Программа объединения по обучению игре на современной шестиструнной гитаре «Гармония» при Школе №4» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа подготовки детей к обучению в школе. Пояснительна записка 1 96.34kb.
Программа объединения «Кружевница» 1 322.77kb.
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Учебная... 1 179.98kb.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы решаем следующие... 1 38.15kb.
Советы родителям будущих первоклассников Критерии готовности ребёнка... 1 165.61kb.
«Речевая готовность детей к обучению в школе» 1 24.85kb.
Подготовка к школе это кропотливое занятие, и хорошие результаты... 2 336.47kb.
Рабочая программа творческого объединения составлена на основе «Программы... 1 182.43kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса умк... 1 153.74kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа детского объединения... 1 284.22kb.
Му «Управление образования Кунгурского муниципального района» на... 1 175.28kb.
Программа элективного курса Журналистика 1 107.42kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программа объединения по обучению игре на современной шестиструнной гитаре «Гармония» - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением предметов №4

Волжского района г. Саратова

Адаптированная авторская



ПРОГРАММА

объединения по обучению игре на современной шестиструнной



гитаре

«Гармония» при Школе №4»

Автор: Анатшев Валерий Павлович, старший вожатый

Возраст обучаемых: 12-17 лет


Саратов 2007


Пояснительная записка

Программа объединения по обучению игре на гитаре предназначена для ознакомления подростков с миром музыки, поэзии, чувств и настроений, всего прекрасного, что может ощущать человек. Через музыку, а непосредственно через гитару, подростки показывают свой внутренний мир, самовыражаются, и духовно обогащаются.

В этот активный возраст ( 12-20 лет) ребята стараются применить себя в чем-то: в искусстве, спорте, технике. Мы всегда рады встретить и помочь им выбрать подходящий вид досуга, в частности, в виде класса по обучению игре на гитаре. Данная программа рассчитана на 3 года обучения. В объединение могут записаться все желающие, начиная с 13 лет, желательно чтоб это были подростки не равнодушные к музыке и гитаре, с музыкальным слухом и чувством ритма.

Занятия проводятся индивидуально и коллективно. Коллективно (ансамбли) преимущественно с 2,3 года обучения. Занятия носят как теоретический, так и практический характер: теоретический: лекции и беседы, прослушивание фонограмм известных гитаристов; практический: игра учеников на гитаре индивидуально, с педагогом, в ансамбле с другими учениками, участие в концертах и досуго-массовых мероприятиях школы.

Каждое полугодие проводятся зачеты и срезы по знаниям и практическим умениям учащихся.

Цель программы

Формирование у воспитанников основ целостного эстетического мировоззрения, развития их творческих способностей и адаптация к условиям современного социума.

Задачи:

1.Обучить навыкам игры на шестиструнной гитаре.



2. Приобщить подростков к творческой деятельности через мир музыки и гитарного искусства.

3.Способствовать нравственно- эстетическому, духовному воспитанию подростков, прививать им любовь к искусству, музыке.

4.Умение работать в коллективе

5.Развивать в подростках самостоятельность, внимание, память,



музыкальные способности, фантазию.

Программа занятий на 1 год обучения

  1. Введение. Составление расписания занятий учащихся. Занесение
    данных об учащихся в журнал учета занятий. Беседа о технике
    безопасности при работе с инструментом и аппаратурой. Родительское
    собрание.

  2. История гитарного искусства. Классическая гитара от И.С. Баха до Ингви Мальстима. Групповые лекции на темы: Родина гитары.
    Предшественники гитары. Гитара в ХУП-Х1Х веках. Знаменитые
    гитаристы прошлого. Гитара в начале XX века. Электрогитара. Роль
    гитары в современной музыке.

  3. Устройство гитары и техника игры. Настройка. Групповая лекция на
    темы: Устройство гитары, составные части. Натяжка струн и настройка
    гитары. Открытый строй гитары. Индивидуальная практика. Посадка
    гитариста. Игра стоя. Положение пальцев правой руки при игре.
    Щипок. Пальцевая и медиаторная техника. Положение кисти и
    пальцев левой руки при игре. Растяжка. Упражнения на правую и
    левую руку

  4. Нотная грамота. Гаммы и ритм. Групповые занятия на темы: Нотный стан. Скрипичный ключ. Обозначение нот. Гаммы. Знак альтерации. Тон и полутон. Мажор и минор. Основные ступени лада. Главные ступени лада. Знаки при ключе. Тональность. Длительность нот. Что такое ритм? Размер и такт. Паузы. Лига и синкопа. Нота с точкой.
    Сложные размеры. Индивидуальные занятия на ритмические рисунки.

