Программа предназначена для воспитателей доу, педагогов дополнительного образования, рассчитана на детей - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по написанию образовательной программы... 1 119.82kb.
Программа дополнительного образования 1 77.27kb.
Программа дополнительного образования детей «Элегия» Возраст обучающихся... 2 375.74kb.
Рабочая программа педагога объединения дополнительного образования... 1 27.17kb.
Программа объединения «Кружевница» 1 322.77kb.
Рабочая программа творческого объединения составлена на основе «Программы... 1 182.43kb.
Программа дополнительного образования кружка «Деревообработка» Для... 1 106.53kb.
Теремок сказок 1 70.08kb.
Программа интегрированного курса по изобразительному искусству и... 1 119.14kb.
Педагога дополнительного образования моу дод вгсют 1 69.31kb.
Рабочая программа По элективному курсу «Политическая география» 1 110.96kb.
Морковь. Цель: познакомить учащихся с историей появления моркови... 1 18.19kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программа предназначена для воспитателей доу, педагогов дополнительного образования - страница №1/1

Программа дополнительного образования
«Волшебные пальчики»

Программа предназначена для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, рассчитана на детей

старшего дошкольного возраста.
Разработала:

Повтарь Елена Сергеевна

МБОУСОШ №3 г. Суража

воспитатель

первой квалификационной категории

2012год.


Пояснительная записка

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, « встряхивают», и обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и успешной!

В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Возникает вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих детских учреждений?»


Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не

«укоренились», они являются скорее экспериментальными.



Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен ( в должной степени) в современных образовательных программах.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике

искусства свою историю, хотя известны много лет.



В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет

строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная

радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной бумаге.

Можно использовать различные способы и техники (экопластика, оригами, коллаж, кляксографию, граттаж, кракле, пуантилизм, набрызг, лепку, объемную аппликацию, поделки из бросового материала). А можно освоить новые материалы: карандаши - восковые, тушь, мыло, свечу, яичную скорлупу, листья, ветки и плоды деревьев, садовые и декоративные цветы, ржаную и пшеничную соломку. Очень интересно рисовать на мокрой бумаге, на бумаге покрытой воском. Можно рисовать мыльными пузырями, крупой, цветными нитями, клеем.


В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности, лепке, конструировании рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.
Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие

самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.


Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и

талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и

понимании.

Цель программы:


Развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Задачи художественно-творческого развития дошкольников:


Создать условия для пробуждения и реализации творческой активности;

Обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных, конструктивных видах творчества.

Формировать яркие, положительные эмоции в процессе творческого общения;

Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);

Принципы построения программы:
Личностно - ориентированный подхода к каждому ребёнку;

Интеграция разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного) и детской художественной деятельности;

Обогащение сенсорно-чувственного опыта;

Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;

Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;

Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей.


Занятия кружка носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий:

приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование в зависимости от

желания детей.

Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (граттаж, кляксография, пуантилизм, кракле, набрызг, коллаж),

познают свойства материалов (мыльные пузыри, бумага, природный и

бросовый материал, пластилин). У них возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций.

Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.

Форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.

Велико значение студии в создании микроклимата в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны др. к другу,бережно относятся к

результатам деятельности, материалам. Можно привлекать родителей в работе кружка.


Методическвя часть программы

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование на каждый месяц. Темы внутри каждого блока переставлены, педагог сам определяет порядок их прохождения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут, за год 64 занятия.

Основные блоки программы:
1.1 «Необыкновенное рисование»

Знакомить детей с нетрадиционными приёмами и техниками работы на бумаге (граттаж, кракле, пуантилизм , набрызг, кляксография, рисование на мокрой бумаге), новыми художественными материалами. Развивать художественно-творческие способности, цветовосприятие.


1.2 «Сказки Лесовичка»-( экопластика)

Деликатно и ненавязчиво учить детей всматриваться в окружающий мир, любоваться им, чувствовать особенности природного материала во всём его богатстве ( форма, цвет, фактура). Воспитывать тонкое восприятие и наблюдательность («глаз художника»). Учить видеть интересный образ, создавать задуманный. Учить работать с природным и бросовым материалом. Знакомить с важнейшим принципом: « Не навреди!»


