Технология разработки и реализации исследований социально-экономических и политических процессов

10 (4)

6 (2)

4




Тема 9. Научно-исследовательская деятельность. Этапы научного исследования.

2

2

0




Тема 10. План и программа исследования социально-экономических и политических процессов.

2 (0)

2 (0)

0




Тема 11. Фактологическое обеспечение исследования. Технологии и методы сбора и обработки данных.

2 (0)

0 (0)

2




Тема 12. Исследование социально-экономических процессов и эффективность управленческих решений.

4 (2)

2 (0)

2




Итого аудиторных часов

36 (32)

18 (16)

18 (16)




Внеаудиторная самостоятельная работа бакалавров, магистров

72 (76)

Формы рубежного (итогового)

контроля знаний бакалавров,

магистров:

очной формы обучения – зачет,

очно-заочной

формы обучения - зачет





Всего часов на освоение учебного материала

108

(108)

Формы рубежного (итогового)

контроля знаний бакалавров,

магистров:

очной формы обучения – зачет,

очно-заочной

формы обучения - зачет





Примечание: в скобках указано количество часов по очно-заочной форме обучения
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

В АУДИТОРИИ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. Выделяемые часы используются для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем.

Для освоения учебного курса используются следующие формы проведения учебных занятий и заданий для самостоятельной работы бакалавров в аудитории под контролем преподавателя:

- творческая работа (эссе)

- тестирование

- ролевая игра

- разбор кейса

- аннотирование учебного материала

- кроссворд по учебной теме (составление или заполнение)

К самостоятельному виду работы студентов относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Студенты могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.

Важным видом самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 5 страниц текста (до 10000 знаков с пробелами), посвященное какой-либо изучаемой проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики. Это должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей, привитию интереса к исследовательской деятельности.

В процессе освоения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» предусмотрены следующие активные формы проведения занятий:

1) ролевая игра на тему: «Проведение политических переговоров в регионе»;

2) ролевая игра на тему: «Избирательный процесс: критика оппозиционной программы»

3) кейс на тему: «Государственные региональные программы»;

4) кейс на тему: «Бюджетный процесс»;

5) кейс на тему: «Проблема коррупции и административная реформа в России».



7. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ (КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ) ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

1. Какое из перечисленных ниже свойств не является характерным для

социального процесса?



Варианты ответа:

а) масштаб;

б) вектор;

в) состав;

г) управляемость.

2. Какое из перечисленных ниже явлений можно отнести к категории

социального процесса?



Варианты ответа:

а) пауперизация общества;

б) избирательная кампания;

в) социальная дифференциация;

г) муниципализация жилищного сектора.

3. Выделение какого цикла является характерным для социально экономического процесса?

Варианты ответа:

а) инновации инвестиции;

б) цены товар;

в) спрос предложение;

г) вызов реакция.

4. Какой из способов отображения социальных процессов не является элементом когнитивной актуализации?

Варианты ответа:

а) описание;

б) объяснение;

в) понимание;

г) адаптация.

5. Какое свойство не является характерным для социально экономических и политических процессов?

Варианты ответа:

а) многомерность;

б) динамизм;

в) неравномерность;

г) обратимость.

6. Целостность, выступающая в форме взаимосвязанных социальных

структур, социальных норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между людьми – это…



Варианты ответа:

а) социальное управление;

б) социальная система;

в) социальная граница;

г) социальный процесс.

7. Какой из элементов непременно лежит в основе политического процесса?

Варианты ответа:

а) эффективность общественного производства;

б) власть;

в) деньги;

г) занятость.
Контрольные работы (задания) по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов»

Задания контрольной работы №1:

Задание 1. К какой категории следует отнести социальный процесс, специфической чертой которого выступает его свойство развиваться независимо от прямых внешних воздействий среды? П. А. Сорокин видел проявление этого процесса в излишне медленных темпах улучшения нравов. Л. Н. Гумилев рассматривал данный процесс как одну из стадий в динамике жизненного цикла этнической системы, Н. Элиас – как способность человека противостоять воздействиям динамично меняющейся среды.

Вопросы к заданию:

1) Приведите примеры такого рода процессов.

2) Какие установки должно сформировать ответственное за регулирование такого процесса лицо?

3) Определите положительные и отрицательные проявления такого рода процессов.


Задание 2. Рассмотрите представленную на рис. 1.2 схему.


Вопросы к заданию:

1. Какой процесс отображен на этой схеме?

2. На какие микроучастки можно разделить этот процесс?

3. Отобразите эти микроучастки в табл. 1.4 и сформулируйте нормативы (контрольные показатели), через которые можно измерить и интерпретировать данный процесс.