  5. Аккорды и интервалы. Аккордовая техника. Аккомпанемент.
    Индивидуальные занятия по темам: Интервалы. Консонансы и
    диссонансы. Построение аккордов. Мажор и минор в аккордах.
    Аккорды в различных тональностях. Прием баррэ. Аккорды с баррэ.
    Ритмический бой на гитаре. Акценты и глушенные звуки. Линия баса в
    аккордах. Гитара как аккомпанемент в песне. Ритм- гитара в ансамбле.

  6. Музыкальные пьесы и упражнения для развития левой руки.
    Индивидуальные занятия по темам: Гаммообразные упражнения.
    Упражнения для развития мизинца. Упражнения на растяжку.
    Упражнения на баррэ. Сочетание растяжки и баррэ.

  7. Зачет за первое полугодие. Подведение итогов 1 полугодия.
    Теоретический групповой зачет. Индивидуальный практический зачет.
    Родительское собрание.

  1. Музыкальные пьесы и упражнения для развития правой руки.
    Индивидуальные занятия: Арпеджио. Различные виды арпеджио.
    Пиццикато. Ногтевой и медиаторный способы игры на гитаре. Большой
    палец при игре на басовых струнах. Тремоло. Испанские приемы игры
    на гитаре. Произведения М. Джуманти, И.О. Баха и современных
    композиторов для развития правой руки.

  2. Мелизмы на гитаре. Техника исполнения. Практическое применение.
    Индивидуальные занятия по темам: Форшлаг, пул, хаммер. Отработка
    данных приемов. Трель, двойной форшлаг. Способы извлечения и
    отработки на примерах. Слайд, глиссандро, натуральный флажолет.
    Способы извлечения и отработка. Фулы, искусственный флажолет,
    тэппинг на электрогитаре. Их массовое применение в композициях
    современных гитаристов.

10.Мелодия. Основы вокального мастерства. Индивидуальные занятия по темам: Дыхание вокалиста. Диапазон голоса. Сольфеджио. Пение в два и три голоса. Академическое, фольклорное, эстрадное, джазовое исполнение. Особенности каждой манеры пения. Методика различных стилей.

11.Зачет за II полугодие. Подведение итога года. Участие в отчетных мероприятиях. Теоретический и практический зачеты по темам II полугодия. Отбор наиболее подготовленных учеников для отчетного концерта. Присвоение звания «ученик года». Концертная деятельность лучших учеников. Родительское собрание по итогам года.

12.Техническая работа с инструментом. В течение года проводится техническая работа с гитарами. Натяжка струн, настройка.

Программа занятий на II год обучения.

1.Отчет по заданиям на каникулы. Ознакомление учащихся с учебным планом на II год обучения.

Прослушивание музыкального материала, который был задан для самостоятельной работы на лето. Обмен мнениями и впечатлениями о

пройденном материале и прошедшем лете. Рассказ о планах работы кружка на II год обучения. Родительское собрание.

2.Основы выступления на сцене.

Групповые лекции на темы: Сцена и человек. Правила поведения на сцене.

Микрофон. Электроаппаратура. Техника безопасности при работе с ней. Зал, фактор волнения. Система зритель-исполнитель.

3.Обширный мир музыки. Стили и направления.

Групповые лекции на тему; Мир музыки. Основные стили и направления в музыке. Сочетание стилей. Смешанный стиль. Фьюжн. Прослушивание фонограмм в различных стилях музыки.

4. Классика. Особенности этого стиля.

Индивидуальные занятия по темам: Прелюдии, токкаты, фуг, сарабанды, габоты, рондо, симфонии-основные направления классике. Переложения на гитару произведений И.С. Баха, Н. Паганини, В. Моцарта, Л. Бетховена. Вальсы А. Иванова-Крамского, Ф. Карулли.

Романс С. Гомеса. Влияние классики на современных гитаристов. Нео­классика: Ингви Мальстим « Трилогия». Классика в рок-музыке.

5. Рок-музыка. Музыкальные черты стиля. Поэзия в роке.
Индивидуальные занятия по темам: Электрогитара. Гитарные приставки.
Зарождение рок-музыки. Анализ творчеств групп «Биттлз», «Лед зеппелин», «Дюп перпл», гитариста Джимми Хендрикса. Развитие рок-музыки.

