Программа развития методической работы 2011-2015 Обоснование программы развития методической работы - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методической работы в муниципальном образовательном учреждении дополнительного... 1 113.78kb.
Анализ работы методической службы школы за 2012-2013 учебный год 3 427.74kb.
1 Школьные предметные недели проводятся ежегодно школьными методическими... 1 31.4kb.
Вся работа строилась по реализации цели и задач федеральной целевой... 1 135.57kb.
Методического центра на 2010-2011 учебный год содержание методическая... 5 452.52kb.
Анализ работы школы за 2010-2011 учебный год 1 427.65kb.
Приказ № от 2011 г методической работы на 2011 2012 учебный год 1 210.32kb.
Учебно-методической и инновационной работы 1 923.16kb.
Анализ работы методического объединения естественно-математического... 1 13.03kb.
Директор моу «Заволжская сош им. П. П. Смирнова» Т. А 19 4042.52kb.
План научно- методической работы школы в 2013-2014 учебном году 1 71.19kb.
Национальный технический комитет по стандартизации «управление качеством»... 7 727.23kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программа развития методической работы 2011-2015 Обоснование программы развития методической - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. БЕЛЕВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

ПРИНЯТА

педсоветом МОУ «СОШ №1 г.Белева Тульской области»

от «19» октября 2010 г.

№ 2






УТВЕРЖДЕНА

приказом МОУ «СОШ №1

г.Белева Тульской области»

от «28 » октября 20 10 г.

№ 174


ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ


МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

2011-2015




  1. Обоснование программы развития методической работы.

Методическая работа в школе - это целостная система мер и мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессионального мастерства, научно-методического уровня и творческого потенциала каждого учителя и педагогического коллектива в целом.

Педагоги школы сегодня призваны дать наиболее широкое, всестороннее образование, обеспечивающее устойчивые знания и возможность их постоянного расширения, высокую культуру мышления и поведения, патриотизм и гражданственность.

Именно поэтому коллектив школы счел необходимым выбрать такое направление развития методической работы школы «Повышение качества образовательных услуг через становление и развитие творчества учителя».

Одна из задач школы – создать условия для того, чтобы образование (процесс усвоения, изменения, развития и совершенствования знаний в течение всей жизни) стало потребностью, образом жизни каждого ученика и учителя.

Методическая работа при этом призвана выполнять, помимо традиционных(развитие педагогического творчества, развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций), новые (инновационные) функции:



маркетинговую – диагностика профессиональных потребностей педагогов и образовательных потребностей страны, на этой основе - реклама и пропаганда образовательных возможностей школы;

мотивационно-целевую – определение целей методической и научно-исследовательской деятельности на основе работы с педагогическими кадрами, мотивация коллектива на достижение новых целей;

адаптационного развития – совершенствование коммуникативной, организация профилактической функции в работе с обучающимися;

инновационного развития – организация исследовательской, внедренческой деятельности, моделирования и проектирования;

регулятивно-коррекционную – анализ, установление логико-корреляционных связей между управленческими блоками и подсистемами школьного образования.

Качественно новый уровень методического сопровождения инновационных процессовдостигается путем тесной интеграции в работе методической службы школы как центра трансформации педагогических технологий с ее научными подразделениями (методическими объединениями, проблемными творческими группами, научно-методическим советом школы) и тесным сотрудничеством с другими школьными службами (учебной, воспитательной, психологической, социальной и медицинской), а также с родителями обучающихся.

2. Основные задачи по реализации концепции

Методическая служба школы находится в постоянном развитии и является открытой, саморазвивающейся системой. В условиях школьного образования она способна решать разнообразные организационно-педагогические, научно-методические и научно-исследовательские задачи, и, в частности, задачи по модернизации МР.



Основные задачи по реализации концепции:

  • Создание и практическая апробация новой модели методической работы, обеспечивающей развитие профессиональных компетенций учителя, повышение его мотивации к самосовершенствованию.

  • Выбор, освоение, апробация, корректировка, создание, внедрение авторских программ, интегрированных курсов, спецкурсов, элективных курсов и программ предпрофильного образования с целью гуманитаризации учебных и воспитательных программ, расширения их общекультурной составляющей.

  • Освоение, апробация, корректировка и внедрение технологии интегрированного и многопроектного обучения школьников и обучения на коммуникативно-познавательной основе.

  • Освоение, апробация, корректировка и внедрение новых учебных дисциплин с целью снятия учебной перегрузки обучающихся и реализации системы непрерывности образовательных услуг.

