Программа развития библиотечно-информационного центра муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Новозоринской средне - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа развития образования муниципального бюджетного общеобразовательного... 1 294.18kb.
Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного... 5 1158.33kb.
Анализ деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения... 5 1568.09kb.
Анализ деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного... 2 477.15kb.
А. П. Лазарев Данковского района Гл администрации Берёзовского сельсовета 3 733.24kb.
15 города Новоалтайска Алтайского края 2011 Общие положения 1 56.8kb.
Отчет об итогах экспериментальной работы за 2011 – 2012 учебный год... 1 27.29kb.
Программа информатизации муниципального бюджетного общеобразовательного... 1 144.44kb.
Образовательная программа «Основы мировых религий и светской этики. 1 152.71kb.
Коллективный договор трудовых отношений и социального партнёрства... 2 411.75kb.
Образовательная программа индивидуального обучения детей с овз 1 324.92kb.
Темы рефератов (докладов, сообщений) по обществознанию 1 113.52kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программа развития библиотечно-информационного центра муниципального бюджетного общеобразовательного - страница №1/1

Утверждена

приказом директора школы

от «12» января 2012 г. № 1

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Новозоринской средней общеобразовательной школы

Павловского района Алтайского края

на 2011-2013 годы

п. Новые Зори

2012 г.
Паспорт программы


Наименование программы

Программа развития библиотечно-информационного центра (БИЦ) - НОВАЯ МОДЕЛЬ БИБЛИОТЕК/И МБОУ «НОВОЗОРИНСКОЙ СОШ» Павловского района Алтайского края

Основания для разработки Программы

-Закон Российской Федерации «Об образовании»,

-Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО),

-Устав школы.


Заказчик Программы

Администрация МБОУ «Новозоринской СОШ»

Основные разработчики Программы

Библиотекарь МБОУ «Новозоринской СОШ» Рехтина Л.М.

Цель и задачи Программы

- оперативное удовлетворение информационных потребностей пользователей, повышение уровня информационной культуры личности, изыскание информационно-технологических ресурсов и эффективное их использование.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся, родителей и педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;

- формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, психологическая поддержка читательской деятельности;

- совершенствование библиотечных технологий;

- целенаправленное информирование по проблеме гуманизации образования, саморазвития достоинства личности ребенка;

- внедрение дифференцированно-ориентированных методов и форм обслуживания пользователей;

- постоянное изучение информационных потребностей педагогов и учащихся с целью эффективного формирования информационного массива;

- дальнейшая компьютеризация библиотечного процесса, расширение Банка педагогической информации, формирование и пополнение электронных каталогов;

- повышение эффективности внутрибиблиотечной работы;

- дальнейшее комплектование фондов, формирование медиаресурсов.


Этапы реализации Программы

2011-2013 годы

подготовительный этап (декабрь 2011 г. – январь 2012 г.):

- изучение микросреды БИЦ, потребностей обучающихся, их родителей и педагогов;

- анализ состояния имеющихся ресурсов;

- подбор и систематизация необходимых ресурсов;

- повышение профессионального уровня школьного библиотекаря. 

основной этап  (февраль 2012 г. – 2013 г.)

- организация работы по созданию БИЦ как новой библиотечной среды,

- накопление, внедрение, распространение информационных ресурсов БИЦ,

- организация сетевого взаимодействия заинтересованных пользователей.



заключительный этап  (2013 г):

- анализ использования ресурсов, выявление потребностей,

- прогнозирование, перепроектирование и конструирование дальнейших путей развития БИЦ,

- отслеживание эффективности реализации программы в соответствии с критериями.



Источники и финансирование Программы

финансирование Программы осуществляется за счёт субвенций

краевого бюджета и бюджета ОУ.



Ожидаемые результаты

- создание условий для удовлетворения информационных потребностей пользователей БИЦ (наличие современной компьютерной техники, ЦОР);

- обеспечение взаимосвязи работы БИЦ с другими структурными подразделениями общеобразовательного учреждения;

- развитие деятельности БИЦ через расширение использования информационно-коммуникационных технологий, дистанционного обучения;

- создание оптимальных условий для пользователей в помещении БИЦ;

- развитие сотрудничества с библиотеками, БИЦ общеобразовательных учреждений района;

- развитие культурно-просветительской работы со школьниками и педагогами общеобразовательного учреждения по вопросам информатизации образования, здорового образа жизни, внедрения вариативных технологий в учебно-воспитательный процесс;

- освоение способов технологического обеспечения запросов пользователей посредством единой, образовательной среды в общеобразовательном учреждении;

- повышение качества библиотечного обслуживания через повышение профессионального мастерства и компетентности работника БИЦ.



Перечень разделов Программы

Паспорт программы.

Раздел 1. Формирование фонда в соответствии с направлениями Программы развития общеобразовательного учреждения.

