Программа предмет русский язык - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по русскому языку Класс 2 397.42kb.
Учебно-методический комплекс Класс Предмет Учебники 3 393.25kb.
Урок усвоения новых знаний 1 381.02kb.
Урок усвоения новых знаний 1 393.88kb.
«Русский язык как язык международного общения. Русский язык в современном... 1 74.95kb.
Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык средство межнационального... 1 182.49kb.
В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 +... 3 676.25kb.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых... 3 1054.24kb.
Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию примерного... 1 93.37kb.
Ерженинова Алена 8 класс биология победитель, русский язык победитель... 1 8.92kb.
Уроков Дата № урока, кабинета Предмет Тема урока Класс Учитель 4... 1 21.39kb.
На бесплатное качественное обучение, охрану жизни и здоровья своего... 1 38.19kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программа предмет русский язык - страница №1/1



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет


русский язык

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 9 класс


Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса (с углубленным изучением русского языка) создана на основе авторской программы В. В. Бабайцевой для общеобразовательных учреждений филологического профиля (В. В. Бабайцева – М.: Дрофа, 2009) с учетом основ «Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования» (М., 2004) и «Пример­ной программы среднего полного (общего) образова­ния по русскому языку. Профильный уровень». Содержание учебного материала в целом соответствует требованиям примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень). Принципы организации учебного материала соответствуют принципам, изложенным в программе «Русский язык. 5-9 классы» для общеобразовательных учреждений филологического профиля В.В. Бабайцевой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:



  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МАОУ «Гимназия № 4» Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 70 часов.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе (с углубленным изучением русского языка) формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса (с углубленным изучением русского языка) направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса углубленного изучения русского языка в 9 классе на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).



Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.



Данная программа разработана в соответсвии с Учебным планом гимназии на изучение русского языка в 9 классе выделяется 2 учебных часа в неделю, в соответствии с Годовым учебным графиком, рабочих недель 34. Таким образом, всего 68 учебных часов.Так как 2 дня совпали с выходными праздничными днями, программа скорректирована и учебный материал планируется изучить с учетом объединения тем, засчет резервного времени и т.д.
Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

Введение.

1







Повторение изученного в 8 классе

3

1

2

Основные виды сложных предложений. Их синонимика.

1







Сложносочиненные предложения

3

1

1

Сложноподчиненные предложения

12

2

6

Сложные бессоюзные предложения

4

1




Сложные многокомпонентные предложения.

4

1

2

Предложения с чужой речью

4

1

1

Общие сведения о русском языке. Культура речи.

2

1




Вспомним изученное.

13

1

5

ИТОГО

68

9

17



Ведущие формы и методы, технологии обучения.
Ведущими методами обучениями являются:

Объяснительно-наглядный метод

Практический метод

Проблемный метод

Частично-поисковый (эвристический)

Исследовательский

Метод проектов

Ведущие формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Урок-игра

Урок-практикум

Урок- ИКТ

Урок-семинар



Педагогические технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения, эвристического обучения, метод проектов. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия  для творческого развития учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему сред­ством:

а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражда­нами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);

б) хранения и передачи информации;

в) связи поко­лений русских людей, живших в разные эпохи.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Учебно-методический комплект по предмету:



    1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. - М.:Дрофа, 2009

    2. Русский язык. Практика. 9 класс./ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2009

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005
Содержание рабочей программы

Раздел 1. Повторение изученного в 5 - 8 классах (3 ч + 2ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.



Раздел 2. Основные виды сложных предложений (1ч)

Раздел 3. Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения (3ч + 1ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.



Сложноподчиненные предложения (12 ч + 6 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Присоединительные придаточные. Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений. Многозначные придаточные предложения.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (письмо, заявление).
Сложные бессоюзные предложения (4ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные многокомпонентные предложения (4ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и беcсоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные многокомпонентные предложения.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.



Предложения с чужой речью. (4ч +1ч)

  1. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Несобственно-прямая речь. Цитаты, способы цитирования.

  2. Умение использовать стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

  3. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Общие сведения о языке. Культура речи. (4ч)

  1. Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.

