Программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
С. А. Чубукова Программа курса «Духовное краеведение Подмосковья... 1 257.16kb.
Программа «Краеведение Асекеевского района Оренбургской области» 1 171.63kb.
Программа элективного курса по информатике для учащихся 9 классов 1 152.91kb.
Программа дополнительного образования детей «Элегия» Возраст обучающихся... 2 375.74kb.
Программа элективного курса по математике «Калейдоскоп неравенств» 2 589.51kb.
Программа элективного курса «Экономика: теория и практика» 1 117.45kb.
Данная программа элективного курса носит практическую предметную... 2 453.1kb.
Пояснительная записка к программе курса 2 681.56kb.
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура... 1 168.88kb.
Программа курса "За страницами учебника математики", предназначенного... 1 76.1kb.
Рабочая программа по экономике разработана на основе: «Основы экономической... 2 415.23kb.
Система очистки воды с реагентным обезжелезевателем 1 40.57kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» - страница №1/1


Согласовано

на заседании ШМО

учителей предметов

гуманитарного цикла

Протокол от 02. 09. 2011

№ 1


МОУ Туровская ООШ

Согласовано 

Зам. директора по УВР

И. Л. Разумная

03. 09. 2011

Утверждаю

Директор школы

И. В. Бульбас

04. 09. 2011




Программа курса

«Духовное краеведение Подмосковья»

в 8 классе.

Авторская программа Л. Л. Шевченко.

Учитель истории Н. А. Щербинкина.

2011- 2012 учебные годы.



Пояснительная записка.

Цели курса:

Духовно-нравственное воспитание и историко-культурологическое образование школьников в системе полного среднего образования, освоение ценностей русской и мировой культуры.



Задачи изучения предмета:

  1. Дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и её связи с историей родной земли;

  2. дать знания о христианской нравственной культуре, понимании христианами этически категорий добра и зла, смысла жизни. Показать примеры их воплощения в житиях святых и героях Отечества;

  3. способствовать решению задач нравственного воспитания школьников, формированию качеств патриотизма, ответственному отношению к святыням родной земли, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.



Методические рекомендации.

Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. Предмет даёт школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве. Изучение этого предмета обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память.



Основными критериями отбора материала являются:

    1. пригодность этого материала для достижения триединой цели обучения;

    2. соответствие этого материала познавательным способностям учащихся 8-9 классов.

    3. способность содействовать формированию ярких, образных представлений о прошлом России, раскрытию духовных основ русской истории.

    4. Дискуссионность, проблемный характер материала;

    5. Наличие учебных пособий, хрестоматий, дополнительной литературы;

    6. Соответствие рекомендуемой базовой программе


Содержание уроков всех тем включает следующие разделы:

  1. Основные понятия текста.

  2. Базовый текст.

  3. тексты информационно-расширяющего блока.

  4. тексты для закрепления материала и проверки знаний.

Уроки можно проводить в форме бесед, экскурсий.

На каждом уроке необходимо проводить работу с понятийным аппаратом темы. Для этого можно использовать тесты, творческие задания. Знакомство с базовым текстом осуществляется на основе рассказа учителя, беседы с учениками, самостоятельного чтения с последующим обсуждением материала.

Тексты информационно-расширяющего материала можно давать для самостоятельного изучения дома с последующим обсуждением на уроке.

Текущий контроль осуществляется на основе тестовых заданий, ответов на проблемные вопросы.

К итоговой проверке ученики должны подготовить творческие проекты. Это могут быть маршруты экскурсий, с пояснениями экскурсоводов, презентации, стенды, плакаты, которые будут выставлены и могут занять место в школьном музее. К посещению таких выставок можно привлекать родителей, представителей церкви.

Программа учебного предмета.(35 часов)

Часть 1.



Что такое религиозная культура?

Что изучает предмет, знакомство с основными понятиями. Этические нормы христианства, определение добра и зла.

1 час.

О христианстве и православии.

Как возникла христианская религия. Содержание православной религии. Источники христианской духовной культуры. Библия, Ветхий Завет, Новый Завет. Христианская антропология, Христианское учение о спасении.

3 часа.

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края.

Христианские святые, понятие святости. Литература Древней Руси о христианском понимании красоты. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие». Маршрут «Храмы Подмосковья, названные в честь святых».

2 часа.

Особенности православной культуры.

Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства Древней Руси. Креационная теория сотворения мира. Исторические свидетельства описанных в Библии событий.

1 час.

Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры.

Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан, грех и добродетель. Пути к добродетельной жизни. Смысл монашеской жизни. История русского монашества. Святые Антоний и Феодосий Печерские.

Как возводились русские монастыри? Отражение христианского мировоззрения в произведениях великих русских художников, писателей и поэтов.

2 часа.


Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Как создавалась Библия? Библейские истории в произведениях православной культуры. Отражение содержания Священной истории в Богослужении. Маршрут краеведения: село Холмы.

3 часа.
Язык древнерусского искусства.

Крест, голубь, рыба, нимб и др. Смысл почитания креста. Пожертвование, жертва, жертвенность.

1 час.

Древнерусское зодчество.

Храм- дом посвящённый Богу. Внешняя красота храма. Основные части храма и их символический смысл. Храмы Подмосковья и события Священной истории. Правила поведения в храме.

1 час.

Религиозная живопись, как разговаривает икона.