Задания контрольной работы №2:

Задание 1. При рассмотрении вопроса о целесообразности перехода на новую систему расчетов за жилищно коммунальные услуги мнения экспертов в отношении такого перехода распределились следующим образом (табл. 11.3).

Вопросы к заданию:

1. Произведите расчет по одному из возможных способов экспертной оценки и определите наиболее оптимальный выбор.

2. Определите степень консолидированности мнений экспертов.
Задание 2. Муниципалитету необходимо произвести закупку большой партии школьной мебели. Однако цены на данную продукцию постоянно меняются. В настоящее время цена на стандартные парты составляет 1,5 тыс. руб. за единицу, завтра она может быть либо снижена до 1 тыс. руб., либо увеличена до 2 тыс. руб. В случае привлечения эксперта для профессионального прогноза данной ситуации необходимо учитывать то обстоятельство, что чем надежнее будет этот прогноз, тем дороже окажется плата за экспертизу. В табл. 11.7 представлены данные об оценке качества услуг различных экспертов, соразмерные получаемым ими комиссионным.

Вопросы к заданию:

1. Какого эксперта выгоднее всего привлечь муниципалитету?

2. Насколько вообще целесообразно в этом случае привлечение экспертов?

3. Какие дополнительные характеристики необходимо ввести к имеющимся для эффективного отбора эксперта?


Задания контрольной работы №3:

Задание 1. Проведите процедуру планирования по следующим темам научно исследовательских проектов:

• социальная адаптация выпускников высших учебных заведений на рынке труда;

• оценка качества жизни в регионе;

• влияние демографических процессов на состояние региональной экономики;

• оценка качества жизни населения при проведении социальных реформ;

• оптимизация работы городского пассажирского транспорта;

• формирование имиджа политического деятеля.

Вопросы к заданию:

1. Оформите планы в виде таблицы.



2. Какие дополнительные сведения необходимо принимать во внимание при составлении такого рода планов?
Задание 2. Проведение социологического мониторинга предполагает процедуру привлечения широкой сети штатных интервьюеров, участвующих в собеседовании с представителями городского сообщества по проблемам качества и уровня жизни. Главным условием проведения мониторинга выступают жесткие временные рамки его проведения и четкое разделение труда между участниками проекта. Исследование целесообразно производить в три этапа, с последовательным охватом трех городских районов. Основными этапами в проведении мониторинга являются:

1) подготовка технических заданий для интервьюеров;

2) проведение опроса;

3) централизованная обработка результатов.

Продолжительность каждого этапа составляет 4 дня.

Вопросы к заданию:

1. Постройте график Г. Гантта по представленным выше данным.

2. Какой минимальный период времени может быть задействован на исполнение этого проекта?

3. Какие диспетчерские действия целесообразно выполнить, чтобы оптимизировать сроки исполнения данного проекта?


Темы творческих работ (эссе):

  1. Формационная / цивилизационная парадигма в научном осмыслении общественных процессов.

  2. Системный подход в современной гуманитарной науке.

  3. Аксиология как компонент методологии исследования социально-экономических и политических процессов.

  4. Роль идеологии в методологии исследования социально-политических процессов.

  5. Научный постмодернизм в методологии современного исследования.

  6. Модернизация как методология исследования политического процесса.

  7. Транзитные модели перехода к демократии: анализ эффективности.

  8. Демократизация в России: способы политологического осмысления.

  9. Культурологический подход к исследованию социальных процессов.

  10. Политическая элита за рубежом и в России как объект научного исследования.

  11. Бюрократия как предмет политологического исследования и субъект государственного управления.

  12. Статистические и математические методы исследования: сравнительная характеристика.

  13. Корреляционный, регрессионный, пат – анализ в исследовании социально-экономических и политических процессов.

  14. Политическая / социально-экономическая аналитика в органах государственной власти/управления (в системе местного самоуправления).

  15. Использование экспертных методов в исследовании социально-экономических и политических процессов.

  16. Кейс-метод в политическом / социально-экономическом исследовании (на конкретном материале).

  17. Моделирование в исследовании социально-экономических и политических процессов (с привлечением конкретного материала.



Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Объект и предмет дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов». Гносеологическая и онтологическая стороны дисциплины.


2.  Теоретическая и социальная направленность исследований социально-экономических и политических процессов.

3. Современные направления исследований социально-экономических и политических процессов: либерализм и консерватизм.


4. Социальные процессы как объект социально-экономического исследования.

5. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований.

6. Принципы научного исследования.

7. Системный анализ как основа социально-экономического и политического исследования.