  2. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Вспомним изученное. (13ч+5ч)

Систематизация и обобщение изученного по фонетике, по морфемике, словообразованию, морфологии.



Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса (с углубленным изучением русского языка) за курс основной школы по русскому языку
В результате углубленного изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

изученные разделы науки о языке;

смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь

объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

адекватно понимать информацию устного сообщения;

читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).




Учебно-методическое обеспечение

Печатные пособия.

    1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. - М.:Дрофа, 2009

    2. Русский язык. Практика. 9 класс./ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2009

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003

5. Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. Г. А. Богданова (в 3-х частях) М. «Генжер», 2011

6. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса


Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

  6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 9 класс.

  7. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

  8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (9А)


Календарно-тематическое планирование




п/п


Дата


Тема раздела, урока


Планируемые результаты


Виды контроля


Повторение


Развитие речи


Примечания

план

факт

1







Вводный урок о русском языке.

Знакомство с особенностями курса русского языка в 9 классе. Совершенствовать навыки пунктуационного разбора. Уметь составлять схемы предложений.



Лексика

Афоризмы

Высказывания.


План к домашнему сочинению













Повторение

изученного в 8 классе (3ч)













2

3








Лексико-орфографическая работа.

Совершенствовать навыки морфемного разбора, уметь подбирать синонимы, находить однокоренные слова, знать образования наречий, причастий, деепричастий.

Объяснительный диктант.

Главные члены предложения, второстепенные.

Однородные члены предложения.

Обращения. Вводные слова.


Составить по схемам предложения




4







Пунктуационные правила.

Повторить сведения о синтаксисе простого предложения.

Комментированное письмо.

Грамм. основа, способы выражения главных членов предложения, односост. и двусоставн. предложения.

Работа с художественным текстом.




5








Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе»

Проверить знания по повторенным темам.

Письменная работа.


















Синтаксис и

пунктуация.






















Основные виды сложных предложений. Их си­нонимика.

Углубить знание об основных видах сложного предложения. Выявить роль сложных предложений в речи. «Увидеть» разнообразие смысловых отношений.

Объяснительный диктант.

Словарный диктант.



Простые предложения в составе сложного.

Односоставные предложения.



Развернутый ответ.




6

7








Анализ диктанта, работа над ошибками.



















Р.р. Текст. Его композиционные формы.

Р. р. Сжатое изложение

Знакомство с различными композиционными формами текста. Проанализировать памятку «Как писать сжатое изложение». Умение составлять план, тезисы. Уметь использовать в речи лексические и языковые средства. Усвоить синтаксический строй текста.

Словарная работа.

Прямая речь. Цитата.

Замена прямой речи косвенной.



Слова и словосочетания как опорный материал для изложения.




9







Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы и значения сложносочиненных предложений

Вспомнить сведения о ССП. Уметь проводить наблюдения, определить смысловые отношения между частями ССП.

Комментированное письмо.

Союзы в сложносочиненном предложении.






10







Знаки препи­нания в сложносочиненных предложениях.

Совершенствовать умения определять смысловые отношения в ССП и правильно ставить знаки препинания.

Объяснительный диктант

Повторить союзы.

Работа с художественным текстом




11







Обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение».

Усвоить трудные случаи пунктуации, когда между частями сложного предложения: постановка тире, наличие общего второстепенного члена

Запись стихотворение Бунина по памяти.

Тире в простом предложении.

Анализ стихотворения




12







Повторим орфографию.

Систематизировать знания по орфографии. Совершенствовать навыки правописания.

Объяснительный диктант.

Правописание НЕ с различными частями речи.







13







Повторим орфографию.

Систематизировать знания по орфографии. Совершенствовать навыки правописания.

Словарный диктант.

Дефисные написания.

Составление предложений по схеме.













Сложноподчиненные предложения
















14







Строение сложноподчиненных предложений. Подчинитель­ные союзы и союзные слова.

Вспомнить основные признаки СПП. Знать строение сложноподчиненных предложений. Уметь «читать» схему СПП, формировать умение различать союзы и союзные слова.

Работа с текстом.

Подчинительные союзы и их значения.