Арт-рок, хард-рок, хард энд хэви, глэм-рок, панк-рок, поп-рок, трэш- особенности каждого из стилей. Появление СПИД-рока и высокотехничных команд


«Металлика», «Мегадет», «Айрон Мейдан», «Акцепт», «Сепультура». Поэзия в роке. Романтика и социальные темы. Русский рок. Рок как стиль жизни.
б.Русская народная песня. Этнические мотивы и фольклор других стран
мира.

Индивидуальные занятия на темы: Русская народная песня. Характер и особенности народной песни. Частушки и обрядовые напевы. Широкое применение русской песни в творчестве советских и российских композиторов. Фольклор народов входящих в состав Российской Федерации. Народные танцы. Динамические и тембровые оттенки фольклора на примере танца «Чардаш» Л. Монти.

7. Зачет за первое полугодие. Групповой теоретический зачет. Индивидуальный практический зачет.

8.Игра в ансамбле. Баллады. Резкий контраст настроений в балладной музыке.

Групповые и индивидуальные занятия по темам: Ритм в ансамбле. Тема и подголоски. Английские баллады из лютневой литературы ХУ1-ХУШ вв. Современные рок-баллады групп «Скорпионз», «Металлика», «Ария».

9.Латиноамериканская музыка. Триольность. Ритмические особенности. Групповые и индивидуальные занятия по темам: Ритмические рисунки латиноамериканской музыки. Афро-кубинские ритмы. Триольность. Перкуссия. Этнические мотивы Латинской Америки. К. Сантана, и его вклад в развитие популяризации латиноамериканской музыки в мире. Бас и ритм-гитара в стилях: латина, самба, босса-нова.

10. Темп. Скоростные пассажи и медленное соло. Индивидуальные занятия по темам: Отработка скоростных пассажей с метрономом. Быстрое соло. Мелкое ритмическое деление в медленных соло.

11 .Кантри и рок-н-ролл. Своеобразие этих стилей. Историческое прошлое кантри. Мелодика кантри. Гармоническая основа. Остинантность и диссонансы в стиле рок-н-ролл. Рок-н-рольный квадрат. Соло в «рок-н-ролле»



  1. Зачет за второе полугодие. Подведение итогов года. Участие в отчетных мероприятиях. Теоретический и практический зачеты. Задание на каникулы. Участие в культурно-массовых мероприятиях клуба и ДДТ. Родительское собрание по итогам года

  2. Техническая работа с инструментом ( В течение года).

Программа занятий на III год обучения.

1. Отчет по заданиям на каникулы. Ознакомление учащихся с планом на III учебный год.

Прослушивание музыкального материала, который был задан в качестве домашнего задания на лето. Беседа о планах на предстоящий учебный год. Родительское собрание.

2.Ритмика стиля «фанк». Ритм-гитара в этом стиле. Группа К.Н.Т.Р. Ритмические особенности стиля «фанк.» «Подвижность» настроения стиля «фанк». Бас и барабаны в «фанке». Ритм-гитара в «фанке». Фанк-рок и творчество группы К.Н.Т.Р. Джаз-фанк и творчечство Д. Уэклла и Чамберса. Авторские композиции А. Савина.

З.Речитатив «Рэп». Поэзия и музыка. Своеобразие этого стиля. Истоки возникновения «рэпа». Негритянский «рэп». «Рэп» в России. Речетатив. Творчество «Дельфина». Акцент на поэзию в стиле «рэп». Оригинальное соединение «рэпа» и классики. «Рэпсодии». Творчество группы «Пластелин».

4 Аккорды с надстройками. Аккордовое соло. Септаккорды и нонаккорды. Аккорды не терцового построения. Аккорды с задержанием и расщеплением. Аккордовое соло. Сложность аккордовых соло. Аккордовые соло в творчестве Д. Бенсона.

5.Аранжировка композиций в различных стилях. Инструментовка. Творческий анализ при аранжировке композиции. Примеры аранжировки одной композиции в различных стилях. Спецэффекты в аранжировках. Сведение, мастеринг. Введение в композицию оркестра. Инструментовка. 6.Джазовая гармония. Основы джаза. «Насыщенность» в гармониях джаза. Джазовые квадраты. Атональность в джазе. Сложность в джазовых гармониях. Применение в джазе аккордов с надстройками. Плавность гармонических переходов в джазовой музыке.

7.3ачет за первое полугодие. Родительское собрание. Теоретический и практический зачет по темам I полугодия.

