Программа курса химии 9 класс - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету химия 8-9 классы 4 642.2kb.
Рабочая программа по химии 9 класс 1 157.89kb.
Рабочая программа по химии, 10 класс 1 192.53kb.
Тематическое планирование элективного курса по химии 1 43.91kb.
Данная программа элективного курса носит практическую предметную... 2 453.1kb.
Рабочая программа по химии для 8-9 классов. Учитель: Лукашевичус О. 1 307.28kb.
Программа элективного курса «Демография Тынды и Тындинского района»... 1 176.31kb.
Программа по химии 9 класс 2 269.9kb.
Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс Всего: 70 часов 1 165.82kb.
М. В. Курникова/ Рабочая программа учебного курса по математике для... 1 178.31kb.
Программа элективного курса по информатике для учащихся 9 классов 1 152.91kb.
Постановление От 13 июня 2013 г. №30 Об утверждении административного... 1 247.48kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программа курса химии 9 класс - страница №1/2



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ 9 класс

(разработана на основе

1.Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8-9 классы, 10-11 классы \Н.Н. Гара –М. Просвещение, 200854 с.

2.Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы: проект –М.: Просвещение, 2010 -48с – (Стандарты второго поколения)
Программа способствует формированию естественнонаучного образования подрастающего поколения.

Основной целью являются: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности; приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; а также в подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории

Задачи программы:

• Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.

• Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.

• Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.

• Раскрытие гуманистической направленности химии, её возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.

• Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.



Содержание курса
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ 8 КЛАССА (5 часов)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.

Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

Химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Расчёты по химическим урав-

нениям.

Тема 1. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (14 часов)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью: кислот, щелочей, солей (тепловые явления при растворении). Степень электролитической диссоциации (сильные и слабые электролиты).

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и об окислительно-восстановительных процессах.

Расчеты по уравнениям химических реакций для случаев, когда одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Демонстрации:


  1. Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.

  2. Сравнение электрической проводимости концентрированных и разбавленных растворов уксусной кислоты.

  3. Плакат «Количественные величины в химии».

  4. Транспаранты «Процессы окисления-восстановления».

Лабораторные опыты:

  1. Реакции обмена между растворами электролитов.

  2. Качественная реакция на хлорид-ион.

Практическое занятие: «Решение экспериментальных задач по теме «ТЭД».

Расчетные задачи: расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Т е м а 2. ПОДГРУППА КИСЛОРОДА (5 часов)

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода.

Понятие аллотропии на примере кислорода и серы.

Сера. Строение молекул, физические и химические свойства, применение.Серная кислота. Строение, свойства, применение. Качественная реакция на сульфат-ион.

Молярный объём газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации:


  1. Получение озона. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

  2. Плакат «Количественные величины в химии».

  3. Плакат «Взаимосвязь между физическими величинами».

Лабораторные опыты:

  1. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.

  2. Распознавание сульфат-иона в растворе.

Практическое занятие: «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Расчётные задачи:

  1. Расчёты с использованием понятия «молярный объём газа» по формуле и по уравнению.

  2. Расчёты по уравнению с использованием закона объёмных отношений.

Т е м а 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (6 часов)

Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры и катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации:


  1. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от площади поверхности соприкосновения (взаимодействие различных по размеру кусочков мела с кислотой), от концентрации и температуры (взаимодействие цинка с соляной кислотой разной концентрации и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при разных температурах).

Расчетные задачи: расчеты по термохимическим уравнениям.

Т е м а 4. ПОДГРУППА АЗОТА (13 часов).

Общая характеристика элементов подгруппы-азота.

Азот, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства азота: взаимодействие с металлами, водородом, кислородом.

Аммиак, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства аммиака: взаимодействие с кислородом, кислотами, водой, оксидами металлов.

Образование иона аммония. Соли аммония, состав, строение, физические и химические свойства: взаимодействие со щелочами, качественные реакции на ион аммония.

Применение аммиака.

Производство аммиака.

Азотная кислота, строение молекулы, физические и химические свойства, применение.

Производство азотной кислоты, круговорот азота.

Фосфор и его соединения (краткая характеристика).

Минеральные удобрения. Расчётные задачи на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации:


  1. Растворение аммиака в воде.