Составление предложений по схеме.




15







Сложноподчиненное предложение. Подчинитель­ные союзы и союзные слова. Отличие их (подчинительных союзов от союзных слов.)

Знать сведения из истории делового стиля. Приобрести навыки и умение, необходимые для написания делового письма.

Работа с текстом.

Особенности научного стиля

Высказывания известных людей.




16







Р.р. Деловой стиль. Деловое письмо.

Знать сведения из истории делового стиля. Приобрести навыки и умение, необходимые для написания делового письма.

Работа с текстом.

Особенности научного стиля

Высказывания известных людей.




17

18








Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Уметь определять каким членом предложения является указательное слово, значение придаточного предложения. Определять границы придаточного предложения.

Объяснительный диктант.

Подчинительные союзы.

Устный пересказ текста.




19







Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Изучить особенности сложного предложения с несколькими придаточными. Уметь отражать строение предложений в схемах.

Комментированное письмо.

Строение сложных предложений.

Выразительное чтение предложений.




20







Виды придаточных предложений.

Иметь представление о видах придаточных предложений, о способах их различия. Уметь определять вид предложения.

Анализ многозначных придаточных предложений.

Роль указательных слов.

Союзы.


Работа с текстом.

Интонация.






21

22








Р.р. Путевой очерк

Р.р. Сочинение в жанре путевого очерка.

Проследить, как построен очерк, какая мысль скрепляет все его части в единое целое. Уметь правильно определять главную мысль. Использовать знания по сложным предложениям в написании очерка.

Письменная работа.

Заглавие. Основная мысль.

Составление плана. Ключевые выражения.



Сочинение.




23







Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные.

Изучить придаточные подлежащные и сказуемные. Уметь определять границы главного и придаточного, знать особенности употребления их в речи.

Работа по вариантам.


Главные члены предложения.

Указательные слова.



Употребление в речи.




24







Придаточные определительные.

Изучить придаточные определительные. Уметь определять их в предложении, находить их в тексте. Освоить постановку знаков препинания.

Построение схем.

Определение как член предложения.

Роль сложных предложений в тексте.




25







Придаточные дополнительные.

Освоить придаточные дополнительные их особенности, использование при них глаголов, которые могут вводить цитаты. Знать роль их в устной и письменной речи.

Объяснительный диктант.

Дополнение как второстепенный член предложения.

Монологический рассказ по параграфу.




26







Придаточные обстоятельственные.

Знать использование одного и того же союза в различных видах придаточных. Уметь определять значения обстоятельственных придаточных. Совершенствовать пунктуационные навыки.

Комментированное письмо

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Его значение.

Работа с художественным текстом.




27







Придаточные обстоятельственные. Практическое занятие.

Знать использование одного и того же союза в различных видах придаточных. Уметь определять значения обстоятельственных придаточных. Совершенствовать пунктуационные навыки.

Комментированное письмо

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Его значение.

Работа с художественным текстом.




28







Присоединительные придаточные. Многозначные прида­точные предложения.

Изучить придаточные присоединительные. Уметь определять их в предложении, находить их в тексте. Освоить постановку знаков препинания. Уметь распознавать многозначные придаточные предложения.

Построение схем.

Союзы и союзные слова в СПП.

Роль сложных предложений в тексте.




29









Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения».

Понимать синонимику простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений. Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП». Орфографический и пунктуационный контроль.

Зачет. Словарный диктант.

Типы речи.

Текст. Языковые средства



Яз. средства как способ выражения отношения автора к высказываемому.




3031








Р.р. Изложение с элементами сочинения.

Уметь логически последовательно излагать текст, сохраняя авторский стиль; определять главную мысль, находить ключевые слова.

Письменная работа.

Заглавие. Тема. Связь предложений в тексте.

Изложение с элементом сочинения.




32







Р.р. Анализ изложения
















Второе полугодие










Сложные бессоюзные

предложения.













33







Понятие о сложных бессоюзных предложениях. Запятая и точка с запятой в них.

Познакомиться с основными признаками сложных бессоюзных предложений. Отработать ведущий прием изучения – сопоставление, сравнение с синонимичными ССП и СПП. Освоить знаки препинания в них, обращать внимание на интонацию.