  • Сотрудничество с психологической службой школы, осуществляющей пролонгированную (долгосрочную) диагностику и прогнозирование развития личности обучающихся, ее саморазвития, самореализации.

  • Организация, совершенствование, поддержка научно-методической, исследовательской, опытно-экспериментальной работы педагогов и обучающихся.

  • Организация, корректировка, совершенствование самообразования педагогов, их творческого роста, применения ими эффективных образовательных технологий.

  • Координация деятельности методических объединений школы.

Основными принципами деятельностиметодической службы школы являются:

  • целостность и аналитичность в оценке педагога, обучающихся и их совместной деятельности;

  • личностно-ориентированный подход к учителю и к ученику;

  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности обучающихся;

  • мотивация педагогических работников на продуктивную деятельность;

  • гуманность и демократичность взаимоотношений методической службы школы и педагогов;

  • перманентное (непрерывное) отслеживание результатов труда учителя, их оценка и последующее повышение квалификации, что делает процесс последипломного образования практически непрерывным.

Методическая работа, в конечном счете, призвана влиять на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, роста уровня образованности, воспитанности и развития школьников.

  1. Основные направления деятельности методической работы

Сегодня школе нужен учитель с высоким уровнем нравственности, профессионализма, способный к самореализации, саморегуляции, самоопределению в любой педагогической ситуации. Нужен учитель новой формации, новой ментальности, нового педагогического мышления, очищенного от старых стереотипов, владеющий навыками самоанализа своей деятельности. Поэтому методическая работа в школе должна быть направлена на:

  • Педагогическое сотрудничество;

  • Развитие учителя и ученика;

  • Создание потребности в творчестве;

  • На «выращивание» учителя.

Отсюда вытекают приоритетные направления деятельности методической работы:

  • Мировоззренческая подготовка учителя, осмысление им своей миссии в современном образовании;

  • Частно-методическая подготовка – работа по изучению и осмыслению содержания новых перспективных методик преподавания, технологий обучения;

  • Дидактическая – совершенствование методической и аналитической культуры учителя, формирование современного дидактического мышления;

  • Техническая – овладение информационно-коммуникационными технологиями и использование их в учебно-воспитательном процессе;

  • Общекультурная подготовка – стремление к расширению кругозора, эрудиции, повышению культурного уровня.




  1. Формы методической работы

Для реализации программы развития МР наиболее приемлемыми считаем следующие формы индивидуальной, групповой и коллективной работы



Индивидуальные формы работы с учителем

  • Самоанализ результатов деятельности;

  • Самообразование;

  • Консультации;

  • Посещение уроков;

  • Наставничество;

  • Тренинг;

  • Курсовая подготовка

Групповые формы работы:

  • «Круглый стол»;

  • Проблемные и творческие группы;

  • Опытно-экспериментальные лаборатории;

  • Дискуссии;

  • Взаимопосещения уроков;

  • Мастер-классы;

  • Методические оперативки и консультации;

  • Предметные и межпредметные семинары

Коллективные формы работы

  • Педагогический совет;

  • Научно-методические семинары;

  • Деловые и организационно-деятельностные игры;

  • Педагогические чтения;

  • Постоянно действующие семинары;

  • Фестиваль методических находок;

  • День открытых дверей;

  • Научно-практическая конференция




  1. Управляющие механизмы реализации Программы развития МР

Для обеспечения основных направлений методической работы необходима действенная и эффективная структура методической службы, которая отражала бы всю сущность учебно-воспитательного процесса. При этом важно помнить, что методическая работа в образовательном учреждении начинается с педагога.

Цепочка управления МР школы выглядит следующим образом:



1 этап

  • Сбор и обработка информации о состоянии методической работы в школе;

  • Составление диагностической карты;

2 этап

  • Формулировка общей цели МР школы;

Целевые ориентации коллектива: хочу – могу – делаю – получаю

  • Планирование МР

3этап - разработка целевой структуры управления МР

  • составление технологической карты предстоящей деятельности, включающей этапы, исполнителей, сроки;

  • подготовка годовой циклограммы, в которую включается контроль за выполнением поставленных целей и задач;

  • разработка конкретных планов модернизации МР и совершенствования образовательного процесса;

  • составление Положений, памяток, рекомендаций по оценке результатов деятельности педагогов школы

4 этап- организация деятельности коллектива школы по реализации целей и задач

  1. этап – регулирование хода организации МР, корректировка результатов

  2. этап

  • анализ результатов образовательного процесса;

  • анализ эффективности методической работы в школе




  1. Критерии эффективости управленческих действий

  • Включенность учителя в активную профессионально-творческую, экспериментально-исследовательскую деятельность.