Раздел 2. Расширение объёма ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий и улучшения материально-технического обеспечения.

Раздел 3. Повышение квалификации библиотечных кадров, совершенствование управления БИЦ.

Раздел 4. Информационно-библиотечное обслуживание.

Раздел 5. Инновации в деятельности БИЦ.

Раздел 6. Механизмы реализации программы.

Раздел 7. Критерии и показатели (индикаторы) эффективности реализации программы.






Раздел 1. Формирование фонда в соответствии с направлениями

Программы развития общеобразовательного учреждения




Содержание деятельности

Ожидаемый результат

(продукт)

Сроки

1.

Разработка механизма формирования фонда учебной литературы по предметам, блокам дисциплин, с учётом дополнительных подготовок.

Утверждение локальных актов.


ежегодно до 31.05.


2.



Ознакомление с вновь издаваемой учебной литературой; предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлениях книг, цифровых образовательных ресурсов.

Информированность обучающихся, их родителей и педагогов об информационных ресурсах.


по мере поступления каталогов

3.

Совершенствование системы справочно-информационного обслуживания для более быстрого поиска информации читателями (пользователями).

Увеличение числа пользователей БИЦ.


ежегодно

4.


Комплектование и обработка

новых поступлений.



Систематическая инвентаризация.

по мере поступления

5.


Проведение выставочной и образовательной работы в области повышения уровня информационной культуры читателей (пользователей).

Повышение уровня информационной культуры пользователей.


ежегодно


6.



Изучение и анализ фонда с целью изъятия устаревшей, ветхой литературы.

Списание литературы, пришедшей в негодность.


ежегодно



7.

Ремонт фонда.

Увеличение срока службы литературы.

ежегодно



Раздел 2. Расширение объёма ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий

и улучшения материально-технического обеспечения




Содержание деятельности

Ожидаемый результат

(продукт)

Сроки

1.



Разработка плана мероприятий по совершенствованию

библиотечных технологий на базе использования

современных компьютерных средств.


Утверждение плана работы БИЦ; развитие деятельности БИЦ через расширение использования информационно-коммуникационных технологий, дистанционного обучения.

2011-2013



2.


Формирование электронного

каталога по системе

«МАРК-SQL».


Увеличение скорости поиска информации об изданиях, имеющихся в фонде.

2011-2013



3.


Пополнение и обновление Web-страницы БИЦ на сайте общеобразовательного учреждения.

Повышение информированности пользователей о деятельности БИЦ.

2011-2013


4.

Модернизация помещения БИЦ; изменение дизайна интерьера БИЦ, озеленение, проведение косметического ремонта.

Повышение комфортности

и качества обслуживания

пользователей;

создание оптимальных условий для пользователей в помещении БИЦ.



до 2013


Раздел 3. Повышение квалификации библиотечных кадров,

совершенствование управления БИЦ




Содержание деятельности

Ожидаемый результат

(продукт)

Сроки

1.
2.

3.

4.



5.

6.


Уточнение функций, обязанностей, прав и ответственности всех субъектов управления БИЦ, отражение

их в положениях.


Развитие отношений с партнёрами из внешней среды.

Стимулирование роста

мастерства и квалификации работника БИЦ через прохождение курсов повышения

квалификации, аттестации.

Инициирование проведения

на базе БИЦ культурно-

массовых мероприятий (кружки, студии, педагогические мастерские, мероприятия к знаменательным праздникам, недели книги и т.п.).

Участие в работе коллективных объединений, способствующих

повышению качества оказания услуг (заседаний методических объединений и т.п.).

Размещение информационного

стенда, создание буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления

информационных,

библиотечных услуг БИЦ.


Утверждение Положения о БИЦ, Правил пользования БИЦ.

Развитие сотрудничества с библиотеками, БИЦ общеобразовательных учреждений района.


Повышение качества библиотечного обслуживания через повышение профессионального мастерства и компетентности работника БИЦ.
Развитие культурно-просветительской работы со школьниками и педагогами общеобразовательного учреждения по вопросам информатизации образования, здорового образа жизни, внедрения вариативных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Обеспечение взаимосвязи работы БИЦ с другими структурными подразделениями общеобразовательного учреждения.
Увеличение числа пользователей.

2011
2011-2013

2012-2013

2011-2013

ежегодно


1 раз в четверть



Раздел 4. Информационно-библиотечное обслуживание




Содержание деятельности

Задачи

Ожидаемый результат

(продукт)

Сроки

1.

2.

2.1.



2.2.

2.3.


3.

4.



Мониторинг пользователей об информационных потребностях.

Методы сбора и обработки информации:

опрос, собеседование,

наблюдение,

анализ документов. Мониторинг потребностей пользователей.

Формирование уровней обеспечения информацией.



Разработка мероприятий для индивидуального информирования:

1. Беседы, консультации.