8. Методы структурирования проблемного поля. Дерево проблем.
9. Программа и организация исследования социально-экономических и политических процессов.

10. Проблема исследования. Типы исследовательских проблем.

11. Объект и предмет научного исследования.

12. Фактологическое обеспечение исследований. Требования к информации.

13. Методы сбора информации, их характеристика.

14. Виды опроса, их качественные характеристики и специфика ис-пользования.


15. Почтовый опрос как разновидность анкетирования. Его преимущества и недостатки.
16. Особенности интервью как метода сбора социальной информации. Виды, техники, проблемы и их преодоление.

17. Методы экспертных оценок при исследовании политических явлений и процессов.

18. Моделирование в социально-экономических и политических исследованиях. Требования к моделям. Разработка моделей.
19. Социометрия и сфера её применения в исследованиях социально-экономических и политических процессов.

20. Сущность контент-анализа и его общая характеристика, основные направления использования, его сильные и слабые стороны.


21. Интерпретация результатов исследования: проблемы и требования.
22. Разработка рекомендаций по результатам исследования. Эффективность рекомендаций.

23. Технологии прогнозирования социально-экономических и политических процессов.

24. Комплексный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов.

25. Исторический и сравнительный подходы в изучении социальных процессов.

26. Использование результатов исследований в управленческой работе.

27. Синергетический подход в исследовании социально-экономических процессов.


28. Особенности исследования политических процессов.

29. Этапы разработки методологии исследования политических процессов.


30. Методы сбора данных о политических процессах.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е.П.Тавокин - М. : ИНФРА-М, 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

3. Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю.В.Вертакова, О.В.Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ, 1999.

5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010 – 280 с.



б) дополнительная литература:

1. Ансоф Н. Стратегическое управление. М., Экономика, 1989.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.

3. Афанасьев В.Н. Математическая теория конструирования систем управления. Учебник, 2-е изд. доп. Высшая школа, 1998.

4. Ахременко А. Политический анализ и прогнозирование. – М.: Гардарики, 2006.

5. Беляева Н., Зудин А. Основы политического анализа. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.

6. Боришполец К. Методы политических исследований. – М.: Аспект Пресс. 2005. Боришполец К. Методы политических исследований. – М.: Аспект Пресс. 2005.

7. Волкова В.Н. Основы теории систем и системного анализа. СПГТУ, 1997.

8. Дж. ван Гиг. Прикладная общая теория систем. (Пер. с анг. яз. в 2-х томах). М., "Мир", 1981.

9. Мангейм Дж., Рич Р. Политология: Методы исследования. – М.: Весь Мир, 1997.

10. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента (пер. с анг. яз.). М., Дело, 1992.

11. Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey. – М.: Иванов, Манн и Фарбер, 2007.

12. Нуреев Р. Теория общественного выбора. – М.: Изд. ГУ-ВШЭ, 2005

13. Рой О.М., Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум. – СПб: Питер, 2007. – 367 с.

14. Туронок С. Политический анализ. – М.: Дело, 2005.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. EВSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа http://library.pressdisplay.com и http://search.epnet.com

2. «Электронная библиотека диссертаций» Российской государственной библиотеки. – Режим доступа: http://diss.rsl.ru (только из отдела «Электронная библиотека» ГУУ).

3. Словари в открытом доступе. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ , http://slovari.yandex.ru, http://www.glossary.ru/index.htm, http://dic.academic.ru

4. Веб-сайт библиотеки ГУУ. Режим доступа http://library.guu.ru

5. Электронный каталог библиотеки Университета. Режим доступа http://nb.guu.ru

6. Веб-сайт: Политнаука. Политология в России и мире. Режим доступа: http://www.politnauka.org/list-a.php

г) Электронные книги:

1. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 189 с. - Режим доступа http://znanium.com/bookread.php?book=128010

2. Кулешов С.В. Модернизация России (XIX-XX вв.): социальные и политические процессы: учебное пособие / С.В. Кулешов, Ю.П. Свириденко, А.А. Федулин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. - 208 с. – Режим доступа http://znanium.com/bookread.php?book=128435

3. Козырев Г. И. Политическая конфликтология: Учебное пособие / Г.И. Козырев. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 432 с. – Режим доступа http://znanium.com/bookread.php?book=129891

4. Добреньков В. И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 768 с. – Режим доступа http://znanium.com/bookread.php?book=136303

5. История методологии социального познания. Конец XIX - XX век. — М., 2001. – 248 c. – Режим доступа http://znanium.com/bookread.php?book=345492