  • Заинтересованность в самопознании, творческом самоопределении и самосовершенствовании.

  • Овладение методологической культурой.

  • Продуктивность сотрудничества с коллегами, обучающимися и их родителями.

  • Рост активности и результативности в овладении приемами изучения и применения опыта эффективной инновационной деятельности.

  • Рост престижа учителя в глазах обучающихся и их родителей.

  • Активность и заинтересованность в непрерывном самообразовании и повышении квалификации

Параметры, по которым оценивается эффективность методической работы (в положительной динамике их проявления):

• рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;

• положительный психолого-педагогический климат;

• высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

• овладение современными методами обучения и воспитания;

• грамотно организованный процесс обучения и воспитания;

• положительная динамика в проявлении качества обучения и воспитания учащихся;

• высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;

• своевременное оперативное распространение актуального педагогического опыта;

• постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;

• оптимально организованная эффективная система повышения квалификации педагогов.

Важнейший показатель оптимальной, эффективной методической службы в образовательном учреждении - организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений.

Все планы приносят успех тогда, когда в центре вместе с учителем находится ребенок, когда обсуждаемые методические проблемы не превращаются в самоцель, когда они не заслоняют детей. Ибо важным критерием оптимальности методической работы являются результаты образования, воспитания, и развития школьников.

Условия реализации Программы развития МР



  • Моделирование методического процесса как системы, способствующей саморазвитию личности педагогов;

  • Наличие сплоченного по общности цели коллектива учащихся и педагогов;

  • Организация оптимальной системы самоуправления;

  • Система эффективной научно-методической деятельности;

  • проведение в школе исследовательской, инновационной и экспериментальной работы;

  • наличие достаточной материально- технической базы и других ресурсов, необходимых для формирования оптимальной образовательной среды;

  • набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

7. Эффективность МР

Система работы методической службы ОУ направлена на обеспечение эффективности управления образовательным процессом.

Эффективность – комплексная характеристика работы школы, обеспечивающая не только достижение прогнозируемых результатов, но и постоянную динамику (в сравнении с собственными результатами, а также с результатами работы других школ района, области):


  • Реальных результатов деятельности школы;

  • Потенциальных возможностей школьного коллектива;

  • Степени использования ресурсов школы;

  • Социально- психологического климата в ОУ.

Результативность методической работы оценивается по количественным

( состав и динамика кадрового состава, учебно-методическое обеспечение, выполнение образовательных программ) и качественным (уровень профессионального мастерства педагогов, степень учебно-методического обеспечения ОП, уровень организации и эффективности педагогического труда в ОУ)



Таким образом, эффективной МР будет в том случае, если:

  • Высокий уровень адаптации новых работников в школе;

  • Наблюдается постоянный рост профессиональной компетентности каждого педагога в отдельности;

  • Эффективное использование диагностических средств для изучения кадрового потенциала;

  • Готовность педагогического коллектива решать задачи, стоящие перед школой, заниматься самообразованием;

  • Качественное нормативно-правовое регулирование и информационно- методическое обеспечение образовательного процесса;

  • Стремление педагогов к творчеству и инновациям;

  • Высокая степень освоения учителями школы наиболее ценного опыта своих коллег;

  • Высокий уровень социально-психологической, профессиональной и правовой защиты;

  • Достаточный уровень финансирования и материально- технического обеспечения




      1. План реализации программы развития




  • разработать нормативно-правовую базу, необходимую для модернизации МР;

  • разработать программу развития методической работы;

  • разработать концепцию «Управление качеством образования» и «Повышение уровня профессиональной компетентности участников учебно-воспитательного процесса»;

  • диагностически определить, сформулировать и научно обосновать работу над единой методической темой;

  • внедрить в практику школы прогрессивные педагогические и управленческие технологии;

  • внедрить в практику школы прогрессивные педагогические и управленческие технологии;

  • создать непрерывную систему повышения квалификации в рамках ОУ и вне его;

  • расширить образовательное пространство ОУ;

  • оказывать постоянную поддержку инновационным педагогам;

  • совершенствовать организацию творческо-исследовательской деятельности педагогов и учащихся;

  • совершенствовать экспертно-диагностическую деятельность педагогических работников;

  • развивать аналитическую культуру педагогов;

  • укреплять материально-техническую базу школы.