Выборочный диктант.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Типы сказуемых.

Анализ главы из «Евгения Онегина»

Выразительное чтение.






34









Тире в сложном бессоюзном предложении.

На основе примеров самостоятельно сделать вывод, когда ставится тире в бессоюзном предложении. Сопоставить с союзными предложениями. Обращать внимание на интонацию. Усвоить навыки постановки знаков препинания.

Комментированное письмо.

Многозначность слов. Однокоренные слова.

Выразительное чтение стихотворения Рубцова «После грозы»




35







Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

На основе примеров самостоятельно сделать вывод о постановке тире в бессоюзном предложении. Сопоставить с союзными предложениями. Обращать внимание на интонацию. Усвоить навыки постановки знаков препинания.

Свободный диктант..

Повторение орфографии. Правописание сложных слов


Конструирование предложений по схемам.




3637









Р.р. Стили речи. Рассуждение в разных стилях речи.

Р.р. Выразительные особенности бессоюзных предложений.

Обобщить изученный материал по теме «Стили речи». Знать особенности каждого стиля. Структура рассуждения. Выявить особенности рассуждения в разных стилях. Уметь рассуждать на предложенную тему. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Письменная работа.

Неполные предложения. Тире в неполном предложении.

Сочинение-рассуждение в публицистическом стиле.




38







Обобщающий урок по теме «Бессоюзные предложения».

Обобщить и систематизировать изученный материал. Совершенствовать пунктуационные навыки.

Зачет.

Грамматические основы.

Знаки препинания.



Выразительное чтение. Работа с поэтическим произведением.




39







Повторим орфографию.

Обобщить и систематизировать изученный материал по орфографии.

Практикум.

Гласные в корне. Гласная после Ц. Гласная после шипящих. Дефисное написание.

Работа с текстом.




40







Повторим орфографию.

Обобщить и систематизировать изученный материал по орфографии.

Практикум.

Непроизносимые согласные. Правописание согласных. Н и НН и в прилагательных и причастиях.

Работа с текстом.




4142








Сложные многокомпонентные предложения. Пе­риод.

Обобщить и систематизировать полученные знания по синтаксису. Познакомиться с терминами сложные многокомпонентные предложении и период. Уметь определять виды связи, составлять схемы предложений.

Работа с текстом. Комплексный анализ.

Все виды придаточных. Сложносочиненные предложения.


Редактирование текста.




43







Практикум по теме «Сложные многокомпонентные предложения».

Совершенствовать пунктуационные навыки.













44








Обобщение изученного по теме «Сложное предложение».


Обобщение и систематизация изученного.

Зачет.

Словарный диктант.



Повторить простое предложение. Сложные союзные и бессоюзные предложения.

На материале художественных произведений.




45







Р. р. Урок – зачет по развитию связной речи.
























Предложения с чужой

речью













46







Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

Углубить знания о способах передачи чужой речи. Совершенствовать пунктуационные навыки. Освоить знаки препинания в предложении с прямой речью, разорванной словами автора.

Составить схемы предложений.

Повторить лингвистические термины.

Работа с художественным текстом.




47







Предложения с косвенной речью. Несобственно-прямая речь.

Развить и углубить понятие «косвенная речь». На основе сопоставления сделать вывод, что прямая и косвенная речь – синтаксические синонимы. Совершенствовать пунктуационные навыки. Разобрать понятие «несобственно-прямая речь».

Объяснительный диктант.

Повторить сложноподчиненные предложения.

Высказывания известных лингвистов.




48







Способы цитирования.

Освоить различные способы цитирования и знаки препинания при них. Уметь пунктуационно оформлять цитаты стихотворных произведений.

Комментированное письмо.

Обращения. Вводные слова.

Цитаты из стихотворных произведений.




49







Практическая работа по теме «Способы передачи чужой речи».

Обобщить и систематизировать полученные знания. Совершенствовать пунктуационные навыки. Уметь употреблять цитаты в письменной речи.

Практическое задание.

Прямая речь.

Цитата.


Косвенная речь.

Языковые средства.