6. Василенко И. А.Политические переговоры: Учебное пособие / И.А. Василенко. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 396 с. -Режим доступа http://znanium.com/bookread.php?book=232596

7. Кибанов А. Я. Конфликтология: Учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; ГУУ. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 302 с. Режим доступа http://znanium.com/bookread.php?book=91538



8. Райзберг Б. А.Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 629 с.- Режим доступа http://znanium.com/bookread.php?book=163779
9. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Абстракция отождествления – мысленное отвлечение от некоторых свойств реально наблюдаемых предметов и обнаружение в них определенных общих свойств

Анализ – мысленное расчленение предмета на составные части или вычленение свойств предмета для изучения их в отдельности; детальное изучение любого комплексного объекта с целью понимания или установления его природы либо определения его существенных характеристик; углубленное исследование

Верификация – процесс установления истинности научной теории в результате её эмпирической проверки

Генерализация – способность объяснять достаточно распространенный, универсальный феномен, а не одно конкретное его проявление

Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, описывающее ожидаемые взаимосвязи между изучаемыми явлениями, содержащее возможное объяснение того, каким образом независимые переменные порождают, оказывают воздействие либо изменяют поведение зависимой переменной

Дедукция – интеллектуальное средство познания, опирающееся на положение, постулируемое или полученное путем предварительного обобщения результатов частичных наблюдений

Дескриптивный (описательный) анализ – либо исторический анализ прежних решений и действий (ретроспективный), либо оценка текущих решений по мере их реализации (оценочный)

Индукция – путь познания от данных опыта к их систематизации и от систематизированных данных опыта к открытию эмпирических законов

Информационно-аналитические технологии – совокупность методов сбора и обработки информации, характеризующей объект управленческого воздействия (социальные, политические, экономические и другие процессы), специфических приемов их диагностики, анализа и синтеза, а также оценки последствий принятия различных вариантов решений

Метод анализа - достаточно общая и широко применяемая процедура решения проблем, рассчитанная на различные области исследования

Методика анализа – относительно специализированная процедура или технический прием, применяемый для решения конкретных видов проблем

Методология – учение о структуре логической организации и средствах деятельности

Методология анализа – систематическое и критическое изучение множественных методов и методик политического анализа; имеет отношение скорее к процессу получения знания, к логике исследования, чем просто к применению конкретных методов и методик

Методология науки – учение о принципах построения науки, формах и способах научного познания

Моделирование – (в широком значении) упрощенное представление действительности, используемое для изучения её ключевых свойств; (в узком значении) этап анализа, предполагающий формализацию и математическое выражение основных элементов и взаимосвязей в изучаемой проблеме

Операционализация – преобразование относительно абстрактных теоретических понятий и утверждений в конкретные эмпирически измеряемые переменные и зависимости

Парадигма – основополагающая теория, исследовательская программа, располагающая совокупностью убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом в той или иной отрасли науки в определенный период её становления

Переменная – эмпирически наблюдаемое свойство изучаемого явления, которое может принимать более одного значения

Перспективный анализ – анализ, предполагающий проекцию возможных результатов тех или иных альтернативных решений и действий (прогностический анализ) либо выработку конкретных рекомендаций в отношении принимаемого решения (прескриптивный анализ)

Политический анализ – деятельность по производству знания о процессе и в процессе выработки, принятия и реализации политических решений; прикладная политико-управленческая дисциплина, использующая множественные методы исследования и аргументации с целью разработки принципов и методов подготовки, принятия и осуществления публично-политических решений в проблемных ситуациях, обладающих

Процесс – любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», любое изменение изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик

Релевантность – признак соответствия привлекаемых параметров целям и характеру моделируемого объекта

Реляционная абстрактность – опосредованное отражение свойств реальных предметов, которые проявляются не в них самих, а во взаимном отношении этих предметов

Синтез – мысленное соединение составных частей предмета и его свойств и изучение его как единого целого

Теория – высшая форма научного знания, включающая исходную эмпирическую основу, базис, логику, множество выведенных в теорию утверждений, которые составляют основное теоретическое знание

Фактология – способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать

STEP-анализ – метод анализа внешнего окружения организации (социальных, технологических, экономических, политических факторов), позволяющий составить определенный взгляд на окружение

SWOT-анализ – метод оценки слабых и сильных сторон организации, а также возможностей и угроз, которые могут ожидать её в будущем

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование технического средства

Количество

Сервер Sun Fire X4150




Компьютеры: Geg Popular, 1500 Mhgz, ОЗУ 256 Mb, HDD 40 Gb

18

Проектор: Sharp PG – A20X LCD 2000 Ansi


2

Сканер EPSON PerfectionV30

2