2. Поддержка и оказание помощи в овладении ИКТ.

3. Предоставление информационных ресурсов  на различных видах носителей информации.

4. Содействие интеграции в учебные программы комплекса знаний, умений и навыков  по работе с книгой, информацией.

5. Предоставление инструментов поиска информации:  каталоги, картотеки, сеть.


Разработка мероприятий для группового информирования:

1. Выступления на педсоветах.

2. Выступления на родительских собраниях.

3. Выступления на МО учителей.

4. Организация дней информации.

5. Обзоры.

6. Совершенствование уроков ББЗ.

7. Организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей, информационной читательской культуры личности.
Разработка мероприятий для массового информирования: создание страницы БИЦ на сайте школы.

Наглядные формы информационно-библиотечного обслуживания:

1. Выставки.

2. Буклеты.

3. Коллекции интернет-ссылок,

образовательных ресурсов,

списков литературы.

4. Планшеты.

5. Виртуальные выставки, экскурсии.
Составление банка данных по информационно - библиотечному обслуживанию:

организация доступа к банку педагогической информации на любых носителях.




1.  Получение объективной и достоверной информации об информационных потребностях

пользователей.

2. Осознание пользователями своих информационных и культурных потребностей.

Создание уровней потребителей информации:

-индивидуальный,

-групповой,

-массовый.
1. Обеспечение информационно-методическими материалами индивидуальных  запросов.
2. Создание условий и технологий  формирования информационного мировоззрения участников образовательного процесса.
3. Создание условий для реализации самостоятельности в обучении, познавательной и творческой деятельности с опорой на коммуникацию.

1. Обеспечение групп потребителей актуальной информацией.


2. Содействие профессиональной компетенции педагогов, повышению квалификации, самообразованию.
3. Формирование информационной культуры пользователей, как совокупности знаний, умений, навыков информационного мировоззрения и информационного поведения.
4. Содействие формированию навыков научно - исследовательской работы.
1. Информационная поддержка всей деятельности образовательного учреждения.
2. Осуществление взаимодействия со всеми структурными подразделениями школы, другими учреждениями и организациями, имеющими информационные ресурсы.
1.Привлечение пользователей к использованию ресурсов БИЦ.
2. Создание комфортных условий работы с интернет-ресурсами в БИЦ.

1. Систематизация и учет информационных материалов.





Определение содержания информационно-библиотечного обслуживания согласно потребностям пользователей

по их возрастным категориям и темам, а также систематизация и организация накопленных данных.


Создание групп потребителей информации.

Совершенствование профессиональной и учебной деятельности потребителей.

Не только качественное, оперативное  и всестороннее удовлетворение

информационных потребностей пользователей, но и повышение спроса на информационные услуги.


Обобщение и распространение информации в ОУ.


Рост  числа пользователей, удовлетворенных предоставляемой услугой.

Предоставление возможности  всем участникам образовательного процесса ОУ широкого использования программного продукта.

Увеличение числа пользователей БИЦ, повышение качества предоставляемой информации.

Уменьшение временных затрат пользователей для отбора необходимой информации за счет концентрации информационных материалов.

Увеличение числа посещений библиотечной странички школьного сайта учащимися и педагогами в целях получения нужной информации.


декабрь

2011


ежегодно

ежегодно


ежегодно

ежегодно


ежегодно


Раздел 5. Инновации в деятельности БИЦ




Содержание деятельности

Задачи

Ожидаемый результат

(продукт)

Сроки

1.

Создание новой перспективной модели  школьной библиотеки.

Участие  школьной библиотеки в информатизации, модернизации образовательного пространства ОУ.

Создание БИЦ на базе школьной библиотеки.

2011


2.

Применение в деятельности школьной библиотеки инновационных услуг и технологий.

Совершенствование библиотечно-

информационного обслуживания  всех участников образовательного процесса.



Интернет-услуги; тиражирование материалов на электронных носителях, консультация по использованию ПК; продвижение библиотечных продуктов через использование Интернет-технологий.

ежегодно


3.

Информационная поддержка участников образовательного процесса в проектной, научно- исследовательской деятельности, обучении и самообразовании.

Ресурсное обеспечение и сопровождение образовательного процесса.

Рост личных показателей учащихся и педагогов, свидетельствующий о достаточно высоком уровне информационной и коммуникативной культуры (данные анкетирования, результаты олимпиад, конкурсов, ГИА, ЕГЭ, участия в нацпроектах).

ежегодно



4.

Развитие информационной компетентности участников образовательного процесса.

Обучение поиску, отбору и критической оценке информации и формирование систематической информационной потребности.

Информационная компетентность учащихся, формируемая через уроки ББЗ, индивидуальные консультации, тесты, поддержка проектной деятельности.

ежегодно


5.

Компьютеризация основных процессов систематизации  и поиска информации БИЦ.