50








Р.р. Анализ текста.


Проанализировать текст, определить лексическое значение неизвестных слов. Составить схемы сложных предложений с прямой речью.

Письменная работа

Дефисное написание слов. Наречия.

Н и нн в прилагательных и причастиях.

.




5152








Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Уметь составлять связное аргументированное высказы­вание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка.






















Общие сведения

о языке. Культура речи.













53

54








Р.р. Подготовка к уроку-конференции.

Р.р. Урок-конференция на тему «Русский литературный язык: его стили и синонимика»

Углубить знания об стилях русского языка и их особенностях. Уметь составлять тезисы и подготовиться к научному сообщению на выбранную тему. Углубить понятие о культуре речи.

Подбор высказываний о русском языке. Выступления учащихся.


Научный стиль. Научное сообщение.

Прямая речь. Цитата.




Устные выступления учащихся с сообщениями по выбранным темам.





55









Язык как развивающееся явление.


Развивать умение конспектирования, составления плана. Уметь рассуждать на темы: «Язык как развивающееся явление», «Роль языка в жизни общества» и др.

Словарный диктант.

Правописание НН в прилагательных и причастиях. Непроверяемых гласных и согласных.






5657








Р.р. Стили речи. Публицистический и художественный стили.

Р.р. Автобиография.

Углубить знания о стилях речи. Знать их основные признаки и особенности. Углубить знания о синонимах (всех видов), уметь размышлять и анализировать. Знать структуру автобиографии.

Словарный диктант.

Работа по тексту.



Разные виды разбора на основе художественного текста.


Стилевые особенности текста.













ВСПОМНИМ

ИЗУЧЕННОЕ!













58







Систематизация знаний по фонетике.

Систематизировать знания по фонетике. Правописание гласных в корне.

Комментированное письмо.

Правописание гласных в корнях, в суффиксах.

.




59







Систематизация знаний по орфографии.

Систематизировать знания по орфографии. Правописание согласных в корне и приставках. Уметь определять виды орфограмм в зависимости от частиречной принадлежности и структуры слова.

Комментированное письмо.

Правописание согласных в суффиксах и в корне. Трудные случаи правописания.

Развернутые ответы на лингвистические темы.




60







Систематизация и обобщение изученного по морфемике.

Совершенствовать навыки морфемного анализа слов. Закрепить знания о функции окончания, о формах слова, об однокоренных словах. Вспомнить написание гласных в приставках.

Словообразовательный разбор.

Словарный диктант.



Формы слова.

Правописание окончаний. Однокоренные слова. Правописания приставок.



Определить тему, основную мысль текста.




61







Систематизация и обобщение изученного по морфемике.

Систематизировать навыки морфемного анализа. Закрепить орфографические навыки. Правописание согласных в корне и приставке.

Комплексная работа.

Согласные в корне и в приставках. Способы обозначения мягкости.

Составить предложения по схемам.




62







Систематизация и обобщение изученного по морфологии.

Закрепить знания по морфологии. Знать основные признаки каждой части речи. Совершенствовать навыки правописания имен существительных и прилагательных, местоимений.

Комплексная работа по тексту.

Окончания им. сущ., прилагательных, местоимений. Дефисное написание этих частей речи.

Развернутые ответы на лингвистические темы.




63








Систематизация и обобщение изученного по морфологии.

Знать основные признаки наречия, глагола, деепричастия. Совершенствовать орфографические навыки.

Тест.

Признаки наречия, глагола, деепричастия. Причастные и деепричастные обороты.

Составить схемы предложений.




64







Практическое занятие по теме «Систематизация и обобщение изученного».

Проанализировать синтаксические, пунктуационные особенности текста. Выявить глаголы повелительного наклонения, сделать морфологический разбор.

Работа по вариантам.

Повелительное наклонение глагола.

Сравнит. степень прилагательных.



Устные рассуждения на лингвистические темы.




6566







Контрольный диктант.

Анализ диктанта.



Проверка знаний учащихся.

Контрольный диктант.










6768







Комплексная работа с текстом.

Обобщение и систематизация изученного материала за 9 класс.













6970







Резерв