8.Ритмические «чудеса» в джазе. Темповые колебания. Дабл-тайм, стоп- тайм. Сложные размеры 5/4, 7/8. Композиция Д. Брубека «Попробуем на пять». Джаз-вальс. Мелкие ноты в триолях. Триоль четвертями.

9.Соло в джазе. Джазовые темы. Пентатоника, хроматизм, гаммы-как основы построения джазовых сол. Октавные коды. Этнические мотивы в джазовых соло. Лирика в джазовых темах. Классические джазовые темы в сборнике «100 джазовых тем»

Ю.Композиция. Рождение мелодии. Гармоническая поддержка мелодии.

Ритмическая основа. Стилизация. Представление композиции в целом.

11.Импровизация. «Домашняя» импровизация и «сейшн» Истоки импровизации. Вариации. Джазовые импровизации. Заготовленная импровизация. Стандарты и шаблоны в импровизации.«Мгновенная» импровизация на ходу.«Сейшн».

12.Зачет за II полугодие. Родительское собрание. Подведение итогов года.

13.Техническая работа с инструментом

Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо иметь технический инвентарь:

гитару акустическую ( шестиструнную), электрогитару, усилитель,

колонки, микшерный пульт, гитарные приставки, микрофон, стойку под'

микрофон, метроном, набор медиатров, соединительные провода,

магнитофон, набор аудиокассет, нотная литература, пюпитры.



Особенности методики организации занятий.

Учитывая сложность учебного процесса по игре на гитаре, педагог должен использовать дифференцированный подход к учащимся. Следует использовать метод постепенного увеличения нагрузки на ученика. Каждый ученик по разному воспринимает, усваивает музыкальный материал, поэтому при обучении надо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Во время процесса обучения педагог должен распределить учеников в группы (ансамбли) согласно их вкусам, подготовленности, одаренности. Вообще процесс обучения игры на гитаре включает в себя как индивидуальные, так и групповые занятия. На индивидуальных занятиях делается акцент на конкретные трудности ученика. На групповых занятиях дается теоретический материал, прослушиваются фонограммы, рассматривается игра ансамбля в целом.




Прогнозируемый результат.

В результате обучения по данной программе- учащиеся получают музыкальное образование. В конце первого года обучения дети будут знать: историю гитарного искусства, устройство гитары, нотную грамоту, теорию построения аккордов, технику исполнения мелизмов основ вокального искусства.

Уметь настраивать гитары, правильно исполнять упражнения и пьесы согласно технике игры, играть аккордами, аккомпанировать исполнять мелизмы на гитаре, петь несложные песни.

В конце второго года обучения учащиеся будут знать: правила поведения на сцене, технику безопасности при работе с аппаратурой, основные стили и направления в музыке, основы классического стиля, рок-музыки, русской народной песни, латиноамериканской музыки, кантри музыки, рок-н-ролла.

Уметь: исполнять классические произведения, учитывая настроения образы классики, играть на электрогитаре, пользоваться гитарными приставками, исполнять роковые «рифы» на электрогитаре,

работать с тембром и динамикой, играть в ансамбле, работать с метрономом, играть гаммы «шестнадцатыми» в темпе 120 ударов в минуту, играть в стилях кантри, рок-н-ролл.

В конце третьего года обучения учащиеся будут знать: особенности стиля «фанк». Творчество коллективов играющих в стиле «фанк». Своеобразие стиля «рэп». Построение сложных аккордов. Технику аккордового соло. Основы аранжировки и импровизации. Правила композиции. Уметь: играть в стиле «фанк». Строить аккорды. Овладеть джазовой гармонией. Научиться импровизировать на заданные темы.


Литература, используемая при написании программы.

1.Л. Волков, в. Дерук « Твой друг гитара», 1970 год.



  1. Красинская , В. Утин ЭТМ Москва «Музыка» 1991 год.
    Программы для внешкольных учреждений. Москва
    «Просвещение» 1982 год.

  2. Н.Г. Кирьянов « Искусство игры на шестиструнной гитаре» Москва
    «Тоника» 1991 год

4.Э. Пухоль «Школа игры на гитаре» Москва «Советский композитор» 1989 год

  1. Репертуар группы « Металлика» 1984-1998 г. Москва ГИД.

  2. Джордж Бенсон « 20 лучших композиций» Москва ГИД.
    Т.Карлос Сантана «Лучшие композиции» Москва. ГИД.

8. Альберт Кинг ( Би Би Кинг) «Соло из нескольких композиций» Москва ГИД