Организация эффективной электронной навигации, обеспечивающей доступ ко всем информационным ресурсам школьных библиотек.

Формирование электронных каталогов (основного и учебного фондов, газетно-журнальных статей), медиафонда, интернет-ресурсов.

ежегодно


6.

Создание банка учебно-методических, дидактических, информационных материалов, ориентированных на внедрение в учебно-воспитательный процесс.

Научно- методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.

Собственные  базы данных, используемые в образовательном процессе: педагогического опыта, файловый архив внеклассных мероприятий, база научно-исследовательских  и проектных работ учащихся.

2012

7.

Формирование

фонда удалённых электронных образовательных ресурсов библиотеки.



Расширение социального партнерства как ресурса развития территории.

Использование (импорт, создание списков) БД, находящихся на удалённом доступе.

 2012

8.

Проектная деятельность школьной библиотеки.

Развитие творческого и познавательного потенциала учащихся за пределами учебных задач.

Создание долгосрочных или краткосрочных тематических проектов.

ежегодно


9.

Внедрение непрерывного дистанционного обучения (повышения квалификации) школьного библиотекаря.

Использование инновационных форм профессионального самообразования.

Повышение профессионализма школьного библиотекаря, статуса школьной библиотеки как значимой структуры ОУ.

2012

10.

Создание Web-страницы библиотеки на школьном сайте.

Повышение читательской компетентности и активности; развитие профессиональных Web-коммуникаций для методического сотрудничества, для сетевого взаимодействия школьных библиотекарей.

Развитие интернет - сервисов в обслуживании читателей (виртуальные выставки, рекомендательная библиография, конкурсы, списки новых поступлений, организация обратной связи и т.д.);

позиционирование собственной деятельности школьного библиотекаря

через определение важных для ОУ социальных задач.

декабрь 2011

11.

Развитие кооперации и интеграции с библиотеками образовательных учреждений района, культурными учреждениями.

Расширение спектра возможностей привлечения к чтению и обеспечения интеграции традиционных и электронных ресурсов.

Совместные проекты и мероприятия   с библиотеками ОУ.

ежегодно


12.

Рекламная деятельность

Создание современного позитивного имиджа школьного библиотекаря.



Информационное и методическое сопровождение деятельности БИЦ,

реклама, изменение имиджа.



Размещение материалов и новостей из библиотеки  на школьном сайте.

ежегодно


13.

Формирование базы опыта по вопросам библиотековедения.



Накопление и использование передового опыта библиотечной работы.

Электронная база данных библиотечного опыта, разработок  и библиотечных презентаций.

ежегодно



Раздел 6. Механизмы реализации программы




Содержание деятельности

Задачи

Ожидаемый результат

(продукт)

Сроки

1.

Создание нормативно-правовой базы БИЦ.

Разработка нормативно-правовой базы БИЦ.

Пакет документов, регламентирующий работу БИЦ.

декабрь 2011

2.

Создание электронной базы материалов для пользователей.

Создание электронной базы материалов для пользователей.

Страница на школьном сайте.

2012

3.

Совершенствование системы самообразования.

Использование различных форм и источников повышения профессионального уровня.

Повышение качества деятельности школьного библиотекаря.

ежегодно


4.

Совершенствование технического обеспечения, приобретение комплекса технических средств.

Создание информационной образовательной среды, способствующей развитию продуктивной учебной деятельности, и реализации личностного потенциала учащихся через БИЦ.

Возможность самостоятельной работы учащихся и преподавателей по поиску и отбору информации с помощью электронного библиотечного каталога, системы Интернет, Рунет.

ежегодно



Раздел 7. Критерии и показатели (индикаторы)

эффективности реализации программы




Критерии

Показатели (индикаторы)

1.

Повышение качества предоставляемых информационных услуг:

-пополнение фонда учебной, научно-методической, художественной и отраслевой литературой с учетом потребностей;

-аудио и видеопродукцией, электронными носителями информации;

- возможность  систематического и качественного доступа к Интернет-ресурсам.



Степень удовлетворенности пользователей продуктом не менее 80%.



2.

Выявление условий    (информационной и материально-технической базы) реализации программы.

Улучшение качественного состава ресурсов БИЦ;
соответствие условий СанПиНам;
повышение уровня квалификации.

3.

Создание банка учебно-методических, дидактических, информационных материалов, ориентированных  на внедрение в образовательный процесс.

Количество выставленных материалов – не менее 20 наименований.

4.

Повышение профессионального мастерства, самообразование, обмен опытом работы, организация непрерывного образования.

Систематическое участие в мероприятиях для библиотекарей, организуемых методистами районного комитета по образованию.

5.

Формирование компетентностей:

-информационно-технологической,

-коммуникативной,

-социального взаимодействия.



Повышение уровня профессионального мастерства.