  2. Получение аммиака и его обнаружение.

  3. Качественные реакции на сухие соли аммония и нитраты, растворы аммиака.

  4. Плакат «Количественные величины в химии».

Лабораторные опыты:

  1. Качественная реакция на растворы солей аммония (взаимодействие их с растворами щелочей при нагревании).

  2. Ознакомление с азотными, фосфорными и калийными удобрениями.

Практическое занятие: решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота» (1 час).

Расчетные задачи: решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 5. ПОДГРУППА УГЛЕРОДА (5 часов)

Общая характеристика подгруппы углерода. Сравнительная характеристика углерода и кремния как химических элементов и как простых веществ. Аллотропия углерода и кремния.

Явление адсорбции.

Оксиды углерода (II) и (IV) и оксид кремния: строение молекул (тип связи, тип кристаллической решетки), физические и химические свойства (в сравнении). Применение оксидов.

Угольная и кремниевая кислоты, их соли. Строение, свойства. Качественная реакция на карбонат-ион.

Круговорот углерода в природе. Силикатная промышленность. Расчётные задачи на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.



Демонстрации:

  1. Поглощение углем растворенных веществ и газов.

  2. Получение оксида углерода (IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи.

  3. Получение кремниевой кислоты.

Лабораторные опыты:

  1. Качественная реакция на карбонат-ион.

  2. Ознакомление с образцами природных силикатов.

Расчетные задачи: вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Т е м а 6. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (3 часа)

Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства металлов. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от неё (обзорно).



Демонстрации:

1. Образцы металлов. Изучение их электропроводности. Модели кристаллических решеток металлов.

. 2. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, другими веществами.


  1. Опыты по коррозии металлов и защите их от коррозии.

Лабораторный опыт: рассмотрение образцов металлов.

Тема 7. МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ ПОДГРУПП I-III ГРУПП ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (5 часов)

Общая характеристика металлов главных подгрупп I—III групп Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (в сравнении). Натрий и кальций. Строение и свойства. Соединения натрия и кальция. Их свойства. Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов.

Демонстрации:


  1. Взаимодействие кальция и натрия с водой.

  2. Качественная реакция на ионы кальция и бария.

  3. Устранение жёсткости воды

  4. Взаимодействие алюминия с водой, кислотами, щелочью, солями.

  5. Механическая прочность оксидной пленки алюминия.

Лабораторные опыты:

  1. Ознакомление с важнейшими соединениями - солями натрия, калия, кальция.

  2. Ознакомление с образцами алюминия и его соединений.

Тема 8. ЖЕЛЕЗО - ЭЛЕМЕНТ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ VIII ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА

(3 часа)

Железо: строение, свойства. Характеристика соединений железа (II) и (III): оксиды,

гидроксиды, соли.

Природные соединения железа.



Демонстрации: природные соединения железа, получение гидроксидов железа (II) и (III), и

Т е м а 9. ПРОМЫШЛЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ (2 часа)

Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Основные способы промышленного получения металлов. Электролиз (обзорно).



Т е м а 10. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (б часов)

Понятие об органических веществах и органической химии. Многообразие органических веществ.

Основные идеи теории строения органических соединений по А. М. Бутлерову.

Понятие изомерии.

Предельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакция замещения). Применение предельных углеводородов. Понятие о гомологах и гомологических рядах.

Непредельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакция присоединения). Применение непредельных углеводородов.

Понятие о циклических углеводородах.

Природные источники углеводородов. Виды топлива.

Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).

Общие понятия об аминокислотах и белках.



Демонстрации:

  1. Некоторые свойства непредельных углеводородов (горение, реакция присоединения).

  2. Модели молекул некоторых органических веществ, схемы, таблицы.

  3. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».


Примерные направления проектной деятельности обучающихся.

1. Работа с источниками химической информации — исторические обзоры становления и развития изученных понятий, теорий, законов; жизнь и деятельность выдающихся ученых-химиков. 2. Овладение основами химического анализа. 3. Овладение основами неорганического синтеза.