1.3«Пластилиновый зоопарк»

Совершенствовать технику лепки из пластилина свободно сочетать разные способы и приёмы). Развивать глазомер, чувство формы, пропорции, художественный вкус.


1.4 «»

Знакомить детей с искусством складывания бумажных фигурок и традициями Японии. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать у детей мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, целеустремленность, активность, самостоятельность.


1.5 « Бумажные выкрутасы» (объемная аппликация)

Осваивать технику работы с бумагой, основанной на вырезывании, наложении различных форм и их закреплении. Развивать у детей способности к созданию декоративных композиций. Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем. Воспитывать терпение, аккуратность, осторожность. Формировать художественный вкус


1.6 «Волшебные картинки»

Продолжать знакомить детей с оригинальными способами рисования (мыльными пузырями, мылом, свечой, цветными нитями, крупой, клеем). Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование с художественными материалами. Формировать творческое мышление, образное восприятие.


1.7«Разноцветные фантазии» (смешанные техники)

Показать варианты сочетания художественных материалов по цвету, фактуре. Знакомить с техникой коллажирования, творческого конструирования из бросового материала, прищепок. Развивать творческие способности, эстетический вкус. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к окружающему миру. Структура занятий:

- Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, природный материал), без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи - Акварелька, Вредина, Клякса, Лесовичок,

которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.


- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению

творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда



Режим занятий


Название блока



Месяц


Приемы и техники работы


Количество занятий в неделю


Количество занятий в месяц





сентябрь

диагностика









«Необыкновенное рисование»

октябрь


-рисование на мокрой бумаге

-набрызг

-пуантилизм




2


2

2


2


2

4


ноябрь

-граттаж

-яичное кракле




2

2


4

4


декабрь



-кляксография


2

2




«Сказки лесовичка»

декабрь



-экопластика



2


4



«Пластилиновый зоопарк»

Декабрь-январь




-лепка

2

8


«Ожившие фигурки»

февраль



-оригами

2

8


«Бумажные выкрутасы»

март




-объемная аппликация





2



6




«Волшебные картинки»

Март-апрель


-рисование мыльными пузырями


2

4

апрель


-рисование мылом, свечой, красками




2

2

апрель


-рисование цветными нитями




2

2

апрель


-рисование крупой



2

2



«Разноцветные фантазии»


май


-поделки из прищепок



2


4


май


-коллажирование



2

2




май


-поделки из бросового материала


2

4








май

диагностика











Итого: 64 занятия

На все игры, упражнения, пальчиковую гимнастику, физкультминутки предполагаются картотеки.

Программа предназначена для воспитателей.

дошкольных учреждений для занятий с детьми 5-6лет.

Количество детей в группе составляет 10- 12 человек.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов

и оборудования:


- Наборов разнофактурной бумаги.

- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала.

- Инструментов для художественного творчества.


К концу года умения детей во всех видах изобразительной и декоративной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, аппликаций, поделок является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Литература


Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов в детском саду».- Я., 2006
Петрова И.М. «Объемная аппликация».- С.-П., 2007
Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольного возраста».- С.-П., 2005

«Пластилиновая фантазия»


Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -М., 2008
Панов В.-перевод «Удивительные прищепки» -Ч., 2006

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………..1
Содержательная часть программы……………………………………….2

Цель………………………………………………………………………3

Задачи……………………………………………………………………3

Принципы построения………………………………………………….3

Методическая часть программы………………………………………...4

Основные блоки………………………………………………………...5

Структура занятий……………………………………………………...7

Режим занятий…………………………………………………………..9

Условия реализации…………………………………………………...10

Механизмы контроля за этапами реализации……………………....10


Приложение.


Блочно-тематический план кружка «Волшебные пальчики»……………………….11


Литература……………………………………………………………………14