Икона – окно в мир невидимый. Кому посвящались христианские иконы? Спас Нерукотворный, фреска, мозаика. Иконы Подмосковья.

1 час.

Письменные источники. Церковнославянский язык.

Буквы на предметах и иконах. Церковнославянская азбука. Кирилл и Мефодий. Псалтырь, летописи, жития святых. Монастырь – центр просвещения.

2 часа.
Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья.

Северное Подмосковье.

Житие Преподобного Сергия Радонежского. Троице-Сергиева Лавра. Архимандрит Дионисий, Святитель Алексий, Авраамий Палицин. Патриарх Гермоген,

2 часа.

Западное Подмосковье.

Савва Сторожевой, г. Звенигород, Собор Успения Пресвятой Богородицы. Иконы А. Рублёва Спаситель, Апостол Павел. Маршрут по местам прославления Архистратига Михаила.

1 час.

Южное Подмосковье.

Князь Владимир Храбрый. Высоцкий монастырь, Преподобный Афанасий Высоцкий. История иконы Неупиваемая Чаша. Святитель Варсонофий Тверской, мученики Флор и Лавр.

2 часа.

Восточное Подмосковье.

Чудотворец Николай Мирликийский. Добродетели кротости и смирения. История Николо-угрешского монастыря. Храмы в честь святителя Николая.

1 час.

Святыни Дмитровской земли.

История Города Дмитрова. Дмитрий Солунский. Святые Борис и Глеб. Святой Константин Великий. Георгий Победоносец.

1 час.

Святыни Коломенской земли.

Святая Параскева. История Богородице-Рождественского монастыря. Икона Богородицы «Феодоровская». 1 час.


Западное Подмосковье – крепость христианской веры.

Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.

1 час.

Западное Подмлсковье, Русский Иерусалим патриарха Никона.

Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина, как мера ценностей жизни. Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе.

2 часа.

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай.

О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Притча о драгоценной жемчужине. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины.

1 час.

Западное Подмосковье. Бородинский спас.

История одной семьи и одного монастыря. Смоленская икона Божьей Матери на Бородинском поле.

1 час.

Новомученики и исповедники земли российской.

Разрушение духовной культуры. Убийство царской семьи, гонения на церковь, патриарх Тихон.

2 часа.

Иконы Божьей Матери в истории христианской православной культуры.

Что такое чудотворная икона, земная жизнь Пресвятой Богородицы.

1 час.

Защита проектов.



2 часа.
Основные умения и навыки.

Каждая тема курса нацелена на овладение определёнными приёмами и навыками учебной деятельности.

Учащиеся должны научиться описывать событие, памятник культуры, давать характеристику личности, оценивать поступки, сопоставлять, сравнивать с указанным признаком, объяснять явления духовной жизни с использованием примеров и иллюстраций, давать объяснения на основе аналитического или синтетического характера, решать разноуровневые познавательные задачи.

Учащиеся должны пополнить свой словарный багаж целым рядом специфической терминологии церковного общечеловеческого содержания.

Кроме указанных специфических навыков курс призван развивать и такие общеучебные мыслительные навыки как сравнение, поиск цели и методов её достижения, описание личности, описание памятника культуры, анализ противоречий, обобщение сходных признаков и явлений, определение причин и последствий явлений.

Ожидаемые результаты.

Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры – русских монастырях, о произведениях религиозного искусства, (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества). Школьники должны получить представление о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни.

Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории как образцы нравственного поведения.


Количество часов в соответствии с учебным планом 35 ч.

Количество часов в соответствии с учебным планом 32ч.



темы


№ урока

Названия тем

Кол-во

часов


Дата.







Часть 1. О предмете «Духовное краеведение Подмосковья. (История христианской православной культуры)».







1

1

Что такое религиозная культура?

1




2,1

2,3,4

О христианстве и православии.

3




2,2

5,6

Крещение Руси и распространение христианства в Подмосковье.

2




2,3

7

Особенности православной культуры.

1




2,4

8,9

Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры.

2




2,5

10-12

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

3




3.

13

Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры.

1




4

14

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.

1




5

15,16

Религиозная живопись. Как разговаривает икона.







6




Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.

2







17

Контрольная работа.

1










Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья6 образы и духовный смысл.







7

18,19

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – преподобному Сергию Радонежскому.

2




8

20

Западное Подмосковье.

1




9

21,22

Южное Подмосковье. Серпуховский князь Владимир Храбрый. Высоцкий монастырь.

2




10

23

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь

1




11

24

Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли.Борисоглебский монастырь.

1




12

25

Святыни коломенской земли

1




13

26

Западное Подмосковье. Иосифо-Волоцкий монастырь

1




14

27,28

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона.

2




15

29

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь св. Екатерины.

1




16

30

Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря.

1




17

31,32

Новомученики и исповедники земли российской.

2




18

33

Иконы Божьей Матери в истории духовной культуры Подмосковья.

1








34,35

Защита проектов.

2





Список литературы.

  1. Азбука православного воспитания. – М., 1997.

  2. Библия. Издание Московской Патриархии. – М., 1995 .

  3. Л. Л. Шевченко. Духовное краеведение Подмосковья, /методическое пособие для учителя/. М., 2007.

  4. Л. Л. Шевченко. Духовное краеведение Подмосковья. /учебное пособие для учащихся/.М. 2007 г.

  5. Православные святыни. Надежда Ионина, РООССА. 2010 г.