Результаты освоения курса.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Мета предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

2) использование основных интеллектуальных операций:

формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения химической информации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1. В познавательной сфере:

•давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

•описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

•классифицировать изученные объекты и явления;

• наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

•делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

•структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

•моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере:

•проводить химический эксперимент.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

•оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.



Учебно-методический комплект:

1. Рудзитис, Г. Е. Химия. Неорганическая химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.: ил.

2.Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы –М. Просвещение, 2010 – 48с.

3. Радецкий, А. М Дидактический материал по химии 8-9 классы / А. М. Радецкий, -2-е изд.. - М.: Просвещение, 2010.-127 с.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8-9 классы, 10-11 классы \Н.Н. Гара –М. Просвещение, 200854 с.
Средства контроля


  1. Опрос (тематический, фронтальный)

  2. Расчетные задачи

  3. Работа по карточкам

  4. Практические работы

  5. Контрольные работы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



9 класс


№п\п

тема

часов

1

ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА 8 КЛАСС

5




периодический закон и периодическая система хим элементов в свете строения атомов







химическая связь. Строение вещества







основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли. Их состав, классификация, св-ва







расчеты по химическим уравнениям




2

ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ

14




электролиты и неэлектролиты, электрическая диссоциация. Степень эл диссоциации. Сильные и слабые электролиты







реакции ионного обмена







расчет по уравнениям хим р-ций, если одно из в-в дано в избытке







окислительно-восстановительные реакции







химические св-ва кислот, оснований, солей в свете ТЭД. Гидролиз солей







обобщение и систематизация знаний по теме «ТЭД», практикум







решение экспериментальных задач по теме «ТЭД»







контрольная работа




3

ПОДГРУППА КИСЛОРОДА

5




общая характеристика. Сера. Строение молекулы, физические и химические св-ва







соединения серы







закон Авогадро (молярный объем газов) объемные отношения газов при химической реакции




4

. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

6




тепловой эффект хим р-ции. Расчеты по термохимическим уравнениям







скорость химических реакций







химическое равновесие. Условия его смещения







обобщение и систематизация знаний. Решение задач







контрольная работа по теме 2 и 3




5

ПОДГРУППА АЗОТА

13




общая характеристика элементов подгруппы азота. Физические и химические св-ва







аммиак. Строение молекулы. Физические и химические св-ва. применение







решение задач на определение массовой доли выхода продукта от теоретически возможного







азотная к-та. Строение, св-ва, применение, получение







соли аммония . нитраты







фосфор и его соединения. Минеральные удобрения







обобщение и систематизация ЗУН. Практикум







решение экспериментальных задач







контрольная работа




6

5 ПОДГРУППА УГЛЕРОДА

5




общая характеристика подгруппы углерода. Углерод и кремний в сравнении. Хим св-ва углерода







оксиды углерода и кремния. Состав, строение, св-ва, применение







угольная и кремниевая к-ты. Карбонаты, силикаты.







решение задач на вычисление массы или объема продукта р-ции по известной массе или объему исходного в-ва, содержащего примеси







обобщение и повторение. Силикатная промышленность (обзорно)




7

ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ

3




общая характеристика металлов. Химические св-ва







обобщение и повторение ЗУН. Коррозия металлов (обзорно)




8

МЕТАЛЛЫ ГАВНЫХ ПОДГРУПП I-III ГРУПП ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

5




общая х-ка металлов I-III групп главной подгруппы (на примере натрия, кальция, алюминия)







соединения металлов главных подгрупп I-III групп – оксиды, гидроксиды, соли. амфотерность







обобщение и систематизация знаний







контрольная работа




9

ЖЕЛЕЗО – ЭЛЕМЕНТ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ 8 ГРУППЫ ПС ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д,И, МЕНДЕЛЕЕВА

3




железо и его соединения. практикум







решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Соединения металлов»




10

ПРОМЫШЛЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ

2




понятие о металлургии. Способы промышленного получения металлов. Электролиз (обзорно), его значение




11

ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

6




многообразие органических веществ







углеводороды. Природные источники углеводородов







кислородсодержащие органические в-ва (спирты, карбоновые кислоты)







кислородсодержащие органические в-ва (простые и сложные эфиры, жиры и углеводы)







белки







обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соединения»







ВСЕГО

68

следующая страница >>